Основные задачи и принципы бухучета 

 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные задачи и принципы бухучета



Лекции 1

Основы бухгалтерского учета


1. Виды учета

Хозяйственный учет - это система наблюдения, измерения и регистрации процессов деятельности организации с целью контроля и управления ею.

 

Формирование информации в хозяйственном учете происходит по различным направлениям, которые определяют виды хозяйcтвенного учета.

 

Оперативный учет -это система текущего наблюдения и контроля за отдельными хозяйственными явлениями и процессами с целью руководства ими в момент их совершения. Оперативный учет ведется непосредственно в местах выпуска продукции, выполнения работ или осуществления должностными лицами управленческих функций.

Статистический учет отражает и контролирует массовые явления хозяйственной деятельности и используется для изучения количественных и качественных показателей экономики районов, регионов и стран. Цель - получение государственными органами своевременной и достоверной информации о развитии экономики.

Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документированного учета всех хозяйственных операций.

В последние годы принято подразделять бухгалтерский учет на 2 составные части – финансовый и управленческий учет.

В финансовом учете формируется информация об имуществе организации, расходах и доходах организации, размерах дебиторской и кредиторской задолженности, величине финансовых инвестиций и доходов от них, состоянии источников финансирования, которая необходима для составления финансовой отчетности.

Информация управленческого учета является моделью производственной деятельности организации, отвечающей потребностям пользователей оперативного уровня управления. В управленческом учете формируется информация о затратах организации, издержках производства (обращения), себестоимости конечного продукта.

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, которые сгруппированы в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

Основные задачи и принципы бухучета

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

-Формирование полной и достоверной информации о процессах и результатах деятельности организации, необходимой органам ее управления и учредителям, а также инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

-Обеспечение информацией для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций.

-Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, капитала и обязательств, а также за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

-Своевременное предотвращение отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения ее финансовой устойчивости.

Лекция 2

Бухгалтерский баланс

Лекция 4

Бухгалтерские счета

Сущность двойной записи

Сущность использования в бухгалтерском учете двойной записи состоит в том, что каждая учитываемая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме, проходящей одновре­менно по дебету и кредиту разных счетов.

Приведем основные понятия, применяющиеся в практике бухгалтерского учета.

Корреспонденция счетов — взаимная связь между счетами, отражающими данную хозяйственную операцию.

Корреспондирующие счета — счета, между которыми возникает эта связь.

Запись на счетах бухгалтерского учета производят на основа­нии первичных документов, поэтому все принятые бухгалтерией документы подвергаются специальной бухгалтерской обработке - контировке.

Контировка — указание на первичном документе связанных с данной операцией корреспондирующих счетов.

Бухгалтерская проводка (бухгалтерская статья, счетная формула, бухгалтерская запись) — текст, указывающий наименова­ние дебетуемого и кредитуемого счетов, а также сумму отражае­мой хозяйственной операции.

Бухгалтерские проводки могут отражаться:

-на самом первичном документе, которым оформляется хозяйственная опе­рация;

- в журнале (реестре, книге, ведомости), куда записывается хозяйственная операция;

-на отдельном специальном бланке - мемориальном ордере (используется только при мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета).

Значение двойной записи состоит в том, что она обеспечивает:

1)взаимосвязанное отражение фактов хозяйственной деятельности органи­зации;

2)дополнительный контроль, так как требует обязательной сбалансирован­ности (равенства) итогов записи на счетах.

Лекция 5

Формы бухучета

Виды учетных регистров

Под техникой бухгалтерского учета понимается способ его ведения, т. е. регистрация учетной информации, которая осуществляется вручную или с использованием средств автоматиза­ции. Для этой цели разработаны учетные регистры.

Учетные регистры — счетные таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках его образования. Они служат для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

По характеру записей учетные регистры делятся на:

- хронологические;

- систематические.

В хронологических регистрах информация о хозяйственных операциях записывается в последовательности их совершения.

В систематических учетных регистрах хозяйственные операции группируются по определенным признакам.

По содержанию учетные регистры разделяются на:

- синтетические;

- аналитические;

- комбинированные.

В синтетических регистрах осуществляется синтетический учет, в аналитических — аналитический, в комбинированных регистрах сочетаются оба вида учета.

По внешнему виду учетные регистры разделяются на:

- карточки;

- свободные листы (ведомости);

- бухгалтерские книги.

Карточки предназначены для аналитического учета основных средств и нематериальных активов (инвентарные карточки) материальных ценностей по местам их хранения (карточки складского учета материалов, готовой продукции).

Свободные листы (ведомости) открываются, как правило, на месяц или квартал. Они предназначены для синтетического или аналитического учета или выполняют роль комбинированных регистров. К ним относятся: журналы-ордера, ведомости. По окончании месяца (квартала) по каждой странице учетных регистров подводят итоги.

Бухгалтерские книги представляют собой сшитые свободные листы определенного формата и графления. Книги применяют для синтетического (например, Главная книга) или аналитического учета (например, книга учета остатков материалов на складе).

 

Формы бухгалтерского учета

 

Форма бухгалтерского учета — совокупность учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.

В настоящее время применяются следующие формы бухгалтерского учета:

1) Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета - форма учета, основанная на составлении мемориальных ордеров, которые в свою очередь составляются на основании первичных, сводных и накопительных документов. Все мемориальные ордера регистрируются в регистрационном журнале. На основе мемориальных ордеров производятся записи по счетам синтетического учета в Главной книге. Аналитический учет ведется на основании документов, приложенных к мемориальным ордерам. В конце месяца составляется оборотная ведомость по счетам синтетического учета и оборотные ведомости по счетам аналитического учета и производится их взаимная сверка. Итоги оборотов по дебету и кредиту всех синтетических счетов, а также итог регистрационного журнала должны быть равны между собой.

Мемориальный ордер № от «» 200_ г.

 

Содержание записи Дебет Кредит Сумма
       
       
       
       
  Итого    

Бухгалтер Исполнитель

2 Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета, при которой применяются накопительные регистры (журналы-ордера). Записи в журналы-ордера производятся с первичных документов в разрезе корреспондирующих счетов по кредитовому признаку, т. е. по кредиту данного счета в корреспонденции с дебетуемыми счетами.

  Журнал- ордер № 1 по кредиту счета 50 за февраль 2012г
№ п/п Дата   С кредита счета «Касса» в дебет счетов
        51 Рас­четный счет   71 Рас­четы с подот­четными лицами и т.д. Итого
            Зарпла­та за прошлый месяц Аванс за те­кущий месяц Про­чие вы­платы            
  05.02.12 30 000 1 000 000     19 825   1 049 825
  20.02.12 40 000   615 000       655 000
Итого 70 000 1 000 000 615 000       1704 825

 

Месячные итоги каждого журнала-ордера показывают общую сумму кредитового оборота счета, операции которого учитываются в журнале, и суммы дебетовых оборотов каждого корреспондирующего с ним счета. Хозяйственные операции записываются в журналы-ордера по мере их совершения и оформления первичными документами и таким образом одновременно осуществляются систематическая и хронологическая записи. Сверка правильности ведения записей в журнале-ордере происходит путем сравнения итогов по дебетуемым счетам с общим итогом по кредиту счета. Выверенные месячные итоги из журналов-ордеров переносятся в Главную книгу. Кредитовый оборот по счету переносится из соответствующего журнала, а обороты по дебету — из других журналов-ордеров по корреспондирующим счетам, таким образом, в Главной книге расшифровывается дебетовый оборот счета, а в журнале-ордере — кредитовый. Главная книга ведется правильно, если суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо равны.

 

 

      Главная книга Счет № 50 «Касса» (Наименование счета)          
Месяц   Обороты по дебету 50 с кредита счетов   Оборот по кредиту Сальдо  
Счета № 51 по журналу-ордеру № Счета № 70 по журналу-ордеру № Счета № 71 по журналу-ордеру № Счета №... по журналу-ордеру № Счета №... по журналу-ордеру № Итого по дебету Дебет Кредит  
Январь                    
Февраль                    
Март                    
Апрель                    
Май                    
Июнь                    
Июль                    
Август                    
Сентябрь                    
Октябрь                    
Ноябрь                    
Декабрь                    
                     

 

При такой форме учета исключается многократность записей и происходит объединение статистического и аналитического учетов

 

3) Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись:

а) по простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);

б) по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

а) Простая форма бухгалтерского учета может применяться на предприятиях, где совершается незначительное количество хозяйственных операций (не более 30 в месяц) и не осуществляющих производства продукции и работ, связанных с большими затратами материальных ресурсов.
Простая форма предполагает ведение учета всех операций путем их регистрации только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме №К-1. Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса. По данным Книги учета составляется баланс и отчетность


б) Форма бухучета с использованием регистров бухучета имущества малых предприятий.

Эта форма рекомендуется малым предприятиям, имеющем на балансе собственные основные средства, определенные запасы материалов и ведущим расчет с покупателями и поставщиками с предварительной или последующей оплатой счетов. В качестве учетных регистров применяются восемь ведомостей для учета имущества предприятия и источников его образования и одна шахматная ведомость для обобщения данных этих ведомостей и проверке правильности произведенных в них записей по счетам бухучета. Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять следующие регистры бухгалтерского учета:

Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений – форма №В-1;

Ведомость учета производственных запасов и товаров - форма №В-2;

Ведомость учета затрат на производство - форма №В-3;

Ведомость учета денежных средств и фондов - форма №В-4;

Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма №В-5;

Ведомость учета реализации - форма №В-6 (оплата);

Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма №В-6 (отгрузка);

Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма №В-7;

Ведомость учета оплаты труда - форма №В-8;

Ведомость (шахматная) - форма №В-9.

Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности МП, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме №В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость.

 

4) автоматизированная система учета, чаще всего формирующая разнообразные учетные регистры на основе данных журнала учета хозяйственных операций. От избранной организацией формы бухгалтерского учета за­висит номенклатура применяемых (формируемых) учетных регистров и порядок их использования в учете.

 

Учет расчетов

Кассовые операции

Основные задачи бухгалтерского учета денежных средств:

-точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению;

- контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием;

- контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины;

-выявление возможностей более рационального использования денежных средств.

Все организации, а также предприниматели обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций. Он установлен Положением Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П.

Лимит наличных денег в кассе

Наличные деньги в кассе можно хранить только в пределах лимита, который устанавливает руководитель организации. Сверхлимитные наличные денежные средства необходимо сдавать в банк для зачисления на расчетный счет. Превышать лимит наличных денег в кассе допускается в дни выплат зарплаты и выплат социального характера. При этом продолжительность выдачи наличных денег, включая день их получения с банковского счета, не может превышать пяти рабочих дней (включая день их получения со счета). Кроме того, компания может превышать лимит наличных в выходные при условии совершения кассовых операций в эти дни.

Лекции 1

Основы бухгалтерского учета


1. Виды учета

Хозяйственный учет - это система наблюдения, измерения и регистрации процессов деятельности организации с целью контроля и управления ею.

 

Формирование информации в хозяйственном учете происходит по различным направлениям, которые определяют виды хозяйcтвенного учета.

 

Оперативный учет -это система текущего наблюдения и контроля за отдельными хозяйственными явлениями и процессами с целью руководства ими в момент их совершения. Оперативный учет ведется непосредственно в местах выпуска продукции, выполнения работ или осуществления должностными лицами управленческих функций.

Статистический учет отражает и контролирует массовые явления хозяйственной деятельности и используется для изучения количественных и качественных показателей экономики районов, регионов и стран. Цель - получение государственными органами своевременной и достоверной информации о развитии экономики.

Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документированного учета всех хозяйственных операций.

В последние годы принято подразделять бухгалтерский учет на 2 составные части – финансовый и управленческий учет.

В финансовом учете формируется информация об имуществе организации, расходах и доходах организации, размерах дебиторской и кредиторской задолженности, величине финансовых инвестиций и доходов от них, состоянии источников финансирования, которая необходима для составления финансовой отчетности.

Информация управленческого учета является моделью производственной деятельности организации, отвечающей потребностям пользователей оперативного уровня управления. В управленческом учете формируется информация о затратах организации, издержках производства (обращения), себестоимости конечного продукта.

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, которые сгруппированы в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

Основные задачи и принципы бухучета

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

-Формирование полной и достоверной информации о процессах и результатах деятельности организации, необходимой органам ее управления и учредителям, а также инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

-Обеспечение информацией для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций.

-Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, капитала и обязательств, а также за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

-Своевременное предотвращение отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения ее финансовой устойчивости.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.067 с.)