Тема 2 Риск-менеджмент. Управление туристскими рисками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2 Риск-менеджмент. Управление туристскими рисками



Риск-менеджмент (или управление риском) определяет пути и возможности обеспечения устойчивости предприятия инду­стрии гостеприимства, его способности противостоять небла­гоприятным ситуациям. Вся индустрия гостеприимства зави­сит не только от объективных, но и субъективных причин. В подавляющем своем большинстве предприятия индустрии го­степриимства являются юридически самостоятельными хо­зяйствующими субъектами, что означает не только возмож­ность самим определять свою финансовую и производствен­ную стратегию, но и отсутствие обязательств государства по предоставлению поддержки в случае аварии, забастовки или иных неблагоприятных проявлений.

Самостоятельность одновременно означает и риск прекра­щения производства услуг или банкротства. Каждая гостини­ца или ресторан обязаны принимать собственные меры в со­здании необходимых резервов или привлечении финансирова­ния из иных источников для организации мероприятий по лик­видации образовавшихся или приближающихся убытков.

Риск-менеджмент использует в гостеприимстве три основные позиции:

- реагирование на возможные последствия негативных происшествий;

- анализ последствий несчастных случаев с целью их предотвра­щения (недопущения) в рисковой ситуации;

- разработку, осуществление мер по нейтрализации или компен­сации вероятных последствий рисков.

Содержательная сторона риск-менеджмента в гостеприимстве содержит сле­дующие основные этапы:

- подготовительный, предполагающий сравнение характеристик и вероятностей риска, полученных в результате его анализа и оценки;

- выбор конкретных мер, способствующих устранению или ми­нимизации возможных отрицательных последствий риска.

Одним из вариантов, позволяющих своевременно реагировать на отрицательные последствия туристской деятельности в ситуации рис­ка, стал специально разработанный ситуационный план, в котором содержатся предписания, что должно делать лицо, реализующее рис­ковые решения в той или иной ситуации, и каких последствий следу­ет ожидать. Тем самым ситуационные планы являются средством умень­шения неопределенности и оказывают положительное воздействие на деятельность туроператора в условиях рынка.

Осуществляя риск-менеджмент в туризме, особое внимание необходи­мо обращать на правовой аспект управления, включающий различного рода законодательные акты и нормативные документы.

Эффективность риск-менеджмент в туризме во многом зависит от степени вовлечения менеджера в процесс управления риском. Он мо­жет быть разбит на 6 этапов: определение цели, выяснение риска, оценка риска, выбор метода управления риском, осуществление управления риском, оценка результатов.

Определение цели – это благополучная реализация туристского путешествия, обеспечение защиты жизни, здоровья, иму­щества туриста. Для туристских организаций (туроператора, турагента, или управляющего отелем, в контексте данной работы) главной целью является обеспечение выживаемости людей и сохранности имущества при непредвиденных обстоятельствах: стихий­ных бедствиях, пожарах, ограблениях.

Выяснение риска выражается в осознании степени риска турис­том, туристско-экскурсионной организацией, страховой компанией и др. Осознание степени риска, как правило, опирается на статисти­ческую практику (сколько случаев приходится на количе­ство туров, какие, по каким видам рисков были слу­чаи и т.д.).

Оценка риска – определение вероятности наступления несчастного случая и величины возможного ущерба.

Выбор метода управления риском выработан практикой менеджмен­та и определяется следующими задачами его осуществления: упраздне­ние; предотвращение потерь и контроль; гарантирование безопасности; поглощение.

Первая задача заключается в попытке упразднения риска. Для тури­ста это означает жить по принципу «премудрого пескаря» – не следу­ет путешествовать, летать самолетами, то есть высовываться из «норки». Для туристской фирмы существуют другие запреты: не брать кредит, не играть на бирже ценных бумаг и т.п. Главный недостаток этого метода состоит в том, что вместе с риском, как правило, упразд­няется и часть смысла жизни человека, а для туристской фирмы – еще и возможность получения дохода или прибыли.

Вторая задача осуществления управления риском – предотвраще­ние потерь и контроль с целью уберечь себя и туристскую фирму от случайностей. Это означает необходимость регулярно проводить про­тивопожарные мероприятия, следить за своим имуществом во время туристских поездок, строго следовать предписаниям условий страхования, ту­ристской путевки.

Гарантирование безопасности с позиции менеджмента означает процесс обеспечения безопасности туристов в период их временного пребывания вне постоянного жительства, а для туристских фирм – предотвращение и ликвидацию негативных последствий произошедших случаев.

И, наконец, поглощение состоит в возмещении туристом или туристской фирмой имущественного ущерба.

Оценка результатов – это анализ и оценка процесса управления данным риском (его положительные и отрицательные стороны, дохо­ды и убытки, планы на будущее). А установление его достоверности представляет собой важную функцию риск-менеджмента в ту­ристской деятельности. Неодинаковая оценка людьми фактического риска отмечается многими исследованиями. Вероятности одних и тех же событий одними переоцениваются, другими, наоборот, недооце­ниваются. Естественно, возникает вопрос: почему же?

Можно выделить основные причины неодинакового восприятия людьми объективно существующей величины риска.

- расхождение между объективно существующей величиной риска и ее субъективным восприятием (люди, как правило, переоце­нивают опасность тех событий, о которых чаще сообщается в средствах массовой информации, и наоборот).

- восприятие риска зависит от методов передачи информации (например, опасность риска от авиакатастроф и вождения авто­машин в нетрезвом состоянии может недооцениваться, если сообщать только статистические данные, и переоцениваться, если приводить конкретные, наиболее страшные случаи).

- на восприятие риска существенное влияние оказывает отсрочка возможных последствий (жизнь курящих примерно на 6 лет короче, чем некурящих; однако недооценивается многими и то, что в мире ежегодно умирают 1,5млн. человек от спровоцированных курением болезней – объективно существующая опасность заболевания от курения). То же самое можно сказать и о заболеваниях туристов различного рода венерическими, инфекционными, тропическими и прочими болезнями в «экзотических» странах.

- к неправильной оценке действительного риска также приводит наличие ложных сведений и недостоверной информации.

В связи с изложенным система менеджмента рисками должна вклю­чать следующие основные элементы:

- выявление расхождений в альтернативах риска;

- разработку планов, позволяющих оптимальным образом дей­ствовать в ситуациях, связанных с риском;

- конкретные рекомендации, ориентированные на устранение или минимизацию возможных негативных последствий несчастных случаев;

- подготовку к принятию законодательных и нормативных актов;

- учет и анализ психологического восприятия рисковых реше­ний и программ.

Таким образом, мы видим, что риск-менеджмент в туристской деятельности это необходимая совокупность принципов, методов, средств и форм управления туристской деятельностью с целью повышения ее эффективности и увеличения прибыли. Сделав анализ всего вышесказанного, следует отметить, что, хотя менеджмент представляет собой непременное условие рационального управления деятельностью туристских, страховых, банковских и других структур и организаций, в целом его нельзя отождествлять только с управленческой деятельностью. Он включает более широкую систему мер по изучению, анализу, планированию, прогнозированию и формированию туристского рынка, играет ключевую роль в создании атмосферы делового партнерства, коллективной ответственности за принятие важных решений и рисков.

Рассмотрев историко-теоретические основы вопроса туристской безопасности, перейдем к анализу современного состояния данного вопроса путем изучения принятых международным сообществом мер безопасности, направленных на поддержку развития туриндустрии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.006 с.)