Характеристика этапов развития клиринга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика этапов развития клиринга



Банковское дело является наиболее распространенной областью применения клиринга. Первые клиринговые центры с участием банков возникли в Англии еще в XVIII веке. В России клиринг в виде расчетных палат при учреждениях Государственного банка был организован в 1 898 году, а перед первой мировой войной в стране функционировало 45 клиринговых палат.

В советский период использовались различные формы централизованных и местных взаимозачетов, в том числе на базе учреждений Госбанка СССР. Расчеты посредством клиринга в Советской России стали применяться с 1931 года, когда при Московской конторе Госбанка СССР было организовано первое бюро взаимных расчетов (БВР). Участниками БВР являлись организации, объединенные по отраслевому и территориальному признакам. БВР создавались при филиале Госбанка, который вел учет долгов.

Стремление к развитию систем зачетов привело к постепенному вовлечению в состав бюро взаимных расчетов иногородних участников, в связи с чем наряду с местными бюро появились и центральные (ЦБВР), со временем количество таких бюро все возрастало. Однако в организации клиринга стали проявляться серьезные недостатки. Они были связаны, прежде всего, с необходимостью представлять документы о долгах в центры, отдаленные от участников зачета. При отсутствии средств быстрой передачи данных расчеты через БВР стали тормозить внутрихозяйственный оборот.

Практика диктовала необходимость выработки таких систем зачетов, которые были бы максимально приближены к участникам. В 1955 году начинают внедряться так называемые децентрализованные зачеты. Однако организация зачетов сложилась так, что большая часть долговых требований погашалась за счет кредита, поэтому к началу 60-х годов начался процесс свертывания системы зачетов. Полностью система зачетов была ликвидирована в промышленности в 1974 году. Затем вопрос о расчетах между банками путем зачета взаимных требований и обязательств не рассматривался в России до 1992 года.

Однако необходимость создания механизма платежей, альтернативного системе Центробанка, обусловила начало работы по практической организации клиринговых расчетов между банками, которая уже несколько лет ведется рядом кредитных организаций, главным образом, в Москве.

В 1992 году Банк России совместно с группой коммерческих банков провел исследование возможностей организации межбанковского клиринга в условиях двухуровневой банковской системы. С этой целью при Департаменте информатизации Банка России была создана рабочая группа по клирингу. В результате в феврале 1993 года Департамент информатизации утвердил два документа, давших негосударственным клиринговым структурам официальное право на существование:

- Временное положение о клиринговом учреждении.

-Временное положение о порядке выдачи лицензий клиринговым учреждениям.

В 1993 г. четыре организации: Межбанковский финансовый дом - МФД, Московский клиринговый центр - МКЦ, Банковские информационные технологии - БИТ (г.Т ула) и Финансовая группа Урала - ФГУ получили первые лицензии на проведение клиринговых операций. В настоящее время получили постоянную лицензию в качестве небанковской кредитной организации семь клиринговых учреждений.

До недавнего времени клиринговые расчетные палаты были замкнуты только на свои регионы и их возможностями не могли пользоваться банки-участники из других областей России. Ситуация изменилась после установления корреспондентских отношений между Межбанковским расчетным центром "Международная расчетная палата" (МРП) со всеми клиринговыми расчетными палатами России, что позволяет оперативно проводить платежи не только из регионов в Москву и обратно, но и между клиентами двух разных расчетных палат.

В ряде случаев МРП использует межрегиональную электронную платежную систему Банка России, что позволяет оперативно вести электронные расчеты с регионами, не имеющими клиринговых центров.

Различные эксперименты в области развития клиринговых технологий проводил в 1993-1999 годах московский Межбанковский финансовый дом (МФД). К основным клиринговым схемам, которые реализованы МФД можно отнести двусторонний взаимозачет без централизованного контроля за величиной открытых позиций с самостоятельным подкреплением корреспондентских счетов, двусторонний взаимозачет с централизованным контролем за величиной открытых позиции, двусторонний взаимозачет с депонированием обеспечения в клиринговом центре, многосторонний взаимозачет с предварительным депонированием денежных средств на счетах участников в клиринговом учреждении, многосторонний взаимозачет без предварительного депонирования денежных средств на счетах участников в клиринговом учреждении.

В качестве целей построения таких клиринговых схем МФД ставил уменьшение потребности в величине остатков на счетах участников без снижения объемов проводимых платежей, а также организацию централизованного электронного документооборота.

Достаточно высокий уровень развития клиринговых технологий представлен в программном обеспечении небанковской кредитной организации "Объединенная расчетная система" (НКО ОРС), которая была создана в октябре 1999г. как расчетная организация платежной системы СТБ-КАРТ. Помимо предоставления процессинговых услуг и выполнения функций расчетного агента для банков-участников расчетов по платежным картам, аппаратно-программный комплекс НКО "ОРС" позволяет осуществлять межрегиональные валовые расчеты в режиме реального времени.. Важной особенностью организации межбанковских расчетов через НКО "ОРС" является наличие единого информационного пространства между банками-участниками расчетов, что позволяет не только осуществлять межбанковские переводы в режиме реального времени, но и производить автоматическую квитовку межбанковских оборотов по корреспондентским счетам банков, открытым в НКО "ОРС", в основе которой лежат клиринговые технологии.

Нельзя не отметить, что развитию клиринга способствовало создание Банком России правовой основы электронного документооборота и правомочности оформления платежных документов электронной цифровой подписью.

Среди зарубежных клиринговых палат наибольшую известность получила CHIPS (The Clearing House Interbank Payment System, США), объединяющая) сегодня более 115 крупнейших банков, филиалов и отделений иностранных банков, расположенных в Нью-Йорке, имеющая оборот более 1,1 триллиона долларов в день. Здесь уместно отметить для сравнения, что платежная система Fedwire Федеральной Резервной Системы США имеет оборот порядка 841 миллиарда долларов в день, обслуживая при этом более II тысяч банков США через 12 Федеральных Резервных Банков, расположенных в разных частях страны. Широкое распространение клиринговые палаты получили не только в Западной, но и в странах Восточной Европы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.007 с.)