И социализации младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И социализации младших школьников



Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. В содержании программы духовно­нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся должны быть актуализированы определенные идеалы, хранящиеся в культуре России. Воспитательные идеалы обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно­нравственного развития, воспитания и социализации личности младшего школьника. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса.

Принцип амплификации – признание уникальности и качественного своеобразия уровней возрастного развития и их самостоятельной ценности для психического и личностного развития ребенка. Организация воспитания в соответствии с принципом амплификации проявляется в том, что младшему школьнику должна предоставляться возможность для свободной, спонтанной активности, свободного общения, творчества и игры.

Принцип следования нравственному примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремленность людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно­нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно­эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации, выражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально привлекательные образы людей (природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем. Организация диалогического общения должна учитывать объективно существующую степень развития субъектности младшего подростка: педагог общение с педагогом (как с более развитой личностью) способствует выработке системы ценностей.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно­деятельностный характер. Младший школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно­деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их воспитания и социализации осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями (законными представителями), иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства; периодической литературы, публикаций, радио­ и телепередач, отражающих современную жизнь; культуры и фольклора России; жизненного опыта родителей (законных представителей) и прародителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик.

Планируемые результаты реализации программы

духовно­нравственного развития, воспитания и социализации

По каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие примерные воспитательные результаты.

Гражданско-патриотическое воспитание: ценностное отношение к России, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества;первоначальный опыт реализации гражданской позиции;первоначальный опыт межкультурной коммуникации.

Нравственное и духовное воспитание: начальные представления о традиционных моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с традиционными нравственными нормами;сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;знание традиций семьи и школы, бережное отношение к ним.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;ценностное и творческое отношение к учебному труду, понимание важности образования для жизни человека;элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового, творческого сотрудничества;осознание приоритета нравственных основ труда, творчества;первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных видах творческой деятельности;осознание важности самореализации в социальном творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности;умения и навыки самообслуживания в школе и дома.

Интеллектуальное воспитание: первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества, возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности;элементарные навыки исследовательской работы;первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности;элементарные представления об этике интеллектуальной деятельности.

Здоровьесберегающее воспитание: первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни;элементарный опыт пропаганды здорового образа жизни;элементарный опыт организации здорового образа жизни;представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;представление о негативном влиянии психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения на здоровье человека;регулярные занятия физической культурой и спортом и осознанное к ним отношение.

Социокультурное и медиакультурное воспитание: первоначальное представление о значении понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство»;элементарный опыт, межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения; первичный опыт социального партнерства и диалога поколений;первичный опыт добровольческой деятельности, направленной на решение конкретной социальной проблемы класса, школы;первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества.

Культуротворческое и эстетическое воспитание: умения видеть красоту в окружающем мире;первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;элементарные представления об эстетических и художественных ценностях русской культуры;первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, традиций, русского фольклора;первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчестваи др.

Правовое воспитание и культура безопасности: первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;первоначальные умения отвечать за свои поступки, достигать общественного согласия по вопросам школьной жизни;элементарный опыт ответственного социального поведения, реализации прав школьника;первоначальный опыт общественного школьного самоуправления;элементарные представления об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность детей отдельных молодежных субкультур;первоначальные представления о правилах поведения в школе, семье, общественных местах.

Воспитание семейных ценностей: элементарные представления о роли семьи в жизни человека;первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, нравственных взаимоотношениях в семье;опыт позитивного взаимодействия в семье в рамках школьно-семейных программ и проектов.

Формирование коммуникативной культуры: первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы;знание правил эффективного, бесконфликтного общения;элементарные основы риторической компетентности;элементарный опыт участия в развитии школьных средств массовой информации;первоначальные представления о безопасном общении в интернете, о современных технологиях коммуникации;первоначальные представления о ценности родного языка, его месте в мире;элементарные навыки межкультурной коммуникации.

Экологическое воспитание: ценностное отношение к природе;элементарные представления об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды;первоначальный опыт эмоционально-нравственного отношения к природе;элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе, о нормах экологической этики;первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.006 с.)