Этапы расчета стандартизованных показателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы расчета стандартизованных показателей



I этап. Расчет общих и частных интенсивных показателей:

общих - по совокупностям в целом;

частных - по признаку различия (полу, возрасту, стажу работы и т.д.).

II этап. Определение стандарта, т.е. выбор одинакового численного состава среды по данному признаку (по возрасту, полу и т.д.) для сравниваемых совокупностей. Как правило, за стандарт

принимается сумма или полусумма численностей составов соответствующих групп. В то же время стандартом может стать состав любой из сравниваемых совокупностей, а также состав по аналогичному признаку какой-либо другой совокупности. Например, при сравнении летальности в конкретной больнице по двум отделениям скорой помощи за стандарт может быть выбран состав больных любой другой больницы скорой помощи. Таким образом, так или иначе, уравниваются условия среды, что дает возможность провести расчеты новых чисел явления, называемых «ожидаемыми величинами».

III этап. Вычисление ожидаемых абсолютных величин явления в группах стандарта на основе групповых интенсивных показателей, рассчитанных на I этапе. Итоговые числа по сравниваемым совокупностям являются суммой ожидаемых величин в группах.

IV этап. Вычисление стандартизованных показателей для сравниваемых совокупностей, используя итоговые ожидаемые величины в группах и новую среду-стандарт.

V этап. Сопоставление соотношений стандартизованных и интенсивных показателей, формулировка вывода.

ЗАДАЧА-ЭТАЛОН

Задание. Используя метод стандартизации при сравнении уровней летальности в больницах А. и Б., сделайте соответствующие выводы.

Возраст больных (в годах) Больница А. Больница Б.
Число выбывших больных из них умерло Число выбывших больных из них умерло
До 40        
От 40 до 59        
От 60 и старше        
Всего:        

Этапы расчета стандартизованных показателей

I этап. Сначала определяют общие показатели летальности в больницах А. и Б.

Больница А.: 80*100/2000=4 на 100 выбывших больных;

Больница Б.: 76*100/2000=3,8 на 100 выбывших больных.

Затем находят показатели летальности в зависимости от возраста больных (частные показатели). Например, в больнице А. у больных в возрасте до 40 лет летальность составляет

12*100/600=2%,

а в больнице Б., соответственно, 42*100/1400=3%. Аналогично проводят расчеты и в других возрастных группах (см. сводную таблицу - I этап).

II этап. За стандарт принимают сумму выбывших больных по каждой возрастной группе в обеих больницах.

Возраст больных (в годах) Число больных в больницах А и Б Стандарт
До 40 600+1400  
От 40 до 59 200+200  
От 60 и старше 1200+400  
Всего: 2000+2000  

 

III этап. Определяют ожидаемое число умерших в стандарте по каждой возрастной группе в больницах А. и Б., с учетом соответствующих показателей летальности:

Возраст до 40 лет:

Больница А. 100 — 2

2000 — Х Х = 2. 2000/100 = 40

Больница Б. 100 — 3

2000 — Х Х = 3. 2000/100 = 60

Возраст от 40 до 59 лет:

Больница А. 100 — 4

400 — Х Х = 4. 400/100 = 16

Больница Б. 100 — 5

400 — Х Х = 5. 400/100 = 20

Возраст 60 лет и старше:

Больница А. 100 — 5

1600 — Х Х = 5. 1600/100 = 80

Больница Б. 100 — 6

1600 — Х Х = 6. 1600/100 = 96

Находят сумму ожидаемых чисел умерших в стандарте в больнице А. (40 + 16 + 80 = 136) и больнице Б. (60 + 20 + 96 = 176).

 

IV этап. Определяют общие стандартизованные показатели травматизма в больницах А. и Б.

Больница А. 136*100/4000=3,4 на 100 выбывших больных;

Больница Б. 176*100/4000=4,4 на 100 выбывших больных.

Результаты поэтапного расчета стандартизованных показателей летальности оформляют в виде таблицы:

Возраст больных (в годах) Больница A. Больница Б. I этап II этап III этап
Выбыло больных Из них умерло Выбыло больных Из них умерло Летальность на 100 выбывших больных Стандарт (сумма составов больных обеих больниц) Ожидаемое число умерших в стандарте
б-ца А. б-ца Б. б-ца А. б-ца Б.
До 40                  
От 40 до 59                  
60 и старше                  
Всего:         4,0 3,8      
IV этап. Определение стандартизированных показателей   3,4 4,4

 

V этап. Сопоставление соотношения интенсивных и стандартных показателей летальности в больницах А. и Б.

Показатели Больница А. Больница Б. Соотношение А. и Б.
Интенсивные 4,0 3,8 А>Б
Стандартизованные 3,4 4,4 А<Б

Выводы:

1. Уровень летальности в больнице А. выше, чем в больнице Б.

2. Однако если бы возрастной состав выбывших больных в этих больницах был одинаков, то летальность была бы выше в больнице Б.

3. Следовательно, на различия в уровнях летальности (в частности, на «завышение» ее в больнице А. и «занижение» в больнице Б.) оказала влияние неоднородность возрастного состава больных, а именно, преобладание в больнице А. пожилых пациентов (60 лет и более) с относительно высоким показателем летальности, и на оборот, в больнице Б. - больных в возрасте до 40 лет, имеющих низкие показатели летальности

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1

При изучении летальности в детских инфекционных больницах № 1 и № 2 были получены следующие данные:

Показатели Больница №1 Больница №2
Интенсивные 3,0% 5,0%
Стандартизованные 4,5% 2,5%

 

Состав госпитализированных больных отличался по срокам госпитализации от начала заболевания.

1. С какой целью в данной ситуации был применен метод стандартизации?

2. В какой из больниц летальность выше?

3. Почему в указанной вами больнице летальность выше?

Задача 2

При анализе перинатальной смертности в районах А. и Б. получены стандартизованные показатели 15% и 18% соответственно.

1. Можно ли по представленным данным сравнить показатели перинатальной смертности в двух районах?

2. Обоснуйте свой ответ.

Задача 3

В двух цехах (№ 1 и № 2) были изучены уровни травматизма. В первом цехе уровень травматизма выше, чем во втором.

1. Можно ли по представленным условиям в задаче сравнить показатели травматизма в цехах?

2. Нужны ли дополнительные сведения для вывода, если состав работающих в цехах различается по стажу работы (в годах)?

3. Обоснуйте свой ответ.

Задача 4

При изучении заболеваемости населения двух районов города гепатитом В были получены следующие показатели: в районе А. - 3,5%, в районе Б. - 1,8%.

Для суждения о влиянии уровня вакцинации на показатель заболеваемости врач счел необходимым использовать метод стандартизации.

1. Какой этап метода стандартизации позволит врачу поставить два района в равные условия по охвату вакцинацией?

2. Можно ли на этом этапе сделать окончательный вывод о различиях в показателях заболеваемости населения в двух районах и влияющем на эти различия факторе?

Задача 5

При оценке частоты рецидивов ревматизма среди больных, отличающихся по регулярности диспансерного наблюдения, в двух отделениях поликлиники были получены следующие результаты.

Показатели Отделение №1 Отделение №2
Интенсивные 1,2% 5,0%
Стандартизованные 4,0% 2,5%

 

Сделайте соответствующие выводы.

1. С какой целью в данной ситуации был применен метод стандартизации?

2. В каком из отделений частота рецидивов ревматизма выше?

3. Почему в указанном вами отделении частота рецидивов ревматизма выше?

Статистические гипотезы в медико-биологических исследованиях.

Важное место в медицинских исследованиях занимает сравнение показателей состояния организма в норме и при патологии, до лечения и после лечения или при применении различных методов лечения. Другими словами, теория проверки статистических гипотез является основным инструментом доказательной, а не интуитивной медицины.

Одна из часто встречающихся на практике задач, связанных с применением статистических методов, состоит в решении вопроса о том, должно ли на основании данной выборки будет принято или, напротив, отвергнуто некоторое предположение (гипотеза) относительно генеральной совокупности.

Например, новое лекарство испытано на определенном числе людей. Можно ли сделать по данным результатам лечения обоснованный вывод о том, что новое лекарство более эффективно, чем применявшиеся ранее методы лечения?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Процедура сопоставления высказанного предположения (гипотезы) с выборочными данными называется проверкой гипотез.

Задачи статистической проверки гипотез ставятся в следующем виде:

· Относительно некоторой генеральной совокупности высказывается та или иная гипотеза Н0.

· Из этой генеральной совокупности извлекается выборка.

· Требуется указать правило, при помощи которого можно было бы по выборке решить вопрос

о том, следует ли отклонить гипотезу Н0 или принять ее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 942; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.87.69 (0.019 с.)