Бюджетный контроль и бюджетный анализ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетный контроль и бюджетный анализ



Бюджетный контроль – это неотъемлемая часть системы бюджетирования, предназначенная для установления соответствия между бюджетными показателями и фактическими результатами деятельности компании. Следует отметить, что бюджетный контроль может осуществляться как на этапе исполнения бюджетов, так и на этапе их составления. Исходя из этого, можно выделить следующие виды контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль проводится на этапе формирования показателей бюджетов хозяйствующего субъекта. Цель предварительного контроля двояка: с одной стороны, это выявление факторов, способных помешать достижению формируемых бюджетных показателей; с другой стороны, это оптимизация бюджетных показателей таким образом, чтобы компания в целом и филиал в частности могли достичь поставленных целей.

Данный вид контроля особенно актуален в случае, когда предполагаемые результаты выполнения бюджетов далеки от тех, что необходимы высшему руководству. Предварительный контроль, таким образом, подразумевает рассмотрение различных вариантов формирования бюджетных показателей – до тех пор, пока очередной вариант не будет расценен как приемлемый. Широкое использование компьютерных технологий позволяет оперативно просчитывать разнообразные варианты бюджетов и создавать эффективную модель финансово-хозяйственной деятельности.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе исполнения бюджета. Цель данного контроля заключается в непрерывном или периодическом сопоставлении фактических и бюджетных показателей организации. Периодическое сопоставление подразумевает сравнение показателей, например, по итогам каждого месяца (декады, недели) внутри бюджетного периода. Осуществление непрерывного текущего контроля происходит в условиях компьютерной обработки данных, позволяющей формировать промежуточные отчеты о выполнении бюджетов в любой момент времени.

В идеале, все отклонения должны быть выявлены и снижены до уровня, не превышающего существенный, в процессе исполнения бюджетов, однако на практике текущий контроль не всегда позволяет сделать это. В этом случае большую роль приобретает заключительный контроль, который по сравнению с текущим не отличается оперативностью, но в состоянии делать более точный расчет фактических показателей с учетом временных факторов.

Например, счета поставщиков могут поступать в бухгалтерию гораздо позже самих товаров. Таким образом, формально задолженность перед поставщиками товаров отсутствует. Возможна и другая ситуация, при которой документы на партию товара поступили, а сам товар на конец месяца – еще нет. В этом случае также нельзя с уверенностью утверждать, на какую сумму поступит товар, так как вероятность боя, порчи, ломки товаров при их транспортировке вполне возможна.

Осуществление всех трех форм контроля обеспечивает целесообразное использование ресурсов и способствует значительному улучшению финансовых результатов организации.

При выполнении задач бюджетного контроля неизбежным становится использование приемов анализа, например: план-факт анализ, расчленение по факторам, оценка влияния структурных сдвигов на результат и др. Таким образом, экономический анализ бюджетов представляет собой естественное, целенаправленное завершение и обобщение бюджетной информации. В зависимости от видов бюджетного контроля можно выделить три вида бюджетного анализа: перспективный, оперативный и ретроспективный.

Перспективный бюджетный анализ рассматривает экономические процессы, происходящие во внешней и внутренней среде фирмы, с позиции динамики их развития. Анализу в этом случае подвергаются формируемые бюджетные показатели, которые могут быть составлены на основе:

1. Пессимистического варианта развития событий;

2. Оптимистического варианта развития событий;

3. Прошлого периода;

4. Усредненных показателей и др.

Основная цель перспективного анализа – интерпретация информации о возможных способах достижения обозначенной стратегии и тактики предприятия, при этом должна быть дана оценка реалистичности выполнения бюджетных показателей.

Оперативный бюджетный анализ используется непосредственно в ходе исполнения бюджетов. Цель данного анализа – интерпретация выявленных отклонений. Можно выделить следующие этапы оперативного анализа:

1. Выявление бюджетных отклонений;

2. Выявление причин, обусловивших отклонения;

3. Систематизация позитивных и негативных причин отклонений.

Существует следующая классификация отклонений, которая может быть использована в процессе оперативного анализа (см. ниже таблицу 11).

Исследование отклонений – это затратный процесс и по времени и по ресурсам, а потому при проведении анализа необходимо руководствоваться принципом исключения, в соответствии с которым исследуются отклонения, «выходящие» за диапазон допустимых значений. Базовыми для анализа бюджетов являются следующие виды отклонений: существенные и несущественные, благоприятные и неблагоприятные, контролируемые и неконтролируемые.

 

Таблица 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.006 с.)