II. Обязательный минимум содержания учебного материала по курсу «русский язык и культура речи» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Обязательный минимум содержания учебного материала по курсу «русский язык и культура речи»



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

При составлении настоящей рабочей программы за основу приняты основные положения государственного образовательного стандарта по специальности 031200 -«Педагогика и методика начального обучения».

ГСЭ.Ф.07. Русский язык и культура речи.

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи, выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

 

1.1.ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: формирование коммуникативной компетентности педагога.

 

1.2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

· раскрытие понятия «культура речи»;

· ознакомление студентов со сложной системой норм современного русского литературного языка и методикой работы с ортологическими словарями;

· ознакомление студентов со средствами речевой выразительности;

· обучение студентов созданию текста публичного выступления;

· обучение студентов работе с научным текстом;

· обучение студентов написанию личной и деловой документации;

· воспитание у студентов речевой рефлексии;

· выработка установки на самостоятельную дальнейшую работу по совершенствованию навыков устной и письменной речи;

· развитие и воспитание интеллектуальной и эмоциональной культуры личности.

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Литературный язык – основа культуры речи.

Речевая деятельность, ее значение для человека. Этапы осуществления речевой деятельности. Положение русского языка в современном мире. Понятие «язык». Русский язык как знаковая система передачи информации. Функции языка. Формы существования национального языка. Литературный язык как высшая форма национального языка. Признаки литературного языка. Становление и развитие литераурного языка до ХХ века. Тенденция развития русского литературного языка в ХХ веке. Понятие «речь». Разновидности речи. Диалог и монолог. Функционально-смысловые типы речи.

Тема 5. Речевое общение.

Основные единицы речевого общения. Организация речевого взаимодействия. Эффективность речевой коммуникации. Слушание как необходимое условие эффективной коммуникации. Нравственные установки участников речевой коммуникации. Интонация как отличительный признак устной речи. Невербальные средства общения. Невербальные средства общения. Роль жестов, мимики, позы в общении. Классификация жестов.

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

5.1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.

 

1. Русский язык и культура речи: Учеб.-метод. пособие / Сост. О.О. Юрченко. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2005. – 102 с.

 

5.2. ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ.

 

4.4.2. Основная литература

 

1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.

2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. – Ростов н/Д, 2001.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростовн/Д. - 1996.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева. Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2000.

5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., 1997.

6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1980.

7. Десяева и др. Культура речи педагога. – М., 2003.

8. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи. – М., 2004.

9. Казарцева О.М.. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М., 2000.

10. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 1998.

11. Львов М.Р. Основы теории речи. - М., 2000.

12. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2003.

13. Петрякова. А.Г. Культура речи: практикум. - М., 1997.

14. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Русский язык и культура речи. - Минск, 1999.

15. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. – СПб., 2005.

16. Русский язык и культура речи/ Под ред. В.И. Максимова. - М., 2000.

17. Русский язык и культура речи: практикум / Под ред проф. В.И. Максимова. – М., 2000.

 

4.4.3. Дополнительная литература

  1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2003.
  2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.,1989.
  3. Гринь Н.А. Риторика: Тексты лекций. – Новосибирск, 1995.
  4. Данцев А.А., Н.В. Нефедова. Русский язык и культура речи. – М., 2001.
  5. Е.В. Клюев. Риторика. – М., 2005.
  6. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М., 1998.
  7. Карлина Н.Н., Марков В.Т. и др. Языковые средства выражения элементов научного текста. - М., 1987.
  8. Кузнецов И.Н. Риторика. - Минск, 2000.
  9. Кукушкина О.В. Типы речевых неудач в русском языке. - М., 1999.
  10. Культура делового общения / Под ред. Н.Г. Грудцыной. – М., 2002.
  11. Культура парламентской речи. - М., 1994.
  12. Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996.
  13. Мучник Б.С. Культура письменной речи. - М., 1996.
  14. Пиз А. Язык телодвижений. - М., 1995.
  15. Почикаева Н.М. Основы ораторского искусства и культуры речи. - М., 2003.
  16. Разновидности городской устной речи. - М, 1988.
  17. Разновидности и жанры научной позы: лингвистические особенности. - М., 1992.
  18. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. - М., 1988.
  19. Сиротина О.Б. Русская разговорная речь. - М., 1993.
  20. Скорикова Т.П. Основы культура научной речи. - М., 1999.
  21. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. - М., 1996.
  22. Соловьев Э. Я. Этикет. – М., 1995.
  23. Соппер П.Л Основы искусства речи. - М., 1992.
  24. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М.,
  25. Чихачев В.П. Лекторское мастерство русских ученых 19 века. - М., 1987.
  26. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М., 2003.
  27. Шилова К.А. Телефонные разговоры делового человека. - М., 1992.

 

Словари и справочники

1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Любое издание.

2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. - М., 2000.

3. Бельчиков Ю.А., Панющева М.С. Словарь паронимов русского языка. - М., 2000.

4. Большой орфографический словарь русского языка/ Под ред. С.Г. Бархударова и др. - М., 1999.

5. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. - М., 1999.

6. Крысин А.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 1998.

7. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. -М., 1998.

8. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. Начиная с 5-го издания.

9. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – М., 1998.

10. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.АП. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М., 1999.

11. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. - М., 1999.

12. Словарь антонимов русского языка. - М., 1984.

13. Словарь иностранных слов. - М., 1988.

14. Словарь омонимов русского языка. - М., 1974.

15. Словарь сочетаемости слов русского языка. - М., 1983.

16. Современный словарь иностранных слов. - М., 2000.

17. Тематический словарь русского языка/Под ред. В.В. Морковкина. - М., 2000.

18. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. СПб, 1998.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

При составлении настоящей рабочей программы за основу приняты основные положения государственного образовательного стандарта по специальности 031200 -«Педагогика и методика начального обучения».

ГСЭ.Ф.07. Русский язык и культура речи.

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи, выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

 

1.1.ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: формирование коммуникативной компетентности педагога.

 

1.2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

· раскрытие понятия «культура речи»;

· ознакомление студентов со сложной системой норм современного русского литературного языка и методикой работы с ортологическими словарями;

· ознакомление студентов со средствами речевой выразительности;

· обучение студентов созданию текста публичного выступления;

· обучение студентов работе с научным текстом;

· обучение студентов написанию личной и деловой документации;

· воспитание у студентов речевой рефлексии;

· выработка установки на самостоятельную дальнейшую работу по совершенствованию навыков устной и письменной речи;

· развитие и воспитание интеллектуальной и эмоциональной культуры личности.

II. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

Студент должен знать:

· понятий аппарат культуры речи, риторики;

· структурные и коммуникативные свойства языка;

· систему функциональных стилей литературного языка;

· современную теоретическую концепцию культуры речи;

· требования нормы современного русского литературного языка к устной и письменной речи;

· средства речевой выразительности;

· основные группы этикетных речевых формул;

· требования к речевому поведению в различных коммуникативных ситуациях;

· методику подготовки публичного выступления;

· правила создания официальных документов.

 

Студент должен уметь:

· контролировать степень соответствия своей устной и письменной речи требованиям нормы современного русского литературного языка;

· работать с ортологическими словарями;

· выбирать языковые средства, характерные для научного и официально-делового стилей речи;

· создавать тексты письменных профессионально-значимых речевых жанров: конспекты, рефераты, доклады, курсовые работы и т.д.;

· редактировать тексты научного стиля;

· анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения;

· создавать тексты речей различных жанров и свободно излагать их;

· пользоваться основными приемами поиска материала к выступлению, работать над композицией публичного выступления (составлением вступительной, основной и заключительной частями), оценивать степень доказательности выступления;

· использовать в своей устной и письменной речи средства выразительности;

· редактировать тексты выступлений;

· составлять личную и служебную документацию.

 

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.037 с.)