Русская философия советского и постсоветского периода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская философия советского и постсоветского периода.



После Октябрьской революции 1917 г. были созданы соответствующие ин-ты для пропаганды и развития марксизма, в т. ч. философии, для подготовки научных и преподавательских кадров. Первоначально центром марксистской философской мысли стала Социалистическая академия общественных наук. В ее рамках постепенно формировались научно-исследовательские подразделения, специализировавшиеся в области философии, в т. ч. Ин-т научной методологии, философская секция, Институт философии, оформившийся организационно в 1929 г. Частные издательства выпускали труды Бердяева, Булгакова, И. А. Ильина, Карсавина, Лапшина, Н. О. Лосского, Новгородцева, Е. Н. Трубецкого, Франка, Шпета, Радлова и др. философов-идеалистов. философы стремились установить идеологическую монополию марксизма, к-рая впоследствии, с приходом к власти Сталина, на мн. годы превратилась в монополию официальной идеологии. В нач. 20-х гг. был введен термин "марксизм-ленинизм" для обозначения нового этапа развития марксизма, связанного с деятельностью Ленина, а в кон. 20-х гг. - понятие "ленинского этапа" в развитии марксистской философии, хотя сам Ленин не претендовал на создание особой теоретической системы (в т. ч. и философской). Во 2-й пол. 20-х гг. победила идеологическая концепция, в соответствии с к-рой на диалектический материализм была возложена особая задача по философскому обоснованию практическо-политической линии партии, по методологическому и мировоззренческому руководству всеми сферами культуры, литературы и искусства, всеми общественными и естественными науками, по распространению во всех слоях населения материалистических и атеистических взглядов. Началось угасание характерных для первых послеоктябрьских лет творческих поисков в философии. Философская наука все более политизировалась. Предмет и структура марксистской философии трактовались в ней в духе "онтологизма". Диалектический метод и материалистическая теория рассматривались как учение об одном и том же, а именно о бытии, о мире, о законах ("чертах") объективной действительности. Фактически под методом познания понимались сами законы развития объективного мира. Закон единства и борьбы противоположностей сводился к закону борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания устранялся (как некий "пережиток" гегельянства). Из абстрактных философских посылок выводились конкретные практическо-политические рекомендации, философия и политика связывались "напрямую". Результатом такой трактовки явилось то, что в 40-х гг. оказалась отодвинутой на задний план гносеологическая и логическая проблематика. По существу, игнорировался ряд новых научных направлений, в частности генетика и кибернетика. Творчески мыслящие философы преследовались. В период культа Сталина были репрессированы Лосев, Флоренский, Луп-пол, Я. Э. Стэн, Д. Гачев, В. К. Сережников, Г. К. Баммель и др. философы. Впрочем, и в эти тяжелые годы в философской жизни страны наблюдались и нек-рые позитивные явления: опубликовано немало соч. классиков мировой философии; вышли в свет 3 т. всемирной "Истории философии" (1940-1943); началось изучение истории философии народов СССР, прежде всего истории рус. философии; в нач. 40-х гг. было преодолено былое нигилистическое отношение к формальной логике; окончательно утвердилось такое направление, как философские вопросы естественных паук, и т. д.

После распада СССР в конце 1991 г. начался драматический процесс переоценки ценностей, пересмотра и отказа от канонов "советского марксизма". Интенсивное развитие получило издание работ по истории отечественной философии, особенно религиозно-философской мысли в России кон. XIX - 1-й пол. XX в., осмысление ее места и роли в истории мировой философии, ее влияния на развитие науки и культуры. Впервые в России были изданы труды мн. видных философов, репрессированных, эмигрировавших или высланных из страны. Состоялись острые дискуссии о месте России в общемировом цивилизационном процессе. В постсоветский период в условиях идеологического плюрализма усилился интерес к философским проблемам политики, политологии, к социальной философии, что связано с кризисным состоянием общественного сознания в стране.

 

34. Онтология как философское учение о бытии.
Понятие об онтологии. Онтология – философская дисциплина, рассматривающая различные трактовки проблемы бытия. Термин «онтология» происходит из слияния греческих слов ontos - сущее и logos - учение, понятие. Под понятием "бытие" в философии понимается максимально общая характеристика реальности как целого, то общее, что содержится во всех предметах, явлениях и артефактах мира, то, что объединяет их, позволяя нам сказать: этот мир.
Таким образом, онтология рассматривает фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Сущее (сущность) – внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. "Сущее" в онтологии постигается путем редукции (сокращения, "выведения за скобки" случайных характеристик предметов), позволяющей увидеть то общее, что есть в различных явлениях, осознать их глубинную взаимосвязь. Видимое и чувственно-постигаемое проявление сущего называется явлением. Увидеть за явлением сущее важнейшая задача философской онтологии.
Категория бытия близка, но не совпадает с категорией существования. Существование есть одна из форм проявления бытия. Бытийствовать могут и несуществующие предметы или явления, если их физическое не-существование наделено особым смыслом. Так, "нуль" в математике выступает как несуществующая численная размерность, но является важным смысловым показателем, без которого немыслимы
современные математические вычисления. Такую же роль играет "нулевое окончание" в грамматике русского языка. С категорией бытия оказываются связанными категории общего, единого и единичного. Общее понимается как признак, сходный с признаками всех предметов фиксированного класса; закономерная форма связи вещей, процессов и явлений в составе целого. Единичное – признак предмета, находящийся в отношении несходства с признаками других предметов исследуемого класса. Восхождение от единичного ко всеобщему позволяет осознать единое, то, что объединяет предметы мира, свидетельствует о его единстве. Онтологическая проблематика строится как выявление общего в единичном, осознание единства реальности и человека в этой реальности. В соответствии с уровнями выделения общего бытие классифицируется на:
• Физическое бытие мира, главными проявлениями которого являются пространство и время.
• Биологическое бытие, главным проявление которого является феномен жизни.
• Личностное бытие – совокупность внешних и внутренних характеристик человека как уникального проявления природы.
• Социальное бытие - бытие человеческого общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.005 с.)