Научное познание. Её уровни, методы и формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научное познание. Её уровни, методы и формы



Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины. Специфическими чертами науки являются:

1. Её основная задача — обнаружение объективных законов дей­ствительности.

2. наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

4. Для науки характерно осознание методов и приемов исследова­ния объектов.

5. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина

8. Научному познанию присущи строгая доказательность.

Формы научного познания:

1. Научный факт — это само явление объективного мира, данное исследователю, так сказать, в чистом виде. 2. Проблема — объективно возникающий в ходе раз­вития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых пред­ставляет существенный практический или теоретический интерес.

3. Гипотеза. Исследование проблемы начинается с выдвижения ги­потезы представляющей собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых явлений.

4. Теория.

В структуре общенаучных методов и приёмов выделяются три уров­ня: общелогический, теоретический и эмпирический. Каж­дый уровень характеризуется собственными методами.

Научные методы эмпирического исследования.

1. Наблюдение

2. Эксперимент

3. Сравнение

Научные методы теоретического исследования.

1. Формализация (зна-ково-символический вид).

2. Аксиоматический метод (система терминов)

Научные методы теоретического исследования:

Анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстрагирование, идеализация, аналогия.

 


Структура и динамика познавательного процесса. Субъект и объект познания. Роль практики в процессе познания.

Познание – это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Важной чертой познавательной деятельности является её осознанность. Субъект и объект познания являются сторонами познавательной деятельности. Субъект познания трактуется как активное начало в познавательном процессе. Объек т познания – это то, на что направлена познавательная деятельность. Познавательный процесс, уровни: чувственный, рациональный.

Доказывает истинность познания практика. Наиболее полную связь познания и практики разработал Маркс: практика- материальная целенаправленная деятельность людей. Виды практик: материальное про-во и соц.практика(экономика, политика, право, нравственность…)

Роль: стимулирует познавательную деятельность; основа познания; область применения полученных знаний; цель познания; критерий истины.

 

 

Сознание и его Сущность

Сознание - это категория философии, состояние психической жизни индивида. В трактовке сознания существовали и существуют различные точки зрения. Все зависит от того, как те или иные философы решают основной вопрос философии и прежде всего вопрос о природе мира. Объективный идеализм отрывает сознание от природы, материи и наделяет его сверхприродной сущностью (Платон, Гегель и др.). Материализм исходит из того, что материя первична, а сознание вторично. Оно есть свойство материи. Однако само это свойство понималось по-разному. Сознание является свойством всей материи (Б. Спиноза, Д. Дидро и др.). С точки зрения диалектического и современного материализма Сознание – это функция мозга, отражение внешнего мира.

Неотделимость сознания от материи не означает их тождества. Они существуют реально. Но это различные реальности. Материя – Объективная реальность, а сознание – это Субъективная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете – это не одно и то же. Сознание – это идеальный Образ, идеальная копия материального. Но противопоставление материи и сознания возможно лишь в рамках основного вопроса философии (что первично), за пределами этого вопроса такое противопоставление относительно и просто ненаучно.

Сознание социально и имеет социальную сущность:

имеет биологический носитель;

нет генов наследования;

сущ.сознание, которое хар-ся эпохой (сознаие раба/рабовладельца, крестьянина/феодала);

сознание формируется;

основывается на прошлом, истории Родины, человечества;

с помощью сознания человек сознательно воздействует на собственное бытие.

Виды: самосознание, индивидуальное, массовое.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.006 с.)