ТОП 10:

Этические и правовые аспекты взаимоотношений специалистов СО и СМК.



Этические и правовые аспекты взаимоотношений специалистов СО и СМК

 

Этика и право в профессиональной деятельности СО идут рука об руку, но не стоит их путать. В своей деятельности можно придерживаться буквы закона, при этом нарушая всевозможные профессиональные этические нормы. Соблюдение закона важно, но истинный профессионал должен опираться на более высокие моральные стандарты.

 

Правовые нормы установлены и утверждены государством и имеют силу закона, нарушение которого может повлечь за собой наложение на нарушителя определенных санкций.

 

Этические нормы выработаны обществом (профессиональные этические нормы вырабатываются профессиональными ассоциациями, общественными организациями) и основаны на опыте и общепринятых правилах поведения. Этические нормы связаны с общественной моралью, и их нарушение может повлечь общественное осуждение, а в случае, если эти нормы сформированы в кодекс или декларацию, - наложение определенных санкций со стороны организации-составителя.

 

Известно, что взаимоотношения между PR-специалистами и представителями масс-медиа складываются достаточно сложно и порой проблематично.

Недовольство журналистов вызывает то, что профессионалы ПР пытаются:

- приукрашивать происходящие события и контролировать доступ журналистов к законоправной (принадлежащей по праву) информации;

- прямо и косвенно подкупать журналистов для публикации определенным образом представленных материалов;

- бесплатно под видом новостей «протаскивать» рекламу;

- неправильно оформлять материалы, присылаемые в редакцию.

 

В свою очередь, претензии профессионалов ПР к журналистам выражаются в следующем:

 

- журналисты не отличают профессионала ПР от некомпетентных кадров;

- паблисити воспринимается только как средство и возможность делать деньги;

- журналисты не желают принимать информацию без раскрытия ее источника, медиа достаточно медлительны и консервативны в изменении взглядов и привычек;

- журналисты не всегда справляются с потоком поступающей информации.

 

Все же, необходимость конструктивного подхода к формированию позитивных взаимоотношений между специалистами этих двух профессий очевидна. Поэтому возник ряд нормативных актов и профессионально-этических уставов, которые эти отношения в определенной степени регулируют. Стоит заранее отметить, что в РФ отсутствует закон, который бы регулировал деятельность специалистов по СО, а этические профессиональные кодексы не разработаны в достаточной мере. Поэтому, исследуя данную область профессиональной деятельности, приходится опираться на прочие законы РФ, в частности, на закон о СМИ, и на международные уставы и декларации.

 

Основным нормативным актом, регулирующим отношения со СМИ различных лиц, в том числе и PR-специалистов, является Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», а так же многочисленные поправки к нему.

 

Статья 47 Закона определяет ряд прав журналиста, исходя из которых лицо, отвечающее за связи со СМИ в организации (часто это PR-специалист), обязано:

 

· Организовать прием журналиста должностным лицом в связи с запросом информации;

· Организовать доступ журналиста к документам и материалам;

· Организовать предоставление ответа на запрос редакцией информации;

· Производить аккредитацию журналистов по заявке редакции;

· Не препятствовать посещению журналистом государственных органов и организаций, предприятий и учреждений, органов общественных объединений либо их пресс-служб;

· Не препятствовать посещению журналистом мест стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан. А так же местностей, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствию журналиста на митингах и демонстрациях;

· Не препятствовать деятельности журналиста по поиску, получению и распространению информации;

· Не препятствовать произведению журналистом записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки;

· Не препятствовать деятельности журналиста по проверке достоверности сообщаемой ему информации;

· Не дискриминировать журналиста в связи с изложением им его личных суждений.

 

При этом необходимо отметить следующее. Во-первых, обязанности относятся к любому субъекту правоотношений, но ответственным лицом является именно специалист по связям с общественностью. Во-вторых, «не препятствовать» можно рассматривать скорее как «организовывать». В-третьих, пункты 1, 3, 4, 5 относятся только к пресс-службам государственных органов и организаций, предприятий и учреждений, органов общественных объединений, но не распространяется на пресс-службы негосударственных коммерческих структур.

 

Необходимо помнить о вопросе государственной тайны и конфиденциальной информации. В доступе к ним журналисту может быть правомерно отказано. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. Но если такая информация попадает в руки журналиста, юридически будет невозможно воспрепятствовать ее распространению. Ответственность за разглашение при этом ложится на лицо, тайна которому была доверена.

 

Статья 49 Закона регламентирует обязанности журналиста, исходя из которых можно определить права, которыми обладает человек, ответственный за связи со СМИ. В отношениях с журналистами специалист по СО имеет право требовать:

 

· Указания на источник информации;

· Сохранения конфиденциальности информации и (или) ее источника;

· Получения согласия (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в СМИ сведений о личной жизни своего клиента, его родственников от них самих или их законных представителей;

· Согласования с ним проведения аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки ghh получении информации;

· Предъявления редакционного удостоверения или иного документа, удостоверяющего личность и полномочия журналиста.

 

Впрочем, необходимо отметить, что законодательство РФ не содержит норм, прямл гарантирующих перечисленные права.

 

Перейдем к рассмотрению документов, рассматривающих вопросы профессиональной этики и регулирующих этические аспекты взаимоотношений PR-специалистов и представителей СМИ.

 

Среди наиболее значительных документов для российских специалистов по СО:

 

· Кодекс профессионального поведения и этики (Венеция, 1961 год)

· Афинский кодекс (1965 год)

· Британский кодекс (1986 год)

· Европейский кодекс профессионального поведения в области PR. (Лиссабонский кодекс, 1989 год)

· Российский кодекс профессиональных и этических принципов (Москва, 2001 год)

 

Эти документы в той или иной степени широко освещают этические принципы взаимодействия PR-специалистов и журналистов. Обобщая информацию, можно сказать, что эти взаимоотношения базируются на следующих основных принципах:

 

· Соблюдение свободы слова печати и права гражданина на информацию.

· Представление при любых обстоятельствах правдивой информации об организации, в которой он работает.

· Не распространять информацию на основе непроверенных и неподтвержденных фактов.

· Не распространять заведомо ложную информацию, информацию вводящую в заблуждение.

· Не разглашать и не использовать в личных или других целях конфиденциальную информацию, доверенную ему организацией, либо клиентом.

· Не заниматься деятельностью, которая может нанести ущерб репутации СМИ.

· Если возникает необходимость осуществить контроль за распространением информации или проявить инициативу, работник PR может сделать это с помощью платной публикации в газете или заплатив за время вещания по радио или ТВ в соответствии с правилами, практикой и методами, принятыми в этой области, и принимая во внимание принципы профессиональных этических кодексов.

 

Таким образом, становится ясно, что профессионально-этические кодексы и нормативные акты дополняют друг друга, определяя и регулируя род и характер взаимоотношений специалистов по СО и журналистов. Хотя, в России наличие этих документов очень часто игнорируется, вот почему появляется «джинса», об обязанностях забывают, а права обеих сторон взаимоотношений игнорируются и ущемляются.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.006 с.)