Тема 3 Классификация туристских рисков. Виды рисков и причины их возникновения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3 Классификация туристских рисков. Виды рисков и причины их возникновения



 

Риск — это событие или группа родственных случайных событий, наносящих ущерб хозяйствующему субъекту, обла­дающему данным риском. Невозможность точно определить время (а иногда и место) возникновения события называют слу­чайностью (иногда непредсказуемостью). Ухудшение или по­терю свойств имущества, иных ценностей (в том числе и ин­теллектуальных) человека называют ущербом.

Потеря свойств имущества выражается в его разрушении, ухудшении потребительских свойств, потере стоимости. В пред­принимательской практике ущерб имущественным интересам часто выражается в виде потери или снижении прибыли. Он может быть выражен в натуральном виде (физический) или в стоимостном выражении (экономический).

Большинство неблагоприятных событий обладает свойством вероятности их реализации. Вероятность события — это его математический признак, означающий возможность рассчитать частоту наступления события при наличии достаточного коли­чества статистических данных (наблюдений).

Риск как отдельное событие обладает двумя наиболее важ­ными свойствами — вероятностью и ущербом. Риск как сово­купность событий обладает набором его реализаций, каждая из которых обладает своей вероятностью и размером ущерба.

Каждое неблагоприятное событие порождается некоторым набором исходных причин, т. е. инцидентов. Цепочка последо­вательных шагов, ведущих от инцидента к конечному собы­тию, называемому главным, — это сценарий. Зная вероятность возникновения исходных инцидентов и промежуточных шагов, можно рассчитать вероятность реализации данного сценария и соответствующего ему главного события.

Классификация рисков может быть основана на различных характеристиках: по роду опасности; по характеру деятельнос­ти, с которой связаны риски; по природе объектов, которые подвержены риску.

По роду опасности выделяют:

- техногенные (или антропо­генные),

- природные

- смешанные риски.

Техногенные риски порождены хозяйственной деятельнос­тью человека: аварийные ситуации, загрязнение окружающей среды и т. д. Примером могут служить огневые риски, связан­ные с воздействием огня на различные объекты.

Природные риски не зависят от деятельности человека. К ним относятся в основном риски стихийных бедствий: земле­трясения, наводнения, урагана, тайфуна, удара молнии, извержения вулкана и т. д.

Смешанные риски — это события природного характера, инициированные хозяйственной деятельностью человека. При­мером может служить оползень, вызванный проведением стро­ительных работ.

По характеру деятельности риски бывают:

Предпринимательские — связаны с развертыванием производства и прибылью, а именно: недополучение прибыли в результате простоя производства, банкротство, упущенная выгода, непредвиденные расходы и др.

К финансовым и коммер­ческим можно отнести риски из области управления финансами и взаимоотношений торговых партнеров в процессе сделки: неисполнение договорных обязательств контрагентом по сделке, невозврат кредита, непредвиденные судебные расходы.

Профессиональные, связанные с исполнением лицами моих профессиональных обязанностей.

К инвестиционным относятся риски, которые возникают при вложении инвесторами средств с целью получения при­ были, например риски изменения доходности ценных бумаг, процентные, валютные, страновые.

Транспортные риски могут возникнуть при перевозке го­стиничной клиентуры, прибывшей в определенную местность, где находится гостиница (из аэропорта, вокзала, морского пор­та), перевозке ее багажа, а также всевозможных грузов гости­ницы или функционирующего при ней ресторана. Особое вни­мание должно быть уделено транспортным рискам, возможным при выполнении экскурсионных программ, предоставляемых бюро путешествий (турфирмой) определенной гостиницы.

Одни и те же по характеру риски могут проявиться в раз­личных областях хозяйственной деятельности. Например, риск изменения валютного курса встречается и в инвестиционной, и в коммерческой деятельности, связанной с экспортно-импор­тными поставками.

Производственные (технологические) риски характерны для производственной деятельности гостиниц и ресторанов: выход из строя оборудования, инженерных сетей, коммуникаций, сложных технических комплексов, а также повреждения зда­ний, сооружений, машин, механизмов, станций, отдельных узлов и т. д.

По природе объектов, подверженных риску, различают:

Риски нанесения ущерба жизни и здоровью граждан;

имущественные риски (риски наступления гражданской
ответственности).

Управление риском — многоступенчатый процесс, который имеет своей целью уменьшить или компенсировать ущерб при наступлении неблагоприятных событий. Минимизация ущер­ба и снижение риска — понятия не адекватные, однако суще­ствуют различные финансовые механизмы управления, в час­тности страхование, которые обеспечивают компенсацию ущер­ба, никак не влияя ни на его размер, ни на вероятность наступ­ления.

Начальный этап, имеющий целью получение необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках, называется анализом риска. Анализ состоит из выяв­ления рисков и их оценки.

Оценка — это количественное описание выявленных рис­ков, в ходе которого определяются такие их характеристики, как вероятность и размер возможного ущерба. В это время фор­мируется набор сценариев развития неблагоприятных ситуаций, и для различных рисков могут быть построены функции распределения вероятности наступления ущерба в зависимос­ти от его размера.

Выявление и его оценка тесно связаны между собой, и не всегда представляется возможным разделить их на самостоя­тельные части общего процесса. Более того, часто анализ идет в двух противоположных направлениях — от оценки к выявле­нию, и наоборот. В первом случае уже имеются (зафиксирова­ны) убытки и необходимо выявить причины. Во втором случае на основе анализа системы выявляются риски и возможные их последствия.

В хозяйственной жизни предприятий индустрии гостепри­имства могут встречаться следующие риски: экологические, промышленные, инвестиционные, предпринимательские, фи­нансовые, коммерческие, страновые, кредитные, технические, политические и т. д.

Под экологическим риском понимается вероятность наступ­ления гражданской ответственности за нанесение ущерба ок­ружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц. Он может возникнуть в процессе строительства и эксплуатации производственных объектов и является основной частью про­мышленного риска.

Ущерб окружающей среде выражается в виде загрязнения или уничтожения лесных, водных, воздушных и земельных ресурсов (например, в результате пожара или строительных работ), нане­сения вреда биосфере и сельскохозяйственным угодьям.

Под словосочетанием «нанесение ущерба жизни и здоро­вью третьих лиц» понимается результат вредного воздействия факторов производственной деятельности на окружающее про­мышленный объект население, выражающийся в виде увели­чения заболеваемости и смертности.

Гостиницы и другие средства размещения людей и пита­ния, расположенные вблизи промышленных предприятий, под­вержены промышленным рискам.

Под промышленным риском понимают опасность нанесе­ния ущерба этому предприятию и третьим лицам вследствие нарушения нормального хода производственного процесса в результате событий различного характера:

природного — землетрясение, наводнение, оползни, ура­ган, смерч, удар молнии и т. д.;

техногенного — износ зданий, сооружений, машин и обо­рудования, ошибки при его проектировании или монтаже, зло­умышленные действия и др.;

Нанесение ущерба третьим лицам происходит в результате взрыва или распространения ядовитых веществ за пределы предприятия. При этом возможен как имущественный ущерб населению и организациям, так и физический ущерб здоро­вью людей.

Инвестиционные риски связаны с возможностью недополу­чения или потери прибыли в ходе реализации инвестицион­ных проектов.

Они классифицируются в зависимости от особенностей ре­ализации проекта и способа привлечения средств. В общем случае выделяют следующие:

- кредитные;

- возникающие на первой стадии инвестиционного проекта;

- предпринимательские, связанные со второй стадией ин­вестиционного проекта;

- страновые.

Предпринимательские риски

Предпринимательские риски — различают внутренние и вне­шние.

Внешние связаны с нанесением убытков и неполучением предпринимателем ожидаемой прибыли вследствие наруше­ния своих обязательств контрагентами предпринимателя или по другим не зависящим от него обстоятельствам.

Внутренние зависят от способности предпринимателя орга­низовать производство и сбыт продукта гостинично-ресторанного сервиса. На них влияют следующие факторы: уровень менеджмента, себестоимость, качество и надежность продук­та, условия сбыта, реклама, организация продажи продукта гостинично-ресторанного сервиса, наличие оборотных средств, клиентура и др.

Ущерб от предпринимательских рисков бывает прямым и косвенным.

Прямой ущерб — это потери основных и оборотных фондов, физический ущерб персоналу, физический и имущественный ущерб третьим лицам (населению и организациям).

Косвенный ущерб — это неполучение дохода (упущенная вы­года) вследствие перерыва в хозяйственной деятельности по различным причинам.

Предпринимательские риски могут быть обусловлены сле­дующими причинами:

- природными — землетрясение, наводнение, ураган, смерч, удар молнии, шторм (на море), извержение вулкана и т. д.;

- падение летательных аппаратов" и их частей;

- износ зданий и сооружений, поломки машин и оборудо­вания;

- ошибки персонала;

- злоумышленные действия;

- нарушение своих обязательств контрагентами предпри­нимателя по сделкам;

- непредвиденные расходы — судебные и иные.

Предпринимательские риски включают в себя следующие основное виды:

- риски невостребованности произведенных услуг;

- риски неисполнения хозяйственных договоров (контрак­тов);

- риски усиления конкуренции на рынке гостиничных ус­луг;

- риски изменения конъюнктуры рынка гостиничных ус­луг;

- риски возникновения непредвиденных затрат и сниже­ния доходов;

- риск потери имущества предпринимательской организа­ции;

- форс-мажорные риски.

Риск невостребованности гостиничных услуг и ресторан­ной продукции. Он возникает вследствие отказа потребителей от приобретения произведенного определенным гостиничным предприятием или функционирующими при нем предприя­тиями питания продукта. Причин возникновения такого рис­ка может быть много, и их разделяют на внутренние и вне­шние.

Внутренние причины зависят от деятельности самого пред­приятия (гостиницы, ресторана), его подразделений, служб, смен, бригад и отдельных работников. К ним можно отнести:

- квалификацию обслуживающего персонала (работников);

- организацию технологического процесса производства услуг;

- организацию обеспечения гостиницы или ресторана ма­териальными ресурсами;

- организацию продажи услуг;

- организацию рекламы производимых услуг;

- управление предприятием;

- маркетинговые исследования рынка гостиничных ус­луг и др.

Уровень риска невостребованности услуг зависит от уровня квалификации обслуживающего персонала предприятия сфе­ры услуг, его деловых качеств и личной заинтересованности. Организация технологического процесса в производстве гос­тиничного продукта также сказывается на уровне риска невос­требованности услуг. Использование физически устаревших производственных фондов приводит к частым поломкам инже­нерных сетей, коммуникаций, оборудования. В результате уве­личивается время ремонта, повышаются затраты себестоимос­ти койко-мест, снижается качество услуг.

Причины несоблюдения технологического процесса в гос­тинице можно объединить в две группы:

ü зависящие от персонала: низкий уровень управле­ния, ошибки в планировании, недостаточное знание техно­логии производства, использование устаревшего оборудо­вания, слабый контроль качества, применение недоброкаче­ственных материалов, сырья, комплектующих изделий, низкая производственная дисциплина, слабая мотивация работников и др.

ü не зависящие от гостиницы: внезапное отключение элек­троэнергии, перебои в водоснабжении, аварийные остановки оборудования инженерных сетей, коммуникаций и т. п.

На уровень риска опосредованно влияют качество сырья и материалов, своевременность их поступления на предприятие, а также цена. Особенно отрицательно это влияет на ресторан­ный бизнес. Замена необходимых продуктов на другие может увеличить риск в том случае, если заменяющие продукты или дороже, или не соответствуют техническому уровню изготов­ляемой продукции. А это приводит к увеличению цены произ­водимой продукции и падению спроса на нее даже при улуч­шении качества.

Непосредственное влияние на уровень риска невостребован­ности услуг могут оказывать и другие внутренние факторы:

ü организация сети сбыта и системы продвижения услуг
к потребителю;

ü выбор каналов сбыта — использование услуг оптовых и розничных фирм-посредников или самостоятельная реализа­ция услуг потребителю.

Возможность возникновения риска невостребованности ус­луг при неэффективной организации сбыта вероятна для сле­дующих ситуаций:

ü если гостиница опирается на собственные каналы сбыта, руководство может ошибиться в подборе и расстановке кадров в службе сбыта, в организации оплаты труда, недооценить или переоценить значимость сети штатных региональных и разъез­дных сбытовых агентов; если гостиница в целях сохранения большей экономи­ческой независимости отказывается от услуг фирм-посредни­ков и создает собственную сбытовую сеть, издержки содержа­ния которой вызывают уменьшение объема прибыли. Это мо­жет привести к снижению конкурентоспособности услуг и объе­мов их продаж;

ü если гостиница предоставляет фирмам-посредникам ис­ключительные права по сбыту услуг на локальном или регио­нальном рынках. Недостаточная заинтересованность фирм-по­средников или отсутствие необходимого опыта, низкий уро­вень материальных возможностей могут снизить объемы про­даж гостиничных услуг.

Прежде чем предпринимать какие-либо шаги по организа­ции рекламирования услуг, гостинице необходимо определить, с какой целью это делается, так как неправильно выбранный мотив или рекламный образ могут привести к совершенно про­тивоположному результату по сравнению с ожидаемым.

Реклама должна быть выполнена профессионально. Не следу­ет в целях экономии заказывать рекламу случайным агенствам.

Риск невостребованности услуг может возникать в связи с
тем, что:

1. реклама недостаточна или избыточна по интенсивности,
частоте доведения ее до потребителя;

2. реклама неверно сегментирована, то есть неверно рас­пределены различные по содержанию рекламные ролики меж­ду различными группами потенциальных покупателей;

3. выбраны не самые эффективные для определенного сег­мента рынка или для определенной группы потребителей фор­мы рекламы.

Внешние причины риска невостребованности услуг, как правило, непосредственно не зависят от деятельности гостини­цы, хотя в некоторых случаях такая зависимость существует. Например, из-за плохой организации документооборота уве­домление потребителю о готовности гостиничного предприя­тия выполнить его заявку отправлено несвоевременно, в резуль­тате потребитель отказался приобретать заказанные услуги.

Такая ситуация часто возникает в работе гостиниц с тури­стическими фирмами. Гостиницы забывают, что жесткие сро ки предварительного бронирования обязывают туристические фирмы информировать покупателей туров о категории номер­ного фонда и комфортности гостиницы в момент приобрете­ния. Турфирмы, имея опыт низкой исполнительской дисцип­лины со стороны гостиниц (когда не выполняются заявки на заказанную категорию номерного фонда), часто становятся объектом судебных тяжб с клиентурой, недовольной отноше­нием к ним гостиниц.

К невостребованности предварительно заказанных гостинич­ных услуг приводит нестабильная экономическая ситуация, в частности рост инфляции (что приводит к снижению покупа­тельной способности населения), а также инфляционные ожи­дания.

Следует учитывать и политическую нестабильность. Во из­бежание возможности риска надо тщательно изучать и анали­зировать обстановку в регионах и странах нахождения факти­ческих и потенциальных потребителей гостиничных услуг.

Демографический фактор также влияет на риск невостре­бованности услуг гостиниц.

Риски неисполнения хозяйственных договоров (контрак­тов). Многочисленные и разнообразные деловые связи между гостиницами и потребителями их услуг опосредуются заклю­чением хозяйственных договоров в соответствии с гражданс­ким законодательством. Хозяйственная деятельность базиру­ется на сделках, своевременное исполнение которых хозяйству­ющими партнерами и потребителями является важным усло­вием устойчивой работы гостиницы.

Практика показывает, что в сфере, услуг предприятия во многом рискуют от ненадлежащего исполнения партнерами договоров, их неплатежеспособности. К внешней причине по­явления риска в настоящее время следует отнести в первую очередь неспрогнозируемую неплатежность хозяйствующих партнеров.

Невыполнение финансовых обязательств хозяйствующих партнеров может оказаться определяющей причиной банкрот­ства гостиницы. По статистическим данным, число убыточ­ных предприятий в экономике в целом и в отраслях сферы услуг за последние годы резко возросло.

Риски по хозяйственным Договорам (контрактам), как пока­зывает анализ результатов заключения и исполнения догово­ров, включают следующие их виды:

1. Риск отказа делового партнера от заключения договора
после проведения переговоров. Возникает в случае необходи­мости изменения предварительных условий контракта и в слу­чае недобросовестности партнера. Этот риск имеет место как из-за вероятности «переключения» партнера на конкурирую­щие гостиничные предприятия, которые могут предложить лучшие условия сделки или просто быть более оперативными и готовыми оформить размещение заказа, располагать более активными и профессиональными посредниками, так и из-за ухудшения рыночной конъюнктуры для партнера, что делает для него сделку по ранее согласованной цене убыточной или нереальной для выполнения.

Для снижения риска в данной ситуации гостинице следует составлять протокол о намерениях, в котором, определяется срок, в течение которого договаривающиеся стороны могут вносить необходимые изменения, и указывается размер материальной ответственности в случае отказа от подписания контракта.

Риск заключения гостиницей договоров на условиях, от­личающихся от наиболее приемлемых.

Риск вхождения в договорные отношения с неплатеже­способными партнерами. -

Чтобы избежать подобных потерь, предприятиям следует особо тщательно анализировать платежеспособность предпола­гаемых партнеров.

4. Риск задержки выполнения партнерами-смежниками те­кущих договорных обязательств, который может привести про­изводителя гостиничного продукта к потерям, выраженным нарушением графиков поставок, выполнения работ партнера­ми. Задержки выполнения партнерами своих договорных обя­зательств могут происходить как по их собственной вине, так и по вине их контрагентов.

Риск нанесения ущерба третьим лицам, который вклю­чает в себя риск загрязнения окружающей среды и риск при­чинения морального и материального ущерба гражданам. Дан­ный риск гостиница может снизить путем оговаривания в кон­тракте условий компенсации морального или другого ущерба гражданам (т. е. предусмотреть взаимное участие заказчика определенных работ и их производителя). Кроме этого, если ущерб окружающей среде может быть нанесен производите­лем этих работ по вине его работников, в трудовых контрактах наемных работников следует оговорить условия компенсации ими такого ущерба.

Риск заключения контрактов на объемы текущего снаб­жения партнеров с завышенными заявками на услуги гос­тиниц.

Так, вместо реальной потребности 100 мест турфирма, при­нимая во внимание курортный сезон и возможный спрос на услуги гостиниц, заказывает 150 мест. Перед заездом групп от части мест отказывается.

Риски усиления конкуренции. Причин возникновения в про­цессе хозяйственной деятельности гостиницы риска усиления конкуренции множество, однако здесь приведены основные, на которые следует обращать внимание в первую очередь:

- утечка конфиденциальной информации либо по вине со­трудников гостиницы, либо в результате промышленного шпи­онажа, предпринятого конкурентами;

- несовершенство маркетинговой политики, т. е. неправиль­ный выбор рынков сбыта и неполная или неверная информа­ция о конкурентах;

- замедленное введение нововведений по сравнению с кон­курентами из-за отсутствия необходимых средств для прове­дения научно-исследовательских работ, внедрения новых тех­нологий, освоения производства новых высококачественных иконкурентных услуг;

- недобросовестность конкурентов, использующих в кон­курентной борьбе любые методы;

- появление на рынке производителей гостиничных услуг,

- аналогичных услугам, способным удовлетворить спрос потре­бителей;

- появление новых предприятий-конкурентов кроме вышеперечисленных, существуют и другие причи­ны, влияющие на уровень конкуренции.

Руководителям предприятий при организации хозяйствен­ной деятельности необходимо

Риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов.

Риск возникновения непредвиденных расходов в первую очередь возникает в случае увеличения рыночных цен на ре­сурсы (услуги), приобретаемые в процессе производственной деятельности, выше запланированного уровня из-за:

- ошибок в анализе и прогнозировании конъюнктуры на
рынках ресурсов;

- изменения политики ценообразования у поставщиков ре­сурсов, с которыми у производителя гостиничных услуг зак­лючены долгосрочные договора, предусматривающие возмож­ность пересмотра цен;

- уменьшения количества поставщиков, из которого гос­тиница может выбирать наиболее экономичных поставщиков.

В эту же группу рисков входит риск дополнительных вып­лат за срочность выполнения работ и поставок, заменяющих невыполненные контрагентами и партнерами, с которыми хо­зяйственные отношения в процессе производственной деятель­ности могут быть прерваны. Возникновение этого риска связа­но с резким удорожанием заказов, которые фирме в срочном порядке приходится размещать у альтернативных поставщи­ков и подрядчиков, в том случае если его контрагент и партне­ры не выполняют своих обязательств или выполняют их с на­рушением сроков и качества.

Риск необходимости выплат штрафных санкций и арбитражно-судебных издержек наступает в случае:

- загрязнения гостиницей окружающей среды, в связи с чем предстоит выплата штрафных санкций;

- причинения ущерба жизни и здоровью работников rocтиницы, потребителям гостиничного продукта, населению;

- реализации гостиничных услуг, оказываемых с нарушениями требований стандартов;

- возникновения материальной ответственности, которую принимает на себя гостиница по своим обязательствам перед клиентами, особенно тех обязательств, которые производитель гостиничных услуг может не исполнить вовремя из-за внутренних или внешних причин (невыполнение обязательств его партнерами и контрагентами);

- невозможности урегулирования некоторых претензий гостиницы к контрагентам в двустороннем порядке, в связи с чем- оно вынуждено подавать официальный иск в арбитражный суд или суд общей юрисдикции. В данной ситуации гостини­ца-истец до положительного и окончательного решения арбитражно-судебной инстанции должно нести издержки судебного процесса. В случае положительного решения для истца дан­ные издержки могут быть возмещены ответчиком.

Сюда же относится риск потери прибыли вследствие вынужденных перерывов в производстве. Косвенным убытком от простоя считается упущенная прибыль, затраты, связанные с ликвидацией последствий события, вызвавшего перерыв в про­изводстве, а также текущие расходы, которые несет гостиница независимо от того, продолжается производственный процесс или он приостановлен. Как правило, косвенный убыток значительно превышает непосредственные убытки, связанные с по­вреждением или уничтожением имущества.

Потеря прибыли может произойти в результате замены устаревшего оборудования, внедрения новой техники и техноло­гии, а также вследствие проведения забастовок и в результата иных общественно-политических факторов.

Кроме этого, гостиница может понести убытки в связи с, потерей денежных активов в ценных бумагах, в результате не­гативного изменения курса собственных акций или в результате банкротства предприятий, акции которых составляют основную часть ее «инвестиционного портфеля». Снизить уро­вень данного риска можно, размещая свободные денежные ак­тивы по различным направлениям, например не только в цен­ные бумаги, но и на депозитные счета.

К этой же группе можно отнести риск будущего повыше­ния плавающей процентной ставки по предоставленной гости­нице кредитной линии, который заключается в том, что если долгосрочный кредит предоставлен на условиях кредитной линии, рефинансируемой за счет кредитов, которые кредитор гостиницы, в свою очередь, берет у третьего лица (обычно это более крупный банк, банковская группа или государство), а ставки по кредитам рефинансирования кредитной линии уве­личиваются, то на основании договора кредитор, как правило, переносит возросшие затраты на процент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.052 с.)