Оценка ликвидности бухгалтерского баланса на основе абсолютных и относительных показателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка ликвидности бухгалтерского баланса на основе абсолютных и относительных показателей



Финансовая устойчивость организации определяется с помощью абсолютных и относительных показателей.

Абсолютные показатели

1. Наличие собственных оборотных средств

а) Наличие собственных оборотных средств (СОС) для формирования оборотного капитала определяется как разница между третьим разделом пассива и первым разделом актива.

СОС= III р. П- I р. А. Данный показатель характеризует чистый оборотный капитал организации, а его увеличение по сравнению с прошлым годом свидетельствует о развитии организации.

 

б) Наличие собственных и долгосрочных источников для формирования запасов и затрат (СД). Определяется путём увеличения предыдущего на? долгосрочных пассивов (итог IV раздела пассива)

СД=СОС+IV р. П

 

в) Общая величина источников для формирования запасов и затрат (ОИ). Определяется путём увеличения предыдущей? на? краткосрочных заёмных средств (меньше года).

ОИ= СД+КЗС

 

2. Степень обеспеченности запасов и затрат за счёт собственных и заёмных источников

Данная группа включает в себя следующие показатели:

 

а) Излишек (+) \ недостаток (-) собственных источников для формирования оборотных средств и в частности запасов? СОС. Определяется как разность между величиной СОС и статьёй запасы (строка 210 II р. А)

 

б) Излишек (+) \ недостаток (-) собственных и долгосрочных источников для формирования запасов и затрат.? СД = СД - запасы

 

в) Излишек (+) \ недостаток (-) общей величины источников для формирования запасов и затрат? ОИ= ОИ - запасы.

 

На основании двух групп показателей определяется тип финансовой устойчивости организации.

 

Абсолютно устойчивая организация. Характеризуется наличием платёжеспособности и кредитоспособности и задаётся условием:

 

S= (1; 1; 1)

 

Нормально устойчивая организация. Характеризуется наличием платёжеспособности, но нарушена кредитоспособность. Задаётся следующими условиями:

 

S= (0; 1; 1)

 

Неустойчивое финансовое положение. Характеризуется нарушением платёжеспособности, отсутствием кредитоспособности и задаётся условиями

 

S= (0; 0; 1)

 

Кризисное финансовое состояние. Характеризуется отсутствием платёжеспособности и кредитоспособности, т.е. организация находится на грани банкротства.

 

S= (0; 0; 0)

 

Относительные показатели

 

Для качественной оценки платёжеспособности и ликвидности организации, кроме анализа ликвидности баланса, необходим расчёт коэффициентов ликвидности.

Показатели ликвидности применяют для оценки способности организации выполнять свои краткосрочные обязательства.

 

Относительные показатели Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ИП "Экоперспектива", перераб. и доп. 2003 финансовой устойчивости в основном определяются в коэффициентах и их преимущество перед абсолютными в том, что они менее подвержены влиянию инфляции.

 

Финансовые коэффициенты, применяемые для оценки ликвидности организации

 

а) Коэффициент абсолютной ликвидности

 

Ка.л =

 

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности). Является наиболее жестким критерием ликвидности организации; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств.

 

б) Коэффициент быстрой ликвидности

 

Кб.л =

 

Коэффициент быстрой ликвидности. По своему смысловому значению показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности, однако исчисляется по более узкому кругу оборотных активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть - производственные запасы.

 

в) Коэффициент текущей ликвидности

 

Кт.л = [1; 2]

 

Коэффициент текущей ликвидности. Дает общую оценку ликвидности организации, показывая, сколько рублей оборотных средств (текущих активов) приходится на один рубль текущей краткосрочной задолженности (текущих обязательств).

Коэффициент Ктл имеет ряд особенностей, которые необходимо иметь в виду, выполняя пространственно-временные сопоставления.

Во-первых, числитель коэффициента включает оценку запасов и дебиторской задолженности. Поскольку методы оценки запасов могут варьировать, это оказывает влияние на сопоставимость показателей; то же самое следует сказать в отношении трактовки и учета сомнительных долгов.

Во-вторых, значение коэффициента, в принципе, тесно связано с уровнем эффективности работы организации в отношении управления запасами: некоторые компании за счет высокой культуры организации технологического процесса, например, путем внедрения системы поставки сырья и материалов, известной под названием «точно в срок» (just-in-time), могут существенно сокращать уровень запасов, т.е. снижать значение коэффициента текущей ликвидности до уровня ниже, чем в среднем по отрасли, без ущерба для своего текущего финансового состояния.

В-третьих, некоторые организации с высокой оборачиваемостью денежных средств могут позволить себе относительно невысокие значения коэффициента Ктл. В частности, это относится к организациям розничной торговли. В данном случае приемлемая ликвидность обеспечивается за счет более интенсивного притока денежных средств в результате текущей деятельности. Таким образом, анализируя текущее финансовое положение организации, необходимо по возможности учитывать и другие факторы, в явном виде не оказывающие влияния на значение этого и других коэффициентов.

 

г) Коэффициент «цены» ликвидности

 

К ц.л =

 

Определяет в какой степени будут покрыты все внешние обязательства организации в результате её ликвидации и продажи имущества

 

д) Общий коэффициент ликвидности баланса

 

Колб =

 

Применяется для комплексной оценки ликвидности баланса в целом. С помощью данного коэффициента осуществляется оценка изменения финансовой ситуации в организации с точки зрения ликвидности.

 

е) Коэффициент перспективной платёжеспособности

 

Кпп =

 

Определяет прогноз платёжеспособности организации на основе сопоставления будущих платежей и предстоящих поступлений, т.е. на сколько производственные запасы покрывают долгосрочные обязательства.

 

ж) Коэффициент задолженности

 

Кз = <0,38

 

Показывает, сколько долгосрочных обязательств приходится на 1 руб., вложенный в активы организации.

 

з) Коэффициент общей платёжеспособности

 

Коп =

 

Устанавливает долю покрытия кредитов и займов за счёт материальных и нематериальных активов.

 

3.1 Особенности анализа финансового состояния и его неэффективность в ряде случаев

 

Краткий анализ финансового состояния предусмотрен формами официальной отчётности предприятий (аналитическая записка).

 

Аналитическая работа планомерно ведётся банками, аудиторскими фирмами, страховыми компаниями и другими организациями. Между тем может возникать необходимость во внеплановом анализе финансового состояния предприятия. И плановый, и внеплановый анализ может порождать конфликтные ситуации, связанные с противоречивостью экономических отношений всех заинтересованных в анализе лиц. Финансовый анализ может выявить резервы, а также ошибки руководителей или даже преднамеренные искажения отчётности. Анализ может быть основан на долгосрочных тенденциях, но и может упустить сиюминутные нужды. Так, например, в условиях сверхвысокой инфляции более актуально использовать любые приёмы быстрого извлечения доходов и их сокрытия от налогов, чем выявлять ошибки в тех или иных направлениях долгосрочного производственного инвестирования.

На практике анализ может отталкиваться от известных заранее узких мест в работе предприятия. В иных случаях подобные узкие места должны быть предварительно выявлены. Анализ финансового состояния начинается с анализа принятых форм отчётности, а именно баланса и отчёта о финансовых результатах. По мере необходимости привлекаются и другие отчёты, а также первичные материалы, результаты дополнительного обследования.

Анализ баланса и отчёта о финансовых результатах - универсальный метод, применимый с различной степенью успешности в любых ситуациях. Однако надо представлять его ограничения. Анализ баланса неэффективен в следующих случаях:

 

1. Общая неопределённость и неустойчивость. Особая неопределённость и неустойчивость характерны для периодов глубокого кризиса, сопровождаемого сверхвысокой инфляцией, политической нестабильностью.

 

2. Фирма берёт кредиты в банке под проект. Выполнение проекта, вероятнее всего, значительно деформирует баланс предприятия. До окончания реализации проекта кредиторской задолженности противостоят незавершённые капитальные вложения.

 

3. Малое предприятие имеет неразвитый баланс. В этом случае необходим анализ конкретных сделок, осуществляемых этим предприятием, его клиентов.

 

4. Предприятие выполняет специфические функции. Предприятие может выполнять лишь функции расчётного счёта для других фирм и организаций, не заниматься своей основной деятельностью, а служить посредником в торговых операциях, сдавать имущество в аренду.

 

5. Предприятие находится в специфических условиях. Анализ баланса даёт хорошие результаты для предприятий, работающих в конкурентной среде. Анализ баланса не определяет специфических факторов успеха, не связанных со структурой актива или пассива (например, наличие особых льгот и преимуществ, квот, лицензий, различных форм монополии). В этом случае необходим особый анализ устойчивости предприятия к резким изменениям.

 

6. Анализ баланса не выявляет каких-либо отклонений. В этом случае необходим более глубокий анализ фирмы. Это может быть комплексный анализ от продукта до поставщиков либо более глубокий анализ баланса предприятия (построение прогнозного баланса). «Очень хороший» баланс порождает подозрения в его искусственности и, следовательно, наличии теневых операций на предприятии.

 

В процессе финансового анализа не исключены и различного рода ошибки, зависящие от ряда факторов:

 

1. Возможность начать анализ с известных узких мест в работе предприятия уже отмечалась. Однако типичной ошибкой анализа является его «зацикленность» только на узком месте. Так, например, движение средств на счетах предприятия, конечно, отслеживается финансистами и руководством. В связи с этим приходится следить за движением дебиторской и кредиторской задолженности. Тем не менее, если остаться в рамках названных счетов, предприятие не определит закономерностей движения наличных средств. В то же время в официальную отчётность наших предприятий не входят формы движения наличности, и анализ такого движения затрудняется. Если же попробовать проанализировать все возможные факторы, воздействующие на динамику наличных средств предприятия, то станет очевидной малая эффективность узкого подхода.

 

2. Ошибки анализа могут объясняться не только отсутствием необходимой полноты, но и ошибками в данных, вызванными условиями их сбора и предварительной обработки. Ярким примером могут быть попытки анализировать сравнительную эффективность различных производств в рамках одного предприятия без учёта способов разложения накладных расходов, методов списания затрат материалов на себестоимость и т.д.

 

3. Другой важный источник ошибок финансового анализа положения предприятия (впрочем, и любого другого экономического анализа) - игнорирование возможного поведения участников рынка. Макроэкономический анализ сегодняшней российской экономики наводит на предположения о её специфическом характере как экономике банкротства. Это экономика, участники которой приспособились к неблагоприятным условиям сверхвысокой инфляции и спада отечественного производства, применяя определённые приёмы выживания. В своё время специалисты, исследовавшие крестьянские хозяйства слаборазвитых стран, натолкнулись на похожие модели хозяйствования, нацеленные только на выживание. Поведение таких хозяйств противоречит поведению капиталистических предприятий, нацеленных на производство прибыли, накопление. На странности в поведении предприятий наталкивались многие исследователи кризисных ситуаций в экономике. Так, например, слабые предприятия в кризисной ситуации оказываются более живучими, чем сильные. Объяснить это можно поведением банков, кредитующих слабые предприятия активнее, чем сильные, из-за опасений широкого распространения банкротств. В наших условиях такое неэффективное поведение подкрепляется дополнительными институциональными причинами. Значительная часть наших банков создана самими предприятиями, которые являются акционерами. Такие «карманные» банки вынуждены выдавать кредиты своим акционерам, а потери компенсировать более рискованными кредитами торговым предприятиям или валютными операциями.

 

4. Определённые корректировки расчётов необходимы также в связи с известными недостатками отчётных форм.

 

Таким образом, неудовлетворительные показатели финансового состояния предприятия, перспектив его развития свидетельствуют о необходимости перейти к новой идеологии в управлении, либо отказаться от прежнего профиля предприятия. В этом случае можно разрабатывать стратегические меры: миссию, мотивацию, стратегический и оперативный контроллинг. Первоначальная миссия предприятия, дающая импульс к разработке её основной концепции, цели и задач с учётом перспектив, открывающихся перед компанией, и их долгосрочных оценок, должна обеспечивать возможность поддержания определённого статуса фирмы и давать ей конкурентные преимущества продолжительное время.

 

 

ГЛАВА 3. ВЫПОЛНЕНИЕ АНАЛИЗА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Доходы организации

 

Доходы организации - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Экономической основой получения экономических выгод является создание новой стоимости товара, работы, услуги и последующее приобретение ее потребителем.

Доходы организации в зависимости от характера и условий их получения подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.

К доходам от обычных видов деятельности относятся выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг, дебиторская задолженность, арендная плата, лицензионные платежи и роялти.

Под выручкой от продажи товаров, работ и услуг понимаются денежные средства, поступившие на расчетный счет или в кассу организации в результате получения экономической выгоды.

Дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся организации со стороны других юридических и физических лиц.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления от этой деятельности — арендная плата.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, связанные с этой деятельностью — лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности.

 

 

К прочим доходам организации относятся прибыль:

· полученная организацией в результате совместной деятельности;

· поступления от продажи основных средств и иных активов;

· кредиторская и депонентская задолженность, по которой истек срок исковой давности;

· активы, полученные безвозмездно;

· проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств;

· поступления, связанные с участием в других организациях;

· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

· курсовые разницы.

 

Величина доходов зависит в основном от объема реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, цен на них и дебиторской задолженности. Доходы зависят также от финансовой дисциплины покупателей продукции и потребителей работ и услуг. Чем выше доля дебиторской задолженности в составе доходов, тем меньшими финансовыми ресурсами располагает организация. Это создает угрозу возобновляемости производственного процесса вследствие несвоевременности исполнения обязательств перед персоналом, государством и поставщиками. В условиях кризиса надежность партнеров в выполнении своих обязательств приобретает особое значение, поскольку снижает риск неплатежа покупателя. В условиях кризиса, как правило, все усилия управленческого персонала организации направляются на удержание своих позиций на рынке. Одним из способов сохранения конкурентоспособности организации является снижение цен. В условиях кризиса и падения спроса это позволяет поддерживать объем продаж путем стимулирования активности покупателей.

 

 

Расходы организации

ü Расходы организации - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации.

По экономическому содержанию расходы организации делятся на материальные, трудовые и денежные. Материальные расходы связаны с ресурсным обеспечением финансово-хозяйственной деятельности организации и включают в себя стоимость приобретенного сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива и электроэнергии, услуг сторонних организаций. Трудовые расходы направляются на оплату труда персонала организации. Денежные расходы представляют отгок денежных средств. Это уплата налогов и обслуживание денежного оборота организации. Например, платежи банку за расчетно-кассовое обслуживание, выплаты процентов по кредитам.

По способу принятия решений расходы делятся на альтернативные и вмененные. К вмененным расходам относятся расходы, обязательные для организации, например, налоговые платежи, платежи во внебюджетные фонды, оплата лицензий или членства в профессиональных саморегулируемых организациях. Остальные расходы являются альтернативными, поскольку организация может выбирать способ организации производственного процесса.

Например, бухгалтерский учет можно вести, имея собственную бухгалтерскую службу, или передать его другой организации. В первом случае организация несет трудовые расходы, во втором — расходы на оплачу услуг сторонней организации.

Таблица 3.1. Классификация расходов организаций

Признак классификации

 

Виды расходов:

 

 

Ø Экономическое содержание

Материальные, трудовые, денежные

 

Ø Участие в бизнес-процессе

Производственные, коммерческие, непроизводственные

 

 

Ø Принятие решений

Альтернативные и вмененные

 

 

Ø Агрегированные расходы по видам потребляемых ресурсов

Материальные затраты

Затраты на оплату труда

Амортизация

Прочие затраты

 

 

Ø Статьи затрат

Сырье и материалы

Возвратные отходы (вычитаются)

Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций

Топливо и энергия на технические цели

Заработная плата производственных рабочих

Отчисления во внебюджетные фонды

Расходы на подготовку и освоение производства

Общепроизводственные расходы

Общехозяйственные расходы

Потери от брака

Прочие производственные расходы

Коммерческие расходы

 

 

Ø Зависимость от объема производства (реализации)

Постоянные и переменные

 

 

Ø Способы распределения между видами продукции

Прямые и косвенные

 

 

Ø Связь с технологическим процессом

Основные и накладные

 

 

Ø Степень агрегирования

Одноэлементные и комплексные

 

 

Ø Периодичность возникновения

Постоянные и единовременные

 

 

Ø Использование в системе управления

Прогнозные, плановые и фактические

 

 

Ø Степень регулирования

Нормируемые и ненормируемые

 

 

Ø Расходы в зависимости от направления деятельности организации

Инвестиционные

На текущую деятельность

На потребление

 

По участию в бизнес-процессе расходы делятся на производственные, коммерческие, непроизводственные. К производственным расходам относятся расходы, связанные с обеспечением производственного процесса. В них включаются расходы на приобретение материалов, ремонт оборудования, оплату труда работников, приобретение топлива и электроэнергии, оплату услуг сторонних организаций. К коммерческим расходам относятся расходы, связанные с реализацией и продвижением продукции на рынках. Они включают в себя расходы на затаривание и упаковку готовой продукции, транспортировку, рекламу и маркетинговые услуги. К непроизводственным расходам относятся расходы, не связанные с изготовлением продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Такие расходы, как правило, имеют социальный характер: оказание материальной помощи персоналу, содержание объектов социально-культурного назначения, оплата социальных пакетов работникам, благотворительные пожертвования.

К агрегированным расходам относятся расходы, сгруппированные по видам потребляемых ресурсов в процессе финансово-хозяйственной деятельности организаций. Материальные затраты отражают стоимость разнообразных потребляемых материальных ресурсов, затраты на оплату труда — заработную плату с отчислениями во внебюджетные фонды, амортизация — стоимость износа оборудования, используемого в процессе производственной деятельности.

Начисление амортизации основных средств производится одним из следующих способов: линейным способом, способом уменьшения остатка, способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

исходя из первоначальной стоимости основных средств и норм амортизации, исчисленных с учетом срока полезного их использования (линейный метод);

исходя из остаточной стоимости основных средств на начало отчетного года и норм амортизации, исчисленных с учетом срока полезного их использования;

исходя из первоначальной стоимости основных средств и соотношения числа лет, остающихся до конца срока полезного использования основных средств и общего срока полезного использования;

пропорционально объему выпускаемой продукции.

Все расходы на производство и реализацию продукции группируются по статьям затрат. Необходимость классификации расходов по статьям затрат связана с формированием цен на товары, работы и услуги организаций.

В зависимости от объемов производства (реализации) расходы организаций делятся на постоянные и переменные. Постоянные расходы не зависят от объема производства. К ним относятся некоторые виды налогов, амортизационные отчисления, оплата охраны, арендная плата, заработная плата управленческого персонала и т.д. Переменные расходы изменяются пропорционально объему выпускаемой продукции, работ, услуг. К переменным расходам, как правило, относятся материальные затраты, заработная плата основных производственных рабочих.

В зависимости от способов распределения затрат между видами продукции расходы подразделяются на прямые и косвенные. Под прямыми расходами понимаются расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость продукции. Например, расходы на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, основная заработная плата производственных рабочих и т.п. К косвенным относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы, услуги вспомогательного производства и др. Например, расходы на содержание зданий и оборудования, их ремонт, заработная плата аппарата управления и вспомогательного персонала. Косвенные расходы, так же как и прямые, относятся на себестоимость продукции, но косвенным путем, т.е. путем распределения между отдельными видами продукции, работ, услуг.

В зависимости от связи с технологическим процессом расходы делятся на основные и накладные. К основным расходам относятся расходы, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг: стоимость потребленного сырья и материалов, оплата труда основных производственных рабочих и т.п. Накладные расходы сопутствуют основной деятельности организации. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, обслуживание производства, командировки, обучение персонала и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.).

По степени агрегирования расходы делятся на одноэлементные и комплексные. Одноэлементные расходы представляют собой один вид расхода. Комплексные расходы объединяют в себе одноэлементные расходы. Например, материальные расходы включают в себя расходы на сырье, материалы, комплектующие и полуфабрикаты, топливо, тару, запасные части.

Расходы могут подразделяться по признаку периодичности возникновения на постоянные и единовременные. К постоянным расходам относятся все расходы, связанные с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, такие как материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизация. Эти расходы поддаются планированию. К единовременным расходам относятся расходы, которые возникают спонтанно. Например, стоимость внепланового ремонта оборудования, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров и т.п.

В системе управления используются прогнозные, плановые и фактические значения расходов. Прогнозные расходы имеют ориентировочный, информационный характер. Плановые расходы выступают в форме обязательных лимитов в процессе составления бизнес-планов или производственных планов. Фактические расходы формируются на основе текущих данных.

По степени регулирования расходы организаций подразделяются на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым расходам относятся материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления, налоговые платежи. К ненормируемым расходам относятся единовременные расходы.

Расходы организаций в зависимости от направления их деятельности можно разделить на инвестиционные расходы (расходы на воспроизводство основного и увеличение оборотного капитала), в основном связанные с расширением производства и приростом оборотных активов; расходы, связанные с текущей деятельностью, относимые на себестоимость продукции (расходы на производство и реализацию товаров, работ, услуг), и расходы на социально- культурные мероприятия (содержание столовых, санаториев, домов культуры и отдыха, летних лагерей отдыха, улучшение бытовых условий и др.). Источником финансирования последних является чистая прибыль организаций.

Выбор классификации расходов зависит от области принятия управленческих решений. Например, выделение постоянных и единовременных расходов используется в процессе управления денежными потоками. Значения постоянных и переменных расходов используются для прогнозирования прибыли при уменьшении объемов реализации. Соотношение основных и накладных расходов характеризует инфраструктуру бизнеса. Статьи затрат позволяют охватить все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации, а агрегированные показатели повышают оперативность бухгалтерской отчетности.

Доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направления деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности, операционные доходы и внереализационные доходы.

Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими, к которым относятся также и чрезвычайные доходы.

Под доходами от обычных видов деятельности понимаются те доходы, получение которых носит основной и регулярный характер и связано с обычной производственно-коммерческой, финансовой или инвестиционной деятельностью, если в учредительных документах она значится как предмет деятельности организации.

Доходами от обычных видов деятельности являются:

 

- выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления за выполненные работы, оказанные услуги;

 

- выручка (арендная плата), поступившая в организацию за предоставление во временное пользование (владение) своего имущества по договору аренды;

 

- выручка (лицензионные платежи, в т.ч. роялти), поступившая за предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

 

- выручка (дивиденды), поступившая за участие в уставных капиталах других организаций.

 

К прочим поступлениям относятся операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы.

Перечень операционных доходов приведен в п.7 ПБУ 9/99 раздела III «Прочие поступления». Из него следует, что операционные доходы по своему характеру и условиям получения ничем не отличаются от некоторых доходов от обычных видов деятельности организации, но они не являются предметом ее деятельности, а их поступления, как правило, носят не основной и нерегулярный характер. Такие виды доходов могут возникнуть, а могут и не возникнуть в результате предпринимательской деятельности организации.

Например, если доход от совместной деятельности или сдачи имущества в аренду является основным, а может быть, и единственным источником доходов организации и вся ее деятельность направлена на получение этого дохода, то необходимо признать, что данный доход является доходом от обычных видов деятельности.

Если же организация размещает свою свободную наличность на сберегательные депозиты, предоставляет на эту сумму займы другим организациям либо приобретает акции других организаций, то такие доходы, являясь по сути дополнительными к доходам от обычных видов деятельности, включаются в состав операционных.

 

К операционным доходам относятся:

 

-поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное вложение и пользование) активов организации, если это не является предметом деятельности организации;

 

- поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, если это не является предметом деятельности организации;

 

- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам), если это не является предметом деятельности организации;

 

- прибыль, полученная в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

 

- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

 

- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

 

- сумма дооценки основных средств, зачисляемая в установленном порядке на счета учета прибылей и убытков;

 

- отрицательная деловая репутация организации, равномерно относящаяся на финансовый результат;

 

- положительные курсовые и суммовые разницы, относящиеся на причитающиеся к оплате проценты по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных денежных единицах, образующиеся начиная с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического погашения (перечисления).

Под внереализационными доходами следует понимать как бы непредвиденные доходы, носящие «незаработанный» характер. В этом можно убедиться, проанализировав их состав.

К внереализационным доходам относятся:

 

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

 

- активы, полученные безвозмездно по договору дарения, в том числе: суммы бюджетных средств, признанные в установленном порядке в качестве доходов;

 

- поступления в возмещение причиненных организацией убытков;

 

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

 

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

 

- положительные курсовые разницы, за исключением положительных курсовых разниц, включаемых в состав операционных доходов;

 

- сумма дооценки активов, за исключением сумм дооценки основных средств, включаемой в установленном порядке в состав операционных доходов;

 

- суммы неиспользованных резервов, образованных в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

 

- прочие внереализационные доходы, в том числе:

 

- активы, принятые к учету, оказавшиеся в

излишке по результатам инвентаризации.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие. В свою очередь прочие расходы состоят из операционных, внереализационных, чрезвычайных.

В разделе II «Расходы по обычным видам деятельности» ПБУ 10/99 рассматриваются расходы по обычным видам деятельности, к которым относятся расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

 

В организации, предметом деятельности которой является предоставление активов по договору аренды, участие в уставных капиталах и др., указанными расходами следует считать затраты, связанные с осуществлением этих видов деятельности. При этом предмет деятельности организации для некоммерческих организаций и унитарных предприятий определяется в учредительных документах, а для коммерческих (если такой информации нет в учредительных документах) - исходя из правила существенности. Это означает, что предметом деятельности организации могут считаться работы, услуги, производство продукции и т.п., составляющие в стоимостном выражении более 5% от величины (стоимости) всех продаж этой организации.

К расходам по обычным видам деятельности относятся затраты, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных МПЗ, возникающие в процессе переработки (доработки) МПЗ, которые будут использоваться при производстве продукции (выполнении работ и оказании услуг) или продаваться. Сюда же входят расходы, связанные с продажей (перепродажей) товаров (на содержание и эксплуатацию ОС и иных внеоборотных активов, на поддержание их в исправном состоянии, коммерческие, управленческие расходы и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.169 с.)