Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие правила работы в химической лабораторииСтр 1 из 26Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ Общая химия является теоретической базой для последующего изучения органической, биологической химии. Выполнение лабораторных работ способствует усвоению химии, так как при этом углубляется и закрепляется теоретический материал. Лабораторная работа дает навыки в организации рабочего места и состояния техники безопасности, а при использовании полумикрометода опыт бережливости и аккуратности. Чтобы студент мог самостоятельно выполнять лабораторно – практические задания, он должен знать общие правила работы в химической лаборатории, свободно ориентироваться в оснащении рабочего места, уметь пользоваться химической посудой и приборами. До выполнения лабораторной работы студент должен усвоить материал по данной теме, по учебникам и конспектам лекций, ознакомиться с руководством к лабораторной работе (уяснить: какие опыты и как он должен провести; какие из них опасны; какие вещества ядовиты, взрывчаты и т.д.). Следует уяснить цель работы и план ее выполнения, заранее подготовить в рабочем журнале необходимые таблицы для записи наблюдений и экспериментальных данных. В процессе выполнения лабораторной работы записи и расчеты в журнале ведутся только непосредственно чернилами. Рекомендуется следующая схема оформления протокола к лабораторным работам: дата; название работы; таблица для записи наблюдений, уравнений реакций, выводов. После выполнения работы и оформления протокола его проверяет и подписывает преподаватель. С общими правилами работы в лаборатории, основными требованиями по технике безопасности, противопожарными мероприятиями и оказанием первой медицинской помощи студентов знакомят на первом занятии. После специального инструктажа и проверки знаний студентов, они расписываются в специальном журнале. ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ I. ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ 1. Каждый студент, прибывший на кафедру для изучения курса общей и неорганической химии, должен пройти инструктаж по технике безопасности при работе в химической лаборатории.
2. Перед практическими занятиями назначаются дежурные, которые предварительно знакомятся со спецификой занятия у дежурного лаборанта и следят за порядком в лаборатории и строгим соблюдением правил техники безопасности. По окончании работы дежурные сдают лабораторию дежурному лаборанту. 3. Все работы в химической лаборатории следует проводить в рабочей одежде (халат и шапочка). В лаборатории запрещается снимать и развешивать верхнюю одежду, громко разговаривать, принимать пишу, курить, включать и выключать рубильники и трогать приборы, не относящиеся к данной работе. 4. Перед началом лабораторной работы необходимо внимательно ознакомиться с темой работы, используя методические пособия, учебник и конспект лекций. 5. Рабочее место надо содержать в чистоте, не загромождая его предметами, не относящимися к данной работе. Реактивы, пролитые или рассыпанные на столе или на полу, следует тотчас же убрать и нейтрализовать. 6. Лишние книги, журналы и тетради не должны находиться на рабочем столе. Методические пособия, необходимые для работы, рабочие тетради и журналы следует оберегать от попадания на них воды, кислот, щелочей и других химических реактивов. 7. Строго соблюдать меры предосторожности при работе с сильнодействующими реактивами и взрывоопасными веществами. Не пробовать на вкус или на ощупь неизвестные вещества. Не проводить произвольного смешивания веществ, не зная результата реакции. Это может привести к самовоспламенению. 8. Кислоты, щелочи и другие сильнодействующие реактивы отбирать только специальными пипетками. 9. Если кислота попала на лабораторный стол или пол следует их нейтрализовать и лишь потом вытирать. 10. В случае попадания кислот на одежду следует нейтрализовать их раствором аммиака, а затем смыть водой. 11. Реактивы, предназначенные для общего пользования, нельзя уносить на своё рабочее место. Чтобы не спутать пипетки, применяемые для взятия реактивов, и пробки от склянок, после взятия требуемого количества реактива их следует немедленно возвращать на место. Прежде чем отойти от горки с реактивами, убедитесь в том, что реактив поставлен на своё место. Сухие реактивы берут чистым микрошпателем или специальной ложечкой.
12. Если реактив взят в избытке и полностью не израсходован, категорически воспрещается выливать его обратно в склянку с реактивом. 13. После использования реактивов, содержащих серебро, их следует выливать в специальные банки. 14. По окончании работы необходимо убрать рабочее место, выключить электронагревательные приборы, закрыть воду и газ. Перед уходом из лаборатории следует еще раз проверить, закрыты ли газовые краны на рабочих местах. 15.Категорически запрещается проводить опыты, не относящиеся к данной работе, без ведома преподавателя.
II. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ 1. Все опыты, связанные с применением или образованием ядовитых веществ, а также вредных паров и газов, разрешается проводить только в вытяжном шкафу, дверцы которого должны быть опущены на треть. В случае прекращения работы вентиляционных установок опыты в вытяжных шкафах должны быть немедленно прекращены. 2. Запрещается производить опыты со всевозможными взрывчатыми и огнеопасными веществами. Опыты с малыми количествами (1-2 мл) легко воспламеняющихся веществ (например, со спиртовыми растворами) проводят только вдали от огня. 3. При нагревании и кипячении растворов в пробирке необходимо пользоваться держателями и следить за тем, чтобы отверстие пробирки не было обращено в сторону работающего или соседа по рабочему столу. Это особенно важно соблюдать при нагревании концентрированных растворов кислот и щелочей. 4. Не следует наклоняться над сосудом, в котором происходит нагревание или кипячение жидкости, во избежание попадания брызг в лицо и глаза. При необходимости определить запах паров или выделяющегося газа не вдыхать их непосредственно из рабочего сосуда, а лёгким движением руки направить газы к себе и осторожно вдохнуть. 5.При разбавлении концентрированных кислот (особенно серной) и щелочей следует небольшими порциями вливать кислоту (или щелочь) в воду, а не наоборот, непрерывно перемешивая раствор. 6.Берегите глаза от возможного попадания в них химических реактивов, особенно сильнодействующих. Все работы, связанные с ними и нагреванием растворов на открытом пламени, проводить только в защитных очках. 7.Необходимо строго соблюдать правила работы с газовыми горелками согласно вывешенной инструкции. 8.Если склянка с легковоспламеняющейся жидкостью опрокинется или разобьется, следует тотчас же выключить все находящиеся вблизи горелки, засыпать разлитую жидкость песком, собрать его и перенести в предназначенный для этого железный ящик. 9.При возникновении пожара в лаборатории приступить к его ликвидации подручными средствами (песок, огнетушители, вода). Одновременно срочно вызвать пожарную команду по телефону 01. 10.В конце работы обязательно вымыть руки. Все вопросы относительно соблюдения правил техники безопасности следует выяснить у преподавателя. 11.Строгое соблюдение правил техники безопасности предотвратит несчастные случаи!
III. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
В лабораториях встречаются случаи, требующие неотложной медицинской помощи – порезы рук стеклом, ожоги горячими предметами, кислотами, щелочами, газообразными веществами и т.д. Для оказания первой медицинской помощи во всех лабораториях всегда должны быть: бинты, вата, 3%-ый раствор йода, 1-2%-ый раствор борной кислоты, 1-2%-ый раствор уксусной кислоты, 2-3%-ый раствор питьевой соды, 1-2%-ый раствор перманганата калия. Для оказания первой медицинской помощи следует руководствоваться следующими правилами: 1.При воспламенении горючей жидкости на одежде работающего необходимо немедленно погасить пламя на пострадавшем, завернув его в асбестовое или шерстяное одеяло, которое должно находиться в лаборатории на постоянном, заранее известном месте. 2.При ожогах концентрированными растворами кислот обожжённое место промывают сильной струей воды в течение 2-3 мин, затем 2-3% раствором соды, после чего накладывают марлевую повязку, смоченную 1-2% раствором перманганата калия. При сильных ожогах следует после оказания первой помощи обратиться к врачу. 3. При ожогах концентрированными растворами щелочей обожжённое место промывают обильным количеством воды до тех пор, пока кожа не перестанет казаться скользкой, затем 1- 2% раствором борной или уксусной кислоты, после чего накладывают марлевую повязку, смоченную спиртовым раствором танина или 1-2% раствором 4.При ожогах горячими металлами или стеклом обожжённое место необходимо присыпать питьевой содой, крахмалом или тальком. Хорошо помогают примочки из свежеприготовленных растворов питьевой соды (2% раствор) или перманганата калия (5% раствор). Лучшим средством является 96%-ный этиловый спирт, поскольку он оказывает одновременно обеззараживающее и обезболивающее действие, а затем смазывают мазью от ожогов. 5.При попадании кислоты, щелочи или какого-либо другого реактива в глаза, следует их промыть обильным количеством воды и затем промыть их в случае попадания кислоты 2% раствором питьевой соды, а в случае попадания щелочи — 2% раствором борной кислоты. 6.При ранениях стеклом необходимо удалить осколки его из раны, а затем смазать йодом и сделать повязку. 7.При отравлении сероводородом, хлором, парами брома, оксидом углерода пострадавшего надо вывести на свежий воздух, а затем направить к врачу. 8.При отравлении солями мышьяка и ртути необходимо немедленно обратиться к врачу.
Лабораторная работа № 1 Приготовление раствора хлорида натрия массой 50 г с массовой долей 10% ХОД РАБОТЫ: Рассчитать массу натрий хлорида, необходимую для приготовления раствора массой 50 г с массовой долей 10%. По условию задачи требуется приготовить раствор с массовой долей хлорида натрия 10%, те такой раствор, в 100 г которого должно содержаться 10 г натрий хлорида. Вычислить массу натрий хлорида, необходимую для приготовления раствора массой 50 г можно по формуле: m(NaCl) *100% 10 * 50 w = ----------------; m(NaCl) = ------------------- = 5 (г) m(p-p) 100% Зная, что общая масса раствора равна 50 г, вычислить массу воды: 50 г – 5 г = 45 г. Таким образом для приготовления раствора следует взять 5 г натрия хлорида на весах, перенести в колбу или химический стакан через воронку, отмерить сюда же мерным цилиндром 45 г воды и тщательно перемешать раствор до полного растворения соли. Измерить плотность приготовленного раствора с помощью ареометра и рассчитать титр этого раствора. (плотность теор. = 1,0707 г/мл).
Внимание! Будьте осторожны в обращении с ареометром, держите его за расширенную часть, а при опускании в раствор цилиндр держите наклонно. Все расчеты, измеренную плотность и концентрацию приготовленного раствора записать в рабочем журнале. Определить разницу практически полученной и заданной концентрации. Dw = w3аданное - wпракт Рассчитать молярную концентрацию полученного раствора хлорида натрия.
Лабораторная работа № 2 Приготовление 100 мл раствора HNO3 с молярной концентрацией эквивалента 1 моль/л из ее раствора с r = 1,26 г/мл и w = 41,3% ХОД РАБОТЫ: а) Рассчитать объем в мл азотной кислоты с массовой долей 41,3%, необходимый для приготовления 100 мл раствора с молярной концентрацией 1 моль/л. 1. Определить молярную массу эквивалента азотной кислоты М(1/z HNO3) = M(HNO3) / 1=63 г/моль 2.Определяем массу безводной азотной кислоты, необходимой для приготовления 100 мл раствора с С(1/z HNO3) = 1 моль/л mHNO3 = VЛ * C(1/z HNO3)* M(1/z HNO3); mHNO3 = Х* Х * Х = ** (г) 3. Вычислить массу раствора с массовой долей 41,3%, в котором находится ее масса mHNO3 ** mр-ра = ---------*100%; mр-ра = ------------- *100% = *** (г) W 41,3 4. Найти объем раствора (плотность 1,26 г/мл) азотной кислоты, необходимый для приготовления раствора ее объемом 100мл с молярной концентрацией эквивалента 1 моль/л mр-ра Vр-ра = --------- r *** Vр-ра = --------- =****(мл); Или V(Л)* C(1/z HNO3)* M(1/z HNO3)*100% Vр-ра= ------------------------------------------------------- = **** (мл) w%* r(г/мл) Внимание! Будьте осторожны при работе с HNO3 б) В мерную колбу набрать 1/2 - 1/3 дистиллированной воды, отмерить по бюретке рассчитанный объем азотной кислоты (плотность = 1,26 г/мл), довести дистиллированной водой до метки, закрыть пробкой и тщательно перемешать раствор.
Вопросы и задачи для самостоятельной работы студентов
1. Способы выражения концентрации растворов 2. Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества, молярной концентрацией, молярной концентрацией эквивалента, моляльной концентрацией.
3. Какой объем гидроксида калия с массовой долей 25,1% (плотность= 1,23 г/мл) необходим для приготовления 250 мл его раствора с молярной концентрацией эквивалента 0,01 моль/л? 4. К 100 мл раствора серной кислоты с массовой долей 96% (плотность= 1,84 г/мл) прибавили воды массой 400 г. Определите массовую долю кислоты в полученном растворе. 5. Вычислите объемную долю водорода в газовой смеси, содержащей 4 л водорода и 8 л оксида углерода (II). 6. Какая масса натрий гидроксида потребуется для приготовления 3 л раствора с массовой долей 12% (плотность= 1,17 г/мл) 7. Найдите молярность 36,2% раствора соляной кислоты, (плотность= 1,18 г/мл) 8. Какой объем воды надо прибавить к 100мл 20% раствора серной кислоты (плотность= 1,14 г/мл), чтобы получить 5% раствор? 9. Плотность 15% раствора серной кислоты равна 1,105 г/мл. вычислите а)молярную концентрацию эквивалента, б) молярную концентрацию, в) моляльную концентрацию раствора 10. Какой объем 2М раствора карбоната натрия нужно взять для приготовления 1 л 0,25 н раствора?
УИРС по теме: «Способы выражения концентрации растворов. Приготовление растворов заданной концентрации»
1. Из раствора натрия хлорида с массовой долей 40% приготовить 400 г того же вещества с массовой долей 10% 2. Приготовить 200 мл раствора натрия хлорида с массовой долей 30% из раствора с массовой долей натрия хлорида 50% и 15% 3. Приготовить 250 мл раствора соляной кислоты с молярной концентрацией эквивалента 0,01 моль/л из кислоты с массовой долей 24% (плотность 1,12 г/мл) 4. Приготовить 500 мл раствора хлорида натрия с молярной концентрацией 0,5 моль/л из раствора с молярной концентрацией 2 моль/л
Метод нейтрализации Цель занятия: изучить теоретические основы метода нейтрализации, приобрести навыки в использовании измерительной посуды, применяемой в данном методе анализа научиться определять содержание щелочей и кислот в растворе. Применение метода нейтрализации в медицине. Метод нейтрализации широко используется в клиническом анализе для определения кислотности желудочного сока, мочи, состава женского молока и других биологических жидкостей. В санитарно-гигиенической практике метод нейтрализации применяется для определения кислотности пищевых продуктов.
АЦИДИМЕТРИЯ Лабораторная работа №1
АЛКАЛИМЕТРИЯ Лабораторная работа №1 СВОЙСТВА БУФЕРНЫХ РАСТВОРОВ Цель занятия: Приобрести навыки расчета и приготовления буферных растворов с определенным значением рН. Изучить свойства буферных растворов. Лабораторная работа
Лабораторная работа №1 Лабораторная работа №2 Лабораторная работа №1 Лабораторная работа №2 Определение массы ацетона Химические реакции, лежащие в основе определения: 1. Реакции в щелочной среде:
(а) I2 + 2NaOH → NaI + NaIO + H2O 1 I2 + 4OH- → 2IO- + 2H2O + 2e 1 I2 + 2e →2I- 2I2 + 4OH- → 2IO- + 2H2O + 2I- CH3 (б) C = O + 3NaIO → CHI3 + 2NaOH + CH3COONa CH3 1 CH3COCH3 + 3I- + 4OH- → CHI3 +CH3COO- + 3H2O + 6e 3 IO- +H2O + 2e → I- + 2OH- (CH3)2CO + 3I- + 4OH- + 3IO- + 3H2O → CHI3+ CH3COO-+3H2O+3I- +6OH-
Суммарное уравнение:
CH3
C = O + 3I2 + 4NaOH → CHI3 + 3NaI + CH3COONa + 3H2O CH3
2. Реакции в кислой среде: (в) NaI + NaIO + 2HCl → I2 + 2NaCl + H2O 1 2I- → I2 + 2e 1 2IO- +4H+ + 2e → I2 + 2H2O 2I- + 2IO- + 4H+ → I2 + I2 + 2H2O 2I- + 2IO- +4H+→ 2I2 + 2H2O
Сокращая коэффициенты, получаем уравнение: I- + IO- +2H+→ I2 + H2O
(г) I2 + 2Na2S2O3 → Na2S4O6+ 2NaI 1½2I2 + 2e → 2I- 1½2 S2O32- → S4O62- + 2e I2 + 2S2O3 2-→ 2I- + S4O62- Установочный титрованный раствор: раствор калий дихромата (K2Cr2O7) Рабочийраствор: раствор натрий тиосульфата C(1/z Na2S2O3 * 5H2O) Индикатор: крахмал Метод титрования: метод обратного титрования ХОД РАБОТЫ:
1. Заполнить бюретку титрованным раствором натрий тиосульфата. 2. Разбавить задачу в мерной колбе до метки дистиллированной водой и тщательно перемешать раствор. 3. В две колбы отмерить по 10 мл раствора задачи, добавить по два мл раствора натрий гидроксида с молярной концентрацией эквивалента 1,0 моль/л по 10 мл раствора иода закрыть колбочки часовым стеклом и поставить стоять на 15 минут в затемненное место. 4. Через 15 минут в колбу прилить по 5 мл раствора соляной кислоты с молярной концентрацией эквивалента 1,0 моль/л и выделившийся остаток иода оттитровать раствором натрий тиосульфата. Записать в таблицу объем тиосульфата пошедший на титрование остатка иода, не вступившего в реакцию с ацетоном (V1) 5. Провести контрольный опыт. Для этого отмерить пипеткой 10 мл раствора иода и оттитровать его титрованным раствором натрий тиосульфата в присутствии индикатора крахмала (0,2 мл), который добавляется в конце титрование. Отметить и записать в тетради объем натрий тиосульфата, пошедший на титрование всего иода, прилитого к ацетону (V2) 6. Провести расчет молярной концентрации эквивалента, титра и массы ацетона. Расчетные данные занести в таблицу.
Задача №
Где: V2 – объем раствора Na2S2O3, пошедший на титрование 10 мл иода; V1 – объем раствора Na2S2O3, пошедший на титрование остатка иода.
Формулы расчета:
C(1/z Na2S2O3) * (V2 - V1) бюр. C(1/z ац.) = ---------------------------------------- моль/л V(ац.)
C(1/z ац.) * M(1/z ац.) T(ац.) = ----------------------------------- г/мл; М M(1/z CH3 – C – CH3) = ------------ = 9,66 г/моль ║ 6 O
m(ац.) = Т(ац.) * V(мерной колбы) г
Лабораторная работа №3 Определение массы меди (Cu2+) в растворе медного купороса Химические реакции, лежащие в основе определения:
2CuSO4 + 4KI → 2CuI + 2K2SO4 + I2 2 Cu2+ + I- + e → CuI 1 2I- → I2 + 2e 2Cu2+ + 2I- + 2I- → 2CuI + I2 2Cu2+ + 4I- → 2CuI + I2
I2 + 2Na2S2O3 ® Na2S4O6+ 2NaI 1½I2 + 2e ® 2I- 1½ 2S2O32- ® S4O62- + 2e I2 + 2S2O3 2-→ 2I- + S4O62-
Установочный титрованный раствор: раствор калий дихромата (K2Cr2O7) Рабочий раствор: раствор натрий тиосульфата C(1/z Na2S2O3 * 5H2O) Индикатор: крахмал Метод титрования: метод замещения
ХОД РАБОТЫ: 1. Заполнить бюретку титрованным раствором натрий тиосульфата. 2. Разбавить задачу до метки дистиллированной водой и тщательно перемешать раствор. 3. В колбу для титрования отмерить по 10 мл раствора задачи, добавить 5 мл раствора калий иодида массовой долей 20%. Закрыть колбу часовым стеклом и поставить в темное место на 5 минут. 4. Оттитровать через 5 минут выделившийся иод титрованным раствором натрий тиосульфата, прибавив 0,2 мл раствора крахмала в конце титрования, когда раствор станет соломенно-желтого цвета. Титрование прекратить после исчезновения синей окраски раствора от одной капли раствора натрий тиосульфата. Записать в таблицу объем раствора натрий тиосульфата, пошедший на титрование иода. 6. Провести расчет молярной концентрации эквивалента, титра и массы Cu2+ в растворе и расчетные данные занести в таблицу.
Задача №
Формулы расчета:
C(1/z Na2S2O3) * V бюр. C(1/z Cu2+) = ---------------------------------------- моль/л V(Cu2+)
C(1/z Cu2+) * M(1/z Cu2+) T(Cu2+) = ----------------------------------- г/мл
m(Cu2+) = Т(Cu2+) * V(мерной колбы) г М M(1/z Cu2+) = --------- г/моль Вопросы и задачи для самостоятельной работы студентов
1. Сущность метода йодометрии. Рабочие и установочные растворы, их приготовление и назначение. 2. Условия проведения йодометрических определений. 3. Определение титра раствора натрий тиосульфата. Химизм, формулы расчета, метод титрования. 4. Определение массы ацетона в растворе. Химизм, формулы расчета, метод титрования. 5. Определение массы меди (Сu2+) в растворе. Химизм, формулы расчета, метод титрования. 6. Определение окислителей в йодометрии. Примеры, химизм, формулы расчета, метод титрования. 7. Определение восстановителей в йодометрии. Примеры, химизм, формулы расчета, метод титрования. 8. Применение методов йодометрии в клиническом анализе и санитарно-гигиенической практике. 9. Определить молярную концентрацию эквивалента и титр раствора натрий тиосульфата, если на титрование выделившегося йода по реакции 10 мл раствора калий дихромата с молярной концентрацией эквивалента 0,02 моль/л с избытком калий иодида пошло 18,02 мл раствора натрий тиосульфата. 10. На титрование выделившегося иода пошло 41,7 мл раствора натрий тиосульфата с молярной концентрацией эквивалента 0,02 моль/л. Определить массу активного хлора в белильной извести. 11. К 10 мл раствора медного купороса прилили избыток калий иодида. На титрование выделившегося иода пошло 12,00 мл раствора натрий тиосульфата с молярной концентрацией эквивалента 0,02 моль/л. Определить массу меди (Сu2+) в объеме мерной колбы на 100 мл. 12. К 10 мл раствора ацетона прилили 20 мл раствора йода. На титрование 10 мл раствора йода пошло 20,00 мл раствора натрий тиосульфата с молярной концентрацией эквивалента 0,02 моль/л. На титрование остатка йода израсходовано 12,00 мл раствора натрий тиосульфата с молярной концентрацией эквивалента 0,02 моль/л.Определить массу ацетона в объеме мерной колбы на 100 мл. 13. Составьте уравнения следующих реакций:
Na2SO3 + I2 + H2O → Na2SO4 + …. Na3AsO4 + KI + HCl →Na3AsO3 +…. FeCl3 + KI →…. K2Cr2O7 + KI + H2SO4 →… Na2S2O3 + I2 + NaOH →… KI + KNO2 + H2SO4 → NO + I2 + ….
УИРС по теме: «Основы количественного анализа. Оксидиметрия. Метод иодометрии» 1. Определить массу формальдегида в объеме мерной колбы 100 мл. 2. Определить массу активного хлора в белильной извести в объеме мерной колбы 100 мл. 3. Определить массу натрий сульфата в объеме мерной колбы 100 мл. Лабораторная работа №1 Лабораторная работа №2 Реакции сo щелочами Катионы Мg2+ при действии щелочей образуют белый аморфный осадок гидроксида магния Мg(ОН)2: МgCl2 + 2NaОH → Mg(OH)2 ¯ + 2NaCl Осадок Мg(ОН)2 не растворяется в щелочах, но растворяется в кислотах: Mg(OH)2 ¯ + 2HCl → MgCl2 + 2H2O Методика. В пробирку вносят по 5-6 капель раствора соли магния и прибавляют по каплям раствор NаОН до выпадения белого аморфного осадка. Реакция с серной кислотой Катионы кальция образуют с H2SO4 белый осадок малорастворимого в воде сульфата кальция, который при медленной кристаллизации выделяется в форме игольчатых кристаллов гипса - дигидрата сульфата кальция СаSO4* 2Н2О: CaCl2 + H2SO4 + 2H2O → СаSO4* 2Н2О ¯+ 2HCl Осадок сульфата кальция нерастворим в кислотах и щелочах, но растворяется в насыщенном водном растворе сульфата аммония с образованием комплекса (NH4)2[Ca(SO4)2 ] Методика. Каплю раствора хлорида кальция СаС12 наносят на предметное стекло, прибавляют каплю раствора серной кислоты и слегка упаривают смесь. Под микроскопом наблюдают образовавшиеся игольчатые кристаллы гипса CaSO4*2H2O в виде красивых сросшихся пучков или звездочек. Реакция с оксалатом аммония Катионы Са2+ образуют с оксалатом аммония (NH4)2C2O4 белый кристаллический осадок оксалата кальция СаС2O4: СаCl2 + (NH4)2С2 O4 → СаС2O4 ¯ + 2NH4Cl Реакцию проводят в кислой среде в присутствии уксусной кислоты, в которой оксалат кальция не растворяется. Осадок СаС2O4 растворяется в разбавленных минеральных кислотах с образованием щавелевой кислоты Н2С2O4, например: СаС2O4 ¯ + 2НС1 → СаС12 + Н2С2O4 Методика. В пробирку вносят 3 капли раствора СаС12, прибавляют каплю раствора уксусной кислоты и 3 капли раствора оксалата аммония. Выпадает белый кристаллический осадок оксалата кальция. Реакция с серной кислотой Методика. В пробирку вносят 1-2 капли раствора SrCl2, прибавляют 2-3 капли раствора серной кислоты. Выпадает белый кристаллический осадок сульфата стронция. SrCl2 + H2SO4 → SrSO4 ¯ + 2HCl Реакция с оксалатом аммония Катионы Sr2+ образуют с оксалатом аммония (NH4)2C2O4 белый кристаллический осадок оксалата стронция SrС2O4: SrCl2 + (NH4)2С2 O4 → SrС2O4 ¯ + 2NH4Cl Реакцию проводят в кислой среде в присутствии уксусной кислоты, в которой оксалат стронция не растворяется. Методика. В пробирку вносят 3 капли раствора SrС12, прибавляют каплю раствора уксусной кислоты и 3 капли раствора оксалата аммония. Выпадает белый кристаллический осадок оксалата стронция. Реакция с серной кислотой Катионы бария Ва2+ образуют с H2SO4 белый кристаллический осадок сульфата бария ВаSО4: ВаCl2 + H2SO4 → BаSO4 ¯ + 2HCl Осадок нерастворим в щелочах и кислотах, за исключением концентрированной серной кислоты, в которой он растворяется с образованием гидросульфата бария Ва(НSО4)2: ВаSО4 + Н2SО4 → Ва(НSО4)2 Методика. В пробирку вносят 2-3 капли раствора ВаС12, прибавляют по каплям раствор Н2SO4. Выпадает белый кристаллический осадок сульфата бария.
2. Реакция с K2Сr2О7 (дихромат-ионами) Катионы Ва2+ образуют с дихромат-ионами Сr2O72- в присутствии ацетат-ионов желтый осадок хромата бария ВаСrО4: 2ВаCl2 + K2Сr2О7 + 2СН3СОONa + Н2О → 2ВаСrO4 + 2СН3СООН + 2KCl + 2NaCl Образование хромата бария ВаСrО4, а не дихромата ВаСr2О7, в этой реакции объясняется тем, что хромат бария менее растворим в воде, чем дихромат бария. В водных растворах дихроматов устанавливается равновесие: Сr2О72- + Н2О «2СrO42- + 2Н+ В присутствии катионов Ва2+ образуется и выпадает в осадок малорастворимый хромат ВаСrО4, тогда как дихромат ВаСr2О7 в осадок не выпадает вследствие его более высокой растворимости. В результате равновесие смещается вправо и в растворе накапливаются ионы водорода. Поэтому для нейтрализации ионов водорода в раствор вводят ацетат натрия СН3СООNа. Ацетат-ионы СН3СОО- связывают ионы водорода в малодиссоциированную уксусную кислоту СН3CООН, вследствие чего равновесие образования хромат-ионов из дихромат-ионов смещается вправо. При этом возрастает полнота осаждения хромата бария. Осадок хромата бария растворяется в сильных кислотах, но не растворяется в уксусной кислоте. Методика. В пробирку вносят 5 капель раствора ВаС12, прибавляют 5 капель раствора дихромата калия К2Сr2О7 и 4-5 капель раствора ацетата натрия СН3СООNа. Выпадает желтый кристаллический осадок хромата бария. Реакция с оксалатом аммония Катионы Ва2+ образуют с оксалатом аммония (NH4)2C2O4 белый кристаллический осадок оксалата бария ВаС2O4: ВаCl2 + (NH4)2С2 O4 → ВаС2O4 ¯ + 2NH4Cl Реакцию проводят в кислой среде в присутствии уксусной кислоты, в которой оксалат бария не растворяется. Методика. В пробирку вносят 3 капли раствора ВаС12, прибавляют каплю раствора уксусной кислоты и 3 капли раствора оксалата аммония. Выпадает белый кристаллический осадок оксалата бария. Реакция со щелочами Соединения олова (II) при взаимодействии со щелочами выделяют белый осадок гидроксида олова (II) Sn(ОН)2, растворимый в избытке щелочи. SnCl2 + 2NaOH → Sn(OH) 2 ¯ + 2NaCl Sn(OH) 2 ¯ + 2NaOH → Na2SnО2 + 2H2O Осадок Sn(ОН)2 растворяется в кислотах. Sn(OH) 2 ¯ + 2HCl → SnCl2 +2H2O Методика. В пробирку вносят 2-3 капли раствора соли олова (II) (обычно — солянокислого) и прибавляют по каплям раствор NaОН. Выпадает белый осадок Sn(ОН)2. Осадок разливают на две пробирки. В одну добавляют избыток щелочи, в другую кислоты – осадок растворяется. 2. Реакция с солями висмута (Ш) Олово (II) является хорошим восстановителем. Так, при взаимодействии с висмутом(Ш) в щелочной среде оно восстанавливает висмут(Ш) до металлического висмута, само окисляясь до олова(IV): 2ВiСl3 + 3Na2SnО2 + 6NaОH →2Bi ¯+3Na2SnО3 +6NaCl + 3H2O Металлический висмут, выделяясь в тонкодисперсном состоянии, образует осадок черного цвета. Методика. В пробирку вносят 3-5 капель раствора соли олова(II) и прибавляют по каплям раствор NаОН. Вначале выпадает белый осадок Sn(ОН)2, который при дальнейшем прибавлении NаОН растворяется. К полученному щелочному раствору прибавляют 1-2 капли раствора нитрата висмута(III). При перемешивании смеси выпадает черный осадок металлического висмута. SnCl2 + 2NaOH → Sn(OH) 2 ¯ + 2NaCl Sn(OH) 2 ¯ + 2NaOH → Na2SnО2 + 2H2O 2ВiСl3 + 3Na2SnО2+ 6NaОH →2Bi¯ + 3Na2SnО3 + 6NaCl + 3H2O 2 Bi3+ +3e → Bi 3 SnO22- + 2OH- → SnO32- + H2O +2e 2Bi3+ + 3SnO22- + 6OH- →2Bi + 3SnO32- + 3H2O
Реакция с KI (иодид-ионами) Катионы свинца при взаимодействии в растворах с KI (иодид-ионами) образуют желтый осадок иодида свинца, растворимый в избытке реактива с образованием тетраиодоплюмбат (II)-ионов [РbI4]2-: Рb(NO3)2 + 2 KI → PbI2¯ + 2 KNO3 PbI2¯ + 2 KI → K2[PbI4] Осадок иодида свинца растворяется при нагревании в воде, в растворе уксусной кислоты. При охлаждении раствора из него снова выпадают красивые золотисто-желтые кристаллы иодида свинца (реакция «золотого дождя»). Методика. В пробирку вносят 3-5 капель раствора нитрата свинца Рb(NO3)2, прибавляют 3 капли раствора иодида калия KI. Выпадает желтый осадок иодида свинца. К смеси прибавляют несколько капель воды, подкисленной уксусной кислотой, и нагревают до полного растворения осадка. При медленном охлаждении пробирки выпадают красивые блестящие золотисто-желтые чешуйчатые кристаллы иодида свинца. 3. Реакция с K2CrO4 (хромат-ионами) Катионы свинца образуют с K2CrO4 (хромат-ионами) в уксуснокислой среде желтый кристаллический осадок хромата свинца РbСrО4 Рb(NO3)2 + K2CrO4 → PbCrO4 ¯ + 2 KNO3 Осадок хромата свинца не растворяется в уксусной и разбавленной азотной кисл
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.175.59.242 (0.27 с.) |