Первое, что вычленяется из действительности, структурируется как элемент сознания и личности, осознается как «я», — это тело. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первое, что вычленяется из действительности, структурируется как элемент сознания и личности, осознается как «я», — это тело.



Первым шагом возникновения самосознания, самоидентификации, вообще возникновения сознания является акт расчленения между «Я» как телом и другим как телесным объектом. На уровне индивидуаль­ной биографии это первичная матрица дуальности «Я» и «не-Я» (на уровне матери и ребенка). Когда ребенок отрывается от груди, в это время формируется личное (личностное) «Я» как некая автономная репрезентация.

Появляется расчленение на «свое» и другое. Появляется свое тело как объект и тело другого как объект (объективная реальность). Про­исходит отторжение наблюдателя от наблюдаемого, дифференциация субъекта и объекта.

Более того, первичные чувства, которые формируются у личности (например, отношение к себе как к сверхценному объекту, или как к не­значимому объекту, или как к амбивалентному существу), возникают в основном из взаимодействия с матерью или с телом другого объекта.

Первое — это телесность и отношение к телесности, и то, что чело­век получает из этого опыта. Поскольку это первичная, стержневая структура человеческого самосознания, то в основном на базовых от­ношениях к телесности и формируются все другие конструкции Эго и Эго-индентификаций.

Стержень человека — это «Я»- социальное.

Личность и группа под­держивают нормальный баланс, когда их не «сносит» в какую-то сторо­ну. Внутренняя идея гармонии личности и социальных общностей зак­лючается в триединстве этих эго-идентификаций: «Я»-духовного, «Я»-материального, «Я»-социального. Важна идея баланса. Только тогда, когда поддерживаешь баланс, выглядишь социально успешным человеком. Если в триединстве «Я»-материального, «Я»-социальногои и «Я»-духов-ного происходит перекос, появляется преступность, какие-то негатив­ные и деструктивные, девиантные элементы в поведении и т. д.

«Я»-материальное «Я «-социальное

Рис. 10. Соотношение структур «Я»

Все эти три подсистемы имеют достаточно выраженную и реальную связь между собой. «Я»-социальное может служить и находиться в фун­кциональном подчинении по отношению к «Я»-духовному, оно может полностью служить и находиться в соподчинении с «Я»-материальным. «Я»-материальное может служить и подчиняться в мотивационно-по-требностном отношении «Я»-духовному, может полностью быть обус­ловленным и детерминированным мотивами «Я»-социального.«Я» — это сложное системное образование, внутри которого каж­дая подструктура имеет с другими связь, взаимовлияние, взаимодей­ствие и взаимообусловленность. Что касается внутренней структуры этих глобальных компонентов: «Я»-материального, «Я»-социального, «Я»-духовного, — то они тоже имеют между собой взаимосвязи и не­кую взаимообусловленность.

У любой личности и группы существует теоретическая возмож­ность идентифицироваться с любой эго-структурой, но в основном эта возможность, этот выбор больше является теоретическим предпо­ложением, чем реальным фактом. Человек всегда обусловлен, детер­минирован структурой идентификаций, доминирующими тенденци­ями, сформированными отношениями, и во многом свобода выбора является больше философским или психологическим предположени­ем фантастического содержания.

«Я»-идентификации отличаются:

1) по содержанию;

2) по значимости и объему занимаемого пространства в структу­ре личности (внутри эго-идентификации любая структура за­нимает определенную территорию, они различаются как бы по площади). Например, идентификация «я — красивая женщина» может затмить все остальные;

3) мерой устойчивости;

4) временем существования.

Любая личность («Я») обладает неоспоримой индивидуальностью |за счет неповторимой мозаики «Я»-идентификаций.

Большинство людей идентифицированы с «Я»-материальным. Од­новременно есть люди, для которых важнее социальный статус (игроки в социальные игры и карьеру — мы их видим каждый день по телевизору и встречаем на работе). Социальное «Я» вытесняет духовное и (материальное «Я».

 

Песнопение как звуковибрационный гиперстимуляционный метод выступает в качестве самостоятельного метода достижения изменен­ных состояний сознания. Таковы, например, молитвенные песни ба-лийских монахов (кенджак), эскимосские и тибетские горловые мно­гоголосые пения, песни-плачи в русском фольклоре.

В России весьма популярен такой способ достижения ИСС, как край­ние температурные воздействия. С психологической точки зрения, погружение в ИСС при помощи гипостимуляционных методов представляет собой процесс отключе­ния сенсорных систем и внутренней речи, являющихся источниками «шума» относительно объекта фокусировки сознания.

 

СХЕМА- дыхание на набор энерго столба. В европейских языках наблюдается та же тенденция. На ла­тыни respirare — 'дышать', spiritus — 'дух', anima — 'дыхание', 'душа'. На греческом языке рпеита — 'дуновение', 'дыхание', позднее — 'дух', psyche — 'душа', 'дыхание', на французском esprit — 'дыхание', 'ум', 'сознание'. Этот список можно продолжать еще очень долго, так как тесную связь между сознанием и дыханием мы можем обнару­жить во многих древних текстах, а также в мировой этнографичес­кой литературе.

Теснейшая связь между дыханием и психикой известна с древ­нейших времен и зафиксирована уже в первых письменных текстах мировых философско-религиозных традиций. Она заложена в общей семантике слов дыхание и дух (душа). Эти два понятия имеют общие корни не только в русском языке. В иудаизме еврейское слово руах имеет несколько значений — 'дыхание', 'дух', 'ветер'.

  Счёт движений: Мантра:
(↓удар-↑отскок-пауза) (↓удар-↑отскок-пауза) (↓удар-↑отскок-пауза) (↓удар-↑отскок-пауза) (↓удар-↑отскок-пауза) (↓удар-↑отскок-пауза) (↓удар-↑отскок-пауза) (↓удар-↑отскок-пауза) (↓Ха-↑ре-Кришна!) (↓Ха-↑ре-Кришна!) (↓Кри-↑шна!-Кришна!) (↓Ха-↑ре!-Харе!) (↓Ха-↑ре-Рама!) (↓Ха-↑ре-Рама!) (↓Ра-↑ма!-Рама!) (↓Ха-↑ре!-Харе!)  

 

Объектами сосредоточения могут быть как внутренние, так и вне­шние. В качестве внутреннего объекта может выступать какая-либо мышца или группа мышц, которые мы хотим расслабить, или образ (при направленных визуализациях), символ (медитация на чакры), знак (размышление над коаном). При сосредоточении на телесном ощущении должны быть отключены зрение, слух, тактильные, обоня­тельные и вкусовые рецепторы, а все внимание сконцентрировано на кинестетической системе. В остальных случаях сознание должно быть отключено и от кинестетической системы, но сконцентрировано на объекте сосредоточения медитации. Внутренняя речь должна быть остановлена в обоих случаях. В качестве внешних объектов могут выступать как природные (луна, дерево, цветок, поток воды и др.), так и различные искусственные объекты (янтры, мандалы, изображения богов и др.).

Монотонное пение (мантр, молитв, произнесение различных дру­гих звукоформ, не имеющих смысловой нагрузки), ритмичные танцы (имеющие характер ритуальных двигательных паттернов) являются наиболее древними способами изменения сознания. В боевых техниках казаков и Русичей были распевки Голославы- ГЛАГОЛИЦЫ или хождение хороводами с пением вокрух дуба..

Они могут также включать длительную изоляцию от общества, сен­сорную изоляцию, пост, лишение сна. Эти приемы изменения созна­ния сыграли важную роль в обрядовой и духовной истории челове­чества.

 

Медитация «Колесо времени».

Эта медитация родилась совсем недавно — в июне 2000 года, когда я проводил тренинг на безымянном острове посреди реки Катунь (гор­ный Алтай). Полевые тренинги по интенсивным интегративным психотехно­логиям часто приводят к внутренним открытиям, которые иногда воп­лощаются в методы и средства самопостижения.

Было уже поздно, около двенадцати ночи. Моя медитация на огонь заканчивалась. Но заканчивалась не потому, что я так хотел, хотя и это, конечно, присутствовало, а потому что костер догорал. Еще не тухнет, он еще жаркий. Это уже не похоже на мужика в силе, а напоминает крепкого старика. Угли еще сильные, и еще долго можно протянуть, но гореть уже нечему, нет яркого пламени. Все су­ществует за счет внутренней потенциальности, уже есть стремление к экономии — к экономии энергии, времени, сил. Единственное, что остается, это иногда ярко заблестеть, иногда не так ярко, но при этом только поддерживать внутренний жар.

Мне еще далеко до этого возраста, лет двадцать. Я еще могу гореть очень сильно. Но я точно знаю, что через двадцать лет придет это вре­мя, и затем все будет так же, как с этим костром — постепенно все будет больше и больше золы. Постепенно так же, как дрова превра­щаются в серый пепел, и в моем теле будет все больше и больше смер­ти и все меньше и меньше жизненности. И в конце концов, так же, как и у этого костра, какие-то части станут мертвыми.

Может быть, это будет касаться чувств, может, телесной жизни, может, секса, мышления, памяти, или зрения, или слуха...

В конце концов, какая разница, когда и в каком месте появляется пепел у человека. Понятно, что картина пепла разная, так же, как у это­го костра. Но где-то в середине все равно — хоть без слуха, хоть без мышления, хоть без памяти, хоть с одной ногой — все равно будет житьэтот внутренний жар. И где-то в глубине все равно наверняка будет полыхать страсть, я это вижу.

Но это то время, когда уже все равно не превозмочь своего бесси­лия, не превозмочь своей невозможности, как бы ни горело внутри и как бы ни хотелось оживить омертвевшие члены. Вид этого костра сей­час вызывает у меня грусть, как чужая смерть, и наверное, это одно­временно то, что я переживу, лет через двадцать, а может, через двад­цать пять, а может, через десять или пятнадцать, а может, через пять...

Судьба этого костра в основном зависела от меня, а судьба челове­ка не всегда бывает во власти человека. И потому сказать, когда я буду напоминать этот костер, невозможно. Но важно, что в естественном потоке жизни я проживу ту же самую судьбу, как и этот костер, кото­рый уже превращается в золу.

Когда я смотрю на угасание костра, мне хочется его затоптать. Я ду­маю иногда, что мне настолько жалко старых дряхлых людей с пустыми глазами, что хочется расправиться с ними так же, как с этим костром. Я не знаю, где жестокость, где мудрость. Где граница между милосерди­ем и жестокостью. Но когда об этом думаю, я понимаю, что сталкиваюсь с теми проблемами, которые мне не суждено решить ни сегодня, ни зав­тра, ни через десять, ни через двадцать лет. Не потому что я не знаю, что такое мудрость, а потому что знаю, что мудрость жестока. Прежде чем костер умер, очень ярко, очень ясно вспыхнул последний уголек. Мне это напомнило, как душа человека отлетает: что-то вспыхивает перед смертью. То на щеках, то в общем тонусе тела, то в глазах, то в каком-то звуке, то в какой-то мысли, то в каком-то чувстве вспышка эта происхо­дит и затем остается зола, как сейчас передо мной.

Не знаю, может, сегодня ночью прольется дождь, хотя и не видно, что прольется, и смоет золу и ничего не останется от этого костра — так же, как и от человеческой жизни. Когда вспоминаешь, что нас жи­вет более шести миллиардов, что в каждое мгновение умирают тыся­чи, я думаю: «Бог ты мой, Бог ты мой! Как я могу предать своей жизни хоть какую-то значимость, когда она — просто отражение круговер­ти, а может быть, и не жизнь. Зола, может быть, просто летит. Я просто маленький ничтожный отблеск, искорка жизни человечества.

И то племя, которое уже растет, живет, гуляет, пирует, уже смот­рит на меня, как на золу. И хотя я-то знаю, что где-то внутри еще мно­го энергии, но, глядя на эту энергию, смотря на свое тело, даже на свои розовые щеки, я все равно знаю, как сквозь все это просвечивает зола, которую унесет ветер».

Накопление энергетики в ладонях- используется в комплексе вначале и в конце по 3-5 раз, между упражнениями - 3 раза. Первое время будет полезно выполнять, фиксируя каждое положение движения. В дальнейшем добиваться плавности, расслабленности и слитности. Дыхание свободное в начальном периоде занятий, а затем: вверх - вдох; вниз - выдох.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.014 с.)