Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3 Классификация туристских рисков. Виды рисков и причины их возникновения
Риск — это событие или группа родственных случайных событий, наносящих ущерб хозяйствующему субъекту, обладающему данным риском. Невозможность точно определить время (а иногда и место) возникновения события называют случайностью (иногда непредсказуемостью). Ухудшение или потерю свойств имущества, иных ценностей (в том числе и интеллектуальных) человека называют ущербом. Потеря свойств имущества выражается в его разрушении, ухудшении потребительских свойств, потере стоимости. В предпринимательской практике ущерб имущественным интересам часто выражается в виде потери или снижении прибыли. Он может быть выражен в натуральном виде (физический) или в стоимостном выражении (экономический). Большинство неблагоприятных событий обладает свойством вероятности их реализации. Вероятность события — это его математический признак, означающий возможность рассчитать частоту наступления события при наличии достаточного количества статистических данных (наблюдений). Риск как отдельное событие обладает двумя наиболее важными свойствами — вероятностью и ущербом. Риск как совокупность событий обладает набором его реализаций, каждая из которых обладает своей вероятностью и размером ущерба. Каждое неблагоприятное событие порождается некоторым набором исходных причин, т. е. инцидентов. Цепочка последовательных шагов, ведущих от инцидента к конечному событию, называемому главным, — это сценарий. Зная вероятность возникновения исходных инцидентов и промежуточных шагов, можно рассчитать вероятность реализации данного сценария и соответствующего ему главного события. Классификация рисков может быть основана на различных характеристиках: по роду опасности; по характеру деятельности, с которой связаны риски; по природе объектов, которые подвержены риску. По роду опасности выделяют: - техногенные (или антропогенные), - природные - смешанные риски. Техногенные риски порождены хозяйственной деятельностью человека: аварийные ситуации, загрязнение окружающей среды и т. д. Примером могут служить огневые риски, связанные с воздействием огня на различные объекты. Природные риски не зависят от деятельности человека. К ним относятся в основном риски стихийных бедствий: землетрясения, наводнения, урагана, тайфуна, удара молнии, извержения вулкана и т. д.
Смешанные риски — это события природного характера, инициированные хозяйственной деятельностью человека. Примером может служить оползень, вызванный проведением строительных работ. По характеру деятельности риски бывают: Предпринимательские — связаны с развертыванием производства и прибылью, а именно: недополучение прибыли в результате простоя производства, банкротство, упущенная выгода, непредвиденные расходы и др. К финансовым и коммерческим можно отнести риски из области управления финансами и взаимоотношений торговых партнеров в процессе сделки: неисполнение договорных обязательств контрагентом по сделке, невозврат кредита, непредвиденные судебные расходы. Профессиональные, связанные с исполнением лицами моих профессиональных обязанностей. К инвестиционным относятся риски, которые возникают при вложении инвесторами средств с целью получения при были, например риски изменения доходности ценных бумаг, процентные, валютные, страновые. Транспортные риски могут возникнуть при перевозке гостиничной клиентуры, прибывшей в определенную местность, где находится гостиница (из аэропорта, вокзала, морского порта), перевозке ее багажа, а также всевозможных грузов гостиницы или функционирующего при ней ресторана. Особое внимание должно быть уделено транспортным рискам, возможным при выполнении экскурсионных программ, предоставляемых бюро путешествий (турфирмой) определенной гостиницы. Одни и те же по характеру риски могут проявиться в различных областях хозяйственной деятельности. Например, риск изменения валютного курса встречается и в инвестиционной, и в коммерческой деятельности, связанной с экспортно-импортными поставками. Производственные (технологические) риски характерны для производственной деятельности гостиниц и ресторанов: выход из строя оборудования, инженерных сетей, коммуникаций, сложных технических комплексов, а также повреждения зданий, сооружений, машин, механизмов, станций, отдельных узлов и т. д.
По природе объектов, подверженных риску, различают: Риски нанесения ущерба жизни и здоровью граждан; имущественные риски (риски наступления гражданской Управление риском — многоступенчатый процесс, который имеет своей целью уменьшить или компенсировать ущерб при наступлении неблагоприятных событий. Минимизация ущерба и снижение риска — понятия не адекватные, однако существуют различные финансовые механизмы управления, в частности страхование, которые обеспечивают компенсацию ущерба, никак не влияя ни на его размер, ни на вероятность наступления. Начальный этап, имеющий целью получение необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках, называется анализом риска. Анализ состоит из выявления рисков и их оценки. Оценка — это количественное описание выявленных рисков, в ходе которого определяются такие их характеристики, как вероятность и размер возможного ущерба. В это время формируется набор сценариев развития неблагоприятных ситуаций, и для различных рисков могут быть построены функции распределения вероятности наступления ущерба в зависимости от его размера. Выявление и его оценка тесно связаны между собой, и не всегда представляется возможным разделить их на самостоятельные части общего процесса. Более того, часто анализ идет в двух противоположных направлениях — от оценки к выявлению, и наоборот. В первом случае уже имеются (зафиксированы) убытки и необходимо выявить причины. Во втором случае на основе анализа системы выявляются риски и возможные их последствия. В хозяйственной жизни предприятий индустрии гостеприимства могут встречаться следующие риски: экологические, промышленные, инвестиционные, предпринимательские, финансовые, коммерческие, страновые, кредитные, технические, политические и т. д. Под экологическим риском понимается вероятность наступления гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц. Он может возникнуть в процессе строительства и эксплуатации производственных объектов и является основной частью промышленного риска. Ущерб окружающей среде выражается в виде загрязнения или уничтожения лесных, водных, воздушных и земельных ресурсов (например, в результате пожара или строительных работ), нанесения вреда биосфере и сельскохозяйственным угодьям. Под словосочетанием «нанесение ущерба жизни и здоровью третьих лиц» понимается результат вредного воздействия факторов производственной деятельности на окружающее промышленный объект население, выражающийся в виде увеличения заболеваемости и смертности. Гостиницы и другие средства размещения людей и питания, расположенные вблизи промышленных предприятий, подвержены промышленным рискам. Под промышленным риском понимают опасность нанесения ущерба этому предприятию и третьим лицам вследствие нарушения нормального хода производственного процесса в результате событий различного характера: природного — землетрясение, наводнение, оползни, ураган, смерч, удар молнии и т. д.; техногенного — износ зданий, сооружений, машин и оборудования, ошибки при его проектировании или монтаже, злоумышленные действия и др.;
Нанесение ущерба третьим лицам происходит в результате взрыва или распространения ядовитых веществ за пределы предприятия. При этом возможен как имущественный ущерб населению и организациям, так и физический ущерб здоровью людей. Инвестиционные риски связаны с возможностью недополучения или потери прибыли в ходе реализации инвестиционных проектов. Они классифицируются в зависимости от особенностей реализации проекта и способа привлечения средств. В общем случае выделяют следующие: - кредитные; - возникающие на первой стадии инвестиционного проекта; - предпринимательские, связанные со второй стадией инвестиционного проекта; - страновые. Предпринимательские риски Предпринимательские риски — различают внутренние и внешние. Внешние связаны с нанесением убытков и неполучением предпринимателем ожидаемой прибыли вследствие нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или по другим не зависящим от него обстоятельствам. Внутренние зависят от способности предпринимателя организовать производство и сбыт продукта гостинично-ресторанного сервиса. На них влияют следующие факторы: уровень менеджмента, себестоимость, качество и надежность продукта, условия сбыта, реклама, организация продажи продукта гостинично-ресторанного сервиса, наличие оборотных средств, клиентура и др. Ущерб от предпринимательских рисков бывает прямым и косвенным. Прямой ущерб — это потери основных и оборотных фондов, физический ущерб персоналу, физический и имущественный ущерб третьим лицам (населению и организациям). Косвенный ущерб — это неполучение дохода (упущенная выгода) вследствие перерыва в хозяйственной деятельности по различным причинам. Предпринимательские риски могут быть обусловлены следующими причинами: - природными — землетрясение, наводнение, ураган, смерч, удар молнии, шторм (на море), извержение вулкана и т. д.; - падение летательных аппаратов" и их частей; - износ зданий и сооружений, поломки машин и оборудования; - ошибки персонала; - злоумышленные действия; - нарушение своих обязательств контрагентами предпринимателя по сделкам; - непредвиденные расходы — судебные и иные. Предпринимательские риски включают в себя следующие основное виды: - риски невостребованности произведенных услуг; - риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов);
- риски усиления конкуренции на рынке гостиничных услуг; - риски изменения конъюнктуры рынка гостиничных услуг; - риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов; - риск потери имущества предпринимательской организации; - форс-мажорные риски. Риск невостребованности гостиничных услуг и ресторанной продукции. Он возникает вследствие отказа потребителей от приобретения произведенного определенным гостиничным предприятием или функционирующими при нем предприятиями питания продукта. Причин возникновения такого риска может быть много, и их разделяют на внутренние и внешние. Внутренние причины зависят от деятельности самого предприятия (гостиницы, ресторана), его подразделений, служб, смен, бригад и отдельных работников. К ним можно отнести: - квалификацию обслуживающего персонала (работников); - организацию технологического процесса производства услуг; - организацию обеспечения гостиницы или ресторана материальными ресурсами; - организацию продажи услуг; - организацию рекламы производимых услуг; - управление предприятием; - маркетинговые исследования рынка гостиничных услуг и др. Уровень риска невостребованности услуг зависит от уровня квалификации обслуживающего персонала предприятия сферы услуг, его деловых качеств и личной заинтересованности. Организация технологического процесса в производстве гостиничного продукта также сказывается на уровне риска невостребованности услуг. Использование физически устаревших производственных фондов приводит к частым поломкам инженерных сетей, коммуникаций, оборудования. В результате увеличивается время ремонта, повышаются затраты себестоимости койко-мест, снижается качество услуг. Причины несоблюдения технологического процесса в гостинице можно объединить в две группы: ü зависящие от персонала: низкий уровень управления, ошибки в планировании, недостаточное знание технологии производства, использование устаревшего оборудования, слабый контроль качества, применение недоброкачественных материалов, сырья, комплектующих изделий, низкая производственная дисциплина, слабая мотивация работников и др. ü не зависящие от гостиницы: внезапное отключение электроэнергии, перебои в водоснабжении, аварийные остановки оборудования инженерных сетей, коммуникаций и т. п. На уровень риска опосредованно влияют качество сырья и материалов, своевременность их поступления на предприятие, а также цена. Особенно отрицательно это влияет на ресторанный бизнес. Замена необходимых продуктов на другие может увеличить риск в том случае, если заменяющие продукты или дороже, или не соответствуют техническому уровню изготовляемой продукции. А это приводит к увеличению цены производимой продукции и падению спроса на нее даже при улучшении качества. Непосредственное влияние на уровень риска невостребованности услуг могут оказывать и другие внутренние факторы:
ü организация сети сбыта и системы продвижения услуг ü выбор каналов сбыта — использование услуг оптовых и розничных фирм-посредников или самостоятельная реализация услуг потребителю. Возможность возникновения риска невостребованности услуг при неэффективной организации сбыта вероятна для следующих ситуаций: ü если гостиница опирается на собственные каналы сбыта, руководство может ошибиться в подборе и расстановке кадров в службе сбыта, в организации оплаты труда, недооценить или переоценить значимость сети штатных региональных и разъездных сбытовых агентов; если гостиница в целях сохранения большей экономической независимости отказывается от услуг фирм-посредников и создает собственную сбытовую сеть, издержки содержания которой вызывают уменьшение объема прибыли. Это может привести к снижению конкурентоспособности услуг и объемов их продаж; ü если гостиница предоставляет фирмам-посредникам исключительные права по сбыту услуг на локальном или региональном рынках. Недостаточная заинтересованность фирм-посредников или отсутствие необходимого опыта, низкий уровень материальных возможностей могут снизить объемы продаж гостиничных услуг. Прежде чем предпринимать какие-либо шаги по организации рекламирования услуг, гостинице необходимо определить, с какой целью это делается, так как неправильно выбранный мотив или рекламный образ могут привести к совершенно противоположному результату по сравнению с ожидаемым. Реклама должна быть выполнена профессионально. Не следует в целях экономии заказывать рекламу случайным агенствам. Риск невостребованности услуг может возникать в связи с 1. реклама недостаточна или избыточна по интенсивности, 2. реклама неверно сегментирована, то есть неверно распределены различные по содержанию рекламные ролики между различными группами потенциальных покупателей; 3. выбраны не самые эффективные для определенного сегмента рынка или для определенной группы потребителей формы рекламы. Внешние причины риска невостребованности услуг, как правило, непосредственно не зависят от деятельности гостиницы, хотя в некоторых случаях такая зависимость существует. Например, из-за плохой организации документооборота уведомление потребителю о готовности гостиничного предприятия выполнить его заявку отправлено несвоевременно, в результате потребитель отказался приобретать заказанные услуги. Такая ситуация часто возникает в работе гостиниц с туристическими фирмами. Гостиницы забывают, что жесткие сро ки предварительного бронирования обязывают туристические фирмы информировать покупателей туров о категории номерного фонда и комфортности гостиницы в момент приобретения. Турфирмы, имея опыт низкой исполнительской дисциплины со стороны гостиниц (когда не выполняются заявки на заказанную категорию номерного фонда), часто становятся объектом судебных тяжб с клиентурой, недовольной отношением к ним гостиниц. К невостребованности предварительно заказанных гостиничных услуг приводит нестабильная экономическая ситуация, в частности рост инфляции (что приводит к снижению покупательной способности населения), а также инфляционные ожидания. Следует учитывать и политическую нестабильность. Во избежание возможности риска надо тщательно изучать и анализировать обстановку в регионах и странах нахождения фактических и потенциальных потребителей гостиничных услуг. Демографический фактор также влияет на риск невостребованности услуг гостиниц. Риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов). Многочисленные и разнообразные деловые связи между гостиницами и потребителями их услуг опосредуются заключением хозяйственных договоров в соответствии с гражданским законодательством. Хозяйственная деятельность базируется на сделках, своевременное исполнение которых хозяйствующими партнерами и потребителями является важным условием устойчивой работы гостиницы. Практика показывает, что в сфере, услуг предприятия во многом рискуют от ненадлежащего исполнения партнерами договоров, их неплатежеспособности. К внешней причине появления риска в настоящее время следует отнести в первую очередь неспрогнозируемую неплатежность хозяйствующих партнеров. Невыполнение финансовых обязательств хозяйствующих партнеров может оказаться определяющей причиной банкротства гостиницы. По статистическим данным, число убыточных предприятий в экономике в целом и в отраслях сферы услуг за последние годы резко возросло. Риски по хозяйственным Договорам (контрактам), как показывает анализ результатов заключения и исполнения договоров, включают следующие их виды: 1. Риск отказа делового партнера от заключения договора Для снижения риска в данной ситуации гостинице следует составлять протокол о намерениях, в котором, определяется срок, в течение которого договаривающиеся стороны могут вносить необходимые изменения, и указывается размер материальной ответственности в случае отказа от подписания контракта. Риск заключения гостиницей договоров на условиях, отличающихся от наиболее приемлемых. Риск вхождения в договорные отношения с неплатежеспособными партнерами. - Чтобы избежать подобных потерь, предприятиям следует особо тщательно анализировать платежеспособность предполагаемых партнеров. 4. Риск задержки выполнения партнерами-смежниками текущих договорных обязательств, который может привести производителя гостиничного продукта к потерям, выраженным нарушением графиков поставок, выполнения работ партнерами. Задержки выполнения партнерами своих договорных обязательств могут происходить как по их собственной вине, так и по вине их контрагентов. Риск нанесения ущерба третьим лицам, который включает в себя риск загрязнения окружающей среды и риск причинения морального и материального ущерба гражданам. Данный риск гостиница может снизить путем оговаривания в контракте условий компенсации морального или другого ущерба гражданам (т. е. предусмотреть взаимное участие заказчика определенных работ и их производителя). Кроме этого, если ущерб окружающей среде может быть нанесен производителем этих работ по вине его работников, в трудовых контрактах наемных работников следует оговорить условия компенсации ими такого ущерба. Риск заключения контрактов на объемы текущего снабжения партнеров с завышенными заявками на услуги гостиниц. Так, вместо реальной потребности 100 мест турфирма, принимая во внимание курортный сезон и возможный спрос на услуги гостиниц, заказывает 150 мест. Перед заездом групп от части мест отказывается. Риски усиления конкуренции. Причин возникновения в процессе хозяйственной деятельности гостиницы риска усиления конкуренции множество, однако здесь приведены основные, на которые следует обращать внимание в первую очередь: - утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников гостиницы, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами; - несовершенство маркетинговой политики, т. е. неправильный выбор рынков сбыта и неполная или неверная информация о конкурентах; - замедленное введение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных иконкурентных услуг; - недобросовестность конкурентов, использующих в конкурентной борьбе любые методы; - появление на рынке производителей гостиничных услуг, - аналогичных услугам, способным удовлетворить спрос потребителей; - появление новых предприятий-конкурентов кроме вышеперечисленных, существуют и другие причины, влияющие на уровень конкуренции. Руководителям предприятий при организации хозяйственной деятельности необходимо Риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов. Риск возникновения непредвиденных расходов в первую очередь возникает в случае увеличения рыночных цен на ресурсы (услуги), приобретаемые в процессе производственной деятельности, выше запланированного уровня из-за: - ошибок в анализе и прогнозировании конъюнктуры на - изменения политики ценообразования у поставщиков ресурсов, с которыми у производителя гостиничных услуг заключены долгосрочные договора, предусматривающие возможность пересмотра цен; - уменьшения количества поставщиков, из которого гостиница может выбирать наиболее экономичных поставщиков. В эту же группу рисков входит риск дополнительных выплат за срочность выполнения работ и поставок, заменяющих невыполненные контрагентами и партнерами, с которыми хозяйственные отношения в процессе производственной деятельности могут быть прерваны. Возникновение этого риска связано с резким удорожанием заказов, которые фирме в срочном порядке приходится размещать у альтернативных поставщиков и подрядчиков, в том случае если его контрагент и партнеры не выполняют своих обязательств или выполняют их с нарушением сроков и качества. Риск необходимости выплат штрафных санкций и арбитражно-судебных издержек наступает в случае: - загрязнения гостиницей окружающей среды, в связи с чем предстоит выплата штрафных санкций; - причинения ущерба жизни и здоровью работников rocтиницы, потребителям гостиничного продукта, населению; - реализации гостиничных услуг, оказываемых с нарушениями требований стандартов; - возникновения материальной ответственности, которую принимает на себя гостиница по своим обязательствам перед клиентами, особенно тех обязательств, которые производитель гостиничных услуг может не исполнить вовремя из-за внутренних или внешних причин (невыполнение обязательств его партнерами и контрагентами); - невозможности урегулирования некоторых претензий гостиницы к контрагентам в двустороннем порядке, в связи с чем- оно вынуждено подавать официальный иск в арбитражный суд или суд общей юрисдикции. В данной ситуации гостиница-истец до положительного и окончательного решения арбитражно-судебной инстанции должно нести издержки судебного процесса. В случае положительного решения для истца данные издержки могут быть возмещены ответчиком. Сюда же относится риск потери прибыли вследствие вынужденных перерывов в производстве. Косвенным убытком от простоя считается упущенная прибыль, затраты, связанные с ликвидацией последствий события, вызвавшего перерыв в производстве, а также текущие расходы, которые несет гостиница независимо от того, продолжается производственный процесс или он приостановлен. Как правило, косвенный убыток значительно превышает непосредственные убытки, связанные с повреждением или уничтожением имущества. Потеря прибыли может произойти в результате замены устаревшего оборудования, внедрения новой техники и технологии, а также вследствие проведения забастовок и в результата иных общественно-политических факторов. Кроме этого, гостиница может понести убытки в связи с, потерей денежных активов в ценных бумагах, в результате негативного изменения курса собственных акций или в результате банкротства предприятий, акции которых составляют основную часть ее «инвестиционного портфеля». Снизить уровень данного риска можно, размещая свободные денежные активы по различным направлениям, например не только в ценные бумаги, но и на депозитные счета. К этой же группе можно отнести риск будущего повышения плавающей процентной ставки по предоставленной гостинице кредитной линии, который заключается в том, что если долгосрочный кредит предоставлен на условиях кредитной линии, рефинансируемой за счет кредитов, которые кредитор гостиницы, в свою очередь, берет у третьего лица (обычно это более крупный банк, банковская группа или государство), а ставки по кредитам рефинансирования кредитной линии увеличиваются, то на основании договора кредитор, как правило, переносит возросшие затраты на процент.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.052 с.) |