Тема 13 комплекс систем безопасности отеля. Понятие «интеллектуальное здание» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13 комплекс систем безопасности отеля. Понятие «интеллектуальное здание»



 

Теперь необходимо обратить внимание на способ обеспечения безопасности непосредственно на местах размещения туристов, ведь размещение - самый важный элемент туризма. Гостиничная индустрия - суть системы гостеприимства, она представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма.

Рынок туристско-гостиничных услуг ориентирован на работу с клиентом, на создание безопасных и комфортных условий его проживания и предоставление ему полного перечня современных информационных услуг. Эти современные потребности гостиничного рынка могут быть удовлетворены путем создания развитой инженерно-информационной инфраструктуры отеля.

«Интеллектуальное здание» (буквальный перевод английского «intelligent building») означает здание, автоматизированные комплексы управления которого не только включат, выключат и отрегулируют работу систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, освещения и электроснабжения, но и проинформируют о возможных неполадках в работе систем, напомнят о необходимости проведения регламентных работ. При возникновении чрезвычайных ситуаций они приведут в действие необходимое оборудование и оповестят обитателей здания о путях и способах эвакуации.

Между тем, интеллектуальное здание (далее ИЗ) - это не миф, а вполне реальный объект, тиражированный тысячами экземпляров. В Европе даже создана организация, которая своей целью ставит развитие и распространение концепции «интеллектуального здания» - Европейская Группа Интеллектуальных Зданий (EIBG). Казахстан же в этой области современного строительства существенно отстает от мирового опыта.

Сегодня в Казахстане развитию туристско-гостиничного бизнеса уделяется повышенное внимание. Туризм вошел в перечень семи приоритетных несырьевых отраслей экономики страны, которые предусмотрено развивать по кластерному принципу. Так, в комплексе мероприятий на развитие туристского кластера в Казахстане во втором полугодии 2005 года выделено 65 млн. тенге, в 2006 году – 20 миллионов.

Так что отмечаемая в последнее время инвестиционная активность в туристском и гостиничном секторе будет возрастать и в дальнейшем. В Казахстане ведется строительство гостиниц различных классов. Гостиничный бизнес в стране, несомненно, «переживает» свой ренессанс. В этой связи весьма актуальным представляется рассмотрение конкретных решений построения системы безопасности современного отеля с учетом принципов построения интеллектуального здания. Назовем его «интеллектуальным» отелем.

Организация системы безопасности гостиницы - тема деликатная. При ее построении должен быть соблюден принцип «разумной достаточности». С одной стороны, комплекс средств безопасности должен обеспечить надежную защиту персонала и гостей, а также материальных ценностей, находящихся в гостинице, от различных видов внешних и внутренних угроз. С другой стороны, периферийные элементы системы безопасности (прежде всего, телевизионные камеры) не должны создавать атмосферы «режимного» объекта и вызывать у гостей чувства дискомфорта, они могут явно присутствовать только в наиболее потенциально опасных зонах отеля (лифтах, холлах, вестибюле, зоне пункта обмена валюты и т.п.). В других же местах (особенно там, где расположены номера) гость не должен чувствовать повышенного к себе «внимания».

В состав комплекса систем безопасности гостиницы входят следующие системы:

- система охранно-тревожной сигнализации;

- система контроля и управления доступом в служебные помещения и в номера;

- система телевизионного наблюдения и цифровой видеорегистрации;

- система сбора и обработки информации;

- системы пожарной сигнализации и оповещения о пожаре и система автоматического пожаротушения.

Рассмотрим конкретные решения отдельных систем «интеллектуального» отеля.

Системаохранно-тревожной сигнализации обеспечивает централизованное взятие на охрану и снятие с охраны служебных помещений производится с компьютера, расположенного на посту охраны. При работе используется удобный графический интерфейс, позволяющий одним движением «мышки» поставить помещение на охрану или снять с охраны. При этом на графическом плане объекта для конкретного помещения происходит заметная цветовая смена (например, с зеленого цвета на красный). Такими техническими средствами оборудуются различные помещения гостиницы (пункт обмена валюты, кабинеты директоров гостиницы и ресторана, помещения службы безопасности, центральной диспетчерской, магазины и другие помещения). Некоторые места дополнительно оборудуются кнопками тревожной сигнализации, например: стойка портье, офис турагентства, бары, буфет ресторана, кассы, казино и т.п., дежурные по этажам.

Система контроля и управления доступом гостиницы состоит из двух подсистем: контроля и управления доступом в служебные помещения и управления доступом в номера, в памяти которой может храниться информация о нескольких тысячах последних событий. Для входа в помещения используются «электронные ключи».

Средствами управления доступом оборудуются основные служебные помещения.

Важным обстоятельством (с точки зрения защиты информации) является то, что программные средства ИЗ имеют систему разграничения доступа, которая позволяет задавать различные права на осуществление функций мониторинга и управления различным операторам систем. Для каждой системы (вплоть до конкретного элемента) могут быть указаны перечни команд, которые могут отдавать те или иные операторы. В памяти системы хранятся протоколы событий, происшедших в системе, и действий операторов. Поэтому всегда можно произвести ретроспективный анализ действий операторов при наступлении тех или иных событий./46/

В обеспечении безопасности гостиничного комплекса важная роль отводится системе телевизионного наблюдения.

Она обеспечивает:

- круглосуточное наблюдение обстановки в зонах автомобильной парковки, центрального входа, служебного входа для сотрудников, периметра здания гостиницы, ворот;

- круглосуточное наблюдение обстановки во внутренних зонах объекта (центральный холл, комната хранения оружия, лифтовые холлы, коридоры);

- непрерывную 24-часовую запись полноэкранных изображений на жесткий диск большой емкости;

- видеонаблюдение на основном мониторе в различных режимах (полный экран, мультиэкран);

- вывод на второй («тревожный») монитор полноэкранных аналоговых изображений, как тревожных, так и по выбору оператора.

Компьютерная система сбора и обработки информации позволяет сделать наглядным и максимально упростить управление системами безопасности, жизнеобеспечения и информатизации, тем самым снизить вероятность ошибок персонала, передать технике по возможности всю рутинную работу, оставив за людьми функцию принятия решений. Она осуществляет контроль событий и сигналов тревог, выдает оператору инструкции и тревожные сообщения, позволяет отображать на экране дисплея оператора местоположение тревог, и процедура включения/отключения оборудования может выполняться через графические планы объекта. При этом оператор отдельной системы имеет доступ и работает только с теми разделами меню, которые определены для него администратором системы.

Рассмотрим пример взаимодействия систем в ИЗ при возникновении чрезвычайной ситуации. Так, при возникновении пожара (очага возгорания) «срабатывают» датчики системы пожарной сигнализации. Сигнал от них передается на пожарную панель, которая формирует команду включения световых, звуковых и речевых оповещателей. При этом система также формирует сигналы для исполнения другими системами интегрированного комплекса по заданным алгоритмам:

1. Система телевизионного наблюдения «направляет» ближайшую видеокамеру на очаг возгорания и присваивает этой видеокамере высший приоритет. На мониторе наблюдения формируется полноэкранное изображение с этой видеокамеры, и видеомагнитофон переходит в режим приоритетной записи «картинки» с тревожной видеокамеры.

2. Система управления микроклиматом выключает приточную систему вентиляции, обслуживающую данную зону, чтобы предотвратить поступление свежего воздуха к очагу возгорания. Для удаления дыма из коридоров, холлов, лестниц (вдоль маршрутов эвакуации) включается соответствующая подсистема дымоудаления (открываются заслонки, включаются вентиляторы).

3. Система управления электроснабжением отключает цепи электропитания вблизи зоны пожара.

4. Система управления освещением включает аварийное освещение.

5. Система управления доступом разблокирует двери для беспрепятственной эвакуации людей.

6. Система управления лифтами спустит их на первый этаж и т.д.

7. Система автоматического пожаротушения имеет установки пожаротушения водой и системы газового пожаротушения. Последние используются, как правило, для защиты специальных помещений с дорогостоящим оборудованием.

8. Управление эвакуацией осуществляется передачей специально разработанных текстов, включением световых указателей направления эвакуации, дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов и другими заранее запрограммированными действиями.

Для передачи стандартных сигналов на пульт городской пожарной части могут быть предусмотрены специальные устройства, способные в автоматическом режиме дозваниваться по нескольким номерам и передавать соответствующее количество речевых сообщений заданной длительностью.
Система пожарной безопасности управляет противопожарной автоматикой и системой оповещения.

Одновременно сигнал поступает на монитор оператора. На мониторе появляется графическая и текстовая информация о пожаре и месте его возникновения. Оператор имеет возможность проконтролировать работу системы автоматики и при необходимости продублировать ее.

Именно наличие таких взаимосвязей между отдельными системами комплекса позволяет говорить о действительно интеллектуальном здании, когда комплекс приобретает новое качество - интегрированность. Интегрированный комплекс не является простой суммой отдельных систем, а на основе единой платформы управления приобретает новые свойства, отсутствующие у составляющих.

Комплекс систем жизнеобеспечения «интеллектуального» отеля предназначен для создания оптимальных условий работы и жизнедеятельности обитателей здания, сокращения эксплуатационных расходов и энергосбережения. Основные его системы могут быть такими же, как и у ранее рассмотренного отеля.

Отличие «интеллектуального» отеля состоит в том, что это не столько внешние эффекты, сколько не заметная для окружающих эффективная работа инженерного оборудования, создающая идеальные условия жизнедеятельности обитателей здания. Эффективность работы достигается четким взаимодействием отдельных систем, их интеграцией.

В силу взаимодействия различных систем весь комплекс инженерного оборудования «интеллектуального» отеля отличается экономичностью и энергосбережением. Система управления освещением не «позволит» гореть лампам освещения в номере в отсутствие людей и работать другим электроприборам (кроме холодильника или в других особых случаях). Система управления освещением получает сигнал от системы доступа (при выходе гостя или горничных, имеющих соответствующие карты доступа в номер) и правильно на него реагирует. В незаселенных номерах гостиницы работа систем жизнеобеспечения осуществляется в «экономичном» режиме. Функция мониторинга сетей и оборудования позволяет не допустить аварийные ситуации, что чрезвычайно важно для таких многолюдных объектов, как гостиничные комплексы.

Это лишь часть возможностей «интеллектуального» отеля. Для номерного фонда «многозвездочных» гостиниц эти функции, как правило, сконцентрированы в так называемой «сервисной системе гостевых номеров».

Сервисная система гостевых номеров разработана для отелей высокого класса. Эта система обеспечивает полный контроль и управление гостиничным номером (освещение, кондиционирование, телевидение, музыка). Сервисная система номеров обеспечивает отключение электропитания приборов в номере (за исключением холодильника) при выходе гостя из номера и подает электропитание на них при входе.

Управляющая панель этой системы располагается в номере в удобном месте (на стене, вблизи кровати или, например, встроена в столик), обеспечивает:

- управления освещением номера;

- управления кондиционированием (хранит в памяти последний режим работы);

- управления таймером для освещения и электроприборов;

- отображения времени и даты (включая время в различных поясах);

- будильника;

- управления телевизором (переключение каналов, регулировка громкости);

- управления радиотрансляцией (переключение каналов, регулировка громкости);

- информирования персонала (кнопки для сообщений «не беспокоить» и «убрать комнату»);

- отображения информации на жидкокристаллическом дисплее с подсветкой.

Важной составляющей гостиничного сервиса, является правильно организованная комплексная система информатизации отеля. Мы уже рассматривали эту систему на примере «Rixos», и, по нашему мнению, она соответствует необходимому уровню качества. В «интеллектуальном» же отеле все части этой системы объединены в единое информационное пространство.

Система информатизации «интеллектуального» отеля позволяет создать единую систему безналичных платежей за все услуги, предоставляемые гостиницей. При этом «внутренней» кредитной картой расчета является единая карта гостя. Она «открывает» для него не только дверь номера и двери спортивно-оздоровительного комплекса отеля (бассейна, сауны, тренажерного зала, боулинга и т.д.), но и «двери» ко всем гостиничным услугам (платному телевидению, Интернет-услугам и т.п.). К тому же и сама единая карта гостя обладает определенной степенью «интеллектуальности»: она может быть запрограммирована по заданному алгоритму «доступа». Эта карта имеет временные ограничения своего действия, и воспользоваться ею после установленного времени и даты уже будет нельзя, так что гость при отъезде может взять карту в качестве сувенира. Во многих гостиницах это уже стало традицией: дарить гостю карту, на которую нанесен логотип отеля.

По сравнению с автономными системами комплексная система имеет следующие преимущества:

- существенная экономия, снижение энергопотребления и повышение надежности всей системы;

- повышение оперативности управления объектом;

- графическое представление информации о состоянии систем и оборудования на различных уровнях;

- снижение трудозатрат;

- обеспечение необходимого взаимодействия систем;

- снижение вероятности возникновения страховых случаев;

- «открытость» комплекса, обеспечивающая возможность его наращивания и использования оборудования разных производителей.

В заключение отметим, что, по опубликованным оценкам специалистов, система управления отелем ежегодно экономит владельцу десятки тысяч долларов. Само же дополнительное оборудование «интеллектуального» отеля окупается в течение 3-4 лет. К тому же в такой гостинице срок службы инженерного оборудования увеличивается, по крайней мере, на 5 лет (только за счет сокращения его работы «вхолостую»).

Эксперты считают, что применение комплексных интегрированных систем экономит не менее 15% затрат владельца на установку за счет устранения избыточных связей в инфраструктуре. Меньше затрат требуется и на обучение персонала объекта управлению комплексом. Владелец получает возможность управлять всеми системами объекта с одной рабочей станции.

Затраты на строительство ИЗ, конечно, выше, чем на строительство зданий с традиционным составом инженерного оборудования. Однако не следует забывать, что совокупная стоимость здания представляет собой сумму затрат на строительство и эксплуатационных затрат в течение всей «жизни» здания. По некоторым оценкам стоимость эксплуатации «усредненного» здания в Казахстане превышает стоимость строительства в десятки раз! В Европе все наоборот: больше «вкладывают» в строительство, чтобы существенно экономить в период эксплуатации здания. Пора и нам последовать этому примеру. Такое здание соответствует современным международным требованиям и является привлекательным рыночным товаром.

Начиная с 90-х гг., с появлением рыночных отношений в экономике, существенно изменился характер строительства в нашей стране. Повышение цен на энергоносители вызвало необходимость внедрять технические средства энергосбережения. Повышение стоимости земли в крупных городах стимулирует рост этажности зданий, а с высотой здания возрастают проблемы обеспечения безопасности и жизнеобеспечения. И тут уже не обойтись без автоматизированных систем управления, берущих на себя функции оперативного реагирования на изменения режимов работы большого количества технических устройств. Человеку уже просто не справиться с возросшими объемами информации, требующими оперативной обработки и принятия оптимальных решений. Крупные гостиницы, офисные здания - благодатная «почва» для реализации концепции ИЗ. Заинтересованность в комплексных системах проявляют, прежде всего, участники гостиничного бизнеса. Уже сегодня при строительстве новых гостиниц класса *** и выше востребованными оказываются комплексные решения безопасности и жизнеобеспечения с единой информационной инфраструктурой. Инвесторы, вкладывающие средства в развитие гостиничного бизнеса, и владельцы отелей экономически и психологически готовы к новому продукту под названием «интеллектуальное здание», теперь дело за остальными. Готовность владельцев отелей воспринимать идеи ИЗ обусловлена объективной потребностью совершенствования работы отеля в интересах гостей и повышения конкурентоспособности предоставляемых услуг.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.022 с.)