Современные международные отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные международные отношения



СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

(ГЛЕБОВ Г.И., МИЛАЕВА О.В.)

ВВЕДЕНИЕ
ТЕМА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Понятие о международных отношениях
2. Типология международных отношений
3. Основные научные школы международных отношений.
Источники и литература
Контрольные вопросы
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Распад Ялтинско-Потсдамской системы и формирование новой системы международных отношений
2. Проблема структуры современной системы международных отношений: монополярность, многополярность, биполярность
3. Субъекты современных международных отношений
Источники и литература
Контрольные вопросы
ТЕМА 3. ПРОБЛЕМА ГЛОБАЛИЗАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
1. Предпосылки, содержание, противоречия глобализации
2. Влияние глобализации на трансформацию международных отношений
3. Россия в процессах глобализации
Источники и литература
Контрольные вопросы
ТЕМА 4. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ
1. Международная безопасность и её военные аспекты
2. Проблема конфликтов
3. Проблема права в международных отношениях
Источники и литература
Контрольные вопросы
ТЕМА 5. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Геополитическое положение и внешнеполитические ресурсы новой России
2. Внешняя политика РФ в 1990-е годы.
3. Внешняя политика России в начале 21-го века.
Источники и литература
Контрольные вопросы
ТЕМА 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1. Образование Содружества Независимых Государств. Становление отношений Российской Федерации со странами СНГ
2. Интеграционные процессы в странах СНГ
Источники и литература
Контрольные вопросы
ТЕМА 7. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США
1. Генеральные принципы внешней политики США. Концепции глобального лидерства США на рубеже XX-XXI веков
2. Внешнеполитическая стратегия американских администраций 1990 – 2000 гг.
3. Российско-американские отношения в 1990 – 2000-е гг.
Источники и литература
Контрольные вопросы
ТЕМА 8. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЕВРОПЕ
1. Регионализация и интеграционные процессы
2. Этапы эволюции ЕС
3. Правовая основа Евросоюза
4. Взаимоотношения ЕС и России
Источники и литература
Контрольные вопросы
ТЕМА 9. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ
1. АТР в международной системе. Стратегия США в регионе
2. Внешняя политика Китайской Народной Республики
3. Позиции РФ в регионе. Российско-японские и российско-китайские отношения.
Источники и литература
Контрольные вопросы
МА 10. МНОГОСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1. Многосторонние международные институты и международные организации
2. Роль ООН в международных отношениях. Проблема реформы ООН
3. Миротворческая деятельность ООН
Источники и литература
Контрольные вопросы

 

ВВЕДЕНИЕ

Международные отношения как научная дисциплина возникла в начале XX века. Ее развитие было вызвано острой необходимостью осмыслить причины Первой мировой войны и стремлением избежать подобного в будущем. В центре внимания специалистов по международным отношениям оказалась сфера межгосударственного взаимодействия. Молодость научной дисциплины «международные отношения» объясняет причину существующего мнения о ее несамостоятельности.
О существовании предмета международных отношений свидетельствует наличие целого ряда проблем, сущность которых, при всем богатстве взаимосвязанного и взаимозависимого мира, не сводится к внутриполитическим отношениям. Речь идет о разных видах политической деятельности, которые используют разные средства (например: армия, военная стратегия и дипломатия во внешней политике; полиция, государственное право и налоги — во внутренней), обладают разными возможностями (если политика — сфера рисковой деятельности, то во внешней и международной политике степень риска неизмеримо более высока, чем во внутренней); осуществляются в разных средах (в международных отношениях, являющихся средой внешнеполитической деятельности, нет монополии на легитимное насилие: соответствующие акции ООН далеко не бесспорны и легитимны по большей части лишь для ограниченного круга членов международного сообщества). Тем самым международные отношения предстают как автономная политическая дисциплина, имеющая собственный предмет исследования.
Материал, предлагаемый в учебном пособии, охватывает исторический период с 40- годов XX века по 2010 год. В соответствии с государственным образовательным стандартом, структура данного курса включает несколько крупных тем, раскрывающие базовые категории международных отношений, внешней политики. В рамках данного хронологического периода в качестве введения в проблематику рассматриваются вопросы теории международных отношений, основные категории и концепции, эволюция взглядов на международные отношения, как отечественных, так и зарубежных авторов, методология анализа системы международных отношений. Основным содержанием пособия является рассмотрение систем, направлений, блоков, институтов, тенденций современных международных отношений в рамках означенного хронологического периода, а так же анализ особенностей процесса глобализации.
Особое внимание при анализе материала уделяется положению Российской Федерации и стран СНГ в современной системе международных отношений и на геополитической карте мира.
В курсе рассматривается внешняя политика ведущих государств современного мира в основных региональных подсистемах, особое место уделено анализу внешней политики России в контексте современных международных отношений.

Главной целью учебного пособия по курсу «Современные международные отношения» является формирование у студентов знания и понимания проблем и процессов, развивающихся в современном мире, в терминах и понятиях теории и практики международных отношений.

Задачи курса «Современные международные отношения»:
1. сформировать у студентов системное, комплексное видение современных международных отношения;
2. подвести к пониманию сущности основных проблем и тенденций в развитии современных международных отношений и мировой политики;
3. научить студентов анализировать внешнюю политику национальных государств в контексте современных международных отношений;
4. дать четкое представление об основных направлениях и задачах внешней политики России, о ее концептуальных основах;
5. ознакомить студентов с основами деятельности ведущих международных организаций и многосторонних институтов;
6. сформировать у студентов представление о роли информации в системе международных отношений, о задачах информационного обеспечения внешней политики России.
Целью преподавания дисциплины является подготовка специалиста, владеющего основополагающими знаниями в области международных отношений и способного применить эти знания на практике. Общим результатом изучения курса должно стать овладение студентом основных навыков, необходимых современным специалистам в области общественных наук и общественных отношений. Для специалиста это необходимо в случае контактов с представителями иностранных государств и международных структур, при работе в организациях, имеющих деловые отношения с зарубежными партнерами.

 

ТЕМА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Понятие о международных отношениях
2. Типология международных отношений
3. Основные научные школы международных отношений.
Источники и литература
Контрольные вопросы

 

 

Все это позволяет сделать вывод, что определяющей тенденцией развития международных отношений, несмотря на все кризисы, провалы и отступления, является сближение стран и народов в едином глобальном пространстве. 3. Россия в процессах глобализации

Существуют кардинально-противоположные точки зрения на вопрос о влиянии глобализации на международный статус России: от признания необходимости максимального включения в глобализационные процессы как объективные и необратимые, до признания глобализации прямой угрозой национальной безопасности, целостности и суверенитету государства.

Положительную оценку процессам глобализации дают лишь 20% наших соотечественников, тогда как в их отрицательном влиянии на жизнь нашего общества уверены 32% россиян - показал опрос, организованный Исследовательским центром портала SuperJob.ru. Процессами, сопровождающими всемирную интеграцию, недовольны 32% опрошенных.

Негативным моментом для оценки глобализации явилась реализация политико-экономического курса на так называемое «вхождение в мировую семью народов», проводимого с середины 1980 годов и направленного на привлечение в Россию иностранных инвесторов и капитала, согласие на глубокое разоружение фактически в одностороннем порядке и на многое другое, что связано с реализацией внешнеполитического курса «с опорой на Запад». В результате, при решении ключевых проблем глобального экономического сотрудничества и в рамках «большой восьмёрки» и в рамках большинства значимых европейских или азиатско-тихоокеанских региональных форумов мнение и интересы России практически не учитывались или учитывались в последнюю очередь.

Глобализация, проповедуя цель построения единого всемирного государства с единым правительством, единым пространством, единой валютой, единым народом, культурой, «подталкивает» к принижению и ослаблению суверенитета отдельных стран.

Известный идеолог Ю. Сурков, рассматривая проблему суверенитета государства при интенсификации глобализационных процессов, отмечает, что основным ресурсом обеспечения суверенитета признается «не просто обороноспособность, а комплексная конкурентоспособность», чего в данный момент о РФ сказать нельзя. Россия сегодня не только находится в эпицентре атак неоглобализма, но также и переживает системный экономический и культурологический кризис.

 

3.Экономические перспективы глобализации для России
В настоящее время доля России в международной торговле слишком мала, а производство слишком отстало от мировых стандартов, чтобы чувствовать себя уверенно в меняющемся в сторону глобализации мире. Плюсом глобализации, по мнению российских теоретиков глобализма [8], может стать постепенное вхождение российских производств в мировое разделение труда и в мировые рынки. Наиболее легкий путь для достижения этого — превращение отдельных отечественных предприятий, желательно слабоконкурентоспособных, в интегральные составляющие транснациональных корпораций. Такой путь откроет России новые источники финансирования, а отечественной продукции — кратчайшую дорогу на мировые рынки
Традиционно в России привыкли относиться к транснациональным корпорациям более чем сдержанно. Но если отойти от традиционных клише и проанализировать реальную экономическую информацию, то выяснится, что роль транснациональных корпораций не так уж и деструктивна [8].
Во-первых, посредством ТНК в развивающиеся страны мировой периферии поступает основной поток прямых инвестиций. С их помощью в этих странах развиваются или модернизируются наиболее современные производства. При этом, что характерно, заработная плата их работников, как правило, выше средних национальных показателей: в Японии на 35%, в развивающихся странах от 5% до 40% и даже в США на 6%2.
Во-вторых, в большинстве стран, где активно действуют ТНК, они создают рабочие места намного быстрее своих внутринациональных конкурентов. В развивающихся странах в рамках ТНК готовятся наиболее квалифицированные кадры менеджеров как в сфере финансов, так и промышленности, способные работать на международном уровне в условиях развивающейся глобализации.
В-третьих, как выясняется, именно транснациональные корпорации осуществляют на местах крупные вложения в научные исследования и разработки. В 1996 г., например, на них пришлось порядка 12% всех американских расходов на эти цели.
В-четвертых, транснациональные корпорации, как правило, экспортируют и из развитых, и из развивающихся стран мировой периферии больше продукции, чем местные. В 1996 г., например, они вывезли из Японии 13,1% произведенной ими продукции, а местные компании лишь 10,6%.
Естественно, что вышеперечисленные плюсы от деятельности ТНК нельзя преувеличивать. Более того, чтобы по максимуму их получать, необходимо выстраивать с ТНК конструктивные и равноправные отношения, не попадая в зависимость как от их внутрикорпоративных интересов, так и финансовых вливаний.
Отношения России с ТНК должны преследовать следующие основные цели [8]: а) защита наиболее важных для национальной безопасности современных производств, особенно в сфере оборонной промышленности; б) недопущение скупки и последующего разорения наиболее существенных отраслей национальной промышленности, которые с точки зрения интересов ТНК являются излишними или могут выступать конкурентами их продукции. в) установление жестких рамок деятельности ТНК в стране, недопущение их в сырьевые сферы российской экономики, канализация их интересов в сфере высоких технологий.
При этом крайне важно понять тот факт, что в отличие от стран мировой периферии, давно превратившихся в объекты экспансии ТНК, Россия еще имеет возможность выступать как равноправный партнер самых крупных ТНК, ибо наша страна способна в принципе использовать иной, альтернативный ТНК источник экономического развития — инвестиции, непосредственно поступающие из российского бюджета и формирующиеся за счет экспорта из России сырья, и прежде всего нефти и газа. Таким образом, разумная, рассчитанная на несколько лет вперед адаптационная политика может позволить России избавиться от так называемой сырьевой зависимости, когда вся жизнь страны зависит от стоимости энергоносителей в мире, и максимально использовать плюсы экономической глобализации.

Политические перспективы глобализации для России.
Процессы политической глобализации, как уже отмечалось, несут реальную угрозу суверенитету любого национального государства. Различные международные организации создают сложную сеть разного рода транснациональных связей и отношений. Они — совместно с международными политическими организациями типа ООН или Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), юридическими, типа международных трибуналов под эгидой ООН, экономическими, вроде Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка, или региональными, такими как Европейский Союз или Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), — создают материальную основу процессов политической глобализации. Нельзя не отметить, что большинство из этих транснациональных организаций (за исключением, пожалуй, ООН) сформировались в свое время вне зоны советского и российского участия, и поэтому даже в постсоветскую эпоху возможности России серьезно влиять на их деятельность остались крайне ограниченными.
Даже поверхностный анализ политики большинства значимых международных организаций свидетельствует о том, что находятся они под контролем политической и финансовой элиты стран Запада и выражают иные интересы, чем российские. Часто они могут выступать и как каналы непосредственного политического давления на Россию, когда политическим силам Запада требуется предлог для вмешательства во внутренние дела нашей страны. Примером здесь может служить деятельность ОБСЕ, ПАСЕ в России в период первой и второй чеченских войн.
Из сказанного следует, что рассуждать о плюсах политической глобализации для России затруднительно. Эти плюсы намного менее очевидны, чем при экономической глобализации. В то же время можно повернуть эту проблему и несколько иным образом: смысл политической глобализации для России должен состоять в том, чтобы занять такое политическое положение в мире, когда в наиболее полной мере сохраняется ее государственная независимость и в то же время защищаются национальные интересы.
Выполнить эту задачу можно только одним путем — занять достойное место в складывающейся на наших глазах сложной иерархии глобализующихся государств. В нашумевшей в свое время книге «Готовясь к вхождению в XXI век» (Preparing for the XXI century. N. Y. 1994.) известный канадский ученый Пол Кеннеди на первое место по степени выживаемости и влияния в новом веке поставил Японию, вслед за ней по его классификации идут страны Европейского Союза, США, а также отдельные наиболее быстро развивающиеся страны с азиатской периферии вроде Сингапура или Тайваня. Кроме предложенной Кеннеди, существуют и другие классификации будущих мировых государств-лидеров, но все они очень похожи друг от друга. Набор стран, в принципе, везде одинаков, только кто-то (чаще всего американские политологи) ставят вперед США, а кто-то — Европу. Что касается России, то в списках будущих стран — мировых лидеров она вообще не упоминается.
Следует признать, что, как и в случае с экономической глобализацией, автоматических плюсов для России от процессов политической глобализации пока не просматривается. Для того чтобы получить эти плюсы, требуется сначала сформулировать, а потом уже твердо придерживаться определенного политического курса, основанного на абсолютном главенстве всей иерархии национальных приоритетов. В современном мире, пронизанном информационными мифами и ложными целями, только так можно твердо следовать разумной, а значит - прагматичной политике

Источники и литература

1. Адамишин А.Л. 2002. На пути к мировому правительству // «Россия в глобальной политике», № 1, ноябрь–декабрь.
2. Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1-2005. С. 6-31
3. Журавлев В. В. Глобализация: вызовы истории и ответы теории.// Глобализация и гуманитарное знание, 2004 — №1.
4. Келле В.Ж. Процессы глобализации и динамика культуры.// Глобализация и гуманитарное знание 2005 — №1.
5. Колин К. К. Глобальные проблемы информатизации общества: информационное неравенство // Alma mater (Вестник высшей школы). 2000. №6. С. 27–30.
6. Колин К. К. Человеческий потенциал и инновационная экономика // Вестник Российской академии естественных наук. 2003. Т. 3. №4. С. 16–22.
7. Моисеев Н. Н. Мировое сообщество и судьба России. М., 1997. С. 511.
8. Мосяков Д.В., Королев А.А. Процессы глобализации: есть ли плюсы для России? //Журнал «Знание.Понимание.Умение». М., 2004. № 1. С. 7.
9. Преодолевая барьеры: диалог между цивилизациями. М., 2002. Глобализация и гуманитарное знание. 2004 — №1.
10. Руткевич М. Н. Общество как система: Социологические очерки. СПб., 2001. С. 105.
11. Фрост Э. Л. Что такое глобализация? // Государственная служба за рубежом. Глобализация, проблемы, перспективы. Реф. бюллетень. М., 2002.
12. Хорос В. Г. Постиндустриальный мир: ожидания и реальность // Постиндустриальный мир и Россия. М. 2000. С. 13.
13. Экономика России в наступающем десятилетии. Угрозы и альтернативы развития / Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ИНП РАН. М., 1999. С. 29.

Контрольные вопросы

1. Какие этапы процесса глобализации можно выделить в исторической ретроспективе?
2. Каковы типы глобализации?
3. В каких направлениях глобализация оказывает влияние на систему международных отношений. Каковы тенденции глобализации в международных отношениях?
4. Каковы перспективы глобализации для национальной экономики России?
Какое влияние оказывает глобализация на внешнюю политику России?

 

ТЕМА 4. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ
1. Международная безопасность и её военные аспекты
2. Проблема конфликтов
3. Проблема права в международных отношениях
Источники и литература
Контрольные вопросы

 

Проблема конфликтов

1. Конфликт имеет своей предпосылкой столкновение противоположных интересов и возникает тогда, когда одна или обе стороны, стремясь разрешить возникшее противоречие в свою пользу, становятся на путь конфронтации.

Конфликты являются универсальным явлением, присущим всем сферам общественной жизни. Неизбежны они и в международных отношениях. Имевшее место после окончания холодной войны предположение, что мир вступает в бесконфликтную эру, не оправдалось. С 1990 г. в мире ежегодно происходит порядка 30 вооружённых конфликтов и к 2007 общее число погибших в них составило более 5 млн. человек [5, C.179]. Расширилась география конфликтов – впервые после Второй Мировой войны они имели место на территории Европы.

При этом с мировой арены практически исчезли классические межгосударственные конфликты, в которых обе стороны признают друг за другом статус государства и такую же позицию по этому вопросу занимают другие государства. Современные конфликты преимущественно: а) внутригосударственные: между центральной властью и оппозиционной группировкой (война в Чечне), либо между самими группировками, преимущественно этническими или религиозными (война в Руанде в 1994 г.); б) «надгосударственные»: между государством/государствами и международной неправительственной структурой («Аль-Каида» против ряда стран Запада и Востока); в) «квазигосударственные»: хотя бы один из участников конфликта не обладает международно-признанным статусом государства (Абхазия и Южная Осетия в конфликте с Грузией).

Нарастание конфликтов в современном мире и качественно иной характер конфликтов объясняется прежде всего следующими причинами:

во-первых - распад биполярной структуры мира, в рамках которой сверхдержавы контролировали конфликтные ситуации, в том числе и на региональном и даже во многих случаях на локальном уровнях, оказывая необходимое давление на своих союзников и сателлитов. Российский историк Г. Мирский, рассуждая о причинах развития этнических конфликтов после крушения многонациональных государств и колониальных империй, хорошо объяснил механику эскалации конфликтов в постбиполярном мире. Он пишет об исчезновении некоего «имперского обруча», уходе «верховного правителя», игравшего роль арбитра, непредубеждённого в том, что касалось этнических противоречий и поддерживавшего баланс этнических сил, не допуская вспышек. «Когда мощный, всё подавляющий центр исчез, баланс сил был моментально разрушен» [3, C.19];

во-вторых – противоречия процесса глобализации. Глобализация, «определяя сближение, взаимодействие, взаимозависимость государств и наций, заставляет их не только усваивать что-то полезное для себя из чужого опыта, но и защищать свои цивилизационные особенности, свои собственные ценности жизни». В результате основным конфликтом современности становится «идентичностный конфликт», связанный с отстаиванием социокультурных ценностей этническими, религиозными или лингвистическими группами: «…две трети всех насильственных конфликтов в середине 90-х гг. имели именно такую основу» [2, C. 130].

Среди других причин необходимо выделить углубляющийся социально-экономический разрыв между развитыми и развивающимися странами, формирование глобальных полюсов богатства и бедности.
Изменение характера современных конфликтов от преимущественно межгосударственных к внутренним не означает повышение уровня международной безопасности. Скорее – наоборот.
Во-первых, внутренние конфликты могут принять международный характер в результате подключения к ним по тем или иным причинам или вовлечения в них других государств. Чаще всего именно так и происходит. Примером служит Балканский кризис 1990-х гг., начавшийся как конфликт между федеральной властью в Белграде и республиками Федерации и разросшийся в гражданскую войну, заставившую вмешаться в события на Балканах государства Европы, Россию, США.
Во-вторых, неправительственные группировки, вовлечённые во внутренние конфликты, не отличаются той ответственностью, которая характерна для государства: их поведение непредсказуемо, часто характеризуется экстремизмом, готовностью применить любые средства для достижения цели, не останавливаясь перед ненужными массовыми жертвами и разрушениями. Иллюстрацией может служить уничтожение косовскими албанцами на территории края православных святынь сербов, насчитывавших в иных случаях 600-700- летнюю историю.
В-третьих, внутренние конфликты, будучи преимущественно конфликтами идентичности, отличаются особой сложностью урегулирования. В этих конфликтах борьба ведётся не столько за интересы, сколько за ценности: этнические, религиозные, цивилизационные. Компромисс относительно ценностей невозможен. Например, Иерусалим и для арабов и для евреев не просто некая территория, один из городов Палестины; нет – это прежде всего величайшая религиозная ценность ислама и иудаизма одновременно. И это делает крайне сомнительным окончательное урегулирование ближневосточного конфликта даже в долгосрочной перспективе.
В-четвёртых, на возможности урегулирования внутренних конфликтов негативно сказывается и то, что в них обычно вовлечено сразу несколько участников с разными политическими установками, собственными требованиями и собственными руководителями, между которыми не всегда есть согласие даже по принципиальным вопросам, не говоря уже о тактике борьбы. Именно такая ситуация много лет существует у палестинских арабов.
Сложность урегулирования способствует затянутости конфликтов, а значит - возрастанию жертв, формированию непримиримости, вовлечению в конфликт новых поколений.
Территории конфликтов и их население как бы выпадают из общемирового процесса, живут собственной жизнью, в которой главным становится умение выживать, используя любые средства. Не случайно именно зоны конфликтов стали основными мировыми производителями и поставщиками наркотиков (Афганистан, Колумбия, Бирма), развития пиратства (Африканский Рог, Западная Африка).
Опасность, которую потенциально представляет для мирового сообщества каждый внутригосударственный и внутрирегиональный конфликт, потребовала усиления деятельности по их урегулированию и предотвращению. В 1992 г. Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали предложил развёрнутую «Повестку дня для мира», в которой подробно изложены различные процедуры мирного урегулирования и предотвращения конфликтов. Была значительно увеличена численность миротворческих сил ООН. Урегулирование конфликтов находится в центре внимания региональных межправительственных организаций, в том числе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организации африканского единства (ОАЕ) и др.
Важным в практике урегулирования конфликтов стало развитие «неофициальной дипломатии», т.е. участие неправительственных организаций («Врачи без границ» и др.), отдельных авторитетных лиц. Так, в 1998 г. знаменитый писатель Г.Г.Маркес выступил посредником в переговорах между правительством Колумбии и левыми повстанцами.
В конце 1990-х гг. США и страны НАТО в связи с конфликтом в Югославии применили практику воздействия, получившую название «принуждение к миру». Она состоит в широком применении военной силы третьей стороной, причём военные операции осуществляются без согласия государства, в котором возник конфликт, и даже независимо от того, имеется ли санкция ООН. Эта практика не получила широкой поддержки.
Более плодотворной, соответствующей современному миропониманию является позиция, занятая в данном вопросе нашей страной. В Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 г. говорится, что Россия «будет добиваться политико-дипломатического урегулирования региональных конфликтов на основе коллективных действий международного сообщества, исходя из того, что современные конфликты не имеют силовых решений, их решение следует искать через вовлечение всех сторон в диалог и переговоры, а не через изоляцию какой-то из них» [1].

Образование Содружества Независимых Государств. Становление отношений Российской Федерации со странами СНГ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.025 с.)