Тема 1. 2 финансовая система государства, ее сферы и звенья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 2 финансовая система государства, ее сферы и звенья



 

Общее понятие о финансовой системе. Сферы и звенья финансовой системы, их взаимосвязь, краткая характеристика. Общегосударственные (централизованные финансы). Государственный бюджет ведущее звено общегосударственной финансовой системы. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, их функциональное назначение и источники формирования. Объективная необходимость существования государственного кредита, его формы. Управление государственным долгом. Общая характеристика финансов хозяйствующих субъектов материального производства и непроизводственной сферы.

 

1. Общее понятие о финансовой системе. Сферы и звенья финансовой системы, их взаимосвязь, краткая характеристика.

2. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды

3. Объективная необходимость существования государственного кредита, его формы.

 

1. Общее понятие о финансовой системе. Сферы и звенья финансовой системы, их взаимосвязь, краткая характеристика.

 

Появление понятия финансовой системы связано с дальней­шим развитием и конкретизацией понятия «финансы». Как от­мечалось ранее, финансы выражают денежные отношения, ко­торые, при всей своей качественной однородности, тем не менее различаются. В каждом государстве существует несколько сфер финансовых отношений со специфическими формами и метода­ми мобилизации финансовых ресурсов и их использования. На­пример, формирование финансовых ресурсов в организациях сферы материального производства происходит за счет прибыли, амортизационных отчислений и других в соответствии с законодательством источников. Государственный бюджет страны образуется в основ­ном за счет налогов с предприятий и населения. Различаются и направления использования финансовых ресурсов. У организаций ре­шающая часть финансовых ресурсов используется на формиро­вание основных и оборотных производственных фондов, на пот­ребности социального характера и др. Средства государственно­го бюджета идут на финансирование приоритетных отраслей, со­держание учреждений и организаций непроизводственной сфе­ры (здравоохранения, образования, культуры и др.). С учетом сказанного каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным зве­ном финансовой системы, имеющим некоторые отличия. Однако это отличия внутри единого целого, все звенья тесно взаи­мосвязаны и составляют единую финансовую систему.

В экономической литературе нет устоявшегося определения финансовой системы. Мы придерживаемся той точки зрения, что финансовая система представляет собой совокуп­ность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, посредством кото­рых образуются и используются различные фонды денежных средств./

Одновременно всем звеньям финансовой системы свойственна своя специфика обусловленная формами, методами образования и использования финансовых ресурсов, а также целями и задачами реализуемыми звеньями.

Сложность и многогранность финансовых отношений обус­ловливает необходимость классификации их по сферам функ­ционирования, а последние — по звеньям.

Исходя из специфики финансовых отношений их можно подразделить на три крупные сферы:

1) финансы хозяйствующих субъектов, предприятий, организаций разных форм собственности, или децентрализованные финансы;

2) финансы государственные (общегосударственные), или централизованные финансы;

3) финансы домохозяйств.

Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включа­ют денежные отношения, которые были рассмотрены в 1 теме (1 вопрос).

Финансы хозяйствующих субъектов — исходная сфера фи­нансовой системы страны, основа общегосударственных финан­сов, поскольку именно на предприятиях в процессе производ­ства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов.

Децентрализованные финансы состоят из двух подсфер: финансов предприятий ма­териального производства и финансов учреждений (организа­ций) непроизводственной сферы.

Решающую роль в национальной экономике государства за­нимают финансы предприятий материального производ­ства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере соз­дается наиболее значимая часть финансовых ресурсов предпри­ятий, весомая доля которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

В зависимости от ряда объективных факторов формиро­вание и использование денежных фондов, каждая подсфера фи­нансовой системы может подразделяться на отдельные звенья.

По отраслевой направленности финан­сы предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям:

• финансы предприятий промышленности;

• сельского хозяйства;

• строительства;

• грузового транспорта;

• связи;

• торговли и заготовок и др.

В непроизводственной подсфере различают следующие финансовые звенья:

• финансы образования;

• культуры и искусства;

• здравоохранения и физической культуры;

• науки и научного обслуживания;

• пассажирского транспорта;

• жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания;

• коммерческих страховых, кредитных и других учреждений;

• общественных организаций;

• обороны страны и др.

Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы подразделяют на три группы:

1) финансы учреждений и организаций, функционирующих на коммерческой основе (организации бытового обслуживания; коммерческие банки; вузы; страховые организации и др.);

2) финансы учреждений и организаций, частично функционирующих на коммерческой основе (государственные вузы, осуществляющие подготовку сверхпланового контингента студентов на платной основе; медицинские учреждения и др.);

3) финансы учреждений и организаций, полностью финансируемых из бюджета (большинство учреждений здравоохранения, образования, культуры и др.).

В зависимости от формы собственности в составе обеих подсфер финансовой системы различают финансы предприя­тий, учреждений и организаций, основанных на государствен­ной и на частной собственности.

С учетом организационно-правовых обстоятельств, преду­смотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, фи­нансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

В зависимости от размера предприятий различают финансы крупных и малых предприятий.

Государственная собственность подразделяется на республи­канскую (собственность Республики Беларусь) и коммуналь­ную (собственность административно-территориальных единиц). С учетом этого различают соответственно финансы предприя­тий республиканской собственности и финансы предприятий коммунальной собственности.

Общегосударственные (централизованные) финансы о пределяют как систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денеж­ных средств и использованием их на общегосударственные пот­ребности.

Государственный бюджет является одним из ведущих звеньев общегосударственных финансов. С его по­мощью правительство концентрирует в своих руках значитель­ную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных.

В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. В расходной части государственного бюджета указывается, куда конкретно направляются денежные средства, и их коли­чественные параметры.

По размерам доходной и расходной частей государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен в третьей теме данного модуля.

Важным звеном общегосударственных финансов являются государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Они представляют собой средства пра­вительства и местных органов власти, предназначенные для финансирования расходов, не включенных в бюджет.

Широкое использование наряду с государственным бюдже­том средств внебюджетных фондов обусловлено рядом причин, прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов. Формиро­вание внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнитель­ные финансовые ресурсы, которые затем используются на от­дельные мероприятия. По экономическому содержанию дан­ные фонды представляют собой форму перераспределения и ис­пользования финансовых ресурсов.

Среди звеньев общегосударственных финансов особую роль выполняет государственный кредит, посредством которого осуществляется накопление дополнительных финансовых ре­сурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений.

Экономическая сущность и содержание государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, понятие государственного кредита будут изучены ниже.

Финансы домохозяйств представляют собой фонды денежных средств в формировании которых и распределении участвуют физические лица и предприниматели.

 

2. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды

 

Специальные целевые фонды – форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для целевого финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Специальные целевые фонды могут иметь статус бюджетных или внебюджетных фондов.

С помощью специальных целевых фондов государство может:

1. Влиять на процесс производства путём финансирования, субсидирования и кредитования субъектов хозяйствования.

2. Обеспечивать природоохранительные мероприятия.

3. Оказывать социальные услуги населению: выплаты пособий, пенсий, субсидирование и финансирование социальной инфраструктуры.

4. Выдавать займы, в том числе зарубежным партнёрам.

Специальные целевые фонды создаются двумя путями:

1. Выделением из бюджета определённых расходов, имеющих особо важное значение.

2. Формирование специального фонда собственными источниками доходов для определённых целей.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального дохода.

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают:

- специальные налоги и сборы (основной метод);

- средства из бюджета ( безвозмездные перечисления денежных средств);

- займы.

В мировой практике используется следующая классификация фондов:

1. В зависимости от уровня управления (по принадлежности):

- государственные;

- местные.

2. в зависимости от сроков действия:

- временные,

- постоянные.

3. В зависимости от целей использования:

- экономические ( предназначены для регулирования хозяйственной жизни);

- научно-исследовательские (средства идут на поддержку научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержание государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований) ;

- кредитные (состоят из ресурсов, находящихся в распоряжении государственных банков, сберегательных касс, предоставляемых на условиях платности и возвратности) ;

- социальные (ресурсы предназначены для оказания социальных услуг населению) ;

- личного и имущественного страхования (если находятся в ведении государственных органов власти) ;

- военно-политические;

- межгосударственные (создаются на основе межгосударственных соглашений для осуществления единой валютно-финансовой и кредитной политики стран-участниц).

В РБ функционирует большое количество внебюджетных и целевых бюджетных фондов, которые выполняют следующие функции:

1. Социальная: Фонд социальной защиты населения.

2. Экономическая: Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия, аграрной науки.

3. Природоохранительная и энергосберегающая: Фонд охраны природы.

4. Научно-исследовательская: Инновационные фонды.

Все вышеперечисленные фонды относятся к государственным бюджетным, кроме Фонда социальной защиты населения.

В соответствии с Законом РБ «О республиканском бюджете на 2011 год»:

Ø республиканский бюджет составляют средства государственных целевых бюджетных фондов:

1. Республиканского фонда охраны природы,

2. Фонда национального развития,

3. Фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья,

4. Фонда универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания),

5. Инновационных фондов (образуемых республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, Национальной академией наук Беларуси).

Ø местный бюджет составляют:

1. государственные целевые бюджетные фонды:

- инновационные фонды (образуемые областными и Минским городским исполнительными комитетами);

- местные фонды охраны природы.

В соответствии с Бюджетным кодексом РБ в республике также могут формироваться внебюджетные государственные фонды. Таким фондом является Фонд социальной защиты населения РБ.

Государственные внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы Республики Беларусь.

Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодатель­ством Республики Беларусь.

 

 

3. Объективная необходимость существования государственного кредита, его формы.

 

Государственный кредит представляет собой совокупность де­нежных отношений, возникающих между государством как за­емщиком (или займодателем) денежных средств и физически­ми (юридическими) лицами, а также иностранными прави­тельствами в процессе формирования и использования обще­республиканского фонда денежных средств на условиях платности и возвратности.

Государственный кредит — самостоятельное звено финан­совой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит — важная состав­ная часть государственных финансов, поэтому ему присущи та­кие их черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отно­шениях, распределительный характер этих отношений, жест­кая государственная регламентация условий и порядка осуще­ствления государственно-кредитных операций.

Объективная необходимость существования государствен­ного кредита определяется недостаточностью средств государ­ственного бюджета для удовлетворение потребностей общества и наличием бюджетного дефицита (понятие бюджетного дефицита будет рассмотрено в теме «Государственный бюджет).

В то же время государственный кредит — одна из форм кре­дитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика; аккумуляцию свободных де­нежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключи­тельных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использовать госкредитные операции внутри стра­ны и в международных экономических отношениях.

При осуществлении государственно-кредитных операций внутри страны государство, как правило, является заемщиком средств, а физические и юридические лица — кредиторами. В международных экономических отношениях государство вы­ступает в роли как заемщика, так и кредитора.

Кроме того, государство может выступать и гарантом воз­врата займов или выполнения других обязательств субъектами предпринимательства, в деятельности которых оно заинтересо­вано.

Государственный кредит представляет отношения в основ­ном вторичного распределения стоимости валового внутренне­го продукта. Через государственный кредит перераспределяют­ся средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.

Государственный кредит имеет сущ­ностные черты двух экономических категорий — финансов и кредита. Формирование дополнительных финансовых ресурсов посредством государственно-кредитных отношений отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы привлечения денежных ресурсов государ­ством. Второй стороной выступают отношения, обусловлен­ные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, моби­лизуемых с помощью государственного кредита. Выплата доходов осуществляется за счет централизованных фондов государства, преимущественно бюджета. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

Как особая сфера экономических отношений государствен­ный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от нало­гов и банковского кредита.

Отличия государственного кредита от налогов:

• для налогов характерен принудительный, обязательный характер отношений, для государственного кредита — добровольный;

• налогам присуще одностороннее, безвозмездное движение стоимости, в то время как основой государственного кредита являются его возвратность и платность.

Отличия государственного кредита от банковского кредита:

потребность в кредите возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами (покры­тия бюджетного дефицита). Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена;

условием сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и кредитополучателя. При государственном кредите экономические интересы участников различаются;

• банковский кредит имеет целевое назначение. Он используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения;

• при банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован, его нарушение влечет экономические санкции (например, повышенные проценты за кредит). В государственном кредите такой регламентации нет;

• с помощью банковского кредита создаются деньги, он способен увеличивать или сокращать денежную массу и при непродуманной кредитной политике может спровоцировать появление и рост избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении.

Государственный кредит при правильной его орга­низации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мо­билизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормали­зации и укреплению денежного обращения в стране и одновре­менно служит источником доходов для держателей государ­ственных ценных бумаг.

Международный государственный кредит способствует ус­корению социально-экономического развития и укреплению финансового положения страны — получателя средств, пози­тивно влияет на международное сотрудничество и взаимопони­мание между странами.

Государственный кредит как финансовая категория выполня­ет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Посредством распределительной функции государственно­го кредита осуществляются формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принци­пах возвратности, срочности и платности, обеспечивается до­полнительный приток финансовых ресурсов.

Регулирующая функция государственного кредита выра­жается прежде всего в активном воздействии на макроэкономические показатели общества. Государственный кредит влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ста­вок на рынке денег и капиталов, валютный курс, производство и занятость. Он является инструментом финансовой политики государства.

Государственный кредит оказывает регулирующее воздей­ствие на объем производства и занятость, которое проявляется: а) в поддержке малого и среднего бизнеса при их кредитовании коммерческими банками под государственные гарантии; б) вы­даче кредитов другим государствам и зарубежным фирмам с ус­ловием закупки товаров у отечественных производителей или закупки товаров национального производства за счет государ­ственных займов; в) кредитовании экспорта отечественных то­варов и др.

Контрольная функция государственного кредита тесно свя­зана с деятельностью государства и состоянием бюджета и других государственных фондов. Контроль охватывает двусто­роннее движение стоимости, поскольку государственно-кре­дитные операции совершаются на принципах возвратности и платности получения средств. Контроль за правильностью и эф­фективностью данных операций осуществляют как финансо­вые, так и кредитные уполномоченные органы.

Государственный кредит может быть внутренним, когда за­емщиком выступает государство, а кредиторами юридические и физические лица-резиденты, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты.

Право привлекать заемные сред­ства юридических и физических лиц от лица правительства принадлежит Министерству финансов.

Государственные займы характеризуются тем, что вре­менно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для покрытия дефицита бюд­жета и финансирования других общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги представляют собой долго­вые обязательства государства. Они формируют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг — и являются эффективным инструментом макроэкономического регулирования.

Рынок государственных ценных бумаг поз­воляет регулировать движение финансовых (денежных) потоков. Выкупая или предлагая к продаже государственные ценные бумаги, государственные институты имеют возмож­ность освобождать или связывать дополнительные инвестици­онные ресурсы и изменять направление размещения временно свободных денежных ресурсов. Государственные займы в фор­ме эмиссии ценных бумаг являются источником безэмиссион­ного финансирования бюджета, что важно для стабилизации экономики.

Основными видами государственных ценных бумаг в Рес­публике Беларусь являются: государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации с купон­ным доходом; облигации, номинированные в свободно конвер­тируемой валюте; облигации государственного выигрышного валютного займа; векселя Правительства Республики Бела­русь.

Облигация — наиболее распространенный вид государствен­ных ценных бумаг. Она удостоверяет предоставление ее вла­дельцем денежных средств в распоряжение государства и под­тверждает обязательство эмитента возместить в предусмотрен­ный срок номинальную стоимость ценной бумаги с уплатой до­хода (процентов). Допускается выплата процентов в течение всего срока пользования заемными средствами, а по его истече­нии — возврат основной суммы долга. По условиям займа воз­можны иные способы выплаты дохода.

Государственные внутренние займы классифицируются по ряду признаков:

субъектам-эмитентам (например, выпускаемые правительством страны или местными органами управления);

• месту размещения — внутренние и внешние займы;

• признаку держателей ценных бумаг — займы, реализуемые только среди физических лиц, среди юридических лиц и универсальные;

• форме обращения на рынке — рыночные и нерыночные займы, специальные выпуски. Рыночные займы свободно продаются и покупаются и являются основными в финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они целенаправленно выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов;

• срокам действия — займы краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и выше);

• форме выплаты доходов — займы процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные, с купонным доходом. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала (дисконтом), а выкупаются по номиналу. Такие облигации могут называться облигациями с нулевым купоном;

• форме стоимости — товарные и денежные займы;

• оформлению — облигационные и безоблигационные займы;

• методам размещения — займы добровольные, размещаемые по подписке и принудительные.

Формой внутреннего государственного кредита является выдача кредитов центральным банком правительству стра­ны и местным органам власти (в Беларуси — Национальным банком). Мощным источником централизованных кредитных ресурсов для этой операции служат заемные средства населе­ния и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков.

При такой форме внутреннего государственного кредита, как кредиты коммерческих банков и других юридических лиц возможны безоблигационные займы и оформление заим­ствования средств государством векселями правительства, зак­лючением договоров с кредиторами.

Внешний (международный) государственный кредит пред­ставляет собой совокупность экономических отношений, воз­никающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финан­совом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти эко­номические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах воз­вратности, срочности и платности.

Получателями внешних займов в Беларуси являются Пра­вительство Республики Беларусь и местные органы власти. Кредиторами во внешнем государственном кредите выступают правительства и юри­дические лица иностранных государств, международные фи­нансовые организации, а также частные лица-нерезиденты.

Наиболее значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительствен­ным, межбанковским соглашениям, а также по линии между­народных финансовых организаций.

С функционированием государственного кредита связано понятие «государственный долг».

Государственный долг — это сумма задолженности (вклю­чая проценты по ней) по обязательствам государства перед фи­зическими и юридическими лицами-резидентами, иностранны­ми государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В государственный долг в нашей стране входят также обяза­тельства по государственным гарантиям, предоставленным Рес­публикой Беларусь.

Практически во всех странах с рыночной экономикой существуют бюджетный дефицит и государственный долг. Но если государственный долг превышает ВВП более чем в 2,5 раза, то возникает угроза стабильности экономики, устойчивости денежного обращения.

В зависимости от сферы применения государственного кредита государственный долг может быть:

- внутренний;

- внешний.

Особую ответственность государство несёт за внешний долг.

Внутренний государственный долг составляют долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юри­дическими и физическими лицами. В него входят задолженнос­ти прошлых лет и вновь возникшая задолженность. Основными источниками его формирования являются долговые обязательства в виде го­сударственных ценных бумаг и кредиты, выданные Нацио­нальным банком Республики Беларусь на финансирование де­фицита республиканского бюджета. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находя­щиеся в республиканской собственности. Национальное собра­ние Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прирос­та внутреннего государственного долга в процентах к ВВП.

Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов.

Внешний государственный долг складыва­ется из суммы основного долга Республики Беларусь и ее рези­дентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени. В соответствии с законодательством внешние государствен­ные займы Беларуси могут привлекаться в виде: а) иностран­ных кредитов, предоставляемых республике; б) иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную га­рантию; в) займов, получаемых от размещения на внешних фи­нансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве го­сударственных долговых обязательств.

Управление внешним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по получению и возврату кредитов.

Государственный долг включает понятия капитальный долг и текущий долг.

Капитальный государственный долг представляет со­бой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обяза­тельств государства на определенную дату, включая начислен­ные проценты.

Текущий государственный долг составляют рас­ходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.

В управлении государственным долгом используются следующие меры:

Рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. При этом используются такие методы, как новация, уни­фикация. Изменение условий займов осуществляется с помо­щью методов конверсии и консолидации.

Новация — соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обяза­тельством.

Унификация (обмен облигаций по регрессивному соотноше­нию) — объединение ранее выпущенных займов, при котором несколько старых облигаций приравниваются к одной новой. Этот метод предпочтителен в условиях выхода из экономичес­кого кризиса, сопровождавшегося инфляцией, когда погаше­ние раннее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах.

Конверсия — это изменение первоначальных условий займа (чаще доходности). Как правило, государство снижает доход­ность займов для кредиторов.

Консолидация — изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения. Консолидация может совме­щаться с конверсией.

Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономичес­кого эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов должна направляться на погашение и выплату процен­тов по старым займам. При отсрочке не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Этим отсрочка по­гашения отличается от консолидации займов, при которой вла­дельцам облигаций продолжает выплачиваться доход.

Аннулирование государственного долга — отказ государ­ства от обязательств по выпущенным займам. Это крайняя ме­ра, чаще всего применяемая в странах, где произошла смена по­литической власти. Однако следует помнить, что внешние дол­ги государства не списываются. Примером тому — долги цар­ской России, которые через много лет пришлось оплачивать правительству новой России.

Нормативно правовое регулирование государственного долга в РБ осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РБ (глава 9) и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Согласно закону о республиканском бюджете на 2010 г. установлен лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2010 года в размере 9,5 млрд. долларов США.

Обслуживание и погашение внешнего государственного долга Республики Беларусь осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.09 с.)