Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тематика рефератов и контрольных работ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Темы рефератов 1. Психолого-педагогические средства развития моторики у детей дошкольного возраста. 2. Пути ускорения физического развития у ребенка дошкольного возраста. 3. Средства совершенствования речи в дошкольном возрасте. 4. Развивающие игры детей дошкольного возраста. 5. Совершенствование памяти и мышления у ребенка дошкольного возраста. 6. Роль сказки и мифа в становлении символического сознания ребенка. 7. «Плюсы и минусы» обучения детей дошкольного возраста. 8. Факторы, влияющие на формирование базовых качеств личности в дошкольном возрасте. 9. Развитие и совершенствование игр детей в дошкольном возрасте. 10. Пути оптимального обеспечения психологической готовности ребенка к обучению в школе. 11. Проявление агрессии и тревожности у детей дошкольного возраста. 12. Особенности изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой интеллектуального развития. 13. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей дошкольного возраста, страдающих хроническими заболеваниями. 14. Коммуникативные особенности детей дошкольного возраста из неблагополучных семей. 15. Особенности психического развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся вне семьи. 16. Моральное развитие в дошкольном возрасте. 17. Ранние формы памяти ребенка и бессознательная, непроизвольная память взрослых. 18. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. 19. Роль дошкольных образовательных учреждений в развитии ребенка. 20. Соотношение обучения и игры у ребенка дошкольного возраста.
Требования к рефератам
Реферат должен быть выполнен 14 шрифтом, Times New Roman, 1,5 межстрочный интервал. Поля сверху и снизу – 2, слева – 3, справа – 1,5. Объем 15-25 листов. Реферат должен содержать введение с указанием актуальности, цели и задач работы. Далее должно следовать необходимое количество параграфов (в соответствии с задачами). Завершает работу заключение и список использованной литературы.
ДИСЦИПЛИНА «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»
1.1 Вопросы для оценки качества усвоения дисциплины
1. Предмет и задачи курса возрастная анатомия, физиология и гигиена. Значение знаний предмета для профессиональной деятельности педагога.
2. Организм человека как единое целое. 3. Организм и среда. Роль наследственности и среды в развитии организма. 4. Гомеостаз, его биологическое значение. Понятие о регуляции, саморегуляции функций, их способы (метаболизм, нейрогуморальная регуляция). Биологическая надежность и прнципы ее обеспечения. 5. Понятие о росте и развитии детского организма. Закономерности роста и развития в постэмбриональный период (непрерывность, гетерохронность, гармоничность развития). 6. Периодизация онтогенеза, его принципы. Критические этапы онтогенеза. Понятие об акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма. 7. Состояние физического развития школьников. Методы его определения. 8. Основные понятия физиологии возбудимых образований (возбуждение, возбудимость, раздражимость, раздражение, раздражители). Торможение, современное представление о механизмах торможения. 9. Биоэлектрические явления живых образований (понятие о мембранном потенциале покоя, потенциал действия, понятие о волне возбуждения). 10. Изменение с возрастом показателей функционального состояния возбудимых образований. 11. Значение нервной системы. Общая схема строения и основные этапы ее развития. 12. Нейрон: строение, функции. Виды нейрона. Развитие нейрона. 13. Строение и свойства нервных волокон. Возрастные особенности свойств нервных волокон. 14. Связь между нейронами. Синапсы. Механизм передачи возбуждения в синапсах. 15. Рефлекс - как основа нервной деятельности. Общая схема рефлекторной дуги, ее звенья. Классификация рефлексов. 16. Понятие о нервном центре. Свойства центральных синапсов: одностороннее проведение возбуждения, задержка проведения, суммация, трансформация ритма после действия, утомляемость, проторение. 17. Координация функций организма. Особенности протекания иррадиации и индукции у детей. Учет этих особенностей в процессе обучения и воспитания. 18. Функциональное значение различных отделов центральной нервной системы. 19. Вегетативная нервная система. Строение, функция. 20. Структурно-функциональная организация коры большого полушария.
21. Развитие коры больших полушарий. Сроки созревания нейронов в разных областях коры больших полушарий. Возрастная особенность электрической активности коры. 22. Понятие о высшей нервной деятельности. Роль И. М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности. 23. Учение И. П. Павлова об условных рефлексах. Условно-рефлекторный характер высшей нервной деятельности. Ее нейрофизиологические механизмы. 24. Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности: скорость образования, величина и устойчивость условных рефлексов. Ориентировочный рефлекс - как основа образования условных рефлексов. Изменение с возрастом. Роли пищевого, исследовательского и игрового поведения в выработке условных связей. 25. Торможение условных рефлексов и их виды. Особенности торможения условных рефлексов у детей. Выработка условного торможения у детей - физиологическая основа воспитания. 26. Условные рефлексы на время в разном возрасте. Режим дня школьника. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня. 27. Интегративная деятельность мозга - как результат динамического взаимодействия различных нервных центров. Системная организация условно-рефлекторной деятельности. Учение П.К. Анохина. Понятие о функциональной системе. Значение обратной афферентации в осуществлении поведенческих реакций организма. 28. Динамический стереотип - как основа привычек и навыков, как физиологические основы режима дня. Механизмы его формирования, роль в процессе обучения и воспитания. 29. Условные рефлексы на речевые раздражители, скорость их образования. Две сигнальные системы действительности, их взаимодействие. Значение речевых стереотипов для развития речи. Становление в процессе развития ребенка сенсорных и моторных механизмов речи. 30. Типы высшей нервной деятельности. Их пластичность. Типологические особенности высшей нервной деятельности детей и подростков. Зависимость формирования типологических особенностей от социальных факторов, процессов воспитания и обучения. 31. Образование и длительность хранения условных рефлексов - основа обучения и памяти. Механизм памяти. Возрастные особенности памяти. 32. Эмоции, мотивации, их роль в поведенческих реакциях организма. Возрастные особенности эмоциональной реакции детей и подростков, торможение отрицательных эмоциональных реакций. 33. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования. Гигиена сна. 34. Понятие об утомлении. Двоякое биологическое значение утомления. Фазы утомления. Профилактика утомления. 35. Понятие об умственной и физической работоспособности организма, их взаимосвязь. Возрастные показатели умственной и физической работоспособности. Фазы работоспособности. Дневная периодичность умственной работоспособности. Меры, факторы и условия поддержания рабостоспособности на относительно высоком уровне в процессе учебной деятельности. 36. Адаптация. Понятие об адекватности психических и физических нагрузок функциональным возможностям организма детей и подростков 37. Биоритмы и биоритмология. Нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы, их причины, профилактика.
38. Школьный режим, его основные компоненты. Гигиенические требования составления расписания уроков, факультативных занятий, внеклассных мероприятий.
39. Гигиенические требования к организации и проведению урока. Нормы объема домашних заданий для учащихся разного возраста. 40. Гигиенические требования к школьным учебникам, учебным пособиям и школьно-письменным принадлежностям. 41. Учение И. П. Павлова об анализаторах. Значение анализаторов. Общие свойства и закономерности их деятельности: чувствительность, ее зависимость от величины рецептивного поля, генераторный и рецепторный потенциалы, спонтанная активность, торможение, адаптация. Взаимодействие анализаторов. 42. Зрительный анализатор. Светопреломляющий аппарат глаза, его свойства. Механизмы фоторецепции. 43. Нарушения рефракции: близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Причины, вызывающие нарушения световосприятия. Острота зрения. Бинокулярное зрение. Пространственное зрение. Адаптация зрительного анализатора. 44. Возрастные особенности зрительного анализатора. Гигиена зрения. Световой режим в школе. 45. Слуховой и вестибулярный анализаторы. Акустические свойства уха. 46. Возрастные особенности слухового анализатора. Профилактика нарушений слуха у детей и подростков. 47. Понятие об эндокринных железах. Гормоны. Механизм их действия. Понятие о гипо- и гиперфункций желез внутренней секреции. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции (гипоталамо-гипофизарная система). 48. Строение и функции эпифиза щитовидной и околощитовидной желез, надпочечников и поджелудочной железы. Возрастные особенности. 49. Половые железы, их роль в процессах роста, развития организма и полового созревания. Стадии полового созревания. Психофизиологические проявления сексуальности детей и подростков. 50. Значение опорно-двигательного аппарата. Возрастные особенности скелета. 51. Понятие о двигательных единицах. Их морфофункциональные дифференциации. Характеристика функциональных свойств скелетных мышц (сила, быстрота, выносливость, точность). Динамическая и статическая работа мышц. Утомление мышц. 52. Возрастные особенности скелетной мускулатуры. Изменения макро-, микро-структуры, показатели функциональных свойств, соотношение тонусов мышц сгибателей и разгибателей. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом. Вред гиподинамии. 53. Осанка, факторы ее определяющие. Нарушения осанки. Условия, способствующие образованию патологических изгибов позвоночника, плоскостопия и деформации других частей скелета. Типы деформаций, их профилактика. Влияние физической культуры и спорта на развитие двигательных навыков и осанки у детей.
54. Гигиенические требования к оборудованию учебных помещений: столам, стульям, классной доске, инструментам и т.д. Гигиенические требования к работе в компьютерных классах. 55. Значение, состав и свойства крови. Форменные элементы крови. Группа крови. Возрастные особенности системы крови. 56. Понятие об иммунитете. Клеточный гуморальный иммунитет. Роль вилочковой железы в иммунных реакциях организма. Антигены тканевой специфичности. Аллергия и анафилаксия. Заболевания крови. 57. Понятие о кровообращении, его значение. Общая характеристика сердечно-сосудистой системы. Круги кровообращения. Микроциркуляция. Сердце, его строение, функции и развитие. Сердечный цикл и гемодинамика в полостях сердца. 58. Морфофизиологические свойства сердечной мышцы. Автоматия сердца. Проводящая система сердца. Возникновение и распространение возбуждения по миокарду. 59. Строение и функции кровеносных сосудов. Движение крови по артериям, капиллярам и венам. Возрастные изменения. Особенности кровоснабжения отдельных органов (сердце, легкие, печень, почки, мозг, кожа и прочие). 60. Регуляция кровообращения и ее возрастные особенности. Влияние экстракардиальных нервов и гуморальных факторов на функцию сердца. Регуляция тонуса сосудов. ЭКГ. Пульс. Кровяное давление. 61. Возрастные особенности строения и функции сердечно-сосудистой системы. Болезни сердечно-сосудистой системы. Причины, проявления, профилактика. 62. Структура и функция дыхания у детей и подростков. 63. Микроклимат. Роль воздушной среды в сохранении здоровья. Гигиенические требования к воздушному режиму классной комнаты. Профилактика респираторных инфекций у детей и подростков. 64. Возрастные особенности органов пищеварения. Защитные пищеварительные рефлексы. Зубы. Смена зубов, профилактика кариеса. Профилактика и меры борьбы с желудочно-кишечными заболеваниями и глистными инвазиями. 65. Обмен веществ и энергии-основы процессов жизнедеятельности организма. Роль ферментов в обмене веществ. Возрастные особенности обмена веществ и энергии. 66. Пищевые продукты, их состав, энергетическая ценность. Значение сбалансированного питания для роста, развития и состояния здоровья. Нормы питания. Режим питания. Питьевой режим. Профилактика токсикоинфекций и пищевых отравлений. Воспитание у детей и подростков гигиенических навыков, связанных с приемом пищи. 67. Возрастные особенности органов выделения. Роль личной гигиены в предупреждении заболеваний систем мочевыделения. 68. Возрастные особенности строения и функций кожи. Правила ухода за кожей. Гигиена волос и ногтей. Гигиена одежды и обуви. 69. Показатели состояния здоровья детского населения. Возрастная структура заболеваемости детей и подростков. Группы здоровья.
70. Вредные привычки и болезненные пристрастия. Наркотические вещества, алкоголь, их действие на психику. Влияние алкоголя на потомство. Профилактика подростково-юношеского алкоголизма. Никотин, концерогенные вещества табачного дыма. Основы антиникотинового воспитания.
Литература
Основная:
1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. – М.: Академия, 2009. – 416 с. 2. Под ред. Сапина М.Р. Анатомия человека. В 2 томах. - М., Медицина, 2009. - Т.2, с. 268-478.
Дополнительная 1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков, 5-ое изд. - М., Медицина, 1977. 2. Ашмарин И.П. Загадки и откровения памяти. - Л., Изд. ЛГУ, 1975. - 160 с. 3. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение, - М., Мир, 1988. - 248 с. 4. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. Школьная гигиена. - М.,Просвещения,1983 год. 5. Гуминский А.А., Леонтьев Н.Н., Тупицына Л.П. Руководство к выполнению лабораторных занятий по возрастной физиологии. - М., Изд. МГПИ им. В.И.Ленина, 1984. 6. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., Высшая школа,1985 год 7. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма (1 и 2 части). М., Просвещение, 1986. 8. Матюшонок М.Г. и др. Физиология и гигиена детей и подростков. - Минск,1980 год 9. Санюкевич Л.И. Лабораторные занятия по анатомии и физиологии ребенка с основами школьной гигиены. - Минск,1985. 10. Под ред. Ситдикова Ф.Г. Избранные главы по возрастной физиологии. Казань, 1992 год. 11. Под ред. Косицкого Г.И. Физиология человека. - М., Медицина, 1985. 12. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. В 4 томах. - М., Медицина, 1994. - с. 10-254. 13. Под ред. Ноздрачева А.Д. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 т. - М., Высш. шк., 1991. - Т.1, с. 32-370. 14. Под ред. Антроповой М.В. и Кольцовой М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма дошкольного возраста. - М., Педагогика, 1983. 15. Под ред. В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. Физиология развития ребенка. М., Педагогика, 1983. 16. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. - М., Просвещения, 1978. 17. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М., Просвещения, 1990. 18. СанПиН 2.4.2.1178-02.
ПРИЛОЖЕНИЕ Образец оформления титульного листа контрольной работы: Министерство образования и науки Российской Федерации Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП) Контрольная работа по дисциплине __________________________ на тему: ____________________________________________________ ____________________________________________________ Вариант ______ Работу выполнил: Студент группы _____ ___________отделения Ф.И.О. Проверил: Ф.И.О. преподавателя
Казань 201__ г.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.045 с.) |