Организационная структура бр – единая вертикальная система управления ЦБ РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационная структура бр – единая вертикальная система управления ЦБ РФ.



Недостатки расчетов по межбанковским корреспондентским счетам

Среди недостатков расчетов по межбанковскими корреспондентским счетам можно выделить следующие факторы:

- разветвленная система обусловливает расспыление денежных средств по многочисленным банкам-корреспондентам. Расчетные операции носят локальный характер, проводятся одним банком по поручению и за счет другого, поэтому, к примеру, для корреспондентских отношений с тысячью банков нужно открыть тысячу счетов. Для среднего банка это неприемлемо. К тому же управление средствами ведет к необходимости ограничивать общее количество корсчетов.

-расчеты по межбанковским корсчетам менее поддаются контролю со стороны центрального банка, а значит, и более подвержены риску. Партнерство между банками в процессе корреспондентских отношений связано с рисками финансовой надежности контрагентов и требует квалифицированного анализа результатов их деятельности.

-согласно Федеральному закону "О банках и банковской деятельности" коммерческий банк должен ежемесячно сообщать в Банк России о вновь открытых корсчетах на территории РФ и за рубежом.

Важно отметить, что указанные недостатки отсутствуют при открытии счетов в подразделениях центрального банка, располагающего сетью корсчетов со всеми коммерческими банками и надежность которого, по сути, не ограничена.

В целом же система расчетов через взаимные корсчета банков менее эффективна по сравнению с глобальной валовой системой на базе РКЦ в связи с разрозненностью корсчетов и слабым взаимодействием между основными банками (банками, имеющими межбанковские расчетные центры). Корреспондентские банковские связи, действуя параллельно с последней не дополняя ее, вносят свой вклад в повышение эффективности российской платежной системы.

Практически все банки, осуществляющие расчеты при прямых корреспондентских отношениях с другими банками, проводят их с электронным исполнением платежей преимущественно на валовой основе.

Каждая из сторон корреспондентских отношений самостоятельно осуществляет учет операций, проводимых по корсчету, на основе име­ющихся у нее данных. Ежемесячно банк-корреспондент подтверждает остаток по счету.

Системы коммуникаций межбанковских расчетов

В результате бурного развития в области банковских технологий банкам предоставлены широкие возможности в выборе систем организации платежного оборота.

В данном параграфе показаны особенности систем организации платежного оборота, получивших наибольшее распространение в среди отечественных кредитных организаций и активно используемые банком в процессе своей экономической деятельности. Некоторые из рассмотренных систем получили широкое распространение и за пределами РФ.

Обмен с РКЦ (на примере R -макета)

Как уже упоминалось ранее, Банком России регламентирован формат электронного документооборота. В частности, он осуществляется с помощью программы КОНВА, все сообщения в которой (выписки по корреспондентским счетам, сами платежные документы и т.д.) передаются посредством так называемого R -макета.

Система SWIFT

Краткие сведения о SWIFT

SWIFT - это организация, находящаяся в собственности представителей финансового сообщества, которая на протяжении уже более чем четверти века играет решающую роль в обеспечении непрерывной деятельности и целостности всемирной системы финансовых сообщений.

SWIFT представляет услуги по надежной и безопасной системе передачи сообщений более чем 7000 финансовым организациям из почти 200 стран, ежедневно обрабатывая порядка 7 млн. сообщений. В подразделениях SWIFT занято более 1600 сотрудников.

SWIFT связывает между собой банки, фондовые биржи, платежные системы, клиринговые системы, расчетные системы и т.д.

Основные преимущества использования SWIFT заключаются в следующем:

- Экономичность. Открытый стандарт, обеспечивающий возможности автоматизации и сквозной обработки, широкие масштабы применения при низких тратах;

- Снижение рисков.

Безопасность сети за счет механизма аутентификации, защиты от несакционирования доступа, разделения трафика и шифрования;

- Непрерывность функционирования.

Обеспечение 100% бесперебойной доступности для использования, SWIFT работает 24 часа в сутки.

Система управления SWIFT

SWIFT является кооперативным сообществом, действующим в соответствии с законодательством Бельгии. Совет директоров SWIFT, состоящий из 25 членов, осуществляет надзор и текущее управление деятельностью компании.

Многонациональный состав акционеров позволяет SWIFT использовать в организации своей системы управления опыт различных стран. При Совете директоров действуют шесть комитетов, которым делегированы права: по аудиту и финансам, по банковским и платежным операциям, по технологиям и продуктам.

3.7. Перспективы развития и пути совершенствования корреспондентских отношений

Придавая особое значение корреспондентским отношениям, крупные банки создают специализированные подразделения для контроля за их ведением и дальнейшим совершенствованием в целях достижения такого уровня их развития, при котором корреспондентские отношения охватывали бы все аспекты банковского бизнеса и способствовали бы росту прибыли. Важнейшим условием эффективной деятельности этих подразделений является их оперативное взаимодействие с отделами и управлениями банков, занимающимися международными расчетами, валютными неторговыми операциями и дилингом, а также доступ к международной финансовой информации. Принципом корреспондентских отношений становится в первую очередь предоставление друг другу возможности проведения прибыльных операций. Кроме того, на базе корреспондентских отношений расширяется круг предоставляемых услуг, включая, например, обучение персонала своих корреспондентов, помощь в организации представительств, информационное обеспечение и т.п. В целях укрепления сотрудничества многие подобные услуги могут оказываться бесплатно.

Для банков в условиях колебания процентных ставок и валютных курсов является необходимостью рациональное использование средств на корреспондентских счетах путем тщательного регулирования остатков на своих счетах у других банков, с одной стороны, и максимально выгодного использования средств на счетах своих корреспондентов у себя, с другой стороны.

Используя достижения научно-технического прогресса, крупнейшие банки стали создавать различные автоматизированные системы для получения оперативной информации об операциях по счетам и управления ими в рамках корреспондентских связей. Такие системы используются, например, контрагентами и клиентами " First Bank of London " (MYSIS), " Bankers Trust Co." (Cash Connector), "Morgan Guarantee Trust Co." (M.A.R.S.) "Bank of America" (BAMTRAC), "Chemical Bank" (Chemlink) и ряда других других банков различных стран. Ряд европейских и российских банков также приступил к созданию и внедрению подобных автоматизированных систем.

Помимо подробно рассмотренных выше систем SWIFT и TELEX в банковских кругах получили широкое признание система " Reuters ", дающая оперативную информацию о состоянии дел на международных биржах и о курсах валют. Также в настоящее время на одну из лидирующих ролей претендует всемирная компьютерная сеть (WWW - World Wide Web) Internet, также дающая широчайший спектр возможностей для обмена информацией и получением необходимых данных.

Некоторые банки, в том числе из средних, стали специализироваться на переводе средств между своей клиентурой и банками-корреспондентами. Примером может служить французский банк " l Europeenne de Banque ", который, являясь членом организации SWIFT, принял на себя переводное обслуживание международных операций ряда французских и итальянских банков и фирм.

Широкое внедрение компьютерных систем в банковскую практику диктуется также и тем, что конкуренция у банков, ведущих корреспондентские счета, во многом основывается на том, насколько оперативной и полной является предоставляемая информация, которая в современных условиях стала товаром на рынке банковских услуг и используется для достижения оптимальных условий ведения счетов.

Проблема остатков на счетах тесно связана с вопросом стоимости банковских услуг, предоставляемых корреспондентам. Обычно эти остатки (может быть оговорен минимальный беспроцентный остаток) размещаются банком, ведущим счет, на рынке для покрытия операционных расходов и получения прибыли. В условиях невысоких процентных ставок имеет место определенная взаимовыгодность отношений: один банк получает средства, которые мог бы использовать с выгодой для себя, другой - услуги своего корреспондента, стоимость которых была приемлемой для банков и которую можно было снижать за счет увеличения объема операций по счету. Однако в период резкого повышения процентных ставок в середине 80-х годов поддержание беспроцентных остатков стало невыгодным для банков и начался отток средств с корреспондентских счетов.

В результате банки стали пересматривать основу построения доходности своих операций по корреспондентским счетам, дополнив ее комиссиями. Несмотря на последовавшее понижение ставок на рынке, тенденция к переводу операций по корреспондентским счетам на комиссионную основу сохраняется.

Комиссии обладают теми преимуществами, что они уплачиваются сразу, имеют стабильный характер и не подвержены изменениям под влиянием колебаний ставок и валютных курсов. У некоторых банков на базе комиссий проводится 80 - 90 % операций по корреспондентским счетам. Комиссионную основу все более широко используют также банки Голландии, Швеции, Бельгии, Великобритании и России. Следует, однако, отметить, что ряд банков ФРГ и Швейцарии все еще использует в основном систему минимальных остатков и только 30 % их стали применять комиссии.

Большое значение в современных условиях приобретает, с одной стороны, повышение эффективности использования собственной филиальной сети из отделений, представительств, агентств и дочерних учреждений (например, английский Midland Bank располагает сетью из более чем 200 таких учреждений) и, с другой стороны, оптимизация корреспондентской сети. Подразделения, ответственные за корреспондентские отношения, должны постоянно следить за целесообразностью поддержания отношений с тем или иным корреспондентом и не допускать неплатежей и овердрафтов, если последние не предусмотрены корреспондентскими соглашениями, наличием достаточного количества счетов в различных валютах (это позволяет избежать расходов, связанных с конверсией валют и курсовыми разницами, при условии отсутствия комиссии за ведения счета и достаточного объёма операций), оптимальным распределении средств между счетами в разных банках одной страны.

Таким образом, основными направлениями работы по совершенствованию корреспондентских отношений с банками являются: выделение в организационной структуре банков специальных подразделений занимающихся непосредственно корреспондентскими отношениями, широкое внедрение средств автоматизации и компьютеризации, контроль за рациональным использованием средств на корреспондентских счетах, оптимизация корреспондентской сети за границей и внутри страны.

Классификация клиринга

Клиринг можно классифицировать по различным критериям. В зависимости от состава участников, разделяют на: -д вухсторонний клиринг; -многосторонний клиринг.

Когда два банка имеют большие объемы взаимных платежей, клиринг и урегулирование межбанковских расчетов часто осуществляются на основе двустороннего соглашения: банки договариваются о взаимозачете посланных и полученных платежных поручений (расчете чистой суммы) и об осуществлении в определенное время взаимных расчетов по чистой стоимости платежей. Этот процесс носит название двустороннего взаимозачета

Если в системе взаимозачета участвуют три банка и более, то этот процесс называется многосторонним взаимозачетом.

В настоящее время в Российской Федерации используются различные виды клиринга. Наиболее полно классификация клиринговой деятельности приведена в Положении о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации.

Порядок осуществления клиринговой деятельности различается по способу зачета и исполнения обязательств по сделкам с ценными бумагами, по порядку зачисления на торговые счета ценных бумаг и денежных средств, необходимых для исполнения сделок, по виду сделок, по которым осуществляется клиринг.

По способу зачета и исполнения обязательств по сделкам с ценными бумагами выделяют:

- простой клиринг;

- многосторонний клиринг;

- централизованный клиринг.

Простой клиринг - порядок осуществления клиринговой деятельности, при котором контроль наличия на счетах участников клиринга необходимого количества ценных бумаг и денежных средств и расчеты по ним между участниками клиринга осуществляются по каждой совершенной сделке.

Многосторонний клиринг в определении ФСФР - порядок осуществления клиринговой деятельности, при котором операции по сделкам клирингового пула производятся между участниками клиринга по итогам неттинга по всем совершенным, подтвержденным и обеспеченным необходимым количеством ценных бумаг и денежных сре дств сд елкам. При этом под клиринговым пулом понимается совокупность сделок с ценными бумагами, совершенных участниками клиринга, по которым на данный день наступил срок исполнения обязательств.

В соответствии с Положением о клиринговой деятельности ФСФР неттинг - процедура зачета встречных однородных требований по сделкам с ценными бумагами клирингового пула.

Централизованный клиринг - порядок осуществления клиринговой деятельности, при котором клиринговая организация становится стороной по сделкам, совершенным участниками клиринга, принимая все обязательства и приобретая все права участников клиринга по сделкам. Расчеты производятся по итогам неттинга между участниками клиринга и клиринговой организацией через счета клиринговой организации в расчетном депозитарии и расчетной организации.

По порядку зачисления на торговые счета ценных бумаг и денежных средств, необходимых для исполнения сделок выделяют следующие виды порядка осуществления клиринговой деятельности:

- с полным обеспечением; - с частичным обеспечением;

- без предварительного обеспечения.

Если используется порядок осуществления клиринговой деятельности с полным обеспечением (депонированием), участники клиринга имеют право совершать сделки только в пределах количества ценных бумаг и денежных средств, зачисленных ими до начала торгов на торговые счета; при частичном обеспечении участники клиринга имеют право совершать сделки в определенных пределах (лимитах), величина которых зависит от объема (оценочной стоимости, устанавливаемой клиринговой организацией) ценных бумаг и денежных средств, переведенных ими до начала торгов на торговые счета.

Осуществление клиринговой деятельности без предварительного обеспечения характеризуется более высоким уровнем риска, так как в этом случае участники клиринга имеют право совершать сделки без предварительного зачисления на свои торговые счета ценных бумаг и денежных средств.

Клиринг различается также по видам сделок. В частности, на биржевом рынке ценных бумаг выделяют клиринг по срочным сделкам, а также по прочим сделкам с ценными бумагами.

В зависимости от периодичности проведения клиринг может быть:

. разовым (проводится периодически по мере накопления дебиторско-кредиторской задолженности);

. постоянно действующим (осуществляется периодически независимо от состояния требований и обязательств участников клиринга).

Наиболее эффективным считается многосторонний (три и более участника) постоянно действующий клиринг.

Существует так называемый "локальный" клиринг: осуществление взаиморасчетов между конкретными организациями (субъектами хозяйствования) посредством использования собственных схем зачета на основе тех или иных платежных инструментов и институтов. Хозяйственный клиринг обычно строиться на основе использования квазиденежных инструментов, таких как разнообразные формы векселей.

Существует также международный клиринг, представляющий собой систему безналичных расчетов между странами на основе международных платежных соглашений (клиринговые соглашения, валютный клиринг). В этом случае погашение сальдо расчетов может быть предусмотрено товарными поставками (клиринг с неконвертируемым сальдо) либо путем платежей в золоте или указанной в соглашении свободно конвертируемой валюте. Необходимость в международном клиринге существует прежде всего у государств, национальные валюты которых являются неконвертируемыми, а резервы свободно конвертируемых валют и золота ограничены. Банковский клиринг включает в себя:

- клиринг, осуществляемый посредством учреждений ЦБ РФ;

- межбанковский клиринг, основанный на системе корреспондентских отношений;

- внутрибанковский клиринг;

- межфилиальный клиринг.

Межбанковский клиринг, в свою очередь, - это система безналичных расчетов между банками путем зачета взаимных денежных требований юридических лиц. Право на его осуществление предоставляется по специальному дополнению к лицензии, выдаваемой Банком России расчетной небанковской кредитной организации (НКО).

Другой разновидностью банковского клиринга является межфилиальный (внутрибанковский) клиринг - взаимозачет между филиалами и отделениями крупного банка.

В основу проведения клиринговых операций положены две возможные модели. Согласно первой модели клиринг осуществляется без депонирования средств на счетах участников расчетов. По второй модели клиринг производится с предварительным депонированием средств на счетах участников. Из четырех клиринговых организаций, первыми получивших лицензии, только МФД работал по первой модели, представляющей собой чистый (классический) клиринг. Каждому участнику открывался лицевой счет (транзитный счет-позиция), существовавший только для учета обязательств. На основании поступивших и обработанных документов велся учет взаимных обязательств банков - участников системы, затем рассчитывалось итоговое сальдо, которое передавалось на основные корреспондентские счета банков - участников в расчетно-кассовых центрах. Окончательный расчет в этом случае осуществлял Центральный банк Российской Федерации.

В настоящее время все клиринговые учреждения, получившие постоянную лицензию, работают по второй модели. Расчеты через них осуществляют около 900 кредитных организаций, их филиалов и юридических лиц.

Согласно этой модели на начало операционного дня все участники должны иметь средства на счетах в клиринговом учреждении в необходимом для клиринга объеме. Расчетные операции производятся в пределах кредитового остатка на счете участника. Участникам расчетов может предоставляться внутридневной овердрафт, а также кредит из средств резервного фонда (ОФПЛ). Цели, порядок создания и управления средствами фонда содержится в Положении Банка России от 18.12.95 “ О порядке формирования и использования клиринговым учреждением объединенного фонда поддержания ликвидности”. Создание таких фондов связано с повышением устойчивости расчетов между участниками клирингового учреждения и предотвращением системных рисков, а также направлено на частичное преодоление недостатков, связанных с проведением расчетов только в пределах депонированных средств.

Организационная структура БР – единая вертикальная система управления ЦБ РФ.

Территориальное учреждение Центрального банка - обособленное подразделение Банка России, осуществляющее часть его функций на территории субъекта Российской Федерации. Теручреждения входят в единую централизованную структуру ЦБ и не являются самостоятельными юридическими лицами. Они не могут принимать нормативные акты, а также давать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства.

Деятельность территориальных учреждений регулируется положением ЦБ РФ от 29 июля 1998 года № 46-П «О территориальных учреждениях Банка России»;.

Теручреждение Банка России наделяется следующими полномочиями:

1) в области денежно-кредитного регулирования:

§ заключает кредитные договоры, рефинансирует банки;

§ контролирует выполнение кредитными организациями обязательных резервных требований и производит их регулирование, проводит проверки, применяет меры воздействия за нарушение установленного порядка депонирования;

§ по решению кредитного комитета Банка России организует работу по приобретению государственных долговых обязательств и контролирует своевременное их погашение;

§ осуществляет прием средств в депозит Банка России;

§ взаимодействует с кредитными организациями региона, а также с их ассоциациями и союзами, разъясняет им порядок применения нормативных актов ЦБ, рассматривает предложения и запросы кредитных организаций по вопросам денежно-кредитного регулирования;

2) в сфере организации денежного обращения и расчетов:

§ прогнозирует, организует и регулирует денежное обращение в регионе;

§ организует межбанковские расчеты, а также кассовое обслуживание кредитных организаций, осуществляет контроль за соблюдением ими установленного порядка ведения кассовых операций;

§ контролирует качество денежных знаков, находящихся в обращении, организует работу по проведению в РКЦ территориального учреждения экспертизы платежеспособности дензнаков и изъятию из обращения ветхих и поврежденных банкнот и дефектной монеты;

§ участвует в разработке регионального баланса денежных доходов и расходов населения, оценивает их объем и структуру на основе кассовых оборотов, прогнозирует прирост денежных средств граждан;

§ осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными актами Банка России;

3) в области обслуживания счетов по учету доходов и средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов:

§ осуществляет контроль за обслуживанием РКЦ территориального учреждения счетов по учету бюджетных средств, за своевременным и правильным составлением РКЦ и кредитными организациями отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета;

§ оказывает соответствующим государственным органам содействие при реализации ими своих функций в сфере организации, осуществления и контроля за исполнением бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

§ организует и осуществляет контроль за правильностью совершения операций по счетам федерального бюджета в период завершения бюджетного года;

§ осуществляет контроль за правильностью и своевременностью перечисления поступивших по региону доходов федерального бюджета на финансирование расходов регионального бюджета, осуществляемых органами Федерального казначейства, а также за перечислением средств с транзитных счетов государственных внебюджетных фондов на их основные счета.

Кроме того, территориальные учреждения Банка России наделены рядом функций по регулированию, надзору и осуществлению проверок деятельности кредитных организаций, в т. ч. на рынке ценных бумаг, участвуют в их санировании и ликвидации, занимаются валютным контролем. Они также принимают участие в информатизации банковской деятельности, в обеспечении безопасности и защиты информации, взаимодействуют со средствами массовой информации и общественностью.

На осень 2012 года в России действуют 79 территориальных учреждений Банка России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.111.48 (0.216 с.)