Следует стремиться к получению максимальной отдачи при минимальном вложении ресурсов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Следует стремиться к получению максимальной отдачи при минимальном вложении ресурсов.



 

Эффективность = Отдача / Вложенные ресурсы

 

Эффективность = 100 км / 6 литров = 16,6 км/л.

 

При таком расчете результат должен быть как можно выше (20 км лучше, чем 16).

 

На сколько удовлетворителен полученный показатель эффективности можно установить только путем его сравнения с результатами работы конкурента. В нашем примере это означает, что мы должны сравнивать автомобили одного класса, цены и т.д.

 

Рентабельность = 100 км / 120 руб = 0,83 км/бензин на 1 рубль

 

Если бы аналогичному автомобилю требовалось 0,05 л на 1 км, т.е. он мог бы проехать 20 км на 1 литр бензина, то, очевидно, он был бы предпочтительнее (выгоднее), чем автомобиль из нашего примера.

 

Связующим звеном между эффективностью и рентабельностью являются деньги. Это можно легко объяснить, используя данные из нашего примера:

Если бы 1 литр бензина стоил 20 рублей, рентабельность бы рассчитывалась следующим образом:

 

Рентабельность = 120 рублей / 100 км = 1,2 руб / км

 

К рентабельности применяется такой же принцип, как и к эффективности. Автомобиль, требующий 1,2 рубля вместо 1,6 рубля на 1 км, более рентабелен.

 

Другими словами, автомобиль, заправленный бензином на сумму 50 рублей, который может проехать 41,6 км, более предпочтительнее автомобиля, который проедет 31,2 км, используя тот же объем бензина.

 

В условиях рыночной экономики быть «хуже конкурентов» означает подписать себе «смертный приговор», потому что клиент, очевидно, предпочтет купить наиболее эффективный автомобиль. Только рентабельная компания может быть конкурентоспособной. Быть рентабельной, означает быть, по меньшей мере, столь же эффективной, как и конкуренты.

 

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА показывает отдачу собственных средств владельцев компании. Другими словами, этот показатель отвечает на вопросы «Компания окупается? Или лучше вложить свой капитал в другую фирму?»

 

Допустим две компании («Север» и «Юг») получают прибыль в размере 1000 000 рублей каждая. Компанию «Север» данный факт устраивает, а компанию «Юг» нет. Как вы это объясните?

 

Все довольно просто: компания «Север» инвестировала всего 5000 000 рублей, а компания «Юг» - 50 000 000 рублей. Компания «Север» вложила средства в «золотую жилу». В то же время компания «Юг» заработала бы намного больше, если бы вложила свои деньги в какой-нибудь другой бизнес.

 

Этот пример показывает, насколько неполную картину дает показатель прибыли в ее абсолютном выражении. Чтобы понять, разумно ли компания распоряжается капиталом, нужно сопоставить прибыль с вложенным капиталом.

 

Ответ на вопрос, принципиально важный для каждого предпринимателя, - «Окупается ли моя компания?» - дает показатель рентабельности собственного капитала. Он показывает процент, полученный на инвестированный капитал, и рассчитывается следующим образом:

 

Рентабельность собственного капитала = Прибыль / Собственный капитал х 100%

 

 

Пример: для наших двух компаний этот показатель составит:

 

Рентабельность собственного капитала компании «Север» = 1000 000 / 5000 000 х 100% = 20%

 

Рентабельность собственного капитала компании «Юг» = 1000 000 / 50 000 000 х 100% = 2%

 

20 % рентабельности собственного капитала компании «Север» едва ли могла быть достигнута от вложений в какой либо другой бизнес. Поэтому предприниматель может быть доволен этим результатом.

 

Уровень рентабельности собственного капитала компании «Юг» составляет всего 2%. Неудивительно, что собственник данной компании разочарован таким результатом. Такой процент доходности принесла бы любая инвестиция, даже сберегательный вклад, и при этом требуя гораздо меньших усилий.

 

Если в долгосрочной перспективе уровень рентабельности собственного капитала не превышает уровня доходности, которую можно было бы получить от других вариантов инвестиций, предприниматель сталкивается со следующими вопросами:

 

  • «Можно ли повысить уровень рентабельности (например, путем увеличения доходов и/или снижения расходов)?», если нет
  • «Не лучше ли продать/закрыть бизнес и вложить деньги в другой бизнес?

 

Рентабельность вложенного капитала должна быть выше доходности менее рисковых инвестиций (премия за риск). Предпринимателю недостаточно просто получать прибыль. Иногда это трудно понять. В особенности, когда, например, читаешь в газете, что акционеры компании не удовлетворены прибылью в 200 млн. рублей (абсолютно невероятной для обычного человека суммой).

Допустим, собственный капитал этой компании составляет 5 000 000 000 руб. 4% уровень рентабельности собственного капитала – кому это понравится?

 

Очень часто под рентабельностью понимаются разные показатели. Иногда один расчет дает результат 5%, а другой – 15%. Несмотря на явное несоответствие, оба могут быть правильными, просто в основу расчета были положены разные данные. И, соответственно, результаты будут совершенно различными (например, в одном случае вы возьмете в расчет прибыль от операционной деятельности, а в другом – чистую прибыль). Оба варианта вполне обоснованы и среди них нет правильного или неправильного. При использовании прибыли от операционной деятельности вы рассчитываете показатель рентабельности основной деятельности. При использовании чистой прибыли – показатель рентабельности предприятия в целом.

 

Несоответствие результатов расчетов может быть следствием не только разных данных в числителе, но и в знаменателе: в первом случае определялась отдача собственного капитала, а во втором, возможно, отдача всех инвестиций.

 

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ. Когда прибыль получена от вложений не только собственного, но и заемного капитала (общей суммы инвестированных активов), речь идет о рентабельности инвестиций.

 

Показатель рентабельности инвестиций рассчитывается следующим образом:

 

Рентабельность инвестиций = Прибыль / Собственный капитал + Обязательства х 100%

 

Чем выше рентабельность инвестиций, тем эффективнее вы работали с инвестициями (или с активами), находящимися в вашем распоряжении.

 

Этот показатель также используется для оценки эффективности капиталовложений. Прибыль, полученная от инвестиций, сравнивают с суммой, необходимой для их финансирования.

 

Если у инвестора есть несколько вариантов вложения средств, то он, как правило, выбирает тот вариант, который предполагает самую высокую рентабельность инвестиций.

 

Поскольку общая сумма собственного капитала и обязательств всегда больше собственного капитала, рентабельность инвестиций всегда ниже рентабельности собственного капитала. Рассмотрим данное утверждение на следующем примере:

 

Рентабельность собственного капитала и рентабельность инвестиций:

Прибыль: 300 000 рублей

Собственный капитал: 1 000 000 рублей

Заемный капитал: 1 500 000 рублей

_____________________________________________

Итого собственного капитала и обязательств: 2 500 000 рублей

 

Рентабельность собственного капитала (ROE) = 300 000 / 1000 000 х 100% = 30%

 

Рентабельность инвестиций (ROI) = 300 000 / 2 500 000 х 100% = 12%

ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ — минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли. Не путать с «точкой окупаемости (проекта)». Это не одно и то же.

 

Точка безубыточности в денежном выражении — такая минимальная величина дохода, при которой полностью окупаются все издержки (прибыль при этом равна нулю):

 

BEP = TFC = TFC

C / P (P-VC) / P, где

 

BEP (англ. break-even point) — точка безубыточности,

TFC (англ. total fixed costs) — величина постоянных издержек,

VC (англ. unit variable cost) — величина переменных издержек на единицу продукции,

P (англ. unit sale price) — стоимость единицы продукции (реализация),

C (англ. unit contribution margin) — прибыль с единицы продукции без учета доли переменных издержек (разница между стоимостью продукции (P) и переменными издержками на единицу продукции () или просто Маржинальный доход).

 

 

Точка безубыточности в единицах продукции — такое минимальное количество продукции, при котором доход от реализации этой продукции полностью перекрывает все издержки на ее производство:

 

.

BEP = TFC = TFC

C P-VC

Если возьмем наш пример с пиццей, то получится следующее: для удельной единицы продукции (1 пиццы) при цене 100 рублей точка безубыточности будет следующая:

 

ТБ (точка безубыточности в деньгах) = 30 рублей (постоянные затраты на 1 пиццу)

60 рублей (стоимость 1 пиццы – переменные затраты

на 1 пиццу) / 100 рублей (стоимость 1 пиццы)

 

ТБ (в деньгах) = 50 рублей (т.е. с 1 пиццы должен быть доход в размере 50 рублей, чтобы окупить все издержки, затраченные на ее производство и реализацию).

 

ТБ (точка безубыточности в кол-ве) = 30 рублей (постоянные затраты на 1 пиццу)

60 рублей (стоимость 1 пиццы – переменные

затраты на 1 пиццу)

ТБ (в кол-ве) = 0,5 пиццы (т.е. необходимо реализовать половину пиццы (3 кусочка из 6), чтобы окупить все издержки, затраченные на ее производство и реализацию).

Точку безубыточности можно рассчитывать графическим способом:

 

затраты

 

 

Если наши постоянные затраты в месяц составляют 400 тыс. рублей, для того, чтобы достичь точки безубыточности необходимо произвести 50 единиц продукции. Другими словами, на графике точка безубыточности – это пересечение линий постоянных и переменных затрат.

 

ЛИКВИДНОСТЬ. Важным критерием, на который обращают внимание инвесторы и банки, является ваша ликвидность. Да и непрерывная деятельность компании возможна только при условии, что она может своевременно выполнять свои платежные обязательства. Другими словами, компания должна быть в состоянии оплатить счета вовремя и быть «ликвидной» (платежеспособной).

 

Таким образом, ликвидность означает способность компании выполнять свои финансовые обязательства в срок. Если это не так, тогда, очевидно, имеет место кризис ликвидности и существование бизнеса находится под вопросом.

 

По этой причине один из главных принципов управления бизнесом гласит: ликвидность имеет приоритет над рентабельностью (хотя, в конечном счете, главная цель компании состоит в том, чтобы получить максимально возможную рентабельность).

 

Ликвидность компании означает:

 

  • текущие расходы могут быть покрыты текущими доходами (например, расходы на оплату труда, аренда, коммунальные платежи, налоги и т.п.);
  • наличие достаточных ресурсов, которые можно превратить в наличные деньги при возникновении непредвиденных расходов (например, неучтенные долги, срочный ремонт и другие непредвиденные расходы);
  • кредитоспособность, как гарантия оплаты счетов кредиторов, погашения банковских кредитов или выполнения других обязательств.

 

В практике управления бизнесом используется ряд коэффициентов, дающих краткую характеристику ликвидности компании:

 

Коэффициент абсолютной ликвидности (1 степень ликвидности):

 

Коэфф. абсол. ликвид. = Ликвидные средства / Краткосрочные обязательства х 100

 

Ликвидные средства представляют собой денежные средства компании, иначе говоря, весь капитал, который может быть немедленно превращен в денежные средства. Как правило, здесь имеются ввиду деньги на расчетном счете или в кассе.

Краткосрочные обязательства – финансовые обязательства перед заемщиками сроком до 1 года.

 

Коэффициент абсолютной ликвидности должен быть более 100%.

 

Пример: Коэфф. абсол. ликвид. = 20 000 / 50 000 х 100 = 40 %

 

Это означает, что только 40 % финансовых обязательств могут быть погашены немедленно. Возникает вопрос: «Где мы возьмем деньги для покрытия еще 60% задолженности?».

Обратите внимание, что правило «100%» применяется только к тем обязательствам, срок оплаты которых наступает в самое ближайшее время. На практике не все краткосрочные обязательства приходится выполнять немедленно. В зависимости от графика платежей достаточно будет коэффициента абсолютной ликвидности в размере 30%.

 

Ликвидными средствами являются не только деньги в кассе и на расчетных счетах. Есть и другие активы, которые можно быстро превратить в денежные средства. Ниже приведен перечень подобных активов в порядке убывания их ликвидности:

· денежные средства на счетах и в кассах предприятия;

· дебиторская задолженность;

· акции и другие ценные бумаги;

· товарно-материальные запасы (запасы сырья, материалов и готовой продукции);

· необоротные активы (как правило, машины и оборудование, здания и сооружения, незавершённое строительство).

 

Для проведения более детального анализа ликвидности, сравнивают краткосрочные обязательства с дополнительными активами.

 

Коэффициент срочной ликвидности (2 степень ликвидности):

 

Коэфф. сроч. ликвид. = Ликвидные средства + Дебиторская задолженность / Краткосрочные обязательства х 100

 

Коэффициент текущей ликвидности (3 степень ликвидности):

 

Коэфф. текущ. ликвид. = Оборотные активы / Краткосрочные обязательства х 100

 

Литература:

1. Альтшулер И.Г. «Стратегическое управление на основе маркетингового анализа». – М.: Вершина, 2006.

 

2. Пригожин А.И. «Методы развития организаций». – М.: МЦФЭР, 2003.

 

3. Этрилл П., Маклейни Э. «Финансы и бухгалтерский учет для неспециалистов» - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

 

4. Стрекалова Н.Д. «Бизнес-планирование» - СПб.: Питер, 2009.

 

5. Ушаков И.И. «Бизнес-план» - СПб.: Питер, 2009.

 

6. Рэнд Айн «Атлант расправил плечи» - М.: Альпина Паблишер, 2011.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.046 с.)