Глава 2. Психологическое наблюдение за спортсменами в период соревновательной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Психологическое наблюдение за спортсменами в период соревновательной деятельности



2.1. Психологическое состояние спортсменов в период подготовки к соревнованиям.

Центральное место в психологии соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование таких психических состояний, как психическое напряжение, эмоциональное возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Эти состояния характеризуются как пред рабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом. Именно таким исследованием мы и занялись. Спортивная деятельность отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Вне эмоций спорт немыслим. Насыщенность спортивных действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность - это одно из важнейших условий положительного влияния спорта на личность человека. Но эмоциональные переживания в спорте, как и все другие эмоции, могут быть стеническими (т.е. повышают жизнедеятельность организма) и астеническими (угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме).

Наша команда провела анкетирование, в котором приняли участие 10 футболистов, защищающих честь РЭУ им. Плеханова.

Респондентам было предложено ответить на 10 вопросов: касающиеся занятий спортом и физической культурой в университете и самостоятельных занятия обучающихся вне университета.

Начать игру надо в темпе и постараться быстро захватить инициативу. Хорошо, если с первой попытки удастся заранее подготовленная эффективная стандартная комбинация, она вызовет в стане соперника настороженность. Уже с начала игры желательно продемонстрировать смелость, решительность и бескомпромиссность в единоборствах. Дружное начало наверняка задаст высокий эмоциональный фон всей игре. А если на первых же минутах соперничества удастся и материальный перевес получить (забить гол), то можно не только вызвать в рядах соперников некоторую растерянность, а и сломать их игру, нарушить тактические планы.

Желание играть у футболистов огромно. Перед началом матча они оживлены и эмоционально возбуждены — так и рвутся поскорее выйти на поле! Тем не менее одним удается сохранять уверенность и внешнее спокойствие, другие излишне волнуются, нервничают, переживают. Некоторое предстартовое волнение вполне обоснованно и оправданно, поскольку равнодушных к игре среди них нет и не должно быть. Но излишнее волнение может помешать самым горячим правильно действовать на поле тактически. На вопрос, касающийся эмоционального фона посещающих занятие, то большинство респондентов (50%) испытывает приподнятое настроение, 40% находятся в спокойствия. В тоже время оставшиеся 10% отмечают напряжение и волнение.

Стимулирующее влияние на спортсменов оказывает присутствие на соревнованиях и тренировках других (особенно – значимых) людей. Однако нередко наблюдается и обратный эффект. Например, если футболист знает, что за ним наблюдает тренер сборной и решает, стоит ли брать его в команду, эффективность игры спортсмена может снизиться из-за чрезмерного старания показать себя. Здесь следует учитывать наблюдение академика В. М. Бехтерева, который выделял людей социально возбудимых, социально тормозимых и индифферентных. Высокотревожные спортсмены скорее обнаруживают отрицательную реакцию на присутствие болельщиков, чем низкотревожные, а спортсмены с высоким уровнем притязаний на поддержку зрителей чаще всего реагируют положительно. Большое значение имеет степень сложности и прочности навыков: простые и прочные навыки в присутствии других людей в большинстве случаев выполняются лучше, а еще только осваиваемые и сложные по координации могут выполняться хуже. Мы хотели узнать, какие чувства испытывает спортсмен во время игры на поле. Влияние болельщиков на состояние футболистов, во время игры, опрашиваемые оценили следующим образом: 60% - поддерживают, 40% - безразлично. А вот присутствие близких, родственников, друзей и любимых для 60% это является важным и играет большую роль, для 20% отвлекает и не дает сконцентрироваться и для 20% - является безразличным.

Уверенность в победе- это так называемый пласт знаний и умений, применимых каждым спортсменом в игре. Нашу силу во многом определяет сила духа. Благодаря ей мы добиваемся жизненных целей и преодолеваем препятствия, становимся сильными, харизматичными и способными на поступок. 20% нами опрошенных футболистов полностью уверены в победе до начала игры, 70% - немного находятся в состоянии волнения, а 10% не уверены в победе.

Необходимое условие успешной работы команды является ее сплоченность. Большинство опрошенных нами футболистов считают свою команду сплоченной. Это говорит о том, что сплоченная команда, в отличии от группы лишь совместимых людей, способна успешно преодолевать кризисы на пути своего развития. Монолитность команды во многом зависит от взаимоотношений игроков в процессе игры. Никто не должен сразу же реагировать на ошибки партнера негативно. Надо продолжать играть так, будто ничего не случилось. А как благотворно действует на игрока поддержка товарищей! В игре не должно быть упреков в адрес партнера, тем более грубого выражения недовольства: ведь каждое — даже малейшее проявление несдержанности не только выводит из равновесия, допустившего ошибку, но и портит настроение всем остальным. Даже ошибка, стоившая гола, не должна расстраивать партнеров, вызывать грубой и недостойной футболистов реакции. Испортить настроение партнеру — значит испортить его игру.

Кто является не менее важным человеком в жизни и карьерной деятельности спортсмена? Конечно же тренер. Это человек, который обладает уникальным специфичным переплетением навыков и умений. Авторитет тренера в значительной степени зависит от высокого уровня сформированности его организаторских и коммуникативных умений. При этом особо важен характер взаимодействии тренера с воспитанниками в процессе организации спортивной игры. 80% опрошенных футболистов считают, что критика со стороны тренера их мотивирует и лишь 20% - что нет. Главные средства воздействия тренера на психику футболиста — слово, голос, интонация. Слово тренера может поднять игрока на спортивный подвиг, а может и свести все усилия на нет. Слово тренера должно быть справедливым, убедительным, доходчивым и верным. В нем — не место упрекам, бестактности, грубости. Голос тренера должен меняться в зависимости от обстоятельств и от того, с кем наставник ведет разговор. Но в принципе он должен сохранять среднюю тональность и не переходить ни на высокие ноты, ни (тем более) на грубый окрик или крик. Надо знать, когда повысить, а когда снизить тон.

Успехи в спорте во многом зависят от системы спортивной тренировки. Отличие отечественной системы спортивной тренировки состоит в ее оздоровительной направленности. Она характеризуется прогрессивными принципами, научным подбором средств и методов, высоким уровнем организации педагогического и врачебного контроля, обеспечения необходимых гигиенических условий. Оценивая готовность спортсмена к соревнованиям, часто пользуются понятиями «тренированность» и «спортивная форма». Состояние тренированности отражает биологические изменения в организме спортсмена, которые происходят под воздействием тренировочных нагрузок и отдыха и выражаются в росте его работоспособности. Тренированность есть мера приспособления организма к конкретной работе, достигнутая тренировкой. Футболисты РЭУ им.Плеханова на вопрос о том, какое количество времени тратят спортсмены в день на тренировки, ответили, что в среднем: 1,5 часа.

Футбол способствует развитию молодых людей, совершенствованию физических качеств, воспитанию таких черт характера, как творческая активность, ответственность за порученное дело, целеустремленность. А это, безусловно, очень важно. Человек, обладающий такими качествами, способен принести большую пользу обществу. Футбол - это страстное противоборство двух команд, в котором проявляются скорость, сила, ловкость, быстрота реакции. Как заметил лучший футболист современности, бразилец Пеле, «футбол-это трудная игра, ведь в нее играют ногами, а думать надо головой». Футбол - это искусство. Пожалуй, ни один вид спорта не может с ним сравниться по популярности. В анкете был представлен вопрос: какую цель они преследуют в спорте. 40% респондентов ставят перед собой несколько целей: занимать лидирующие места на соревнованиях и повышать личные силовые показатели. 20% - лишь занимать лидирующие места на соревнованиях, 30%- повышать личные силовые показатели и всего 10% -интересует сам процесс игры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.223 (0.005 с.)