Сущность государства. Понятие и признаки государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность государства. Понятие и признаки государства



Введение

 

Семинарские занятия являются одной из форм обучения студентов дневного отделения на юридическом и других факультетах.

Занятия проводятся в каждой группе отдельно, после прочтения лекций по соответствующим темам. Цель занятий - углубить полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы знания студентов, выработать способность излагать имеющиеся знания, проконтролировать преподавателем усвоение материала.

Подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать за несколько дней до его проведения. Кроме материала лекции необходимо ознакомиться с соответствующими разделами учебников, литературой к теме, дать ответы на дополнительные вопросы, поставленные в настоящем пособии.

Методическая ценность семинара велика. Он дает студентам возможность активно использовать информацию, полученную по различным каналам. В спорах и дискуссиях они углубляют, систематизируют и закрепляют свои знания, вовлекаются в рамках семинара в процесс совместной учебной деятельности, получая ценные навыки самостоятельной работы. Участие в семинарах формирует самостоятельность мышления, вырабатывает активность в процессе овладения знаниями. Для эффективной работы над определенной темой необходимо постоянно приобретать и совершенствовать навыки самостоятельной исследовательской работы: конспектирование, умение делать выписки и анализировать литературу, излагать ее содержание, готовить краткие сообщения и доклады, выступать в ходе обсуждения, принимать участие в дискуссии. Не менее важно и умение рецензировать литературные источники.

Для наиболее продуктивной работы студентов в данном пособии предлагаются различные виды работы над изучаемым материалом. Сначала необходимо ознакомится с литературными источниками по изучаемой теме исходя из предложенного плана семинарского занятия. По желанию студента, план может быть конкретизирован и дополнен отдельными вопросами.

Далее необходимо выучить термины и понятия, являющиеся ключевыми в изучаемой теме. Обращаю Ваше внимание, уважаемые студенты, на тот факт, что экзаменационные билеты содержат задание, в котором необходимо дать определения двум или трем терминам. Для лучшего запоминания можно сделать словарь, в который выписать определения для заучивания.

После терминов Вашему вниманию представлены проблемные вопросы по изучаемой теме. Они помогут переложить теоретические знания на конкретные ситуации. Данные вопросы могут быть заданы на экзамене как дополнительные.

Для закрепления полученных знаний Вам предложено тестирование. Отдельные вопросы в нем содержат только один правильный ответ, другие – могут содержать несколько правильных ответов. Вам необходимо выбрать один или несколько правильных вариантов ответов. На семинарском занятии в ходе обсуждения будет произведен контроль правильности ответов к тестированию.

Кроме того, для подготовки к экзамену Вам предложены комплексные задания, которые позволяют выявить недостаточную подготовку по отдельным темам, систематизировать и вспомнить изученный материал при подготовке к экзаменационному тестированию или устному экзамену. К комплексным заданиям относятся и кроссворды. По результатам многоступенчатого отбора лучшим в конкурсе «правовой кроссворд» за 2003-2004гг. признан кроссворд Загвоздиной Натальи. Данную работу Вы можете увидеть в настоящем пособии. Автор выражает благодарность всем студентам, участвующим в конкурсе кроссвордов, а также оказавшим помощь в составлении тестовых заданий.

В заключительной части методического пособия предложены вопросы для подготовки к экзаменам по дисциплине «Теория государства и права» для специальностей «Юриспруденция» и «Налоги и налогообложение», а также по дисциплине «Правоведение».

Т.к. отдельные темы в данных дисциплинах совпадают, данное пособие будет полезно и для изучения отдельных вопросов дисциплины «Правоведение» студентами не юридических специальностей.

Пособие также может быть полезно абитуриентам, принимающим участие в юридических олимпиадах, регулярно проводимых в Братском филиале Байкальского государственного университета экономики и права.

Власть и общество

План семинарского занятия:

1. Понятие общества. Основные элементы-признаки общества.

2. Власть и ее роль в жизни общества

3. Нормы поведения и организации власти в первобытном обществе

4. Причины возникновения государства. Типичные и уникальные формы возникновения государства

 

Термины для запоминания:

1. общество

2. власть

3. социальная группа

4. обычай

5. род

6. первобытное общество

7. присваивающее хозяйство

8. натуральное хозяйство

 

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Почему в доклассовом обществе отсутствовало государство?

2. Что такое присваивающее хозяйство и чем оно отличается от производящего?

3. В чем суть неолитической революции?

4. Какие предпосылки обусловили сильную государственную власть в Древнем Египте?

5. Почему раскол общества повлек за собой образование государства?

6. Когда и где появились первые государства?

7. Раскройте влияние религии на процесс возникновения государственности.

 

Тест:


1. Присущие данной общности людей отношения господства и подчинения:

а) социальная власть

б) государственная власть

в) политическая власть

 

2. Публично-политические отношения господства и подчинения между различными субъектами, опирающиеся на принуждение в рамках закона:

а) социальная власть

б) государственная власть

в) политическая власть

 

3. Один из источников власти, который определяет задачи, формы, методы и принципы осуществления государственной власти, ее пределы и способы контроля за ней со стороны общества:

а) народ, граждане

б) национальное законодательство

в) бюджет

 

4. Источники государственной власти:

а) народ, граждане

б) государство в целом, его институты, органы и служащие

в) индивиды, социальные группы, народ в целом

 

5. Субъекты государственной власти:

а) народ, граждане

б) государство в целом

в) индивиды, социальные группы

 

6. Объекты государственной власти:

а) народ, граждане

б) государство в целом, его институты, органы и служащие

в) индивиды, социальные группы, народ в целом

 

7. Основные направления осуществления государственной власти, выражающие ее сущность и социальное назначение:

а) цели власти

б) функции власти

в) задачи власти

 

8. Осуществление исполнительно-распорядительными органами государственной власти решений, принятых представительными органами:

а) исполнительная деятельность

б) распорядительная деятельность

в) правоохранительная деятельность

 

9. Осуществление правления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий:

а) исполнительная деятельность

б) распорядительная деятельность

в) правоохранительная деятельность

 

10. Почему государственная власть - публичная власть?

а) она совпадает с обществом

б) она представляет интересы общества

в) она совпадает с механизмом государства

 

 

11. Верховная власть в государстве должна обладать всеми следующими признаками:

а) должна быть полной, абсолютной, передаваемой по наследству

б) должна быть верховной, правовой, основанной на принуждении

в) должна быть верховной, правовой, легитимной

 

12. Неолитическая революция означает…

а) создание новых мононорм

б) межплеменную войну

в) переход к производящей экономике

г) процесс переизбрания вождя

 

13. Социальные нормы первобытного общества получили общее название…

а) право

б) мораль

в) мононормы

г) религия

д) табу

 

14. Соответствие структуры общества и ее элементов:

1. экономическая система а) социальная философия

2. правовая система б) отношения собственности

3. духовная система в) правовая идеология

 

Функции государства

План семинарского занятия:

1. Понятие функций государства.

2. Классификация функций государства по различным основаниям. Сравнительный анализ классификаций функций государства

3. Формы осуществления функций государства

Термины для запоминания:

1. внешние функции

2. внутренние функции

3. государственные функции

4. охранительные функции

5. формы осуществления функций государства

6. правовые формы осуществления функций государства

7. организационные формы осуществления функций государства


Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Какие факторы являются решающими в определении целей и задач государства на соответствующем этапе его развития?

2. Влияют ли на функции государства административно-территориальное устройство, степень демократизации общества, сущность и социальное назначение государства, правовая культура общества?

3. Приведите примеры различных форм реализации экономической политики государства (финансовая деятельность, приватизация, промышленное производство).

4. Приведите примеры из истории страны, когда государство осуществляло свои функции не опираясь на позитивное право, действовало на основе произвола.

5. Целесообразно ли, по Вашему мнению, разделять функции государства на внешние и внутренние?

6. В периодической печати найдите характеристики выполнения отечественным государством экономических, экологических, политических функций, а также функций, направленных на развитие науки, образования, культуры.

7. Какие методы осуществления функций государства Вы знаете? Охарактеризуйте их.

8. Какие формы реализации функций государства Вы знаете? Охарактеризуйте их.

 

Тест:

1. Что относится к внешним функциям государства?

а) оборона

б) захват территории

в) дипломатическая функция

г) функция взаимопомощи

д) поддержание мира

е) защита государственного строя

ж) экологическая функция

2. Какая функция не является государственной

а) Социальная

б) Политическая

в) Религиозная

г) Экономическая

д) Все ответы верны

 

3. Функции государства – это:

а) методы осуществления государственной власти,

б) основные направления государственной деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом,

в) виды государственной деятельности,

г) объективные трудности, решение которых представляет существенный интерес для общества и входит в круг полномочий государства.

 

4. Укажите, какая из функций является регулятивной:

а) экономическая

б) охраны правопорядка

в) экологическая

г) защиты государства от внешней угрозы

 

5. Укажите, какие факторы являются решающими в определении целей и задач государства на соответствующем этапе его развития:

а) административно-территориальное устройство

б) степень демократизма

в) национально-государственное устройство

г) сущность и социальное назначение государства

 

6. Назовите современное понимание социального назначения государства:

а) утверждение нравственности в обществе

б) обеспечение общей безопасности

в) воплощение всеобщей свободы

г) достижение социального компромисса в условиях верховенства права

 

7. Укажите, какая из функций государства является важнейшей для демократических стран на современном этапе:

а) экономическая

б) идеологическая

в) охраны прав и свобод граждан

г) насилия

 

8. Назовите одну их охранительных функций государства:

а) функция взаимодействия с другими государствами

б) экологическая

в) хозяйственная

г) культурно-воспитательная

 

9. Укажите, к какой функции государства относится деятельность по развитию сети общеобразовательных учреждений:

а) экологической

б) социальной

в) охраны законности и правопорядка

г) экономической

 

10. Укажите, проявлением какой их функций государства является его участие в военно-политических блоках и союзах:

а) защиты общества и государства от внешней угрозы

б) взаимодействия с международными организациями

в) взаимодействия с другими государствами

г) идеологической

 

11. Укажите, проявлением какой формы осуществления функций государства является принятие Государственной Думой Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»:

а) правотворческой

б) правоисполнительской

в) правоохранительной

г) нет верного ответа

 

12. Укажите, проявлением какой формы осуществления функций государства является участие войск РФ в составе миротворческого контингента сил ООН в Боснии:

а) защиты общества и государства от внешней угрозы

б) взаимодействия с международными организациями

в) взаимодействия с другими государствами

г) легализованного осуществления принуждения в отношении отдельных социальных групп и индивидов.

 

13. Соответствие между понятием организационных форм осуществления функций государства и их значением:

1. организационно-регламентирующая а) оперативно-техническая и хозяйственная работа

2. организационно-хозяйственная б) разъяснение вновь изданных нормативных актов, формирование общественного мнения

3. организационно-идеологическая в) текущая работа по обеспечению функционирования органов государства

 

Форма государства

План двух семинарских занятий по данной теме:

Семинар №1

1. Понятие формы государства, ее элементы

2. Понятие формы правления

3. Монархия и ее виды

 

Семинар №2

4. Республика и ее виды

5. Понятие формы государственного устройства.

6. Федеративное, конфедеративное и унитарное государства: их сравнительный анализ

7. Политико-правовой режим как элемент формы государства. Демократический, тоталитарный, авторитарный и другие политические режимы

 

Термины для запоминания:


1. форма государства

2. форма правления

3. форма государственного устройства

4. политический режим

5. монархия

6. республика

7. дуалистическая монархия

8. парламентарная монархия

9. президентская республика

10. парламентарная республика

11. федерация

12. унитарное государство

13. конфедерация

14. авторитарный политический режим

15. демократия

16. президент

17. глава государства

18. сецессия


Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Пользуясь справочной литературой определите все элементы формы государства (форма правления, форма государственного устройства и политический режим) указанных ниже государств и заполните следующую таблицу:

 

государство форма правления форма гос. устройства политический режим
Австрия      
Бельгия      
Бразилия      
Великобритания      
Дания      
Израиль      
Иордания      
Испания      
Италия      
Канада      
Катар      
Китай      
Колумбия      
Кувейт      
Марокко      
Мексика      
Норвегия      
Оман      
Россия      
Саудовская Аравия      
США      
Украина      
Франция      
ФРГ      
Швейцария      
Швеция      
Япония      

2. Какие факторы определяют существование в том или ином государстве конкретной формы правления?

3. Всегда ли монархия менее предпочтительна, чем республика? Ответ аргументируйте.

4. Что такое контрасигнация? В какой стране она существует и в чем заключается ее назначение?

5. Чем правовая система унитарного государства отличается от правовой системы федерации?

6. В чем особенности России как федерации?

7. Приведите примеры конфедераций. Дайте характеристику конфедерации.

8. Что такое автономия? Приведите примеры автономий. Выделите формы автономий.

9. Экономисты считают, что в условиях тоталитарного общества рынок труда появиться не может. Согласны ли Вы с этим мнением?

10. Почему тоталитарные режимы недолговечны? Поясните на конкретных примерах.

11. Какие черты гражданского общества влияют на форму государства?

12. Как влияет сущность государства (особенно классовая) на его форму?

13. В Конституции РФ найдите нормы, в наибольшей степени отражающие классовые интересы наемных рабочих, буржуазии (частных собственников средств производства, аппарата управления).

14. Найдите в периодической печати статьи, характеризующие деятельность Российского государства. Выделите стороны этой деятельности, направленные на реализацию объективных интересов различных социальных групп общества.

15. Чьи классовые интересы выражает политика социальной защиты общества? Насколько она способствует прогрессивному развитию страны?

16. Проанализируйте организацию верховной власти в РФ согласно Конституции РФ и состояния реальной деятельности государства. Признаки каких форм правления в ней закреплены?

17. Достаточно ли характеризовать государство только с точки зрения формы правления и государственного устройства? Обоснуйте Ваш ответ.

18. Какая наука занимается анализом и классификацией политических режимов?

19. Какой политический режим характерен в данное время для России?

20. Что такое содружество? Каковы его признаки и цели?

 

Тест:

1. Государственное устройство - это:

а) принципы организации государственной власти;

б) уровень гарантированности прав и свобод;

в) административно-территориальная организация государственной власти;

г) все ответы неверны.

 

2. Конфедерация - это:

а) союз независимых государств;

б) единое государство с административно-территориальным делением;

в) государство, имеющее в своем составе республики и автономные единицы;

г) все ответы неверны.

 

3. Унитарное государство характеризуется:

а) автономностью субъектов

б) авторитетностью центра

в) временным характером существования

г) все ответы неверны.

 

4. Какая форма государственного устройства обладает многоуровневой системой власти

а) унитарное государство

б) федерация

в) конфедерация

 

5. Республика характеризуется:

а) сильной концентрацией власти в одних руках

б) наличием конституции

в) наличием законодательного органа

г) ответы б, в

 

6. Какая форма правления характерна для развитых стран

а) конституционная монархия

б) республика

в) абсолютная монархия;

г) ответы а, б

 

7. Исключить несуществующий вид республики:

а) конституционная республика

б) смешанная республика

в) президентская республика

г) парламентская республика

 

8. Конституционные монархии бывают:

а) абсолютными

б) деспотическими

в) парламентарными

г) президентскими

 

9. Россия - это:

а) президентская республика

б) смешанная республика

в) парламентская республика.

 

10. В парламентской республике правительство:

а) представляется президентом, а утверждается парламентом

б) формируется парламентским большинством и выполняет свои функции до тех пор, пока располагает его поддержкой

в) формируется парламентским большинством, а распускается президентом

 

11. Какой из видов субъектов федерации НЕ представлен в Российской Федерации:

а) область

б) автономная область

в) автономный край

г) город федерального значения

д) край

12. Политический режим - это:

а) принципы организации государственной власти

б) уровень гарантированности прав и свобод

в) административно-территориальная организация государственной власти

г) все ответы неверны.

 

13. Авторитаризм характеризуется:

а) ущемление прав во всех сферах жизни общества

б) ущемление политических прав общества

в) свобода общества во всех сферах

г) все ответы неверны

 

14. Тоталитаризм характеризуется:

а) ущемление прав во всех сферах жизни общества;

б) ущемление политических прав общества;

в) свобода общества во всех сферах;

г) все ответы неверны.

 

15. Совокупность приемов, способов и методов, с помощью которой осуществляется государственная власть:

а) форма правления

б) политический режим

в) функции государства

г) правильного ответа нет

 

16. Какие из перечисленных политических режимов существовали и известны истории:

а) аристократический

б) бонапартистский

в) военно-полицейский

г) теократически-монархический

д) «просвещенного абсолютизма»

е) правильного ответа нет

ж) все ответы правильные

 

17. Когда и где впервые возник фашизм

а) в 1920 г., в Германии

б) в 1919 г., в Италии

в) в 1921 г., во Франции

г) в 1920 г., в Испании

 

18. Что не относится к основным характеристикам демократического режима:

а) политический плюрализм

б) наличие гражданского общества

в) разделение властей

г) правильного ответа нет

 

19. Государство, в котором власть передается по наследству, называется:

а) унитарным государством

б) монархией

в) авторитарным государством

г) республикой

д) федеративным государством

 

20. Признаки тоталитарного политического режима:

а) слияние партийного и государственного аппарата

б) полный контроль над средствами массовой информации

в) политическому контролю подлежит только политическая сфера общества

г) децентрализация государственной власти

д) признание и осуществление принципа разделения властей

е) систематический массовый террор

ж) нетерпимость к инакомыслию

 

21. Тоталитаризм – это…

а) политическая система (строй) общества в целом

б) политический режим

в) характер функционирования государственной власти

г) форма государства

д) форма правления

 

Контрольная работа №1

 

Для контроля знаний студентов, после изучения комплекса тем планируется проведение промежуточной контрольной работы, общая тема которой «Некоторые аспекты теории государства». Данная работа будет охватывать темы с 1 по 5 и включать 3 задания по изученным темам.

Для выполнения первого задания Вам необходимо будет кратко осветить теоретический вопрос по изученным темам. Вопросы, которые будут представлены на данной контрольной работы соответствуют вопросам планов семинарских занятий.

Второе задание предполагает знание терминов и понятий. Вам может быть дано от 1 до 3 терминов, а Вы должны будете написать к ним определения. Третье задание предполагает ответы вопросы тестового характера.

Критерии контрольной работы следующие:

Ø оценка «отлично» предполагает полный, конкретный, логически связанный ответ на 1 вопрос, будет приветствоваться указание студентом проблемных вопросов по данной теме и выражение собственного мнения автора. Для ответа на данный вопрос студент помимо лекции должен использовать различную литературу. Студент должен также правильно определить термины, предложенные ему во втором задании и ответить правильно не менее, чем на 80% вопросов теста. Оценка «отлично» соответствует _____ баллам по рейтинговой системе.

Ø оценка «хорошо» предполагает полный, конкретный, логически связанный ответ на 1 вопрос, изложенным по материалам лекции. Студент должен также правильно определить термины, предложенные ему во втором задании и ответить правильно не менее, чем на 70% вопросов теста. Оценка «хорошо» соответствует _____ баллам по рейтинговой системе.

Ø оценка «удовлетворительно» предполагает ответ на первый вопрос, имеющий отдельные недостатки – неполное изложение, частичное отступление от заданного вопроса, непоследовательное изложение вопроса и др. Студент должен тем не менее правильно определить термины, предложенные ему во втором задании и ответить правильно не менее, чем на 60% вопросов теста. Оценка «удовлетворительно» соответствует _____ баллам по рейтинговой системе.

Ø оценка «неудовлетворительно» предполагает наличие одного из перечисленных условий:

· отсутствие или неясное понимание первого вопроса студентом,

· неверные определения терминов по второй части работы,

· неправильные ответы более, чем на 50 % тестовых заданий

Оценка «неудовлетворительно» должна быть пересдана до окончания курса. Студент, не выполнивший контрольную работу или не пересдавший неудовлетворительно выполненную контрольную работу, не допускается до экзамена.

 

Разделение властей

План семинарского занятия:

1. Теория разделения властей: исторические этапы развития и современность. Виды власти

2. Функции и принципы организации законодательной власти

3. Функции и принципы организации исполнительной власти

4. Функции и принципы организации судебной власти

5. Система «сдержек и противовесов»

 

Термины для запоминания:


1. теория разделения властей

2. законодательная власть

3. судебная власть

4. исполнительная власть

5. система «сдержек и противовесов»

6. правосудие

7. судопроизводство

8. объекты конституционного надзора

9. суды общей юрисдикции

10. суды специальной юрисдикции

11. импичмент

12. органы прокуратуры


 

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Кого считают родоначальником принципа разделения властей?

2. На какие ветви, по мнению Локка, должна разделяться государственная власть?

3. Кто первый предложил деление на 3 ветви власти?

4. Что такое система «сдержек и противовесов»?

5. Какие формы воздействия органов одной власти на другую закреплены в Конституции РФ?

6. Что такое принцип разделения властей? В чем его суть?

7. В чем достоинства принципа единства трех ветвей власти?

8. Существуют ли недостатки принципа разделения властей?

9. Что представляет собой разделение властей по вертикали?

10. Какая ветвь государственной власти имеет вторичный, производный характер?

11. Впишите в ячейки таблицы недостающую информацию (по Конституции РФ):

 

Контрольная работа №2

Для контроля знаний студентов, после изучения заключительного комплекса тем планируется проведение промежуточной контрольной работы, общая тема которой «Некоторые аспекты теории государства». Данная работа будет охватывать темы с 6 по 10. Правила этой контрольной работы будут соответствовать правилам контрольной работы №1

Теории происхождения права

План семинарского занятия:

1. Пути возникновения права в процессе перехода от родового строя к государству

2. Теории происхождения права

3. Основные концепции сущности права

 

Термины для запоминания:

1. естественное право

2. позитивное право

3. примирительная теория происхождения права

4. марксистская теория происхождения права

5. нормативистская теория сущности права

6. естественно-правовая теория сущности права

7. социологическая теория сущности права

8. психологическая теория сущности права

 

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Сравните известные Вам теории происхождения права и государства. Что в них общего? Какими причинами авторы схожих теории происхождения государства и права (теологическая, естественно-правовая, теория насилия, марксистская и др.) объясняют возникновение права?

2. В чем на Ваш взгляд, причина популярности на Западе примирительной теории происхождения права? В чем заключается суть данной теории?

3. На примере истории Древней Руси покажите, как государство изживало обычай кровной мести. Ответ подготовьте в виде доклада.

4. Какую роль сыграло развитие экономики в процессе генезиса права?

5. Раскройте содержание существующих в юридической науке подходов к пониманию сущности права и выскажите свое мнение об их достоинствах и недостатках.

6. Согласны ли Вы со следующим высказыванием: «Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества»? Представителю какой теории оно может принадлежать?

7. Какой путь происхождения права Вам кажется наиболее аргументированным?

 

Тест:

1. Разряд людей, чей разум наряду с божественной волей признавали источником права Сократ и Платон

а) «Богоизбранные»

б) «Лучшие»

в) «Средние»

 

2. Средневековый ученый-монарх, который считал, что законы – это творение человеческого ума.

а) Грациан

б) Аквинат

в) Падуанский

г) Цицерон

д) Цезарь

 

3. Один из философов Нового времени – сторонник теории естественного права, считавший его источником природу человека

а) Гроций

б) Вольтер

в) Руссо

 

4. Укажите, какой из приведенных ниже тезисов является отражением нормативистской теории сущности права:

а) право- это возведенная в закон воля господствующего класса

б) право- это прежде всего правовые эмоции людей, которые носят императивный характер

в) право – это система норм, представляющих собой пирамиду, в которой нижестоящая норма соответствует вышестоящей

г) право – это система правоотношений, поведение людей в сфере права.

 

5. Укажите, какая из теории происхождения права утверждает, что право есть общественный порядок, установленный завоевателями на захваченной ими территории:

а) естественно-правовая теория

б) теория насилия

в) марксистская теория

г) примирительная теория

 

6. Укажите, какая теория сущности права полагает, что право есть особое состояние общества, включающее в себя и законы, правовые учреждения, и упорядоченные общественные отношения:

а) социологическая

б) психологическая,

в) естественно-правовая

г) нормативистская

 

7. Укажите определение права, предлагаемое сторонниками материалистической теории происхождения государства и права:

а) право – это возведенная в закон воля всего народа

б) право – это нормативно закрепленная справедливость

в) право – это мера свободы

г) право – это возведенная в закон воля господствующего класса

 

8. Укажите, каковы основные способы возникновения права в первобытном обществе:

а) толкование и правотворчество

б) санкционирование, правотворчество и создание прецедентов

в) систематизация и санкционирование

г) табуирование и создание прецедентов

 

9. Укажите, выражением сущности какого подхода к праву является следующее утверждение: «Право - это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе, государство их не создает, а лишь открывает»:

а) нормативистского

б) естественно-правового

в) социологического

г) психологического

 

10. Укажите, представителю какой теории сущности права принадлежит следующее высказывание: «Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества»:

а) естественно-правовой

б) материалистической

в) теологической

г) психологической

Источники права

План семинарского занятия:

1. Право и государство: их соотношение и взаимодействие

2. Понятие источников права

3. Виды источников права

4. Достоинства и недостатки источников права

Термины для запоминания:


1. нормативный акт

2. закон

3. подзаконный акт

4. конституционный закон

5. судебный прецедент

6. нормативный договор

7. правовой обычай

8. правовая доктрина


Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Какое значение имеет правовой обычай для формирования и развития права в современных государствах? в средневековый период? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

2. Какими способами производится государственное санкционирование обычая?

3. Как Вы считаете, какова роль судебного прецедента среди источников права в России? Как данный вопрос решается в странах Англии и США?

4. Приведите примеры влияния правовой доктрины на развитие права.

5. Является ли договор купли-продажи в гражданском праве нормативным договором? Ответ аргументируйте.

6. Влияет ли развитие права в конкретном государстве на структуру источников права в этом государстве? Ответ подкрепите примерами.

7. Приведите примеры различных источников права.

8. Когда и как начинает и прекращает действовать нормативно-правовой акт?

9. Опишите действие нормативно-правового акта по кругу лиц.

Тест:

1. Источниками права являются:

а) юридический прецедент,

б) традиция,

в) нравственность,

г) юридический факт,

д) мораль,

е) правовой обычай,

ж) презумпция,

з) правомерное поведение

 

2. Исторически, первой формой права является:


а) правовой обычай

б) юридический прецедент,

в) традиция,

г) нравственность,

д) юридический факт,

е) мораль,

ж) судебный прецедент,

з) презумпция,

и) правомерное поведение,

к) нормативный договор,

л) правовая доктрина


 

3. Можно ли отнести религиозные тексты к основным источникам права Англии?

а) да,

б) нет

 

4. Тип источников права, которые издаются исполнительными органами власти в пределах их компетенции

а) обычаи,

б) судебная практика и судебные прецеденты,

в) административные прецеденты

 

5. Тип источников права, которые издаются исполнительными органами власти в пределах их компетенции,

а) договоры,

б) законы,

в) подзаконные нормативные акты

 

6. Тип источников права, которые иногда называют формулярным правом

а) типовые договоры

б) труды ученых-юристов

в) общие принципы права

 

7. К какому виду источников относятся следующие отрывки:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.342 с.)