Цель, объект и предмет исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель, объект и предмет исследования.



Целью настоящего исследования является изучение организации работы Бюро в условиях ЧС, связанной с массовой гибелью людей и непосредственно роли главной медицинской сестры в организации этой работы.

Объект исследования: работа ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в чрезвычайных ситуациях с массовой гибелью людей на территории Республики Карелия.

Предмет исследования: роль главной медицинской сестры в организации обеспечения бесперебойной работы Бюро СМЭ в чрезвычайных ситуациях с массовой гибелью людей.

Новизна работы.

Впервые в Республике Карелия формируется модель действий главной медицинской сестры Бюро судебно-медицинской экспертизы Республики Карелия для обеспечения работы Бюро в чрезвычайной ситуации с массовой гибелью людей, применительно к Республике Карелия.

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Общая часть.

В обыденной жизни все отклонения от обычного, нормального хода событий люди склонны относить к чрезвычайным ситуациям. В широком смысле слова, под чрезвычайной ситуацией (ЧС) (Приложение №1) понимают обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среды, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Медицинскими последствиями чрезвычайных ситуаций являются санитарные потери среди населения, стрессовые нарушения психики у людей в очаге поражения, осложненная санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка в районе ЧС, дезорганизация системы управления территориального здравоохранения, потери медицинских сил и средств. [14,17,20]

Ликвидация чрезвычайной ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья граждан, на снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных опасных факторов. Аварии и катастрофы на различных объектах промышленности, транспорте и т.д. уносят десятки тысяч жизней и требуют не только экстренных мер в сложившейся ЧС, но и слаженной работы правоохранительных органов, каждой службы, в том числе и судебно-медицинской. [17,20]

Для примера ниже приведен краткий список наиболее резонансных техногенных катастроф в России в 2007-2011 годах. 2007 год, 19 марта. Взрыв метана на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области. Погибло 110 человек. 2008 год, 14 сентября. Падение Boeing-737 у Перми. Погибло 88 человек. 2009 год, 17 августа. Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, погибло 75 человек. 2010 год, 9 мая. Катастрофа на шахте «Распадская» в Кемеровской области. Погиб 91 человек, ущерб составил порядка 300 миллионов долларов. 2011 год, 10 июля. Катастрофа с теплоходом «Булгария» на Волге. 122 человека погибли. 2011 год, 7 сентября. Крушение самолета ЯК-42 в Ярославле. Погибло 44 человека – практически в полном составе хоккейная команда «Локомотив». 2011 год, 18 декабря. В Охотском море при транспортировке затонула буровая платформа «Кольская». Погибло и пропало без вести 53 человека. Авиакатастрофа, произошедшая в Республике Карелия, дополнила этот трагический список. В ночь с 20 на 21 июня 2011 года под Петрозаводском, не долетев до аэропорта Бесовец, потерпел катастрофу самолет Ту-134 авиакомпании «РусЭйр», совершавший рейс по маршруту Москва-Петрозаводск. Самолет совершил жесткую посадку на автодорогу Петрозаводск-Суоярви. При посадке самолет разрушился и загорелся. На борту находились 52 человека, 44 человека погибли на месте и еще 3 человека скончались в больницах от полученных травм.

 

Место падения самолета

И еще одна трагедия произошла в Карелии. 8 июля 1990 года, вечером, на неохраняемом переезде железной дороги Петрозаводск — Суоярви на 15 километре трассы пассажирский автобус, следовавший по маршруту Падозеро — Петрозаводск, столкнулся с пригородным поездом № 6383, следовавшим из Суоярви в Петрозаводск. Из более 80 пассажиров автобуса в катастрофе погибли 35 человек.

Обелиск, недалеко от места трагедии.

Пример работы судебных медиков при ликвидации террористического акта.

На сегодняшний день реальную угрозу для многих стран, в том числе и для России, представляет международный и внутренний терроризм, приобретающий характер войны в планетарном масштабе, рост которого приводит к гибели большого количества людей на всех континентах. В последние годы появился новый вид терроризма, который нацелен на совершение крупномасштабных террористических акций против мирных граждан: трагедия 11 сентября 2001 года в США, захват заложников в театральном центре в Москве или террористическая акция 1 сентября 2004г. в Беслане.[4,18,23,24,31]

Проследим поэтапное осуществление работ судебными медиками по ликвидации последствий террористического акта в г. Беслане. А так же увидим на этом примере, какие могут возникать проблемы и сбои в этой работе. После получения сообщений о вынужденном штурме школы № 1 в г. Беслане для освобождения заложников, около 15-ти часов 3.09.2004г. сотрудниками прокуратуры была дана команда прибыть судебно-медицинским экспертам на место происшествия. По прибытии 9-ти экспертов на место происшествия было установлено, что продолжаются активные боевые действия в районе школы, идет стрельба, здание школы окутано клубами дыма, в связи, с чем производить осмотр трупов не представлялось возможным. Вместе с тем было установлено, что часть погибших перенесена на территорию Бесланской больницы, где расположено Правобережное районное отделение БСМЭ и находится морг с одним секционным столом. Эксперты переместились на территорию больницы, где стало очевидно, что проводить работу по исследованию уже доставленных 74-х трупов в имевшихся условиях невозможно, при учете того, что ожидалось поступление не меньшего количества погибших. По согласованию с работниками прокуратуры, заместителем начальника бюро решено было произвести перевозку трупов в г. Владикавказ и начать работу в морге БСМЭ. Эксперты вернулись на рабочие места в бюро, потеряв три часа времени, так как не было координатора работы на этом этапе. К моменту возвращения экспертов во Владикавказ в морг БСМЭ уже было доставлено 5 трупов из Беслана, исследование которых было начато дежурным экспертом и ассистентом кафедры после обозначения их номерами с 1-го по 5-й, так как с места происшествия они были доставлены без маркировки. Доставка погибших регистрировалась в журнале поступлений трупов по сквозной нумерации, а затем в ходе исследования трупов регистрация производилась под двумя номерами: порядковым по журналу исследований и номером доставки с места происшествия. Поскольку с места происшествия 3-го сентября 2004 года было доставлено 74 трупа, произошло использование первых 74-х номеров. Указанные трупы не были осмотрены на месте происшествия следователями прокуратуры, поэтому перед судебно-медицинским исследованием производился совместный наружный осмотр экспертами и следователями на территории бюро СМЭ. Стало известно также, что 3 трупа с места происшествия были забраны родственниками погибших и в последующем, 4-го и 5-го сентября, осматривались следователем и экспертом на дому. Работа по исследованию доставленных трупов проводилась практически всю ночь, и параллельно с этим происходило опознание трупов, в том числе и сотрудников МЧС и спецподразделения «Альфа», тела которых были выданы для транспортировки к месту службы в 6 часов утра 4.09.2004 г. с оформлением врачебного свидетельства смерти. В ходе выполнения большого объема работы при наличии трех секционных столов в морге бюро СМЭ и двух - в патологоанатомическом, при отсутствии достаточного количества мест в холодильных установках и ожидаемого большого потока тел погибших, стало ясно, что осуществление полного исследования трупов не возможно, в связи с чем, совместно с прокуратурой было принято решение проводить экспертизы по наружному исследованию. Прибывшим в г. Владикавказ по приказу Минздравсоцразвития РФ и.о. директора РЦ СМЭ МЗ и СР РФ проф. Клевно В.А. в ранге руководителя рабочей группы судмедэкспертов для производства судебно-медицинских экспертиз трупов сформирована бригада врачей судебно-медицинских экспертов из 27 человек. Работа была организована в четыре этапа. Первый этап: осмотр трупа на наличие телесных повреждений с оформлением протокола осмотра трупа. Второй этап: предъявление трупа для опознания родственниками с оформлением протокола опознания. Третий этап: назначение судебно-медицинской экспертизы трупа с вынесением постановления. Четвертый этап: производство судебно-медицинской экспертизы с оформлением «Заключения эксперта» (в черновике) и выдачей медицинского свидетельства о смерти. В 10 часов утра 4-го сентября работа по исследованию ранее доставленных трупов была продолжена, а к 11-ти часам стали поступать трупы с места происшествия в школе №1 г. Беслана, осмотренные и маркированные вновь с 1-го номера двумя экспертами Правобережного межрайонного отделения и следователями прокуратуры. Это было второе нарушение маркировки трупов, так как номера доставленных с места происшествия стали повторяться до 74 номера. Трупы были доставлены сотрудниками МЧС на грузовых автомашинах. При осуществлении разгрузки и размещении трупов на территории двора БСМЭ, несмотря на требования экспертов, не была осуществлена сортировка тел на группы по половому и возрастному признаку: «мужчины, женщины, дети», в связи, с чем в дальнейшем возникли сложности при проведении опознания. Кроме того, наличие повторяющихся номеров вынудило экспертов произвести свою повторную маркировку вновь доставленных тел, с учетом уже обозначенных ранее номеров. Таким образом, каждый труп, доставленный с 4-го сентября, имел двойную нумерацию поступления и порядковый номер по журналу регистрации исследованных трупов (всего три номера). Поскольку количество поступивших 4 сентября тел погибших значительно превзошло, все ожидаемые прогнозы и произошло заполнение практически всей территории двора БСМЭ, было решено производить наружное исследование трупов вне здания. Для этой цели формировались бригады в составе: следователь прокуратуры, эксперт, лаборант, каждой из которых определялся объект исследования, в соответствии с порядковым номером поступления. Работа велась планомерно, в соответствии с Правилами исследования трупов неустановленных лиц при наличии постановления на производство экспертизы с регистрацией в журнале исследования трупов. В связи с тем, что перед зданием Бюро скопилось большое количество родственников погибших, требовавших опознания и выдачи мертвых тел для погребения, прокуратурой было принято решение сначала произвести опознание, а потом уже исследование опознанных трупов. На этапе опознания не выполнены требования экспертов производить опознание тел небольшими группами родственников, чтобы не создавать столпотворения и исключить возможность ошибки при опознании, так как большинство тел было разрушено или подверглось воздействию открытого пламени до неузнаваемости, как и 13 трупов лиц, расстрелянных с 1 по 3 сентября, выброшенных из здания школы и обнаруженных с далеко зашедшими гнилостными изменениями. Невыполнение этого требования привело к ошибочным опознаниям, в основном неблизкими родственниками, и сопровождалось либо возвратом в БСМЭ уже «опознанных» трупов, либо к более позднему опознанию уже захороненных трупов на основании генетического исследования. Опознания происходили по существующим методикам, с указанием особых примет, стоматологического статуса, с описанием сохранившихся частей одежды, в сомнительных случаях с определением групповых свойств крови по системе АВО. Следует отметить, что отсутствие условий для производства экспертизы и хранения большого количества трупов, привели к сбою в работе в связи с изменениями погодных условий. Так, 4-го сентября, в солнечную погоду, работа экспертов и следователей осуществлялась под открытым небом. 5-го сентября произошло резкое снижение температуры окружающей среды, пошел дождь, затрудняющий продолжающуюся работу бригад, так как опознание родственниками тел погибших, находящихся в полиэтиленовых мешках, не прекращалось. Последовали жалобы родственников погибших, на отсутствие элементарных условий для сохранения трупов и опознания их. 6-го сентября сотрудниками МЧС по запросу прокуратуры были предоставлены палатки и тенты, под которые были перемещены остававшиеся неопознанными трупы, было организовано электрическое освещение их. Переноска трупов производилась солдатами, которым не были полностью разъяснены задачи максимального сохранения опознавательных элементов, что при неоднократном грубом перемещении тел привело к утрате фрагментов одежды, заколок, бантиков, обуви и других предметов, важных для процесса опознания. Новое изменение погодных условий привело к необходимости привлечь для сохранности трупов авторефрижераторы, которые оказались крайне неудобными в процессе опознания. Загруженные в них тела неоднократно выгружались на улицу, при этом неминуемо терялись опознавательные элементы, в частности такие, как зубные протезы. Терялись также бирки с маркировочными номерами, что приводило к неоднократным осмотрам одних и тех же трупов разными экспертами в разные дни. В связи с этим трупы были помещены в железнодорожные вагоны-рефрижераторы, размещенные на товарном дворе, с проведением их сортировки по возрастному и половому признакам. Продолжение процесса опознания было организовано на товарном дворе с участием выделенных для этих целей судебно-медицинских экспертов. Следует отметить, что сведения об идентификационных признаках разыскиваемых лиц и их фотографии родственниками погибших предоставлялись в прокуратуру. При проведении опознания, эксперты и следователи, непосредственно участвующие в этом процессе, ориентировались только на скудные устные сведения родственников в момент осмотра трупов, без предварительной систематизации поисковых признаков, что значительно затруднило работу опознающих бригад и искусственно увеличило количество неопознанных трупов. Помимо изложенных выше факторов, осложнивших работу экспертов, большие трудности вызывало отсутствие единого информационного центра. Данные о погибших, включающие в себя сведения о количестве взрослых и детей, количестве и списках опознанных в разные временные промежутки, причинах смерти требовались у экспертов различными структурными подразделениями: Минздрав РСО-Алания и РФ, Минтруда РСО-А, МЧС разных уровней, МВД, прокуратура, а также представителями СМИ не только РФ и РСО-А, но и других стран. Поскольку специально выделенных для этих целей сотрудников Бюро СМЭ в наличии не было, приходилось заниматься и этим видом деятельности, отвлекающим от основной работы. При сверке сведений, полученных указанными подразделениями не только в Бюро СМЭ, но и в прокуратуре без учета времени поданной информации, возникали недоразумения по поводу расхождений полученных данных, разрешение которых также требовалось от сотрудников Бюро, что вносило в работу нервозность и предполагало дополнительные затраты времени. Тела погибших выдавались после получения от следователей протоколов их опознания, а выдача врачебных свидетельств о смерти начала производиться с 9-го сентября 2004 года, после предоставления документов, удостоверяющих личность погибших. Это позволило корректировать списки погибших и избежать ошибок в оформлении судебно-медицинской документации, так как при опознании, родственниками нередко указывались имена и фамилии погибших, не соответствующие их паспортным данным и свидетельствам о рождении. Всего в Бюро СМЭ МЗ РСО-Алания было исследовано 329 трупов погибших в результате террористического акта. Поскольку смерть заложников происходила в условиях очевидности, и для сотрудников прокуратуры установление конкретной причины смерти не являлось остро необходимым, была проведена экспертиза трупов по наружному осмотру, установлены только факторы, приведшие к смерти. Работа судебных медиков завершилась, как полагается, оформлением Заключений экспертов, включающих фототаблицы. [4,18,24] Бесчеловечный террористический акт, произошедший в г. Беслане, унес многие жизни ни в чем не повинных людей. Но, несмотря на огромное количество жертв в г. Беслане, судебные медики РСО-Алании работали дружно и слажено.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.007 с.)