Тема 1.3 Государственный бюджет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.3 Государственный бюджет



 

Экономическая сущность бюджета, его функции. Характеристики и особенности категории «государственный бюджет». Роль бюджета в распределении и перераспределении национального продукта. Показатели, характеризующие бюджет. Сущностные особенности бюджетных отношений как части финансовых. Понятие бюджетного дефицита. Структура доходов и расходов бюджета. Элементы бюджетного устройства. Бюджетное устройство Республики Беларусь.

 

1.3.1. Социально-экономическая сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании

1.3.2. Доходы бюджета, их состав и структура. Методы мобилизации денежных средств в бюджет

1.3.3. Расходы государственного бюджета

1.3.4. Бюджетный дефицит и управление им

1.3.5. Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы государства

 

1.3.1. Социально-экономическая сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании

Сфера бюджетных отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования бюд­жетного фонда. Сосредоточение в распоряжении государства централизованного фонда денежных средств путем прямого участия в распределении и перераспределении доходов субъек­тов хозяйствования и граждан является объективной необходи­мостью, связанной с выполнением государством его функций по регулированию экономического развития, решению соци­альных задач, организации управления и обеспечению нацио­нальной обороны.

Исторически возникновение бюджета обусловлено сущест­вованием государства, развитием товарно-денежных отноше­ний и объективной необходимостью удовлетворять обществен­ные потребности посредством государства.

Выступая формой существования объективных финансовых отношений и выполняя особую роль в удовлетворении общего­сударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория.

Для более глубокого раскрытия природы бюджета необходи­мо определить место и специфику бюджетных отношений в сис­теме финансовых отношений.

Как было отмечено выше, стоимость созданного ВВП определяют по формуле

ВВП = С + V+ М,

где С — фонд возмещения израсходованных средств производства, V — фонд заработной платы; М — чистый доход.

В момент расщепления натурально-вещественной и эквивалентной ей стоимостной формы чистого дохода начина­ется относительно самостоятельное движение части сово­купного общественного продукта — чистого дохода (М) в его де­нежной форме. На этой основе формируются финансовые отно­шения, сопровождающие дальнейшее движение чистого дохо­да, его распределение, формирование денежных фондов.

На стадии обособления стоимости чистого дохода возникают финансовые отношения, формируются стоимостные пропорции будущего распределения, направления и объемы будущих финансовых потоков. В современных условиях хозяйствования размер чистого дохода просчитывается и прогнозируется с учетом обеспечения не только расширенного воспроизводства, но и расчетов с государ­ством по уплате налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, в составе фи­нансовых отношений при обособлении стоимости чистого дохо­да зарождаются отношения, опосредующие образование той части чистого дохода, которая в процессе последующего распре­деления (перераспределения) будет направлена в централизо­ванный фонд государства, а именно — бюджетные отношения.

При действующей системе налогообложения в бюджетный фонд поступает и часть фонда возмещения в виде налогов, включаемых в себестоимость продукции. Это означает, что бюджет участвует как в первичном распределении, так и в пере­распределении стоимости совокупного общественного продукта.

Таким образом, бюджет широко используется в системе государственного регулирования воспроизводственных процессов. Это возможно благодаря бюджетному механизму — совокупности форм бюджетных отношений, методов мобилиза­ции и способов использования бюджетных ресурсов.

Бюджетный механизм создается государством для реализа­ции бюджетной политики на конкретном этапе развития стра­ны, регулирования экономики путем маневрирования бюджет­ными ресурсами. Этому способствует специфическое свойство бюджета — обезличенность доходов государственного бюдже­та.

С помощью бюджетного механизма государство перераспре­деляет валовой внутренний и совокупный общественный про­дукты, изменяет структуру общественного производства, влия­ет на экономические преобразования и социальные реформы, создает условия для контроля за экономическими процессами.

Государство оперирует такими формами прямого и косвен­ного воздействия на экономические и социальные процессы, как бюджетное финансирование, государственные инвестиции, передача трансфертов, субсидий и субвенций, предоставление льгот и преференций, объявление налоговых каникул и др.

Необходимость соблюдать макроэкономические пропорции требует бюджетного финансирования отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, учреждений непроизводственной сферы, экономических регионов. Регулируя остающуюся в их распоряжении долю чистого дохода, государство сдерживает или стимулирует экономичес­кую активность субъектов хозяйствования.

Выделяют три основные характеристики государственного бюджета:

1. По форме: государственный бюджет – это финансовый план государственного хозяйства на предстоящий год.

2. По сущности: государственный бюджет – денежные отношения, одним из субъектов которых выступает государство, вторым – предприятия и население.

3. По материальному содержанию: государственный бюджет – это денежные средства, аккумулируемые в одном централизованном фонде.

Сущность государственного бюджета и его назначе­ние остаются неизменными в различных общественно-экономи­ческих формациях, но его качественное содержание и роль зависят от ряда объективных факторов: типа государства, уровня развития производительных сил, характера производственных отноше­ний, экономического потенциала страны, территориальных, природных и других особенностей. Кроме того, содержание бюджета во многом определяется такими субъективными фак­торами, как проводимая правительством экономическая и фи­нансовая политика, приоритеты социально-экономического раз­вития и финансирования и др.

Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений.

К числу особенностей относятся следующие:

· государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для удовлетворения общегосударственных потребностей;

· область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов;

· с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства;

· пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задача­ми, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

Важнейшими показателями, характеризующими бюджет, являются:

1. Доля средств, ежегодно перераспределяемых через бюджет, в валовом внутреннем и чистом продукте страны.

2. Покрываемость бюджетных расходов доходами (дефицит) или избыток (профицит) поступлений по отношению к расходам.

3. Структура бюджетных расходов.

Роль бюджета в распределении и перераспределении национального продукта заключается в следующем:

1. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов.

2. Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства.

3. Социальная направленность средств бюджета.

4. Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы.

5. Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве.

6. В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства.

К сущностным особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить:

1. денежный характер бюджетных отношений.

2. бюджетные отношения носят вторичный, перераспределительный характер.

3. бюджетные отношения опосредуют безвозмездное движение стоимости.

4. объектом бюджетного перераспределения может выступать, кроме чистого дохода, и часть стоимости необходимого продукта.

5. сфера действия бюджетных отношений ограничивается рамками бюджетного процесса.

6. участниками бюджетных отношений выступают: государство в лице органов власти различных уровней и предприятия, организации, учреждения и население.

7. бюджетные отношения формируют центральное звено финансовой системы благодаря широкому спектру действия.

8. бюджетные отношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством.

Сущность государственного бюджета, как экономической категории, реализуется через его функции: распределительную (перераспределительную) и контрольную.

Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства.

Основным объектом бюджетного перераспределения является национальный доход, иногда - часть национального богатства.

Национальный доход- часть валового общественного продукта без материальных затрат на его производство.

Национальное богатство- совокупность созданных трудом и накопленных материальных благ, которыми располагает общество.

Основные направления распределительной функции:

1) перераспределение национального дохода.

2) вмешательство в процесс общественного воспроизводства (государственное регулирование и стимулирование экономики).

3) финансовое обеспечение социальной политики.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

 

 

1.3.2. Доходы бюджета, их состав и структура. Методы мобилизации денежных средств в бюджет

 

Государственный бюджет функционирует посредством осо­бых экономических форм: доходов и расходов, которые имеют собственное назначение и отражают этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Источники доходов бюд­жета, формы их мобилизации в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь в распоряжение органов государственной власти Республики Беларусь и органов местного самоуправления. В бюджеты могут поступать дотации, субсидии, субвенции, а также заемные средства.Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство.Согласно Бюджетного кодекса Республики Беларусь доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на группы. Группы доходов состоят из подгрупп, которые подразделяются на виды. Доходы по видам включают в себя разделы и подразделы. Доходы р еспубликанского бюджета и местного бюджетов делятся по ряду признаков. 1. По источнику взимания доходы делятся на 4 группы / согласно Бюджетного Кодекса и Бюджетной классификации/:

1.1 Налоговые доходы – обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет. Классифицируются в зависимости от объекта обложения или в соответствии с источником возникновения налоговых обязательств;

1.2. Взносы на государственное социальное страхование;

1.3. Неналоговые доходы – возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и продажи товаров и безвозмездные поступления в виде штрафов, санкций и т.п. Классифицируются по характеру поступлений;

1.4. Безвозмездные поступления – добровольные и безвозмездные поступления денежных средств от юридических и физических лиц со стороны иностранных государств, от других уровней государственного управления (из бюджетов одного уровня в другой) и от стран - участниц международных организаций и соглашений.

Налоговые доходы включают шесть подгрупп: 1. Налоги на доходы и прибыль (подоходный налог; налог на доходы, налог на прибыль и др.) 2. Налоги на фонд заработной платы 3. Налоги на собственность (налог на недвижимость; земельный налог и др.)4. Налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость; акцизы; лицензионные сборы; налог за использование природных ресурсов (экологический налог) и др.) 5. Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные сборы, пошлины; оффшорный сбор и др.)

Другие налоги, сборы (пошлины), пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин), проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей, налоговым кредитом и иные обязательные платежи предусмотренные законодательством.

Взносы на государственное социальное страхование в Республике Беларусь перечисляются в Фонд социальной защиты населения РБ, который является внебюджетным.Соответственно данная группа доходов в рамках бюджетных отношений не формируется;

Неналоговые доходы включают четыре подгруппы:1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (проценты за пользование денежными средствами бюджетов; дивиденды на доли (акции), находящиеся в государственной собственности; доходы от перечисления части прибыли Национального банка Республики Беларусь; доходы от перечисления части прибыли государственных унитарных предприятий)2. Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности (доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности; административные сборы и платежи; доходы от оказания платных услуг; доходы от реализации государственного имущества и др.)3. Штрафы, удержания (удержания из заработной платы осужденных; административные штрафы и экономические санкции, налагаемые контролирующими органами)4. Прочие неналоговые доходы (возмещение потерь, вреда; возмещение Белгосстрахом расходов на выплату пенсий, произведенных Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; добровольные перечисления и др.)Группа «безвозмездные поступления» включает следующие три подгруппы доходов: 1. Безвозмездные поступления от иностранных государств (текущие, капитальные)2. Безвозмездные поступления от международных организаций (текущие, капитальные)3.Безвозмездные поступления от других уровней государственного управления (фонд финансовой поддержки административно-территориальных единиц; средства, полученные по взаимным расчетам; текущие субвенции от других уровней государственного управления; капитальные субвенции от других уровней государственного управления) – форма межбюджетных трансфертов.

2. По степени закрепления / ист.Бюджетный Кодекс Республики/:

2.1. собственные;

2.2. регулирующие.

Собственные доходы бюджетов разных уровней бюджетной системы Республики Беларусь зачисляются в бюджеты по нормативам отчислений, в том числе установленным в виде нижнего уровня отчислений, от налоговых и неналоговых доходов, определенных Бюджетным Кодексом Республики Беларусь.

Собственные доходы республиканского бюджета и местных бюджетов могут включать в себя все четыре группы (по источнику взимания) представленные выше.

К регулирующим доходам республиканского бюджета и местных бюджетов относятся доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты и по которым в соответствии с Бюджетным Кодексом Республики Беларусь установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов.

 

3. По уровню зачисления или территориальному признаку (ист. Бюджетный Кодекс): 3. 1. Налоговые доходы республиканского бюджета и местных бюджетов;3.2. Неналоговые доходы республиканского бюджета и местных бюджетов.

Состав и структура налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета и областных бюджетов на примере Витебской области представлены в приложениях Х и Х1.

В современной экономической литературе доходы бюджета дополнительно классифицируют по признакам: 1. методам аккумуляции: -добровольные (пожертвования, проведение лотереи и др.)-обязательные (налоги, сборы, пошлины, штрафы)2.социально-экономическому признаку: - от государственного хозяйства и использования имущества и угодий государства- от личных доходов граждан - от предприятий, учреждений и организаций.

Во всех цивилизованных государствах основными методами перераспределения национального дохода с целью мобилизации государственных доходов являются:

Ø налоги;

Ø займы;

Ø эмиссии.

Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов:

1. содержанием финансовой политики,

2. хозяйственной конъюнктурой,

3. конкретной экономической и социальной ситуацией,

4. степенью остроты социальных противоречий и др.

Центральное место в системе государственных доходов имеют налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивающие мобилизацию значительной части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных (от 80 до 90%), так и внебюджетных фондов.

Вторым по своему финансовому значению методом мобилизации государственных доходов являются займы. В настоящее время все развитые государства обращаются к займам. Это связано со значительным увеличением бюджетного дефицита, возможным наличием разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами. Выпуск займов образует государственный долг, который в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. Финансовой базой погашения займов выступают налоги.

Последним методом мобилизации государственных доходов служит бумажно-денежная и кредитная эмиссия. Если на финансовом рынке складывается неблагоприятная ситуация для выпуска новых займов, а налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, то государство прибегает к эмиссии. Эмиссия кредитных денег, преследующая задачу покрытия дефицита государственного бюджета, ведет к усилению инфляции, росту избыточной денежной массы.

 

 

1.3.3. Расходы государственного бюджета: экономическая сущность, принципы, методы, состав и структура

Государство, являясь собственником бюджетных ресурсов, имеет право распоряжаться ими, направлять на развитие материальной и социальной сферы, покрывать общегосударственные и другие потребности.

Расходы государственного бюджета определяются как государственные платежи, не подлежащие возврату, т.е. которые не вызывают и не погашают финансовых требований. Расходы могут быть возмездные - заплаченные в обмен на что – то (покупка товаров) и безвозмездные (т.е. Односторонние).

Расходы государственного бюджета - это экономические отно­шения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целево­му и территориальному назначению.

Эти экономические отношения всегда имеют:

- безвозмездный характер,

- стоимостную форму,

- обязательным участником является государство.

В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса:

1) расщепление централизованного бюджетного фонда на составные части;

2)формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организа­ций и учреждений материального производства и непроизводствен­ной сферы, получающих бюджетные ассигнования.

Категория «расходы бюджета» проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с к ачест­венной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назна­чение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их вели­чину.

Факторы, обусловившие многообразие конкретных видов бюджетных расходов, их структуру и содержание:

- природа и функции государства,

- уровень социально-экономического развития страны,

- разветвленность связей бюджета с народным хозяйством,

- административно-территориальное устройство государства,

- формы предоставления бюджетных средств,

- финансовая политика и т.п.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

При помощи бюджетных расходов государство может:

- регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития;

- воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, добиваясь прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях;

- стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производств,

- влиять на ускорение научно-технического прогресса.

В области расходов бюджета можно выделить следующие недостатки:

1. Бюджетные средства используются недостаточно эффективно.

2. Широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств.

3. Продолжается списание долгов в аграрном секторе.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляют систему государственных расходов.

В Республике Беларусь формирование расходов бюджета основывается на государственных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан. Расходы Республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития, нормативов бюджетной обеспеченности по строго оговоренным (в соответствии с бюджетным законодательством) направлениям. /Бюд. Кодекс, ст.38/

Организационное построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством.

К важнейшим из них относятся:

1. Целевое направление средств – означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах (заработная плата, капитальные вложения и т.д.);

2. Безвозвратность расходования – означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении;

3. Бесплатность – означает, что выделение бюджетных средств производится без уплаты государству каких-либо доходов в виде процентов или других видов оплаты ассигнований;

4. Соблюдение режима экономии – может быть охарактеризована как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

5. Контроль за использованием бюджетных средств – направлен на недопущение бесхозяйственности и расточительства, на соблюдение законности и требований финансовой дисциплины при расходовании средств.

Методы осуществления государственных расходов:

1. Финансирование, т.е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Это достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

2. Кредитование - предоставление кредитов, ссуд, займов. Бюджетные кредиты, ссуды, займы занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями. С одной стороны они выдаются с условием возвратности и в ряде случаев они бывают платными, а с другой стороны, проценты по ним либо не взимаются, либо значительно ниже, чем по кредитам банков. Выдаются такие кредиты, ссуды, займы в основном по специальным распоряжениям Правительства РБ на выполнение целевых программ развития.

Реализация данных методов осуществляется посредством с ледующих форм:

- расходы на функционирование бюджетных организаций;

- бюджетные трансферты населению;

- субсидии организациям и физическим лицам;

- бюджетные трансферты за границу;

- межбюджетные трансферты;

- расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;

- бюджетные ссуды и займы;

- бюджетные кредиты;

- расходы на обслуживание долговых обязательств;

- другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.

 

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В современной экономической мысли выделяют несколько признаков классификации расходов бюджета.

ПО РОЛИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

1. Расходы на материальную сферу -делятся по влиянию на структуру общественного производства и потребления:

1.1 производство средств производства;

1.2 производство средств потребления.

2. Расходы на непроизводственную сферу: делятся по назначению

2.1. Социально-культурные мероприятия (расходы на просвещение, здравоохранение, физ.культуру, социальное обеспечение)

2.2. Бытовое обслуживание населения (расходы на коммунальное, жилищное, дорожное хозяйства, благоустройство городов и т.д.)

2.3. Общегосударственные расходы (расходы на правоохранительные органы, оборону, создание государственных резервов, обслуживание гос. долга и т.д.).

В их пределах делятся по отраслям, ведомствам, группам однотипных предприятий (учреждений и организаций) или мероприятий, конкретным объектам вложения.

В соответствии с ОБЩЕСТВЕННЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы:

1. Народное хозяйство,

2. Социально-культурные мероприятия,

3. Оборона,

4. Управление.

Основу ОТРАСЛЕВОЙ ГРУППИРОВКИ расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности.

Исходя из него расходы подразделяются:

1) в производственной сфере - по отраслям национального хозяйства на развитие:

- промышленности,

- сельского хозяйства,

- строительства,

- транспорта и др.;

2) в непроизводственной — по отраслям и видам общественной деятельности на:

- народное образование,

- культуру,

- здравоохранение,

- социальное обеспечение,

- государственное управление и т.д.

ПО СУБЪЕКТАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ:

1. Юридические лица: делятся по признакам

1.1.отраслевому

1.2.ведомственному

1.3.формам собственности (государственная, частная)

1.4.видам деятельности (производственная, научная, коммерческая и т.д.)

1.5.типам предприятий (крупное, среднее, малое, концерн и т.п.)

1.6. Методам хозяйствования (хозрасчетное, бюджетное)

2. Физические лица.

2.1. Прямые расходы – это бюджетные ассигнования, которые непосредственно предоставляются отдельным гражданам: группируются:

- по слоям населения

- их социальной принадлежности

- формам передачи (пенсии, пособия, индексация доходов, субсидии и т.п.)

2.2. Косвенные расходы – через дотирование отдельных товаров первой необходимости для сохранения определенного уровня фиксированных розничных цен, тарифов на коммунальных услуги (бесплатные медицинские и образовательные услуги, содержание домов престарелых, инвалидов и т.д.)

ПО ХАРАКТЕРУ ПОТРЕБНОСТЕЙ:

1. Обыкновенные – отвечают постоянным потребностям государства и возобновляются каждый финансовый год. Покрываются обыкновенными доходами бюджета (налогами, пошлинами и др.).

2. Чрезвычайные – обусловлены случайными и изменчивыми потребностями (стихийные бедствия, катастрофы, приватизация и др.) Покрываются посредством чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или заключение займа).

ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ РЕЗУЛЬТАТАМ:

1. Производительные – расходы, которые или увеличивают преимущественное достояние государства, или укрепляют экономические основы частного хозяйства.

2. Непроизводительные – которые не дают ни одного из этих результатов, но и не являются бесполезными.

В государственном бюджете сохраняется ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство выделяются затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и т.д.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы — затраты на заработную плату, капитальный ремонт и др.

В соответствии с уровнем государственного управления по ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ расходы бюджета подразделяются на:

- расходы, финансируемые из республиканского бюджета:

- расходы, финансируемые из местных бюджетов.

 

Согласно бюджетной классификации в РБ применяются: функциональная, программная, экономическая и ведомственная классификации расходов.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направления средств бюджета на выполнение функций государства.

Функциональная классификация расходов бюджета по видам /Приложение расходы/:

1. Общегосударственная деятельность2. Национальная оборона3. Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности4. Национальная экономика 5. Охрана окружающей среды6. Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 7. Здравоохранение 8. Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 9. Образование 10. Социальная политика

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

ПРОГРАММНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ бюджета является группировкой расходов по бюджетным программам и подпрограммам. Например «Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы» включает:

1. Мероприятия гос. Программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы

2. Республиканская программа развития рыбной отрасли на 2006-2010 годы

3. Программа развития картофелеводства на 2006-2010 годы и др.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ является группировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию

В соответствии с экономической классификацией расходы бюджета делятся на четыре категории:

1. Текущие р асходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы.2. Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, расходы на проведение капитального ремонта, создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности, а также другие расходы.3. Предоставление кредитов, бюджетных ссуд, займов за вычетом погашения (кредитование минус погашение) - бюджетные платежи, увеличивающие финансовые требования государственных органов к другим лицам или увеличивающие участие государственных органов в собственности предприятий путем покупки акций, участия в формировании уставных фондов, взноса паев и т.д. Сумма таких платежей уменьшается на сумму поступлений в бюджет, которые уменьшают или погашают финансовые требования государственных органов к другим лицам или уменьшают долевое участие государства в капитале предприятий (продажа акций, долей в уставном капитале и т.д.).4. Финансовый резерв – применяется для аккумулирования средств резервного фонда Президента РБ, резервных средств на оказание финансовой помощи юридическим лицам и ИП, финансирования расходов от стихийных бедствий, аварий, катастроф и других резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РБ.

ВЕДОМСТВЕННЫЙ ПРИЗНАК позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, ведомство другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования.

 

1.3.4. Бюджетный дефицит: понятие, функции, виды, пути сокращения

 

Бюджетный дефицит – это сумма превышения расходов бюджета над его доходами в каждый бюджетный год.

Бюджетный профицит – это сумма превышения доходов бюджета над его расходами в каждый бюджетный год.

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Даже если проект бюджета сбалансирован, в процессе его исполнения равенство сохранить практически невозможно. Выделяют положительные и отрицательные стороны бюджетного дефицита.

Положительная сторона – политика дефицитного финансирования приводит к взбадриванию экономического роста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.122 с.)