Панлогизм в философии Гегеля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Панлогизм в философии Гегеля



ПАНЛОГИЗМ (от греч. πᾶν – все и λόγος – мысль, слово, разум) – философское воззрение, согласно которому все существующее представляет собой воплощение мыслящей субстанции, мирового разума, логической идеи. Потенциально присутствует в учении Спинозы, где мышление объявляется одним из атрибутов субстанции. Считается, что классическим выражением панлогизма является философия Гегеля. Однако в системе Гегеля панлогизм является лишь промежуточным моментом построения концепции абсолютного духа, который свободно полагает логическую идею, природу и конечный дух в качестве моментов своей внутренней жизни, так что отнюдь не сводится к логической идее и ее самосознанию: положение «всё есть логическая идея» (момент панлогизма) снимается положением «всё есть абсолютный дух» и, далее, «всё есть в абсолютном духе». Элементы панлогизма получили специфическое развитие в марбургской школе неокантианства (отождествление действительности с логическими формами ее познания у Г.Когена).

Социальная философия Гегеля

Социальная философия Г. В. Ф. Гегеля. Основные положения философии «абсолютного идеализма» Гегеля. Тезис о движении мирового духа к самопознанию посредством его самоотчуждения и снятия отчуждения, т. е. посредством раздвоения его на субъект и объект и снятия этого раздвоения в последующем синтезе как исходная идея философии Гегеля. Понятие абсолютной идеи, принцип тождества бытия и мышления, принцип диалектического развития. Историзм Гегеля как объяснительная теория исторического процесса, имеющая в своей основе учение о саморазвитии абсолютной идеи. Система и метод Гегеля. Система Гегеля как философская энциклопедия, «раскрывающая необходимую, определенную понятием взаимосвязь и философское происхождение основных понятий и принципов науки». Три части философской системы: наука логики, философия природы, философия духа. Логика как наука о чистом понятии и абстрактной идее. Природа как внешняя реализация идеи. Дух как возвращение идеи к самой себе. Идеалистическая диалектика Гегеля и ее основополагающие структуры: отрицание, отрицание отрицания, тождество противоположностей, «снятие» (Aufhebung), переход количества в качество, противоречие и т. д. Вопрос об «эзотеризме» философии Гегеля как проблема политического вмешательства теоретическими средствами.

Формирование философской системы Гегеля и специфика ранних социально-политических воззрений философа. «Феноменология духа» как «истинный исток и тайна гегелевской философии» (К. Маркс). Проблема формирования социальной идентичности и «борьба за признание». Диалектика раба и господина как диалектика социальной эмансипации. Гегелевское понимание Я как тождества всеобщего и особенного. Проблема «отчуждения» и его социально-философский смысл. Формы отчужденного духа. Философия объективного духа как попытка примирения противоречий современности. Структуры объективного духа в «Феноменологии духа». Истинный дух, нравственность. Отчужденный от себя дух, Просвещение. Дух, обладающий достоверностью себя самого, моральность. Критика Гегелем односторонне-рассудочного характера идеалов Просвещения и их практической реализации в период Французской революции. Французская революция как истина Просвещения, снимающая противоположность всеобщей и единичной свободы через террор (глава «Абсолютная свобода и ужас»).

Гегелевская концепция модерна. Гегелевская концепция современного общества как «экспрессивной тотальности», всеми своими сторонами выражающей принцип субъективности. «Субъективная свобода» и «рефлексивность» как главные характеристики принципа новоевропейской субъективности. Индивидуализм, право на критику, принцип автономии действия и идейное господство идеалистической философии как центральные характеристики модерна в понимании Гегеля. Философия права Гегеля. Право как наличное бытие свободы. Абстрактное право, мораль, нравственность. Учение Гегеля о гражданском обществе и государстве. Критика Гегелем идеи рынка как саморегулирующейся системы, основанной на принципе laissez faire. Гегель о роли корпораций и бюрократии как проводниках социальной гармонизации в обществах модерна. Гегелевское государство как «действительность нравственной идеи». Гегелевская концепция философии истории как «прогресса в осознании свободы». Принцип «хитрости разума» как способ связи действий индивидов с закономерным ходом истории. Гегелевская концепция «воспроизводящих» и «всемирно-исторических» индивидов. Всемирная история как «истинная теодицея». Исторические судьбы социально-политического учения Гегеля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 2315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.004 с.)