Тема 4 Финансовые и коммерческие риски 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4 Финансовые и коммерческие риски



Финансовые и коммерческие риски можно рассматривать как особую группу рисков в основе широкого спектра предпри­нимательских рисков.

Финансовые риски возникают в процессе управления фи­нансами предприятия. Наиболее часто встречаются валютные, процентные и портфельные риски.

Под валютными рисками понимается вероятность возник­новения убытков от изменения объемных курсов в процессе внешэкономической деятельности, инвестиционной деятельно­сти в других странах, а также при получении экспортных кре­дитов. Среди них различают операционный, трансляционный и экономический риски.

Операционный валютный риск можно определить как воз­можность возникновения убытков или недополучения прибы­ли в результате изменения обменного курса и воздействия его на ожидаемые доходы от продаж гостиничного продукта.

Трансляционный валютный риск (его называют также ба­лансовым) возникает при наличии у головной компании дочер­них компаний или филиалов за рубежом. Его источником яв­ляется возможное несоответствие между активами и пассива­ми компании, пересчитанными в валютах разных стран. По­нижение обменного курса страны местонахождения филиала (или дочерней компании) по отношению к валюте страны мес­тонахождения материнской компании вызывает кажущееся уменьшение его (или ее) прибыли.

Таким образом, трансляционный валютный риск возникает в следующих случаях:

ü необходимости общей оценки эффективности компании, включая филиалы в других странах;

ü потребности в составлении консолидированного баланса;

ü пересчета налогов в валюте стран местонахождения ма­теринской компании.

ü Экономический валютный риск определяется как вероят­ность неблагоприятного воздействия изменений обменного кур­са на экономическое положение предприятия.

Под процентными рисками понимается вероятность возник­новения убытков в случае изменения процентных ставок по финансовым ресурсам.

Возникают риски, связанные с возможным невозвратом сум­мы кредита и процентов по нему, т. е. кредитные риски. Не­возврат может произойти по различным причинам: незавершение строительства, изменение рыночной и общеэкономичес­кой ситуации, недостаточная маркетинговая проработка инве­стиционного проекта, чрезвычайные события.

Для кредитора имеет значение не только сам факт возврата суммы кредита и процентов, но и сроки возврата. Задержка сроков приводит к фактическому уменьшению доходности выданного кредита, а с учетом инфляции и упущенной выго­ды еще и к убыткам.

Технические риски сопутствуют строительству новых объек­тов и их дальнейшей эксплуатации. Среди них выделяют стро­ительно-монтажные и эксплуатационные. Технические риски могут быть составной частью промышленных, предпринима­тельских и инвестиционных рисков.

К строительно-монтажным относятся следующие риски:

ü утери или повреждения строительных материалов и обо­рудования вследствие неблагоприятных событий — стихийных бедствий, взрыва, пожара, злоумышленных действий и т. д.;

ü нарушения функционирования объекта вследствие оши­бок при проектировании и монтаже;

ü нанесение физического ущерба персоналу, занятому на
строительстве объекта.

По окончании строительства объекта и сдачи заказчику подрядчик принимает на себя гарантийные обязательства по обеспечению его бесперебойной эксплуатации в течение гаран­тийного срока. В случае обнаружения значительных дефектов строительной части работ или установленного оборудования и необходимости их устранения подрядчик может понести боль­шие убытки и оказаться не в состоянии выполнить свои обяза­тельства. Такой риск называется риском невыполнения после-пусковых гарантийных обязательств.

Коммерческие риски, связанные с возможностью недополу­чения прибыли или возникновения убытков в процессе прове­дения торговых операций, могут проявляться в виде следую­щих событий:

ü неплатежеспособности покупателя гостиничного, продук­та к моменту оплаты услуг согласно договору;

ü отказа заказчика от оплаты услуг гостиницы или ранее произведенного заказа гостиничных услуг после заключения контракта;

ü снижения спроса на гостиничные услуги на рынке этих услуг.

ü Значение их в гостиничном бизнесе велико, и рассмотреть их необходимо более подробно.

ü Влияние факторов рыночного равновесия на изменение ком­мерческого риска в гостиничном бизнесе может быть рассмот­рено гипотетически на определенном примере.

Рыночное равновесие1 в любой экономической модели отра­жает такой баланс сил, что переменные, описываемые ею, не увеличиваются и не уменьшаются относительно абсолютных величин либо их пропорций. Экономическая модель спроса и предложения нацелена на то, чтобы объяснить соотношение цены и количества гостиничных услуг, предлагаемых на рын­ке этих услуг за определенный период. Рыночное равновесие в этой модели существует тогда, когда нет тенденции к измене­нию рыночной цены или количества предлагаемых клиентуре отелей услуг (основных и дополнительных). Это не означает, что в условиях инфляции рыночного равновесия не существу­ет. В таких случаях точка рыночного равновесия лишь перио­дически меняет свои координаты. Предположим, если рынок гостиничных услуг находится в равновесии, то цена прожива­ния в номерном фонде будет такова, что количество койко-суток, которое потребители этих услуг захотят приобрести, точ­но совпадает с тем количеством, которое продавцы хотят про­дать. Когда цены (в частности номерного фонда разной ком­фортности) достигают равновесной величины, они «нормиру­ют» услуги в том смысле, что все потребители гостиничных услуг, которые хотят потреблять (приобретать) услуги по ры­ночной цене, получат к ним легкий доступ. Одновременно все продавцы гостиничных услуг, которые хотят продать услуги по данной цене, легко найдут покупателей. Формируется сба­лансированность и стабильность в рыночной системе хозяйство-

Рыночное равновесие — ситуация на рынке гостиничных услуг, при которой отсутствуют как избыточный спрос, так и избыточное предложение на гостиничные услуги. Потребители гостиничных услуг могут купить все (исходя из перечня платных и бесплатных услуг конкретного отеля), а продавцы этих услуг могут продать их по существующим сложившимся на данном рынке услуг ценам.

Страновые риски — возникают при осуществлении пред­принимателями и инвесторами своей деятельности на терри­тории иностранных государств. Доход от бизнеса может умень­шиться в случае неблагоприятного изменения политической или экономической ситуации в стране. Потеря или уменьше­ние дохода происходит по различным причинам, среди кото­рых можно выделить:

ü изменение политического строя страны;

ü экспроприацию или национализацию объектов иност­ранной собственности;

ü уничтожение или повреждение объектов собственности в результате военных действий и гражданских волнений;

ü изменение общегражданского и специальных видов за­конодательства — таможенного, налогового и др.

Политические риски — являются важнейшей составной ча­стью страновых рисков. Суть их заключается в возможности недополучения доходов или потери собственности иностранно­го предпринимателя или инвестора вследствие изменения со­циально-политической ситуации в стране. Они могут проявить­ся в виде следующих событии:

ü изменения в валютном законодательстве, препятствую­щие исполнению международных контрактов или репатриа­ции валютной выручки;

ü изменения юридической базы, затрудняющие осуществ­ление предпринимательской деятельности;

ü национализация или экспроприация предприятий, со­зданных с участием иностранных инвесторов;

ü внесение изменений в арбитражное право;

ü военные действия, гражданские волнения, массовые бес­
порядки, повлекшие за собой причинение ущерба имуществен­ным интересам предпринимателей.

Политические и другие страновые риски сопутствуют раз­личным видам предпринимательской деятельности, если она осуществляется за рубежом. В этом случае политические рис­ки являются составной частью предпринимательских и инвес­тиционных.

Выявление риска. Для оценки риска и принятия соответ­ствующих решений собирается исходная информация об объек­те носителя риска. К основным методам получения исходной информации следует отнести:

ü стандартный опросный лист;

ü рассмотрение и анализ первичных документов управлен­ческой и финансовой отчетности;

ü анализ данных ежеквартальных и годовых финансовых
отчетов;

ü составление и анализ диаграммы организационной струк­туры предприятия;

ü составление и анализ карт технологических процессов в производстве гостиничного продукта;

ü инспекционные посещения служб, бригад, смен и под­разделений предприятия;

ü консультации специалистов в области организации сер­
виса;

ü экспертизу документации специализированными консал­тинговыми фирмами, научными лабораторными исследовани­ями и разработками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.008 с.)