Жанр антиутопии в прозе 1920-х гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанр антиутопии в прозе 1920-х гг.



Задание:

1. Прочитать роман Е.Замятина «Мы».

2. Прочитать статью Литературного энциклопедического словаря «Утопия», законспектировать статью «Антиутопия» (или статьи энциклопедии «Культурология. ХХ век»).

3. Выявить причины возникновения жанра антиутопии в социально –историческом и литературном контексте 1920х гг.

4. Прочитать рекомендованную литературу и подготовиться к беседе по вопросам.

План:

 

1. Жанровые особенности утопии и антиутопии. Утопическое сознание в общественных процессах и литературе 1920-х годов.

2. История создания романа Е.Замятина «Мы». Роман в контексте русской классической литературы. Идеи Ф.М.Достоевского («Записки из подполья», «Бесы», «Братья Карамазовы»), полемика с Н.Г. Чернышевским («Четвертый сон Веры Павловны» из романа «Что делать?»).

3. Проблематика романа: «личность-государство» в романе, рационализма и естественные человеческие чувства, искусства и культуры.Образ главного героя романа, его эволюция.Жанрово-композиционные и стилистические особенности романа.

4. Судьба романа и автора. Влияние на становление жанра антиутопии в литературе ХХ века (О.Хаксли, Дж.Оруэлл, В.Набоков).

Литература:

 

1. Белая Г. Дон-Кихоты 20-х годов.- М., 1990.

2. Давыдова Т. Творческая эволюция Е.Замятина в контексте русской литературы первой трети ХХ века. - М., 2000.

3. Лакшин В. «Антиутопия» Е.Замятина// Знамя. - 1988. - №4.

4. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2х т. Статьи «Утопия», «Антиутопия». – СПб., 1998.

5. Шайтанов И. О двух именах и об одном десятилетии: Борис Пильняк и Евгений Замятин // Лит. обозрение – 1991 – № 6, №7.

 

 

Проблемы и характеры «деревенской прозы».

Задание:

1. Прочитать рекомендованные произведения В.Шукшина, В.Белова, Ф Абрамова.

2. Ознакомиться с разделом «Феномен «деревенской прозы» учебника Н. Лейдермана и М.Липовецкого.

3. Прочитать рекомендованную литературу и подготовиться к беседе по вопросам.

План:

 

1. Единство человека, природы и бытия. В.Белова «Привычное дело». Крестьянский мир как средство постижения бытия, концепция рода, природного круговорота как смысла жизни.

2. Судьбы крестьянского рода на примере двух поколений семьи Амосовых в дилогии Ф.Абрамова «Пелагея», «Алька». Тип маргинальной личности как социологический феномен и художественное открытие «деревенской прозы».

3. Осмысление многогранности национального характера в новеллистике В.М.Шукшина. Образы «чудиков». Отражение дисгармонии души, утраты гармонии, драматизм нравственных поисков, жажда «праздника души». Трагизм мировосприятия, вызванный внутренними противоречиями, народная смеховая культура, скоморошество как средство их разрешения («Чудик», «Микроскоп», «Алеша Бесконвойный», «Залетный», «Срезал», «Верую!», «Обида»).

 

Литература:

 

    1. Апухтина В.А. Проза Василия Шукшина. – М., 1981.
    2. Золотусский И. Федор Абрамов: Личность. Книги. Судьба. – М., 1986.
    3. Коробов В.И. Василий Шукшин. – М., 1988.
    4. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. – М., 2006. - Кн.2. – С. 63 - 73, 80 - 97.
    5. Турков А. Федор Абрамов. – М., 1987.

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Литературная ситуация конца Х1Х – начала ХХ вв.

2. Символизм как литературное направление. Старшие символисты: кружки, представители, различное понимание символизма.

3. Младшие символисты: философско-религиозная основа, эстетическая программа, представители.

4. «Трилогия вочеловечения» в лирике А.Блока.

5. Акмеизм как литературное направление: эстетическая платформа, манифесты, представители.

6. Лирическая героиня А.Ахматовой.

7. Поэма А.Ахматовой «Реквием»: нравственная проблематика.

8. Эволюция лирики Н.Гумилева. Лирический герой поэта.

9. Футуризм как авангардное течение в литературе начала ХХ в.: манифесты, группировки, представители.

10. Лирический герой ранней лирики В.Маяковского. Идейно-художественное своеобразие поэмы В.Маяковского «Облако в штанах».

11. Реализм в литературе начала ХХ века.

12. Концепция человека в ранней прозе М.Горького.

13. Основные темы прозы А.Куприна.

14. Экзистенциальные мотивы в прозе И.Бунина.

15. Экзистенциальная проблематика в творчестве Л.Андреева.

16. Проблема искусства и духовности в повести И.Шмелева «Неупиваемая чаша».

17. Тема гражданской войны в прозе 1920х гг.

18. Жанр антиутопии в литературе 1920х гг.

19. Национальная трагедия в романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон».

20. Роман-миф М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

21. Типы и характеры «деревенской прозы».

22. Онтологическая линия «деревенской прозы»: концепция мира и человека.

23. Экзистенциальные мотивы в «военной прозе».

24. Театр А.Вампилова. Анализ пьесы по выбору.

25. Постмодернизм в современном литературном процессе. Анализ произведения по выбору.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Тестовые задания по литературе рубежа Х1Х – ХХ вв.

1. Символизм – это:

А) литературное течение В) литературно-эстетическое направление

С) литературная школа

 

2. Младшие символисты (исключить лишнее):

А) А.Блок В) С.Соловьев С) А.Белый Д) Д.Мережковский Е) Эллис

 

3. Кому принадлежат слова: «… три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности»?

А) А.Белому В) Вяч. Иванову С) В.Брюсову

Д) Д.Мережковскому Е) Вл. Соловьеву

 

4. Философская платформа младших символистов (исключить лишнее):

А) идея теургического творчества

В) идея жизнетворчества С) эсхатологизм мировосприятия

Д) идея соборности Е) приятие мира и примирение с ним в душе художника

 

5. Тема поэмы А.Блока «Соловьиный сад»:

А) мистической любви В) «страшного мира» С) искусства и жизни

Д) возмездия Е) крушения гуманизма

 

6. В концепции младших символистов поэт – это:

А) гражданин В) демиург С) мастер Д) сверхчеловек Е) пророк, теург

 

7. Поэты – акмеисты (исключить лишнее):

А) В.Хлебников В) А.Ахматова С) Г.Адамович Д) С.Городецкий

Е) О.Мандельштам

 

8. «Задача искусства – одухотворение материи», - утверждал:

А) А.Белый В) Вл. Соловьев С) Д.Мережковский Д) А. Блок

Е) Вяч.Иванов

 

9. Эстетическая программа акмеизма (исключить лишнее):

А) приятие мира В) пластичность слова

С) «музыка прежде всего» Д) «прекрасная ясность» Е) «искусство точно выверенных слов»

 

10. Кому удалось синтезировать достижения символизма и акмеизма?

А) О.Мандельштаму В) А.Ахматовой С) Н.Гумилеву

Д) А.Белому Е) В.Хлебникову

 

11. Футуризм – это:

А) литературное течение В) литературное направление

С) литературная школа

 

 

12. Идею какого произведения В.Маяковский сформулировал следующим образом: «Долой вашу любовь! Долой вашу религию! Долой ваше искусство! Долой ваш строй!»

А) «Человек» В) «Облако в штанах» С) «Про это»

Д) «Хорошо» Е) «Левый марш»

 

13. Одна из повестей А.Куприна называется именем ее героини:

А) Анна В) Олеся С) Танька Д) Катерина Е) Аграфена

 

14. В творчестве какого писателя представлена романтико-анархическая концепция личности?

А) Л.Андреева В) М.Горького С) И.Бунина Д) И.Шмелева Е) Б.Зайцева

 

15. Кто из писателей явился автором своеобразного «антижития»?

А) Б.Зайцев В) И.Бунин С) А.Куприн Д) М.Горький

Е) Л.Андреев

 

Вариант 2

 

16. Поэты-символисты старшего поколения (исключить лишнее):

А) С.Соловьев В) Д.Мережковский С) З.Гиппиус Д) В.Брюсов

Е) К.Бальмонт

 

17. Философские идеи Вл.Соловьева (исключить лишнее):

А) Богочеловечества В) Вечной Женственности С) преображающей функции искусства Д) единства Истины, Добра и Красоты

Е) Диониса и Аполлона

 

18. Идея «жизнетворчества» стала основополагающей в философско-эстетической программе:

А) старших символистов В) младших символистов С) акмеистов

Д) футуристов Е) реалистов

 

19. Конечная цель младших символистов:

А) творение собственного мира В) разработка поэтики намеков, недомолвок

С) «Музыка прежде всего» Д) установление соответствий между личностью поэта и миром Е) преображение личности

 

20. В каком произведении А.Блока возрождается образ «Стихов о Прекрасной Даме»?

А) «Двенадцать» В) «На поле Куликовом» С) «Скифы»

Д) «Соловьиный сад» Е) «Родина»

 

21. Акмеизм – это:

А) тип поэтики В) литературно-эстетическое направление

С) литературная школа Д) литературное течение

 

22. Манифест какого литературного течения содержал призыв «бросить Пушкина с парохода современности»?

А) акмеистов В) футуристов С) реалистов Д) символистов

 

23. «Миф об Адаме – блудном сыне» воплощен в контексте жизни и творчества:

А) К.Бальмонта В) О.Мандельштама С) С.Есенина Д) А.Блока

Е) Н.Гумилева

 

24. Основная тема ранней лирики А.Ахматовой:

А) гражданская В) философская С) любовная Д) пейзажная

Е) тема поэзии

 

25. Основные черты футуризма (исключить лишнее):

А) творчество как продолжение природы В) «словотворчество и словоновшество»

С) отказ от всяческих традиций и правил Д) прекрасная ясность

Е) эстетическая агрессия

 

26. Кубофутуристы (исключить лишнее):

А) В.Маяковский В) В.Хлебников С) Д.Бурлюк Д) А.Крученых

Е) И.Северянин

 

27. Лирический герой какого поэта одновременно «хулиган» и «сплошное сердце»?

А) В.Брюсова В) Н.Гумилева С) А.Блока Д) В.Хлебникова

Е) В.Маяковского

 

28. Для творчества какого писателя характерно регулярное противопоставление природы и цивилизации?

А) М.Горького В) Л.Андреева С) И.Шмелева Д) А.Куприна

Е) И.Бунина

 

29. Интерес к иррациональному, изображение борьбы темных инстинктов и разума характерны для творчества:

А) Л.Андреева В) М.Горького С) И.Бунина Д) А.Куприна

Е) Б.Зайцева

 

30. Кого берет в союзники Человек из одноименной поэмы М.Горького?

А) Любовь В) Жалость С) Дружбу Д) Гордость Е) Мысль

2. Тестовые задания по литературе ХХ века

(послеоктябрьский период).

1. В каком произведении дано трагическое изображение гражданской войны?

А) «Конармия» И. Бабеля В) «Сорок первый» Б.Лавренева С) «Разгром» А.Фадеева

Д) «Донские рассказы» М. Шолохова Е) «Железный поток» А.Серафимовича

 

2. Герой-повествователь какого произведения носит имя Лютов?

А) «Конармии» И. Бабеля В) «Сорок первый» Б.Лавренева С) «Разгром» А.Фадеева

Д) «Донские рассказы» М. Шолохова Е) «Железный поток» А.Серафимовича

 

3.Какое стихотворение В. Маяковского стало своеобразным символом революционного утопического мировоззрения?

А) «Левый марш» В) «О дряни» С) «Письмо Татьяне Яковлевой»

Д) «Приказ по армии искусств» Е) «Люблю»

 

4. Почему «Тихий Дон» трагедиен, а «Война и мир» - нет?

А) У Шолохова больше смертей В) Шолохов был пессимистом

С) Шолохов был участником событий, а Толстой работал с документами

Д) Шолохов показывает гибель ценностей, а Толстой их обретение

Е) все вышеуказанное

 

5. Образ Голубой Руси принадлежит:

А) С.Есенину В) А. Блоку С) В.Маяковскому Д) Б.Пастернаку

Е) А.Белому

 

6. Какое произведение не является предупреждением?

А) «Мы» В) «Собачье сердце» С) «Котлован» Д) «Чевенгур»

Е) «Конармия»

 

7. Какой роман строится как антитеза «Фаусту» Гете?

А) «Мастер и Маргарита» В) «Мы» С) «Чевенгур» Д) «Доктор Живаго»

 

8. В каком произведении используется идея посещения ада?

А) «Реквием» В) «Доктор Живаго» С) «Мастер и Маргарита»

Д) «Чевенгур» Е) «Мы»

 

9. Героя какого произведения звали Благодетель?

А) «Мастер и Маргарита» В) «Чевенгур» С) «Мы» Д) «Клоп»

Е) «Котлован»

 

10. Путь Григория Мелехова романе-эпопее «Тихий Дон»:

А) путь утраты нравственных ценностей В) бег по кругу С) путь утраты близких

Д) метание между красными и белыми Е) путь обретения нравственных ценностей

 

  1. Романтическая поэзия 1920-х гг. (исключить лишнее):

А) культ мировой революции В) культ сверхчеловека

С) культ классовой борьбы Д) романтическое двоемирие

Е) христианская мораль

 

  1. Для поэтов «парижской ноты» характерно (исключить лишнее):

А) пессимизм В) тема страданий и смерти С) ностальгия

Д) гражданский пафос Е) установка на скуку

 

13. «Парижская нота» - наследница:

А) реализма В) символизма С) акмеизма Д) футуризма

Е) романтизма

 

14.Для творчества какого писателя характерна тема «утраченного рая»?

А) И. Бунина В) В. Набокова С) Б.Зайцева Д) И.Шмелева Е) Б.Зайцева

 

15.Укажите импрессионистический бессюжетный рассказ И.Бунина:

А) «Господин из Сан-Франциско» В) «Антоновские яблоки»

С) «Братья» Д) «Грамматика любви» Е) «Легкое дыхание»

 

Вариант 2

 

1. В каком произведении представлена карнавальная концепция изображения гражданской войны?

А) «Конармия» И. Бабеля В) «Сорок первый» Б.Лавренева

С) «Разгром» А.Фадеева Д) «Донские рассказы» М. Шолохова

Е) «Железный поток» А.Серафимовича

 

2. В каком произведении впервые показан внутренний мир красного командира?

А) «Конармия» И. Бабеля В) «Сорок первый» Б.Лавренева

С) «Разгром» А.Фадеева

Д) «Донские рассказы» М. Шолохова Е) «Железный поток» А.Серафимовича

 

3. В каком произведении присутствует былинный мотив?

А) «Конармии» И. Бабеля В) «Сорок первый» Б.Лавренева

С) «Разгром» А.Фадеева

Д) «Донские рассказы» М. Шолохова Е) «Железный поток» А.Серафимовича

 

4. В каком произведениии С. Есенина выражено гармоническое мироощущение?

А) «Радуница» В) «Страна негодяев» С) «Москва кабацкая»

Д) «Инония» Е) «Черный человек»

 

5. Жанр романа «Мы»:

А) антиутопия В) роман-эпопея С) социально-психологический роман

Д) философский роман Е) любовный роман

 

6. Григорий Мелехов:

А) враг Советской власти В) шут С) правдоискатель

Д) человек, мятущийся между белыми и красными

Е) человек без системы ценностей

 

7. Кто из героев «Мастера и Маргариты» является носителем высшего гуманизма?

А) Пилат В) Мастер С) Маргарита Д) Воланд Е) Иешуа Га-Ноцри

 

8. Какой нумер носил герой романа «Мы»?

А) Д-3 В) Д-53 С) Д-503 Д) Д- 513 Е) Д-533

 

9. Какой конфликт положен в основу пьесы В.Маяковского «Клоп»?

А) прошлого и будущего В) любовный С) мещане – новые люди

Д) эгоистические идеалы – коллективизм

Е) обыватель – стерильное бездуховное общество

 

10. Авторская идея в «Тихом Доне»:

А) необходимость возврата к прежнему миропорядку

В) исторической неизбежности победы революции

С) идея самостийности казачества

Д) трагическая гибель национального единства

Е) необходимости преодоления трагического раскола нации

 

11. Какая тема объединяет «Разгром» А.Фадеева, «Конармию» И.Бабеля и «Донские рассказы» М.Шолохова?

А) памяти В) «живой» и «мертвой» души С) дома и бездомья

Д) художника и власти Е) гражданской войны

 

  1. Поэты «парижской ноты» (исключить лишнее):

А) Г.Иванов В) В.Ходасевич С) И.Одоевцева Д) Г.Адамович

 

13.Духовная проза – характеристика творчества:

А) Б.Зайцева и И.Шмелева В) И.Бунина и И.Шмелева

С) В.Набокова и Б.Зайцева Д) А.Куприна и Б.Зайцева

Е) И.Бунина и Б.Зайцева

 

14. Укажите лауреатов Нобелевской премии:

А) Бунин, Мережковский, Солженицын

В) Бунин, Солженицын, Бродский

С) Бродский, Шмелев, Солженицын

Д) Солженицын, Бунин, Мережковский

Е) Бунин, Солженицын, Куприн

 

15. Кто из писателей обратился к жанру беллетризованного жития?

А) Б.Зайцев В) И.Бунин С) А.Куприн Д) М.Горький

Е) Л.Андреев

 

 

3.Тестовые задания по литературе второй половины ХХ в.

Вариант 1

  1. Какая из черт не характерна для литературы оттепельного периода?

А) невозможность воспевания классовой ненависти и насилия

В) возрождение идеи личности

С) идеологический плюрализм

Д) возрождение различных художественных методов

Е) относительная свобода слова

 

  1. К современному литературному процессу относят литературу:

А) 1990 – 2010гг. В) 1956-2010 гг. С)1956-1990 гг. Д) 1970-1990гг.

 

  1. Творчество этих писателей основано на использовании фольклорно-мифологических мотивов (исключить лишнее):

А) Ч.Айтматова В) В. Распутина С) Ю.Трифонова

Д) Саши Соколова Е) А. Кима

 

  1. Теория бесконфликтности господствовала в литературе:

А) 1941—1945х гг. В) послевоенного десятилетия

С) оттепельного периода Д) литературы периода застоя Е) 1990-2000х гг.

 

  1. Тип «природного человека» характерен для:

А) «военной прозы» В) «городской прозы» С) «деревенской прозы»

Д) «лагерной прозы» Е) всего перечисленного

 

  1. Тип маргинальной личности явился открытием:

А) «военной прозы» В) «городской прозы» С) «деревенской прозы»

Д) «лагерной» прозы Е) всего вышеперечисленного

 

  1. Какой образ является двойником Хозяина («Прощание с Матерой»)?

А) Дарья В) Катерина С) Петруха Д) Павел Е) Богодул

 

  1. Смысл названия пьесы «Утиная охота»:

А) События разворачиваются на охоте

В) Охота – символ убийства, герой убивает в себе человека

С) Герой умертвляет все с ним соприкасающееся

Д) Охота – мечта о другом мире

Е) Парадоксальное единство обозначенного в пп В), С), Д)

 

  1. Кто выразил свое поэтическое кредо словами: «Поэт в России – больше, чем поэт»?

А) И.Бродский В) Е.Евтушенко С) В.Высоцкий Д) Н.Рубцов Е) Б.Окуджава

 

  1. Что из указанного не характерно для «военной прозы»?

А) Утверждение общечеловеческой морали

В) Моделирование ситуации выбора

С) Исследование психологии человека в экстремальной ситуации

Д) Самоценное изображение войны

Е) Исследование проблемы цели и средства на войне

 

  1. Время публикации «возвращенной литературы»:

А) 1956-1964гг. В) 1941-1945гг. С) 1965-1986гг. Д) 1987-1992гг.

Е) 1990-е гг.

 

  1. Найти представителя «тихой лирики»:

А) В.Высоцкий В) Р. Рождественский С) Б.Окуджава

Д) Е.Евтушенко Е) Н. Рубцов

 

  1. В каком произведении представлен образ Мирового Древа?

А) «Тавро Кассандры» В) «Белка» С) «Калина красная»

Д) «Прощание с Матерой» Е) «Буранный полустанок»

 

  1. В творчестве какого писателя нашла продолжение каторжная тема Ф.М.Достоевского?

А) Ч.Айтматова В) Ю.Трифонова С) В.Шукшина

Д) Ю.Домбровского Е) А.Солженицына

 

  1. Кто утверждал, что поэт – «меньше единицы»?

А) Е.Евтушенко В) А.Вознесенский С) В.Высоцкий Д) И.Бродский Е) Н.Рубцов

 

Вариант 2

 

  1. В каком произведении присутствует пасхальный архетип?

А) «Буранный полустанок» В) «Тавро Кассандры»

С) «Доктор Живаго» Д) «Школа для дураков»

 

  1. Укажите автора строк: «Гул затих. Я вышел на подмостки, / Прислоняясь к дверному косяку./ Я ловлю в далеком отголоске, / Что случится на моем веку…»

А) Н.Рубцов В) И.Бродский С) Б.Пастернак

Д) А.Вознесенский Е) В.Высоцкий

 

  1. Тема «тихой родины» характерна для творчества:

А) Н.Рубцова В) И.Бродского С) Б.Пастернака

Д) А.Вознесенского Е) В.Высоцкого

 

  1. В одном из произведений деревенской прозы представлен образ «царского(ой)»:

А) дуба В) кедра С) лиственя Д) сосны Е) ели

 

  1. Поэзия 1990-х (Исключить лишнее):

А) концептуализм В) метареализм С) ироническая поэзия

Д) поэзия духовного опыта Е) «тихая лирика»

 

  1. Какой писатель вынужден был отказаться от Нобелевской премии?

А) Ю.Домбровский В) Ч.Айтматов С) Б.Пастернак

Д) И.Бродский Е) А.Солженицын

 

  1. Какой из образов-символов в «Прощании с Матерой» не имеет мифологической основы?

А) Матеры В) дома С) Хозяина Д) лиственя Е) тумана

 

  1. Кто возглавлял «Новый мир» в 1960-е гг.?

А) К.Симонов В) А.Твардовский С) Л. Леонов

Д) М. Шолохов Е) Ф. Абрамов

 

  1. Найти представителей магического реализма:

А) Ч.Айтматов и А.Ким В) Т.Толстая и А.Ким С) С.Соколов и Ч.Айтматов

Д) Саши Соколов и А.Ким Е) Т.Толстая и Ч.Айтматов

 

  1. Укажите автора строк: «Людей неинтересных в мире нет, Их судьбы как истории планет…»

А) Е.Евтушенко В) А.Вознесенский С) Н.Рубцов Д) В.Высоцкий

Е) И.Бродский

 

  1. Автор строк: «Купола в России кроют чистым золотом, Чтобы чаще Господь замечал…»:

А) Е.Евтушенко В) А.Вознесенский С) Б.Окуджава Д) В.Высоцкий

Е) И.Бродский

 

  1. Творчество какого писателя не относится к деревенской прозе?

А) В. Распутина В) В. Астафьева С) В. Белова

Д) Ч. Айтматова Е) Ф.Абрамова

 

  1. Творчество какого писателя не относится к «военной прозе»?

А) К. Симонова В) Ю.Бондарева С) В. Быкова

Д) Б. Васильева Е) Г.Бакланова

 

  1. Определение «онтологическая» характеризует:

А) «деревенскую прозу» В) «военную прозу» С) «лагерную прозу»

Д) «городскую прозу» Е) постмодернистскую прозу

 

  1. Тема воскресения является основной в произведении:

А) «Доктор Живаго» В) «Тавро Кассандры» С) «Плаха»Д) «Прощание с Матерой»

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Литературная ситуация конца Х1Х – начала ХХ вв.

2. Символизм как литературное направление. Старшие символисты: кружки, представители, различное понимание символизма.

3. Младшие символисты: философско-религиозная основа, эстетическая программа, представители.

4. «Трилогия вочеловечения» в лирике А.Блока.

5. Акмеизм как литературное направление: эстетическая платформа, манифесты, представители.

6. Лирическая героиня А.Ахматовой.

7. Поэма А.Ахматовой «Реквием»: нравственная проблематика.

8. Эволюция лирики Н.Гумилева. Лирический герой поэта.

9. Футуризм как авангардное течение в литературе начала ХХ в.: манифесты, группировки, представители.

10. Лирический герой ранней лирики В.Маяковского. Идейно-художественное своеобразие поэмы В.Маяковского «Облако в штанах».

11. Реализм начала ХХ века.

12. Концепция человека в ранней прозе М.Горького.

13. Основные темы прозы А.Куприна.

14. Экзистенциальные мотивы в прозе И.Бунина.

15. Экзистенциальная проблематика в творчестве Л.Андреева.

16. Проблема искусства и духовности в повести И.Шмелева «Неупиваемая чаша».

17. Тема гражданской войны в прозе 1920х гг.

18. Жанр антиутопии в литературе 1920х гг.

19. Национальная трагедия в романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон».

20. Роман-миф М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

21. Типы и характеры «деревенской прозы».

22. Онтологическая линия «деревенской прозы»: концепция мира и человека.

23. Экзистенциальные мотивы в «военной прозе».

24. Театр А.Вампилова. Анализ пьесы по выбору.

25. Постмодернизм в современном литературном процессе.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты:

Соловьев Вл. Общий смысл искусства (конспект).

Гиппиус З., Брюсов В., Бальмонт К. (стихотворения из хрестоматии).

Блок А. Балаганчик. Соловьиный сад. На поле Куликовом. Скифы.

Ахматова А. Реквием.

Гумилев Н. Кредо. Баллада. Капитаны. Шестое чувство. Память. Душа и тело.

Маяковский В. Клоп.

Цветаева М. Крысолов.

Андреев Л. Мысль. Жизнь Василия Фивейского. Иуда Искариот. Жизнь человека (на выбор).

Шмелев И. Неупиваемая чаша.

Зайцев Б. Аграфена. Голубая звезда.

Горький М. Человек. На дне.

Куприн А. Олеся. Гранатовый браслет. Суламифь. Поединок (на выбор).

Булгаков М. Дни Турбиных.

Бунин И. Братья. Митина любовь. Чистый понедельник.

Есенин С. Пугачев. Страна негодяев (на выбор).

Замятин Е. Мы.

Набоков В. Машенька.

Шолохов М. Родинка. Тихий Дон.

Бабель И. Конармия («Письмо», «Мой первый гусь»).

Шукшин В. Чудик. Срезал. Калина Красная.

Белов В. Привычное дело. Распутин В. Прощание с Матерой (на выбор).

Абрамов Ф. Пелагея. Алька.

Рубцов Н. Лирика.

Вознесенский А., Рождественский Р., Евтушенко Е.(лирика на выбор).

Бондарев Ю. Горячий снег. Быков В. Сотников (на выбор).

Солженицын А. Один день Ивана Денисовича.

Пастернак Б. Доктор Живаго.

Вампилов А. Утиная охота. Старший сын (на выбор).

Айтматов Ч. Белое облако Чингисхана. Тавро Кассандры (на выбор).

Пьецух В. Новая московская философия. Т.Толстая «На золотом крыльце сидели» (на выбор).

Битов А. Пушкинский дом. Соколов Саша. Школа для дураков (на выбор).

 

Основная литература:

1. Кременцов, Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты [Электронный ресурс]: учебное пособие. / Л.П. Кременцов. - М., 2007. // Университетская библиотека online. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/103800/. - Загл. с экрана.

2. Минералов, Ю. И. История русской литературы XIX века (70-90-е годы): учеб. пособие / Ю. И. Минералов, И. Г. Минералова.- М.: Высшая школа, 2006.- 487 с.

3. Русская литература XX века [Текст]. В 2 т. / под ред. Л. П. Кременцова. - М., 2005. – 496 с.

4. Соколов, А.Г. История русской литературы конца Х1Х-начала ХХ века [Электронный ресурс]/ А.Г. Соколов. - М., 2006. // Университетская библиотека online. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/95801/. - Загл. с экрана.

5. Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.) [Текст]: учебное пособие / под ред. С. И. Тимина, В. Е. Васильев, О. Ю. Воронина. - М., 2005. - 352 с.

 

 

Дополнительная литература:

1. Азизян, И.А. Диалог искусств Серебряного века [Текст]/ И.А. Азизян. - М., 2001.

2. Аннинский, Л.А. Локти и крылья: Литература 80х: надежды, реальность, парадоксы [Текст]/ Л.А. Аннинский– М., 1989.

3. Богданова, О.В. Современный литературный процесс (К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70-90-х годов ХХ века) [Текст]/ О.В. Богданова. - СПб., 2004.

4. Выходцев, Н.С. В поисках нового слова (Судьбы русской советской поэзии 20-30х годов ХХ века) [Текст]/ Н.С. Выходцев– М., 1980.

5. Долгополов, Л.К. На рубеже веков: о русской литературе конца Х1Х – начала ХХ века [Текст]/ Л.К. Долгополов. - Л., 1984.

6. Давыдова, Т.Т. Русский неореализм [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Т.Т. Давыдова М., 2006. // Университетская библиотека online. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/83203/. - Загл. с экрана.

7. Колобаева, Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа Х1Х –ХХ век [Текст]/ Л.А. Колобаева/ - М,, 1990.

8. Лейдерман, Н.Л. Современная русская литература [Текст]: В 3 кн. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий - М., 2003.

9. Максимов,Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока [Текст]/ Д.Е. Максимов. – Л., 1975.

10. Мироненко, Е. А. Теория и история литературы: проблемы фольклоризма и мифотворчества [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. А. Мироненко; КемГУКИ. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. - 140 с.

11. Мусатов, В.В. История русской литературы первой половины XX века (советский период) [Текст]/ В.В. Мусатов. - М., 2001.

12. Орлов, В. Перепутья. Из истории русской поэзии начала ХХ века [Текст]/ В. Орлов – М., 1976.

13. Рассадин, С.Б. Советская литература. Побежденные победители [Текст]/ С.Б. Рассадин– СПб., 2007.

14. Русская поэзия Серебряного века (1890-1917) [Текст]: антология. – М., 1993.

15. Русские поэты ХХ века [Электронный ресурс]: учебное пособие / сост. Кременцов Л. П. Лосев В. В. - М.: Флинта, 2009. - 320 с. // Университетская библиотека online. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/57964/. - Загл. с экрана.

16. Русская советская проза: Хрестоматия [Текст]: В 2 ч. Ч.1. / Под ред. А.А.Журавлевой. – М., 1989.

17. Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте [Текст] - М., 2000.

18. Соколов, А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920годов [Текст]/ А.Г. Соколов. – М., 1991.

19. Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература [Текст]/ И.С. Скоропанова. - М., 2002.

20. Трубина, Л.А. Русская литература ХХ века [Текст]/ Л.А. Трубина - М, 2002.

21. Эпштейн, М. Постмодернизм в России: литература и теория [Текст]/ М. Эпштейн. – М., 2000.

Справочно-библиографическая литература:

1. Кастальский, С. Рок-энциклопедия. От А до Z. [Текст]/ С. Кастальский. – М., 1997.

2. Краткая Литературная Энциклопедия [Текст]: В 8 т. – М., 1966-1978.

3. Культурология. XX век: Энциклопедия: [Текст]: В 2-х т.- М., 1998.

4. Литературный энциклопедический словарь [Текст] – М., 1987.

5. Литература русского зарубежья [Текст]: Энциклопедический справочник. – М., 2006.

6. Литературная энциклопедия Русского Зарубежья (1918-1940) [Текст]: В 3 т.- М., 2000.

7. Русские писатели. ХХ век. Библиографический словарь. В 2 ч. – М., 1998.

8. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. [Текст] – М., 1999.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Авангардизм

Акмеизм

Антиутопия

Декаданс

Жизнетворчество

Интертекстуальность

Импрессионизм

Концептуализм

Магический реализм

Метареализм

Мифотворчество

Модернизм

Неореализм

Символизм

Симулякр

Социалистический реализм

Социальный заказ

Постмодернизм

Футуризм

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.249.219 (0.26 с.)