Тема 1.1 Сущность и функции финансов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.1 Сущность и функции финансов



Тема 1.4 Финансовая политика государства

 

Необходимость и содержание финансовой политики, ее цели и задачи. Финансовый механизм как инструмент финансовой политики. Основные цели финансовой политики. Финансовая стратегия. Финансовая тактика. Финансовые регуляторы. Требования, предъявляемые к финансовой политике. Составные части финансовой политики, их характеристика. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития.

 

Содержание финансовой политики, ее цели и задачи

Составные части финансовой политики, их характеристика

1.4.3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития.

 

Содержание финансовой политики, ее цели и задачи

 

Любые финансовые отношения объективны, но в то же вре­мя они складываются не стихийно, а организуются государ­ством. Для того чтобы организация финансовых отношений но­сила научный характер, способствовала положительному воз­действию на результаты хозяйствования, обществу необходимо выработать стратегию и тактику использования финансов для достижения поставленных целей и задач в экономическом и со­циальном развитии. Выработанная государством стратегия и тактика организации финансов на данном этапе развития об­щества представляет собой финансовую программу, или финан­совую политику.

Финансовая политика — это намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа ис­пользования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В то же время финансовая политика — относительно само­стоятельная сфера деятельности государства. Практически она осуществляется посредством разработанной на определенный период времени системы мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет, их рациональному распределению и эффективному использованию для выполне­ния государством своих функций. Ее реализация обеспечивает­ся совокупностью бюджетно-налоговых, монетарных и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответ­ствующими законодательными полномочиями по формирова­нию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков.

Содержание финансовой политики многогранно и опреде­ляется единством трех основных звеньев:

• выработка научно обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных целей экономического развития;

• определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

• осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности финансовой политики являются финансовые отношения, а их основой — отношения между государством и хо­зяйствующими субъектами по поводу формирования финан­совых ресурсов и их использования. Свое практическое вопло­щение финансовая политика в лице государства реализует че­рез финансовый механизм, его рычаги и стимулы.

Финансовая политика как особая сфера государственной де­ятельности требует законодательного регулирования. Министерство финансов и На­циональный банк Республики Беларусь на основе действующе­го законодательства разрабатывают главные направления де­нежно-кредитной политики, готовят инструкции по формиро­ванию доходов бюджета и его использованию, нормативные до­кументы о порядке и правилах предоставления средств физи­ческим и юридическим лицам.

Основными целями финансовой политики являются:

Ø наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов;

Ø наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества;

Ø увеличение бюджетной обеспеченности жителей;

Ø повышение уровня дохо­дов на душу населения;

Ø обеспечение социальных нормативов уровня жизни.

Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики являются:

• соответствие объективным экономическим законам;

• финансовая поддержка мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;

• отбор источников мобилизации финансовых ресурсов, определение их состава, структуры, возможных резервов увеличения;

• рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

• концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;

• обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;

• уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение его покрытия на основе государственных ценных бумаг;

• либерализация внешнеэкономической деятельности;

активизация процессов разгосударствления и приватизации государственной собственности с целью финансового оздоровления, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;

• унификация отечественного финансового законодательства с законодательством Российской Федерации с целью создания равных условий хозяйствования для товаропроизводителей двух стран;

• выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.

В зависимости от длительности периода и характера решае­мых задач финансовая политика подразделяется на финансо­вую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансо­вой политики, рассчитанный на перспективу и предусматрива­ющий решение крупномасштабных задач, поставленных эконо­мической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, фор­мируются концепции их использования, намечаются принци­пы организации финансовых отношений.

Финансовая тактика направлена на решение задач кон­кретного этапа развития государства и связана с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отноше­ний, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из теку­щих потребностей страны.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добива­ется результатов тактически, приходится вносить коррективы в стратегический курс.

В качестве финансовой стратегии могут выступать различные Нацио­нальные программы. К другим направлениям стратегии относятся финансовое оздоровление экономики, по­вышение конкурентоспособности продукции. Оздоровле­ние в свою очередь может достигаться за счет сокращения дефицита бюджета, уменьшения инфляции, снижения налоговой нагрузки на эко­номику.

В условиях рыночной экономики финансовая политика ба­зируется на долгосрочных научных прогнозах, подкрепляемых системой обоснованных финансовых регуляторов, в первую очередь — налогов.

Функция регулирования используется государством в процес­се расходования средств госбюджета на различные цели: госу­дарственные капитальные вложения, развитие социально-куль­турной сферы, укрепление обороноспособности страны, обслу­живание внешнего и внутреннего государственного долга и т.д.

Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, рес­труктуризацию предприятий, приватизацию, определение при­оритетных направлений.

Финансовое регулирование можно проводить, используя следующие инструменты финансовой политики:

• условия формирования прибыли;

• способы кредитования через учетную ставку;

• систему специальных налоговых льгот;

• цены;

• таможенные пошлины;

• уровень заработной платы и др.

Совокупность финансовых регуляторов наряду с денеж­но-кредитным механизмом составляет основу современной фи­нансовой политики.

Теория и практика хозяйствования выработали ряд требо­ваний к финансовой политике. К ним относятся:

1) научный подход;

2) учет конкретных исторических условий, внутреннего положения в стране и международной обстановки, реальных экономических и фи­нансовых возможностей государства;

3) тщательный анализ предшествующей практики финансовой политики, изучение новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта;

4) применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики с ориентацией на выполнение ключевой задачи конкретного этапа развития;

5) повышение эффективности использования финансовых ресурсов в результате действенной финансовой политики;

6) учет множества факторов в многовариантных расчетах по методу наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране; прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;

7) предвидение последствий финансовых мероприятий, позволяющее избежать непредсказуемых изменений в финансовой политике и создать благоприятные условия для деятельности предприятий;

8) широкое применение выводов политэкономической и финансовой наук при выработке эффективной финансовой политики;

9) анализ информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, состоянии дел в экономике.

 

1.4.2. Составные части финансовой политики, их характеристика

 

Рас­смотрим самостоятельные составные части финансовой поли­тики — налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредит­ную (монетарную) политику.

Налоговая политика представляет собой разработку, при­нятие и реализацию решений законодательного уровня относи­тельно налоговой системы и ее элементов в целях достижения необходимых обществу экономических и социальных результа­тов. Как неотъемлемая часть финансовой политики, она реализует интересы государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового общественного продукта на общегосу­дарственные нужды, мобилизации этих средств и последующем перераспределении через бюджет.

Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирую­щую функции. Фискальная функция реализуется посредством изъятия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда. Стимулирующая функция выражается через экономические рычаги воздействия (усиле­ние мотивов к труду, экономное расходование финансовых ре­сурсов, финансовую поддержку рыночных реформ) и влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие.

В любом обществе государство использует налоговую или фискальную политику для выполнения своих функций и задач, достижения намеченных целей. В условиях развитых рыноч­ных отношений налоговая политика государства направлена на перераспределение ВВП в целях изменения структуры про­изводства, территориального экономического развития, повы­шения уровня доходов населения.

Налоговый механизм представляет собой совокупность ор­ганизационно-правовых норм, методов и форм государственно­го управления налогообложением через систему различных ин­струментов. Государство придает своему налоговому механиз­му юридическую форму посредством налогового законодатель­ства и регулирует его. Таким образом, налоги приобретают но­вое качество, выступая в роли одного из рычагов регулирова­ния экономической активности, воздействия на процесс вос­производства.

Бюджетно-финансовая политика как составная часть фи­нансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и дальнейшим использованием по отрасле­вому, целевому и территориальному назначению. Она ориенти­руется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

Активная роль государства в осуществлении экономичес­ких и социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Это связано с выполнением своих функций государством, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств и т.д.

Государственный бюджет пополняется в основном за счет налоговых поступлений, поэтому бюджетно-финансовая поли­тика государства тесно сплетается с налоговой, образуя бюд­жетно-налоговую политику.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика заключается в воздействии государства в лице Министерства финансов Рес­публики Беларусь при помощи Главного государственного каз­начейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономичес­ких целей — увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми условиями являются отсутствие ин­фляции и устойчивый рост экономики.

Реализация бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь проходит посредством дискреционной (активной) по­литики (сознательное манипулирование бюджетно-налоговой сферой) и автоматической (пассивной), не требующей специ­альных решений правительства.

Общее правило бюджетно-налоговой политики: а) государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая государственные расходы и (или) снижая налоги в периоды спада; б) государство сдержи­вает спрос в периоды подъема, тем самым сглаживая колебания экономического цикла.

Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понима­ют совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для дос­тижения ряда общеэкономических задач. Проводит ее Нацио­нальный банк Республики Беларусь. Он обязан осуществлять надзор и контроль за деятельностью денежной и банковской систем. Именно Национальный банк формирует основные правила политики.

Главная цель денежно-кредитной политики — создание ус­ловий для достижения и поддержания высокого уровня про­изводства, стабилизации цен, укрепления национальной де­нежной единицы (при полной занятости и отсутствии инфля­ции). Обычно ключевые ее параметры определяются в государ­ственных программах развития на различные периоды (3, 5 и более лет).

Текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и доступные цели, а именно: повышение роли банковского кредита в стимулировании хозяйствующих субъ­ектов к эффективному использованию заемных средств; более гибкий подход к предоставлению кредита, формированию бан­ковских резервов; развитие финансового рынка; сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный; конвертируемость белорусского рубля; реоргани­зация сберегательного и страхового дела.

Инструменты, используемые для достижения целей де­нежно-кредитной политики, различаются по принципу воздей­ствия на денежную массу и бывают прямыми (общими) и кос­венными. К прямым относятся лимиты кредитования и прямое регулирование процентной ставки; к косвенным — операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и учетной ставки (ставки рефинансирования).

На практике такие части финансовой политики, как денеж­но-кредитная и бюджетно-налоговая, действуют не автономно, а в тесной взаимосвязи. Политика, в которой используются формы фискального и монетарного регулирования, называется стабилизационной. Каждая из ее составляющих может сдер­живать либо стимулировать экономику, соответственно этому различают четыре варианта стабилизационной политики:

1) «дорогие» деньги и сдерживающая фискальная политика;

2) «дорогие» деньги и стимулирующая фискальная политика;

3) «дешевые» деньги и сдерживающая фискальная политика;

4) «дешевые» деньги и стимулирующая фискальная политика.

Первый вариант характеризует жесткую фискальную и жесткую монетарную политику, в результате которой сокраща­ется совокупный спрос. Она оказывает противодействие инфля­ции, но может обернуться экономическим спадом.

Второй вариант, из­меняется только бюджетно-налоговая политика, чтобы оживить производство. Однако и здесь возможно проявление отрица­тельного эффекта — вытеснение частных инвестиций.

Третий вариант смягчает обстановку, сложившуюся после вытеснения инвестиций, и меняет структуру спроса, создавая условия для быстрого роста экономики.

При использовании четвертого варианта увеличиваются и другие составляющие совокупного спроса.

К преимуществам денежно-кредитной политики относятся ее гибкость и политическая приемлемость. Сегодня денежно-кредитная политика воспринимается как основной инструмент стабилизации эконо­мики.

Содержание и значение финансового контроля

Содержание и значение финансового контроля

В каждом государстве действуют различные виды контроля: административный, финансовый, экологический, санитарно-эпи­демиологический, пожарный и т.д.

Финансовый контроль представляет собой специфическую деятельность со­ответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы пред­приятий, организаций и учреждений, с применением соответ­ствующих форм и методов. Объективной основой финансового контроля выступает кон­трольная функция финансов.

Финансовый контроль осуществляется законодательными и испол­нительными органами власти всех уровней, а также специаль­но созданными учреждениями.

Финансовый контроль включает: а) контроль за соблю­дением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; б) оценку экономической эффективности финансово-хозяйствен­ных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль осущест­вляется в денежной форме. Он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства.

Объектом финансового контроля являются прежде всего распределительные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децен­трализованных фондов денежных средств.

Предметом контроля выступают различные стоимостные пока­затели: прибыль, доход, рентабельность, себестоимость, издерж­ки обращения, налоговые и неналоговые платежи, отчисления на формирование отдельных фондов и т.д.

Посредством финансового контроля проверяются:

Ø соблюде­ние экономических законов и пропорций распределения и пере­распределения стоимости валового общественного продукта и национального фонда;

Ø составление и исполнение бюджета (бюд­жетный контроль);

Ø финансовое состояние и эффективность ис­пользования материальных, трудовых и финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, бюджетных учреждений;

Ø правиль­ность исчисления и своевременность внесения в бюджет налого­вых и неналоговых платежей (налоговый контроль) и др.

Задачи финансового контроля :

• содействовать сбалансированности потребностей в финансовых ресурсах и размеров денежных доходов и фондов народного хозяйства;

• обеспечивать своевременное и полное внесение налоговых и неналоговых платежей в государственный бюджет и другие фонды;

• выявлять внутрихозяйственные резервы роста финансовых ресурсов;

• способствовать рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов, а также правильному ведению бухгалтерского учета;

• обеспечивать соблюдение действующего законодательства и нормативных актов по всем финансовым вопросам;

• помогать выявлению и устранению диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям.

Финансовый контроль можно классифицировать по разным признакам.

В зависимости от субъектов, осущест­вляющих финансовый контроль, различают следующие виды: государственный; ведомственный; внутрихозяйственный; общественный; независимый (аудиторский).

Государственный контроль осуществляется органами го­сударственной власти и управления (Президентом, парламентом и правительством, Министерством финансов и Министер­ством по налогам и сборам Республики Беларусь и др.) в отно­шении любого объекта контроля независимо от его ведомствен­ной подчиненности. Главная цель — обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ре­сурсов страны в производственной и непроизводственной сфе­рах. В основу организации государст­венного контроля положены следующие принципы: независимости, гласности, законности, объективности, ответственности.

Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизи­онными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ве­домств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется эконо­мическими и финансовыми службами предприятий, организа­ций и учреждений. Его объектом выступает финансово-хозяй­ственная деятельность самого предприятия (объединения), а также его структурных подразделений (цехов, отделов и др.).

Общественный контроль осуществляют отдельные физи­ческие лица (специалисты) или группы лиц (ревизионные ко­миссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Его объектом является финансовая деятельность данных организаций.

Независимый (аудиторский) контроль проводится спе­циальными вневедомственными органами: аудиторскими фир­мами, индивидуальными предпринимателями. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность проверяемых предприятий, учреж­дений, организаций.

По сфере финансовой деятельности различают: бюджет­ный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страхо­вой, инвестиционный контроль, контроль за денежной массой.

По формам и в зависимости от времени проведения финан­совый контроль делится на предварительный, текущий и по­следующий.

По методам проведения виды финансового контроля под­разделяются на: наблюдение, проверка, обследование, надзор, экономический анализ, ревизия.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состояни­ем финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка производится по отдельным вопросам финансо­во-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансо­вых и расходных документов.

Обследование охватывает более широкий круг финансо­во-экономических показателей.

Надзор производится за экономическими субъектами, по­лучившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятель­ности. Например, Национальный банк Республики Беларусь осуществляют надзор за деятельнос­тью коммерческих банков.

Экономический анализ как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности.

Ревизия — наиболее распространенная и очень важная фор­ма финансового контроля, предусматривающая глубокое и пол­ное изучение финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятий, учреждений, организаций. В экономической литературе виды ревизий класси­фицируют по ряду признаков.

Система органов финансового контроля страны во многом зависит от государственного устройства и функций государ­ственных и негосударственных органов управления.

В Республике Беларусь на высшем уровне управления госу­дарственный финансовый контроль осуществляют органы государственной влас­ти и управления: Президент, парламент, правительство стра­ны.

В Беларуси важным органом финансового контроля со сто­роны представительной власти является Комитет государствен­ного контроля. Систему государственного контроля образуют Комитет госу­дарственного контроля и его территориальные органы во всех областях и столице. По решению Президента Республики Бела­русь территориальные органы Комитета государственного кон­троля могут создаваться в городах и районах республики.

Комитет государственного контроля включает более 15 глав­ных управлений (например, Главное управление бюджетно-финансового контроля, Главное управление контроля за банков­ской деятельностью и др.).

Основные формы контроля, используемые органами Коми­тета государственного контроля, — тематические проверки и ревизии. Должностные лица Комитета государственного контроля имеют широкие права.

И в Беларуси контроль со стороны правитель­ства проявляется в том, что оно разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в парламент проект бюджета и отчеты о его исполнении, обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики. Кроме этого, правительство отвечает за исполнение законов страны и декретов, указов и распоряжений Главы государства, оно вправе отменять акты министерств и иных органов государ­ственного управления.

Оперативный финансовый контроль в Беларуси осущест­вляют прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный та­моженный комитет Республики Беларусь.

Органы Главного государственного казначейства Респуб­лики Беларусь осуществляют оперативный контроль за испол­нением доходной части бюджета, эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета, внебюджетных и целевых бюджетных фондов, за соблюдением банковскими учреждениями правил кассового исполнения бюд­жета. Органы казначейства составляют отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляют его правительству.

Важное место в системе финансового контроля занимает Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основная задача налоговых органов — обеспечить работу еди­ной системы контроля за соблюдением налогового законода­тельства, правильностью исчисления, полнотой и своевремен­ностью уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Важные контрольные функции выполняет Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с законодательст­вом он организует и осуществляет валютный кон­троль; производит государственную регистрацию банков и небан­ковских кредитно-финансовых организаций и выдачу им ли­цензий; разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; оп­ределяет порядок проведения безналичных и наличных расче­тов; контролирует обеспечение безопасности и защиты инфор­мации в банковской системе и др.

В состав органов, осуществляющих финансовый контроль, входит и Государственный таможенный комитет Респуб­лики Беларусь. Он выполняет следующие функции: ведет борь­бу с контрабандой, административными таможенными право­нарушениями; осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление; ведет валютный контроль в пределах своей компетенции и др.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется ми­нистерствами, государственными комитетами, другими органа­ми управления на подведомственных им предприятиях, в уч­реждениях и организациях. Для этих целей в составе минис­терств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управле­ния (отделы, группы).

Органами внутрихозяйственного финансового контроля являются специальные структурные подразделения предприя­тий, учреждений и организаций — обычно финансовые и пла­ново-финансовые отделы, бухгалтерии.

 

Тема 1.1 Сущность и функции финансов

 

Исторические условия возникновения финансов. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов. Финансы в системе производственных отношений. Общие признаки финансов, отличающие их от других экономических категорий. Основные функции финансов, сфера их проявления, развитие в условиях рынка. Финансовые ресурсы и источники их формирования. Взаимосвязь финансов с другими экономическими законами и экономическими категориями.

1.1.1 Понятие и объективная необходимость существования финансов

1.1.2. Функции финансов, их содержание

1.1.3. Финансовые ресурсы и источники их формирования

1.1.4. Взаимосвязь финансов с другими экономическими законами и экономическими категориями.

 

 

1.1. Понятие и объективная необходимость существования финансов

Наука о финансах — это учение о специфических производ­ственных отношениях, вызванных развитием товарно-денеж­ных отношений и существованием государства.

Финансы возникают в определенных социально-экономических условиях, характеризующихся развитием товарно-денежных отношений и расширением функций государства. Финансы историческая категория, присущая почти каждой общественной формации.

Началом финансовых отношений послужило создание прибавочного продукта в сфере про­изводства и последующее его распределение. Именно прибавочный продукт исторически является объ­ектом финансовых отношений. Прибавочный про­дукт лег в основу как воспроизводственного процесса, так и соз­дания централизованного фонда денежных средств государства.

Историческими условиями возникновения финансов являются:

1) товарное производство;

2) опосредование товарного производства денежными отношениями;

3) наличие процесса первичного распределения созданного общественного продукта и его составной части — прибыли.

Выделяют период возникновения финансовых от­ношений вообще и момент появления государственных фи­нансов.

Период возникновения финансовых отношений вообще связан с началом товарно-денежных отношений и развитием процесса первичного распределения стоимости общественного продукта: возмещалась стоимость израсходованных средств производства, выплачивалась заработная плата работникам и получался прибавочный продукт.

Возникновение государственных финансов следует рас­сматривать как этап перераспределительного процесса с учас­тием уже созданного в общественном производстве прибавочно­го продукта.

С появлением государства возникли такие финансовые кате­гории, как налоги. По мере развития государства и товарно-де­нежного хозяйства формировались группы более сложных ка­тегорий — государственные доходы и расходы, а на их основе — государственный бюджет, страхование, государственный кре­дит.

Практическая реализация условий возникновения финансов наиболее полно просматривается в совокупности производственных отношений.

Как известно, общественный продукт проходит ряд стадий движения: производство, распределение, обмен и потребление. Финансы выступают как особая форма производственных от­ношений, отражающая их важнейшую составную часть — распределительные отношения. Они функционируют здесь посредством денег, т.е. в практике взаимоотношений по распре­делению и перераспределению общественного продукта и наци­онального дохода финансовые отношения выступают как де­нежные отношения.

Для определения природы и места финансов в совокуп­ности производственных отношений рассмотрим более подробно стадии движения валового внутреннего про­дукта (ВВП).

Стоимость созданного ВВП определяют по формуле

ВВП = С + V+ М,

где С — фонд возмещения израсходованных средств производства, V — фонд заработной платы; М — чистый доход.

Денежная оценка показателя С обеспечивает параллельный процесс движения материально-вещественного продукта в пе­риод простого воспроизводства и не относится к финансовым отношениям. Показатель V представляет цену рабочей силы (денежная оценка), использованной в производственном процессе, и также не отно­сится к финансовым отношениям. А вот обособившаяся от про­изводства натурально-вещественного продукта стоимостная часть М в форме чистого дохода влияет на доходы, накопления, денежные фонды. В этой части вновь созданного ВВП кроется суть финансовых отношений, начало действия функции финан­сов и их взаимодействия в процессе кругооборота фондов с целью повышения эффективности их использования.

Если через С + V происходил и обеспечивался процесс прос­того воспроизводства средств производства и рабочей силы, то через М посредством создания денежных фондов обеспечивает­ся расширенное воспроизводство этих же элементов воспроиз­водственного процесса и формирование фонда централизован­ных ресурсов государства. Именно обособленность и самостоятельность этой части ВВП характеризуют специфику финансов и их место в системе производственных отношений. Никакая иная экономическая категория не раскрывает специ­фику таких отношений. В этом их отличие от других экономи­ческих категорий, в частности денег. Деньги сами по себе лишь опосредуют движение всех частей общественного продукта. Но там, где деньги опосредуют реальные материально-веществен­ные элементы, денежные отношения не являются финансовы­ми. Только их отрыв от этого двуединого движения и проявле­ние в новом качестве — чистом доходе хозяйствующих субъек­тов, а также последующее создание на их основе фондов денеж­ных средств превращают такие денежные отношения в финан­совые.

Таким образом, финансовыми являются денежные от­ношения, которые опосредуют только отношения распреде­ления и перераспределения части ВВП, главным образом чис­того дохода.

Финансовыми являются не только фонды денежных средств, формируемые из чистого дохода, но и та часть амортизацион­ного фонда, которая направляется на возмещение износившегося абсолютного аналога отдельных видов основных фондов по простому воспроизвод­ству, а также на обновление, реконструкцию и расширение ос­новных фондов, новое строительство, являющиеся вместе с чис­тым доходом активным источником финансирования инвести­ций. Амортизационные отчисления в таком своем качестве приобретают относительную самостоятельность.

В современной экономической мысли выделяют общие признаки, определяющие сущ­ность, содержание, природу и место финансов в системе про­изводственных отношений.К нимотносятся:

• наличие товарно-денежных отношений;

• абстрактная общность во всех формациях, выражающая денежные формы движения ВВП и национального дохода общества, формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов;

• существование, деятельность и активное регулирующее воздействие государства на все стороны общественного производства;

• наличие распределительных и перераспределительных отношений воспроизводства, органически связанных как с хозяйствующими субъектами, так и с доходами и расходами государства;

• относительная самостоятельность финансовых отношений на стадии распределения и перераспределения ВВП, когда происходит раздвоение и разделение его стоимостной и вещественной форм, образуются доходы, накопления, создаются денежные фонды без соответствующего вещественного эквивалента, основой которых является чистый доход общества;

• связь финансов с конечным результатом производства, распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, являющихся наиболее динамичной частью производственных отношений;

• денежные отношения по поводу распределения и перераспределения (главным образом) чистого дохода общества и на этой основе — формирование и использование централизованных фондов государства и децентрализованных фондов хозяй­ствующих субъектов в соответствии с их объективными потреб­ностями;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.205.211 (0.103 с.)