Тематика рефератов и контрольных работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика рефератов и контрольных работ



Темы рефератов

1. Психолого-педагогические средства развития моторики у детей дошкольного возраста.

2. Пути ускорения физического развития у ребенка дошкольного возраста.

3. Средства совершенствования речи в дошкольном возрасте.

4. Развивающие игры детей дошкольного возраста.

5. Совершенствование памяти и мышления у ребенка дошкольного возраста.

6. Роль сказки и мифа в становлении символического сознания ребенка.

7. «Плюсы и минусы» обучения детей дошкольного возраста.

8. Факторы, влияющие на формирование базовых качеств личности в дошкольном возрасте.

9. Развитие и совершенствование игр детей в дошкольном возрасте.

10. Пути оптимального обеспечения психологической готовности ребенка к обучению в школе.

11. Проявление агрессии и тревожности у детей дошкольного возраста.

12. Особенности изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой интеллектуального развития.

13. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей дошкольного возраста, страдающих хроническими заболеваниями.

14. Коммуникативные особенности детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.

15. Особенности психического развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся вне семьи.

16. Моральное развитие в дошкольном возрасте.

17. Ранние формы памяти ребенка и бессознательная, непроизвольная память взрослых.

18. Развитие эмоциональной сферы дошкольника.

19. Роль дошкольных образовательных учреждений в развитии ребенка.

20. Соотношение обучения и игры у ребенка дошкольного возраста.

 

Требования к рефератам

 

Реферат должен быть выполнен 14 шрифтом, Times New Roman, 1,5 межстрочный интервал. Поля сверху и снизу – 2, слева – 3, справа – 1,5. Объем 15-25 листов.

Реферат должен содержать введение с указанием актуальности, цели и задач работы. Далее должно следовать необходимое количество параграфов (в соответствии с задачами). Завершает работу заключение и список использованной литературы.

 


ДИСЦИПЛИНА «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»

 

1.1 Вопросы для оценки качества усвоения дисциплины

 

1. Предмет и задачи курса возрастная анатомия, физиология и гигиена. Значение знаний предмета для профессиональной деятельности педагога.

2. Организм человека как единое целое.

3. Организм и среда. Роль наследственности и среды в развитии организма.

4. Гомеостаз, его биологическое значение. Понятие о регуляции, саморегуляции функций, их способы (метаболизм, нейрогуморальная регуляция). Биологическая надежность и прнципы ее обеспечения.

5. Понятие о росте и развитии детского организма. Закономерности роста и развития в постэмбриональный период (непрерывность, гетерохронность, гармоничность развития).

6. Периодизация онтогенеза, его принципы. Критические этапы онтогенеза. Понятие об акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма.

7. Состояние физического развития школьников. Методы его определения.

8. Основные понятия физиологии возбудимых образований (возбуждение, возбудимость, раздражимость, раздражение, раздражители). Торможение, современное представление о механизмах торможения.

9. Биоэлектрические явления живых образований (понятие о мембранном потенциале покоя, потенциал действия, понятие о волне возбуждения).

10. Изменение с возрастом показателей функционального состояния возбудимых образований.

11. Значение нервной системы. Общая схема строения и основные этапы ее развития.

12. Нейрон: строение, функции. Виды нейрона. Развитие нейрона.

13. Строение и свойства нервных волокон. Возрастные особенности свойств нервных волокон.

14. Связь между нейронами. Синапсы. Механизм передачи возбуждения в синапсах.

15. Рефлекс - как основа нервной деятельности. Общая схема рефлекторной дуги, ее звенья. Классификация рефлексов.

16. Понятие о нервном центре. Свойства центральных синапсов: одностороннее проведение возбуждения, задержка проведения, суммация, трансформация ритма после действия, утомляемость, проторение.

17. Координация функций организма. Особенности протекания иррадиации и индукции у детей. Учет этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

18. Функциональное значение различных отделов центральной нервной системы.

19. Вегетативная нервная система. Строение, функция.

20. Структурно-функциональная организация коры большого полушария.

21. Развитие коры больших полушарий. Сроки созревания нейронов в разных областях коры больших полушарий. Возрастная особенность электрической активности коры.

22. Понятие о высшей нервной деятельности. Роль И. М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности.

23. Учение И. П. Павлова об условных рефлексах. Условно-рефлекторный характер высшей нервной деятельности. Ее нейрофизиологические механизмы.

24. Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности: скорость образования, величина и устойчивость условных рефлексов. Ориентировочный рефлекс - как основа образования условных рефлексов. Изменение с возрастом. Роли пищевого, исследовательского и игрового поведения в выработке условных связей.

25. Торможение условных рефлексов и их виды. Особенности торможения условных рефлексов у детей. Выработка условного торможения у детей - физиологическая основа воспитания.

26. Условные рефлексы на время в разном возрасте. Режим дня школьника. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня.

27. Интегративная деятельность мозга - как результат динамического взаимодействия различных нервных центров. Системная организация условно-рефлекторной деятельности. Учение П.К. Анохина. Понятие о функциональной системе. Значение обратной афферентации в осуществлении поведенческих реакций организма.

28. Динамический стереотип - как основа привычек и навыков, как физиологические основы режима дня. Механизмы его формирования, роль в процессе обучения и воспитания.

29. Условные рефлексы на речевые раздражители, скорость их образования. Две сигнальные системы действительности, их взаимодействие. Значение речевых стереотипов для развития речи. Становление в процессе развития ребенка сенсорных и моторных механизмов речи.

30. Типы высшей нервной деятельности. Их пластичность. Типологические особенности высшей нервной деятельности детей и подростков. Зависимость формирования типологических особенностей от социальных факторов, процессов воспитания и обучения.

31. Образование и длительность хранения условных рефлексов - основа обучения и памяти. Механизм памяти. Возрастные особенности памяти.

32. Эмоции, мотивации, их роль в поведенческих реакциях организма. Возрастные особенности эмоциональной реакции детей и подростков, торможение отрицательных эмоциональных реакций.

33. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования. Гигиена сна.

34. Понятие об утомлении. Двоякое биологическое значение утомления. Фазы утомления. Профилактика утомления.

35. Понятие об умственной и физической работоспособности организма, их взаимосвязь. Возрастные показатели умственной и физической работоспособности. Фазы работоспособности. Дневная периодичность умственной работоспособности. Меры, факторы и условия поддержания рабостоспособности на относительно высоком уровне в процессе учебной деятельности.

36. Адаптация. Понятие об адекватности психических и физических нагрузок функциональным возможностям организма детей и подростков

37. Биоритмы и биоритмология. Нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы, их причины, профилактика.

 

38. Школьный режим, его основные компоненты. Гигиенические требования составления расписания уроков, факультативных занятий, внеклассных мероприятий.

39. Гигиенические требования к организации и проведению урока. Нормы объема домашних заданий для учащихся разного возраста.

40. Гигиенические требования к школьным учебникам, учебным пособиям и школьно-письменным принадлежностям.

41. Учение И. П. Павлова об анализаторах. Значение анализаторов. Общие свойства и закономерности их деятельности: чувствительность, ее зависимость от величины рецептивного поля, генераторный и рецепторный потенциалы, спонтанная активность, торможение, адаптация. Взаимодействие анализаторов.

42. Зрительный анализатор. Светопреломляющий аппарат глаза, его свойства. Механизмы фоторецепции.

43. Нарушения рефракции: близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Причины, вызывающие нарушения световосприятия. Острота зрения. Бинокулярное зрение. Пространственное зрение. Адаптация зрительного анализатора.

44. Возрастные особенности зрительного анализатора. Гигиена зрения. Световой режим в школе.

45. Слуховой и вестибулярный анализаторы. Акустические свойства уха.

46. Возрастные особенности слухового анализатора. Профилактика нарушений слуха у детей и подростков.

47. Понятие об эндокринных железах. Гормоны. Механизм их действия. Понятие о гипо- и гиперфункций желез внутренней секреции. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции (гипоталамо-гипофизарная система).

48. Строение и функции эпифиза щитовидной и околощитовидной желез, надпочечников и поджелудочной железы. Возрастные особенности.

49. Половые железы, их роль в процессах роста, развития организма и полового созревания. Стадии полового созревания. Психофизиологические проявления сексуальности детей и подростков.

50. Значение опорно-двигательного аппарата. Возрастные особенности скелета.

51. Понятие о двигательных единицах. Их морфофункциональные дифференциации. Характеристика функциональных свойств скелетных мышц (сила, быстрота, выносливость, точность). Динамическая и статическая работа мышц. Утомление мышц.

52. Возрастные особенности скелетной мускулатуры. Изменения макро-, микро-структуры, показатели функциональных свойств, соотношение тонусов мышц сгибателей и разгибателей. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом. Вред гиподинамии.

53. Осанка, факторы ее определяющие. Нарушения осанки. Условия, способствующие образованию патологических изгибов позвоночника, плоскостопия и деформации других частей скелета. Типы деформаций, их профилактика. Влияние физической культуры и спорта на развитие двигательных навыков и осанки у детей.

54. Гигиенические требования к оборудованию учебных помещений: столам, стульям, классной доске, инструментам и т.д. Гигиенические требования к работе в компьютерных классах.

55. Значение, состав и свойства крови. Форменные элементы крови. Группа крови. Возрастные особенности системы крови.

56. Понятие об иммунитете. Клеточный гуморальный иммунитет. Роль вилочковой железы в иммунных реакциях организма. Антигены тканевой специфичности. Аллергия и анафилаксия. Заболевания крови.

57. Понятие о кровообращении, его значение. Общая характеристика сердечно-сосудистой системы. Круги кровообращения. Микроциркуляция. Сердце, его строение, функции и развитие. Сердечный цикл и гемодинамика в полостях сердца.

58. Морфофизиологические свойства сердечной мышцы. Автоматия сердца. Проводящая система сердца. Возникновение и распространение возбуждения по миокарду.

59. Строение и функции кровеносных сосудов. Движение крови по артериям, капиллярам и венам. Возрастные изменения. Особенности кровоснабжения отдельных органов (сердце, легкие, печень, почки, мозг, кожа и прочие).

60. Регуляция кровообращения и ее возрастные особенности. Влияние экстракардиальных нервов и гуморальных факторов на функцию сердца. Регуляция тонуса сосудов. ЭКГ. Пульс. Кровяное давление.

61. Возрастные особенности строения и функции сердечно-сосудистой системы. Болезни сердечно-сосудистой системы. Причины, проявления, профилактика.

62. Структура и функция дыхания у детей и подростков.

63. Микроклимат. Роль воздушной среды в сохранении здоровья. Гигиенические требования к воздушному режиму классной комнаты. Профилактика респираторных инфекций у детей и подростков.

64. Возрастные особенности органов пищеварения. Защитные пищеварительные рефлексы. Зубы. Смена зубов, профилактика кариеса. Профилактика и меры борьбы с желудочно-кишечными заболеваниями и глистными инвазиями.

65. Обмен веществ и энергии-основы процессов жизнедеятельности организма. Роль ферментов в обмене веществ. Возрастные особенности обмена веществ и энергии.

66. Пищевые продукты, их состав, энергетическая ценность. Значение сбалансированного питания для роста, развития и состояния здоровья. Нормы питания. Режим питания. Питьевой режим. Профилактика токсикоинфекций и пищевых отравлений. Воспитание у детей и подростков гигиенических навыков, связанных с приемом пищи.

67. Возрастные особенности органов выделения. Роль личной гигиены в предупреждении заболеваний систем мочевыделения.

68. Возрастные особенности строения и функций кожи. Правила ухода за кожей. Гигиена волос и ногтей. Гигиена одежды и обуви.

69. Показатели состояния здоровья детского населения. Возрастная структура заболеваемости детей и подростков. Группы здоровья.

70. Вредные привычки и болезненные пристрастия. Наркотические вещества, алкоголь, их действие на психику. Влияние алкоголя на потомство. Профилактика подростково-юношеского алкоголизма. Никотин, концерогенные вещества табачного дыма. Основы антиникотинового воспитания.

 

Литература

 

Основная:

 

1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. – М.: Академия, 2009. – 416 с.

2. Под ред. Сапина М.Р. Анатомия человека. В 2 томах. - М., Медицина, 2009. - Т.2, с. 268-478.

 

Дополнительная

1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков, 5-ое изд. - М., Медицина, 1977.

2. Ашмарин И.П. Загадки и откровения памяти. - Л., Изд. ЛГУ, 1975. - 160 с.

3. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение, - М., Мир, 1988. - 248 с.

4. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. Школьная гигиена. - М.,Просвещения,1983 год.

5. Гуминский А.А., Леонтьев Н.Н., Тупицына Л.П. Руководство к выполнению лабораторных занятий по возрастной физиологии. - М., Изд. МГПИ им. В.И.Ленина, 1984.

6. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., Высшая школа,1985 год

7. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма (1 и 2 части). М., Просвещение, 1986.

8. Матюшонок М.Г. и др. Физиология и гигиена детей и подростков. - Минск,1980 год

9. Санюкевич Л.И. Лабораторные занятия по анатомии и физиологии ребенка с основами школьной гигиены. - Минск,1985.

10. Под ред. Ситдикова Ф.Г. Избранные главы по возрастной физиологии. Казань, 1992 год.

11. Под ред. Косицкого Г.И. Физиология человека. - М., Медицина, 1985.

12. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. В 4 томах. - М., Медицина, 1994. - с. 10-254.

13. Под ред. Ноздрачева А.Д. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 т. - М., Высш. шк., 1991. - Т.1, с. 32-370.

14. Под ред. Антроповой М.В. и Кольцовой М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма дошкольного возраста. - М., Педагогика, 1983.

15. Под ред. В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. Физиология развития ребенка. М., Педагогика, 1983.

16. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. - М., Просвещения, 1978.

17. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М., Просвещения, 1990.

18. СанПиН 2.4.2.1178-02.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Образец оформления титульного листа контрольной работы:

 
 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП)

Контрольная работа

по дисциплине

__________________________

на тему:

____________________________________________________

____________________________________________________

Вариант ______

Работу выполнил:

Студент группы _____

___________отделения

Ф.И.О.

Проверил:

Ф.И.О. преподавателя

 

Казань 201__ г.

 
 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.045 с.)