Порядок формирования, использования и отражения в учете резервов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок формирования, использования и отражения в учете резервов.



Среди всей совокупности видов резервов особое место занимают финансовые резервы - как объект бухгалтерского и налогового учета, в числе которых выделяют:

- уставные резервы;

- резервы предстоящих расходов;

- оценочные резервы.

Создание резервов предусмотрено п.72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Приказ N 34н). Организация имеет право создавать резервы на:

- предстоящую оплату отпусков работникам;

- выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

- выплату вознаграждений по итогам работы за год;

- ремонт основных средств;

- производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

- предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

- предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;

- гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

- покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России.

В Приказе N 34н указывается, что резервы создаются организацией с целью равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода. Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в установленном порядке в целях равномерного включения расходов и платежей в издержки производства или обращения, предназначен счет 89 " Резервы предстоящих расходов и платежей". Создание резервов должно относиться на счета учета затрат:

Д-т сч. 20 "Основное производство" (25, 26),

К-т сч. 89 " Резервы предстоящих расходов и платежей"

-образован резервный фонд;

Д-т сч. 89 " Резервы предстоящих расходов и платежей",

К-т сч. 10 "Материалы" (12, 70)

-произведены расходы за счет резервного фонда.

Решение о создании резервных фондов должно быть зафиксировано в учетной политике организации. Если же организация не создает резервных фондов, то этот факт можно не оговаривать в учетной политике.

№ п/п Группы резервов Виды резервов Основание для создания резервов Наименование раздела и счета Плана счетов нового
  Резервный капитал Обязательный   Добровольный Постановления Совета Министров СССР от 13.01.87 № 48 " О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ" и № 49 "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран"; ст. 35 Федерального закона от 26.12.95 г. № 208-ФЗ "Об акционерных общества»     Учредительные документы и учетная политика; ст. 30 Федерального закона от 08.02.98 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" Раздел VII "Капитал", счет 82 "Резервный капитал"
  Резервы предстоящих расходов Резерв на предстоящую оплату отпусков   Резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет   Резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год Резерв на ремонт основных средств   Резерв на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства   Резерв на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий   Резерв на предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката   Резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание   Пункт 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.98 г. №34н Раздел VIII "Финансовые результаты", счет 96 " Резервы предстоящих расходов"
      Оценочные резервы     Резервы под снижение стоимости материальных ценностей     Резерв под обесценение вложений в ценные бумаги   Резервы сомнительных долгов       Пункт 25 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 г. №44н   Пункт 45 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и п. 3.5 Порядка отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами, утвержденного Приказом Минфина России от 15.01.97 г. № 2   Пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации   Раздел II "Производственные запасы", счет 14 " Резервы под снижение стоимости материальных ценностей   Раздел V "Денежные средства", счет 59 " Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги"     Раздел VI "Расчеты", счет 63 " Резервы по сомнительным долгам"

Учет финансовых вложений.

Учет финансовых вложений ведется организациями на счете 58 "Финансовые вложения" по видам, срочности, объектам вложений. Организация для учета операций на счете 58 "Финансовые вложения" может открыть следующие субсчета:

58-1 "Паи и акции";

58-2 "Долговые ценные бумаги";

58-3 "Предоставленные займы";

58-4 "Вклады по договору простого товарищества".

При необходимости организация может открыть на счете 58 для учета иных видов финансовых вложений другие субсчета.

Классификация финансовых вложений производится по разным признакам:

  1. По назначению:
    • Приобретенные с целью получения дохода по ним
    • Приобретенные для целей перепродажи
  2. В зависимости от срока, на который приобретены
    • Долгосрочные (более 1 года)
    • Краткосрочные
  3. По связи с уставным капиталом
    • Финансовые вложения с целью образования уставного капитала
    • Вложения в долговые ценные бумаги

Согласно ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение условий:

  • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;
  • переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, неплатежеспособности должника, ликвидности и др.);
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста стоимости.

Виды финансовых вложений представлены в таблице:

К финансовым вложениям относятся: К финансовым вложениям не относятся:
  1. государственные и муниципальные ценные бумаги,
  2. ценные бумаги других организаций, в т.ч. облигации, векселя;
  3. вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в т.ч. дочерних и зависимых хозяйственных обществ);
  4. предоставленные другим организациям займы,
  5. депозитные вклады в кредитных организациях,
  6. дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.
В составе финансовых вложений учитываются также вклады организации-товарища по договору простого товарищества.
  1. собственные акции, выкупленные у акционеров;
  2. векселя, выданные организацией-векселедателем организации-продавцу при расчетах за продукцию, работы, услуги;
  3. вложения в недвижимое и иное имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемые за плату во временное пользование с целью получения дохода;
  4. драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности.
Активы, имеющие материально-вещественную форму, такие как основные средства, материально-производственные запасы, а также нематериальные активы не являются финансовыми вложениями.

Пример.

ООО "Успех" приобретает за счет собственных средств финансовые вложения в виде 10 акций ОАО "Русь" через посредника. Стоимость акций 15 000 руб., комиссионное вознаграждение посредника 480 руб., в т.ч. НДС (18%) 73 рубля. Имеется счет-фактура фирмы ООО "Брокер" на оказание консультационных услуг в сумме 150 руб., в том числе НДС 18% - 23 руб. Приобретенные акции приняты на учет ООО "Успех" по первоначальной стоимости, момент приобретения ценных бумаг совпадает с моментом перехода права собственности, оплата приобретенных финансовых вложений и консультационных услуг произведена с расчетного счета.

В бухгалтерском учете ООО "Успех" производятся следующие записи:

Д 58.1 К 76 - 15 000 руб. - получено право собственности на приобретенные акции,

Д 58.1 К 76 - 407 руб. - начислено комиссионное вознаграждение посредника,

Д 19 К 76 - 73 руб. - начислен НДС по услугам посредника,

Д 58-1 К 76 - 125 руб. - начислена стоимость консультационных услуг,

Д 19 К 76 - 23 руб. - начислен НДС по консультационным услугам.

Таким образом, на счете 58-1 собирается первоначальная стоимость финансовых вложений 15 532 руб. (15 000 + 407 + 125).

Д 76 К 51 – 15 630 руб. - перечислены денежные средства в оплату приобретенных акций.

53. Принципы построения, виды и содержание бухгалтерской отчетности.

Понятие бухгалтерской отчетности дано в главе 3 Федерального Закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 года за № 129-ФЗ, где сказано, что бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты её деятельности за отчетный период.

Кроме бухгалтерской отчетности предприятие составляет оперативную отчетность по данным оперативного учета. На основании оперативной отчетности, составленной за смену, сутки, день и т.д. руководитель предприятия принимает оперативные решения, не дожидаясь конца месяца.

Существует статистическая отчетность о явлениях социально-культурной и общественной жизни, о выполнении народно-хозяйственных планов.

Все виды отчетности тесно взаимосвязаны.

При составлении бухгалтерской отчетности используются такие понятия:

Отчетный период – период, за который организация должна составлять отчетность.

Отчетная дата – дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Для правильного изучения и применения бухгалтерская отчетность группируется по следующим признакам:

1. по периодичности составления;

2. по степени обобщения отчетных данных.

По периодичности составления отчетностьбывает:

1. промежуточная (периодическая):

· месячная;

· квартальная;

· полугодовая;

· отчетность за 9 месяцев.

2. годовая.

При составлении бухгалтерской отчетности отчетной датой является последний календарный день отчетного периода. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

1-ым отчетным годом для вновь созданных организаций является период с даты их регистрации по 31 декабря соответствующего года. Для организаций, созданных после 31 октября – по 31 декабря следующего года.

Бухгалтерская отчетность является открытой для заинтересованных пользователей, которые могут знакомиться с ней и получать копии.

Годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета №34-Н.

Например, в соответствии с федеральным законом от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и федеральном законе "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ, утверждение бухгалтерского баланса является компетенцией общего собрания участников.

Открытые акционерные общества и другие кредитные учреждения, страховые организации, биржи, инвестиционные фонды обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня следующего за отчетным годом.

Состав промежуточной и годовой отчетности различны.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

· бухгалтерский баланс (форма №1);

· отчет о прибылях и убытках (форма №2).

Годовая бухгалтерская отчетность включает:

· бухгалтерский баланс (форма №1);

· отчет о прибылях и убытках (форма №2);

· отчет об изменении капитала (форма №3);

· отчет о движении денежных средств (форма №4);

· приложение к бухгалтерскому учету (форма №5);

· пояснительную записку;

· аудиторское заключение, которое подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности.

Вместе с тем субъекты малого предпринимательства, которые применяют упрощенную схему налогообложения и не обязанные проводит независимую аудиторскую проверку, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности форму №3, №4 и №5, а также пояснительную записку.

Некоммерческие организации имеют право не предоставлять в составе годовой бухгалтерской отчетности форму №3, №4, №5, но потом им рекомендуется включать в состав отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).

Общественным организациям, не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим оборотов по продаже продукции, работ и услуг, разрешается не представлять промышленную годовую отчетность.

По степени обобщения отчетных данных отчетность бывает:

· первичная;

· сводная.

Первичная отчетность составляет и представляет каждое юридическое лицо самостоятельно.

Сводную отчетность составляет материнская компания по данным, представляемыми организациями, входящими в холдинг.

При формировании показателей бухгалтерской отчетности руководствуются следующими нормативными актами:

1. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ-4/99, утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 года №43-Н;

2. Приказ Минфина РФ от 13 января 2000 года №4-Н, называющийся "О формах бухгалтерской отчетности организации".

Требования, предъявляемые к составлению бухгалтерской отчетности.

Требования сформулированы в ПБУ-4/99 и сводятся к следующему:

1. Бухгалтерская отчетность должна давать полное и достоверное представление об имущественном, финансовом положении организации, а также о финансовых результатах её деятельности.

Приказом Минфина РФ №4-Н утверждены образцы форм бухгалтерской отчетности как промежуточной, так и годовой, и указания об их объеме, о порядке составления и представления. Минфин отказался от утверждения единых типов форм бухгалтерской отчетности. Предприятия могут дополнять или сокращать эти формы, включая или исключая определенные показатели. Но предприятие не в праве изменять принципы построения этих форм, например, разрабатывая форму баланса, предприятие должно соблюдать порядок расположения статей по степени возрастания ликвидности, сохранять коды итоговых строк, коды строк разделов и групп статей баланса в том виде, в котором они приведены в образцах.

2. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов единых групп пользователей перед другими.

Бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и других подразделений, включая выделенные на отдельные балансы. Незаполненные показатели и строки должны быть прочеркнуты. По каждому числовому показателю, кроме отчета, составленного за 1-ый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за 2 года (отчетный и предшествующий отчетному).

3. В бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена сопоставимость данных с показателями за соответствующий период предыдущего года, исходя из изменений учетной политики и нормативных актов по бухгалтерскому учету.

4. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обосновано в случаях их существенности. Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных, составляет не менее 5%.

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним применяются последовательно от одного отчетного периода к другому.

Составление и представление бухгалтерской отчетности производится в тысячах рублей без десятичных знаков. Организациям, которые имеют существенные обороты товаров, обязательств, разрешается представлять бухгалтерскую отчетность в миллионах рублей без десятичных знаков. Субъекты малого предпринимательства, малые организации при незначительной сумме активов представляют отчетность в целых рублях.

Состав годовой бухгалтерской отчетности подтверждается результатами инвентаризации имущества и финансовых результатов в соответствии с методическими указаниями по инвентаризации, утвержденными приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года №49. Формы бухгалтерской отчетности не должны содержать никаких подчисток и помарок, если выявлено искажение отчетных данных самой организацией и контролирующими органами, то их исправление производится в бухгалтерской отчетности того отчетного периода, в котором были обнаружены искажения её данных.

Подписывается бухгалтерская отчетность руководителем и главным бухгалтером и, если у бухгалтера есть удостоверение профессионального бухгалтера, то ставится его номер. Если в организациях учет велся на договорных началах специализированной организацией или специалистом, то отчетность подписывается руководителем специализированной организации или специалистом.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в отдельной папке и должна быть составлена в валюте РФ.

В отчетности не допускается зачет между статьями актива и пассива, статьями прибылей и убытков. Бухгалтерский баланс содержит показатели в НЕТТО оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин. Это значит, что основные средства и нематериальные активы отражаются в балансе по остаточной стоимости.

При составлении отчетности должны быть выполнены требования по раскрытию информации об изменениях в учетной политике в организации, которые оказали влияние на финансовое положение и эти изменения должны быть оценены и раскрыты в пояснительной записке.

При отражении данных в бухгалтерской отчетности если показатель должен вычитаться из соответствующих показателей при исчислении итогов или имеет отрицательное значение, то он должен записываться в круглых скобках (например, непокрытый убыток).

При составлении отчетности в случае выявления организацией неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года, исправления производятся записями по соответствующим статьям бухгалтерской отчетности в том же месяце отчетного периода, когда искажения выявлены. При выявлении же неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его окончания, но за который бухгалтерская отчетность не утверждена, исправления производятся записями декабря этого года. В случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерской отчетности в прошлом году, исправления в бухгалтерской отчетности после утверждения бухгалтерской отчетности не вносятся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.046 с.)