Кафедра « Бухгалтерский учет, аудит, статистика» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра « Бухгалтерский учет, аудит, статистика»



Кафедра «Бухгалтерский учет, аудит, статистика»

 

Шашкова Т.Н.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

 

Курс лекций

для студентов 4 курса специальности «Финансы и кредит»

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России и учетная политика организации

 

В настоящее время в России сложилась четырех уровневая система регулирования бухгалтерского учета.

Первый уровень - федеральные стандарты

Второй уровень – Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В них обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы.

 

 

Краткое обозначение Название Утверждающий документ
ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда Приказ Министерства финансов РФ от 24.10.2008 N 116н
  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Приказ Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. N 34н (ред. 26.03.07)
ПБУ 7/98 События после отчетной даты Приказ Министерства финансов РФ от 25 ноября 1998 г. N 56н (ред. 20.12.2007)
ПБУ 1/2008 Учетная политика организации Приказ Министерства финансов РФ от 6 октября 2008 г № 106н
ПБУ 9/99 Доходы организации Приказ Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. N 32н (ред. 27.11.2007)
ПБУ 10/99 Расходы организации Приказ Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. N 33н (ред.27.11.2007)
ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации Приказ Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. N 43н (ред. 18.09.2006)
ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте Приказ Министерства финансов РФ от 27.11.2006. N 154н
ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах Приказ Министерства финансов РФ от 29.04.2008. N 48н
ПБУ 12/2010 Информация по сегментам Приказ Министерства финансов РФ от от 08.11.2010 N 143н
ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи Приказ Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. N 92н (ред. 18.09.2006)
ПБУ 6/01 Учет основных средств Приказ Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. N 26н (ред. 27.11.2006)
ПБУ 5/01 Учет материально- производственных запасов Приказ Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. N 44н (ред. 26.03.2007)
ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам Приказ Министерства финансов РФ от 6 октября 2008г. N 107н
ПБУ 8/2010 ОЦЕНОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И УСЛОВНЫЕ АКТИВЫ Приказ Министерства финансов РФ от 13 декабря 2010 г. N 167н ((в ред. Приказов МФ РФ от 14.02.2012 N 23н, от 27.04.2012 N 55н)
ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности Приказ Министерства финансов РФ от 2 июля 2002 г. N 66н (ред. 18.09.2006)
ПБУ 17/02 Учет расходов на научно- исследовательские, опытно- конструкторские и технологические работы Приказ Министерства финансов РФ от 19 ноября 2002 г. N 115н (ред. 18.09.2006)
ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций Приказ Министерства финансов РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н (ред. 11.02.2008)
ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений Приказ Министерства финансов РФ от 10 декабря 2002 г. N 126н (ред. 27.11.2006)
ПБУ 20/03 Учет информации об участии в совместной деятельности Приказ Министерства финансов РФ от 24 ноября 2003 г. N 105н (ред. 18.09.2006)
ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов Приказ Министерства финансов РФ от 27 декабря 2007 г. N 153-н
ПБУ 21/2008 ИЗМЕНЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ Приказ МФ РФ от 06.10.2008 N 106н
ПБУ 22/2010 ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ" Приказ МФ РФ от 28 июня 2010 г. N 63н (ред. от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н, от 27.04.2012 N 55н)
ПБУ 23\2011 Отчет о движении денежных средств   Приказ МФ РФ от 02.02.2011 N 11н  
ПБУ 24/2011 УЧЕТ ЗАТРАТ НА ОСВОЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ Приказ МФ РФ от 6 ноября 2011 г. N 125н

 

 

Третий уровень – методические рекомендации, инструкции, указания. Они конкретизируют учетные стандарты в соответствии с отраслевыми особенностями. Разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами. Например, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению от 31.10.00 №94.

Четвертый уровень – рабочие документы предприятия. Они определяют особенности ведения учета организации. Одним из важнейших таких документов является приказ об учетной политике предприятия.

Учетная политика – это совокупность методики, техники ведения бухгалтерского учета и организации бухгалтерской службы, объявляемая предприятием, исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности.

 

 

Учет переводов в пути

Учет денежных переводов в пути ведется на счете 57 "Переводы в пути". По дебету счета отражаются денежные средства, внесенные в банки или почтовые отделения для зачисления на расчетный счет организации, а по кредиту - их поступление на расчетный счет.

Делаются следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 57 К-т сч. 50 - сделан денежный перевод;

Д-т сч. 57 К-т сч. 52 - переведена иностранная валюта;

Д-т сч. 51, 52 К-т сч. 57 - зачислены переводы на счет в банке.

Учет подотчетных сумм

В процессе финансово - хозяйственной деятельности у организаций возникает потребность в использовании наличных денежных средств для осуществления расчетов с работниками по командировкам, по выдаче им средств для представительских целей, для покупки товаров в других организациях или у физических лиц, а также на иные хозяйственно - операционные цели. При этом работники организации, получающие денежные средства на указанные нужды, для целей бухгалтерского учета называются подотчетными лицами (лицами, взявшими в подотчет денежные средства).

При выдаче работникам наличных денежных средств и ведении учета расчетов с ними организации руководствуются, в частности,

- Порядком ведения кассовых операций в народном хозяйстве, утвержденным Решением ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. N 40 (с изменениями и дополнениями), в котором устанавливаются правила выдачи организациями наличных денежных средств под отчет своим работникам на операционные, хозяйственные и представительские расходы,

- Инструкцией о служебных командировках в пределах СССР, утвержденной Приказом Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. N 62, в которой содержатся правила расчетов с командированными работниками в части командировок внутри страны.

Организации могут выдавать работникам из кассы наличные денежные средства под отчет на:

- командировочные расходы;

- хозяйственно - операционные нужды;

- расходы экспедиций, геолого-разведочных партий;

- расходы уполномоченных предприятий и организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организации.

При выдаче денежных средств в подотчет организация обязана:

определять сумму подотчетных средств и срок, на который она выдается;

получить от подотчетного лица отчет о расходах не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы денежные подотчетные средства;

выдавать денежные средства работнику под отчет при условии его полного отчета по ранее выданным авансам;

запретить передачу подотчетных денежных средств от одного работника другому;

определить перечень лиц, которые могут заменять кассиров и получать в банке денежные средства в подотчет.

Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами по выданным наличным денежным средствам ведется организацией на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

При этом на сумму денежных средств, выданных в подотчет, делается запись: Д-т сч. 71, К-т сч. 50.

Для правильного отражения организацией в бухгалтерском учете расчетов с подотчетными лицами при направлении их в командировки необходимо учитывать следующее:

- цель командировки;

- кто направляется в командировку;

- место командировки;

- срок командировки;

- какие расходы допускается нести работнику в служебной командировке;

- условия командировки за пределы России;

- порядок оформления командировки;

- порядок учета расходов по служебной командировке для целей налогообложения.

В служебную командировку могут направляться только работники организации.

Оформление командировки и расчеты с работником производятся в следующем порядке:

- для командировки работнику выдается командировочное удостоверение;

- наряду с командировочным удостоверением по организации может быть издан приказ о командировке;

- командировочное удостоверение может не выписываться на однодневные командировки, если по ним не выплачиваются суточные;

- фактическое время пребывания работника в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в место командировки и дне выбытия из него;

- днем выезда считается день отправления соответствующего транспорта из места постоянной работы командированного до 24 часов, а днем возвращения - дата прибытия соответствующего транспорта (если транспортное средство отправляется после 0 часов, днями выезда и возвращения из командировки являются следующие сутки);

- перед командировкой работнику наряду с командировочным удостоверением выдается денежный аванс в пределах сумм, причитающихся ему для выполнения установленного задания (на оплату проезда, найма жилого помещения, суточных и т.п.);

- организации разрешается рассчитываться с командированным работником по предварительному расчету, если командировочные расходы заранее известны. В этом случае данный работник в составе авансового отчета не представляет документы, подтверждающие его расходы по командировке;

- по возвращении из командировки работник обязан в течение 3 дней представить руководителю организации для утверждения авансовый отчет с приложением командировочного удостоверения и документов, подтверждающих достоверность произведенных расходов.

По утверждении отчета руководителем он передается в бухгалтерию для отражения в бухгалтерском учете использованных сумм.

Наряду с командировочными расходами работники организации могут получать в кассе наличные денежные средства на:

- хозяйственно - операционные расходы;

- представительские нужды.

Под хозяйственно - операционными расходами понимаются расходы работников на покупку в установленных пределах товаров, включая ГСМ, на оплату работ и услуг. При этом необходимо учитывать следующее:

- наличные денежные средства выдаются работникам в размере 10-дневной потребности и на срок не более 15 рабочих дней;

- платежи наличными производятся в пределах лимита, установленного Банком России для расчетов наличными средствами между юридическими лицами (100 тыс. руб.);

- лимит устанавливается на один платеж, под которым понимается платеж по одному документу или платеж в один день по нескольким документам;

- платежи должны вноситься в кассу организации - продавца;

при совершении покупки товаров у физических лиц сделки должны быть совершены в письменной форме и заверены нотариально, если это предусмотрено законодательством или соглашением сторон (ст.163 ГК РФ);

- при совершении покупки у физического лица сделка оформляется договором купли - продажи, который содержит данные физического лица - продавца товара;

- при покупке сельхозпродукции у населения составляется закупочный акт, который должен содержать обязательные реквизиты (паспортные данные, место жительства продавца, наименование продуктов и т.п.).

Нарушение указанного правила может привести к уплате организацией штрафа в двукратном размере суммы произведенного платежа.

При этом в бухгалтерском учете делаются записи:

Д-т сч. 71 К-т сч. 50 - выданы денежные средства в подотчет;

Д-т сч. 10, 19, 20, 26 и др. К-т сч. 71 - оприходованы ценности или списаны расходы согласно утвержденному отчету и предъявленным приходным документам;

Д-т сч. 41 К-т сч. 71 - оприходованы ценности, купленные в торговых розничных организациях;

Д-т сч. 50 К-т сч. 71 - возвращен неиспользованный аванс;

Д-т сч. 71 К-т сч. 50 - выдано в счет перерасхода по авансовому отчету.

Денежные средства могут быть выданы работнику в подотчет на представительские нужды. Расходы командированных работников в своих представительствах по оказанию представительских услуг включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующей статье общехозяйственных расходов.

При этом расходы по оплате такси, аренде автомобиля или его прокату считаются доходом работника, который облагается налогом на доходы физических лиц.

Каждая организация определяет при утверждении сметы общехозяйственных расходов состав представительских расходов и их нормы. При превышении указанными расходами норм, установленных Минфином России, сумма превышения для целей налогообложения увеличивает сумму налогооблагаемой прибыли.

При нарушении установленных правил осуществления представительских расходов или расширении их состава указанные суммы также не принимаются в составе расходов при налогообложении прибыли.

При этом в бухгалтерском учете делаются записи:

Д-т сч. 71 К-т сч. 50 - выданы денежные средства в подотчет на представительские расходы;

Д-т сч. 19, 26 К-т сч. 71 - отражены представительские расходы, в том числе НДС по услугам;

Д-т сч. 50 К-т сч. 71 - возвращен неиспользованный аванс;

Д-т сч. 71 К-т сч. 50 - выдано в счет перерасхода по авансовому отчету.

При превышении норм по данным расходам сумма НДС, приходящаяся на перерасход, восстанавливается. Делается следующая запись: Д-т сч. 84, К-т сч. 68.

 

Акцизы

Акциз – это косвенный налог, включаемый в цену товара и оплачиваемый покупателем. Чаще всего акцизным налогом облагаются вино-водочные изделия, пиво, табачные изделия, деликатесы, предметы роскоши, автомобили.

Организации являются плательщиками акцизов с производимых и продаваемых ими отдельных видов товаров согласно их перечню, установленному законодательством. Порядок исчисления и уплаты акцизов регламентируется налоговым законодательством. При этом делаются следующие бухгалтерские записи:

а) Д-т сч. 90 К-т сч. 68 - на сумму акцизов по товарам, проданным на сторону

или

Д-т сч. 90 К-т сч. 76 - на сумму акцизов по товарам, проданным на сторону, в части неоплаченной выручки при ее определении для целей налогообложения по оплате;

б) Д-т сч. 20 К-т сч. 68 - на сумму акцизов по товарам, использованным в собственном производстве;

в) Д-т сч. 68 К-т сч. 51, 52 - перечислена задолженность в бюджет

или

Д-т сч. 97 К-т сч. 51 - перечислена сумма акцизов в бюджет авансом;

Д-т сч. 68 К-т сч. 97 - списан аванс по продаже подакцизных товаров;

г) Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - отражены акцизы, уплаченные по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья для производства других подакцизных товаров;

д) Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - зачет акцизов по мере списания на производство подакцизных товаров.

Ставки разные в зависимости от вида продукции. Могут быть в % или сумме за единицу продукции.

Налог на прибыль

Базой является прибыль до налогообложения. Ставка 20%.

Делаются следующие бухгалтерские записи:

а) Д-т сч. 99 К-т сч. 68 - на сумму налога, причитающегося по расчету к уплате в бюджет;

Д-т сч. 91 К-т сч. 68 - на сумму налога с безвозмездно полученного имущества и денежных средств;

Д-т сч. 68 К-т сч. 51, 52 - перечислены денежные средства в погашение задолженности;

б) Д-т сч. 84 К-т сч. 75 - отражены суммы дивидендов, начисленных юридическим и физическим лицам, не являющимся работниками организации;

Д-т сч. 75 К-т сч. 68 - отражена задолженность бюджету по налогу на прибыль по ставке 15%, за исключением суммы дивидендов по акциям, принадлежащим государству;

Д-т сч. 75 К-т сч. 70 - отражена начисленная сумма дивидендов физическим лицам - работникам организации;

Д-т сч. 70 К-т сч. 68 - отражена задолженность бюджету по налогу на доходы физических лиц;

г) Д-т сч. 75 К-т сч. 51 - перечислены дивиденды акционерам - юридическим и физическим лицам – не работникам организации.

 

Налог на имущество

Базой является среднегодовая стоимость основных средств. Ставка 2,2%.

Делаются следующие бухгалтерские записи:

а) Д-т сч. 91 К-т сч. 68 - начислен налог по расчету на отчетную дату;

б) Д-т сч. 68 К-т сч. 51 - перечислен налог в бюджет.

Земельный налог

налоговой базой является кадастровая стоимость земли.

Делаются следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 20, 23 и др. К-т сч. 68 - начислен налог;

Д-т сч. 68 К-т сч. 51 - перечислен налог в бюджет.

Понятие и классификация нематериальных активов (НМА)

Правила, определяющие состав нематериальных активов, порядок их оценки, амортизации, использования и отражения в бухгалтерской отчетности, установлены в Положении по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденном Приказом Минфина России от 27.12 2007 г. N 153н.

В бухгалтерском учете нематериальный актив как отдельный инвентарный объект отражается, если он представляет собой совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав, является объектом интеллектуальной собственности и при этом соответствует одновременно следующим требованиям:

- отсутствие материально - вещественной (физической) структуры;

- возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

- использование в производстве продукции (работ, услуг) либо для управленческих целей в течение периода времени, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

- способность приносить доход (экономические выгоды) в будущем;

- его фактическая (первоначальная) стоимость должна быть достоверно определена.

К объектам нематериальных активов относятся:

- произведения науки, литературы и искусства

- программные продукты;

- изобретения, полезные модели;

- селекционные достижения;

- секреты производства (ноу-хау);

- товарные знаки и знаки обслуживания.

Перечень нематериальных активов в ПБУ 14/2007 является открытым. Примеры НМА, приведенные в ПБУ 14/2007, основаны на видах интеллектуальной собственности, изложенных в четвертой части ГК РФ.

Бухгалтерский учет наличия и движения нематериальных активов ведется на счете 04 "Нематериальные активы".

Порядок принятия к учету и оценки нематериальных активов зависит от формы их поступления: покупки, создания объекта собственными силами организации, получения в форме вклада в уставный (складочный) капитал, безвозмездно и др. При принятии объекта на учет организация определяет также срок его полезного использования и порядок (способ) амортизации.

Приобретенные за плату нематериальные активы ставятся на учет в порядке, установленном для учета долгосрочных инвестиций (капитальных вложений). Принятие на баланс купленных нематериальных активов производится при получении:

- имущественных прав на предмет авторского договора (исключительных и неисключительных), включая топологию (элементы интегральных микросхем), после регистрации данного договора;

- права собственности согласно договору купли - продажи на НИОКР, программы для ЭВМ и базы данных;

- права на использование товарного знака и знака обслуживания либо объектов патентопользования (изобретения, полезной модели, промышленного образца) на основании лицензионного договора после его регистрации.

Нематериальные активы, приобретенные за плату, учитываются по первоначальной стоимости, т.е. в сумме фактических затрат на приобретение, за исключением НДС и других возмещаемых налогов.

Расходы по покупке объектов нематериальных активов учитываются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 5 "Приобретение нематериальных активов", в корреспонденции с кредитом счетов учета расчетов (60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"). Учет затрат на счете 08 ведется по каждому виду приобретенных за плату нематериальных активов.

При приобретении нематериальных активов с оплатой их стоимости за счет привлеченных заемных денежных средств проценты, начисляемые и уплачиваемые за пользование ими, учитываются в следующем порядке.

Первичный учет нематериальных активов ведется в карточках учета нематериальных активов типовой межотраслевой формы N НМА-1.

При создании нематериальных активов собственными силами организации их первоначальная стоимость определяется в размере всех фактических затрат, связанных с их изготовлением, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. В учете по мере готовности нематериальных активов к использованию делается запись по дебету счета 04 "Нематериальные активы" и кредиту счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". При этом затраты по созданию активов могут учитываться предварительно на счете 23 "Вспомогательные производства". По окончании работ затраты, связанные с созданием актива, списываются с кредита счета 23 в дебет счета 08. При осуществлении организацией работ по созданию актива в рамках одного из видов ее уставной (обычной) деятельности затраты, связанные с его созданием, учитываются на счете 20 "Основное производство". По окончании работ они списываются с кредита счета 20 в дебет счета 08. Одновременно актив по этой стоимости приходуется и отражается по дебету счета 04 и кредиту счета 08. Как правило, это касается учета затрат на научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы.

Следует иметь в виду, что для зачисления организацией актива в качестве созданного в состав собственных нематериальных активов необходимо, чтобы:

по работам, выполненным работниками организации, исключительное право на результаты их интеллектуальной деятельности принадлежало ей как организации - работодателю;

по работам, выполненным авторами по договору с заказчиком, исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности принадлежало организации - заказчику;

свидетельство на товарный знак или на право пользования наименованием места происхождения товара было выдано на имя организации.

При получении нематериальных активов в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации их оценивают по стоимости, согласованной участниками (учредителями) организации, если иное не предусмотрено законодательством. При этом на основании карточки по форме N НМА-1 делается запись по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями" (затем активы зачисляются в установленном порядке на счет 04).

При получении нематериальных активов по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, их оценивают по стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, а также расходов на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное к использованию. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией по таким договорам, величина стоимости нематериальных активов, полученных организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нематериальные активы. При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Д-т сч. 08 К-т сч. 60 - отражена стоимость полученных объектов;

Д-т сч. 04 К-т сч. 08 - отражен ввод объектов в состав нематериальных активов.

При получении организацией нематериальных активов безвозмездно (по договору дарения) они оцениваются по рыночной стоимости, определяемой экспертным путем, на дату их принятия на учет. В бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 2 "Безвозмездные поступления". Затем нематериальные активы принимаются на учет записью по дебету счета 04 "Нематериальные активы" и кредиту счета 08.

Изменение фактической (первоначальной) стоимости НМА, по которой он принят к бухгалтерскому учету, допускается в случаях переоценки и обесценения НМА, по всем нематериальным активам независимо от того, приняты ли они к учету до вступления в силу приказа №153н или после.

Переоценивать НМА могут только коммерческие организации не чаще одного раза в год. Причем переоцененные НМА единожды, должны переоцениваться ежегодно.

Результаты переоценки НМА отражаются в бухгалтерском балансе по состоянию на первое число отчетного года.

Сумма дооценки зачисляется в добавочный капитал организации, а сумма уценки – на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток).

Сумма дооценки НМА, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные годы и отнесенной на счет 84, зачисляется на счет 84. Сумма уценки НМА относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого актива в предыдущие отчетные годы.

НМА могут проверяться на обесценение (балансовая стоимость актива не должна быть больше дохода, который он может принести компании). Для поверки актива на обесценение сравнивают два значения: его балансовую стоимость и его возмещаемую стоимость большую из возможных выгод при продаже или использовании). Выбирают наименьшую из двух величин.

По НМА с определенным сроком службы эту проверку проводят при наличии определенных признаков: появлении новых технологий, изменении законодательства, моральное устаревание НМА и т.п.

По НМА с неопределенным сроком службы, а также по не введенным в эксплуатацию НМА эту проверку нужно проводить ежегодно.

Стоимость нематериальных активов погашается путем начисления амортизации. Для списания стоимости актива нужно определить срок его службы в месяцах.

Срок полезного использования нематериальных активов организация определяет исходя из:

- предполагаемого срока службы объектов, который, как правило, равняется времени, в течение которого они должны приносить доход;

- срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации;

-количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования объекта;

- периода контроля над активом.

Если в процессе эксплуатации НМА его ожидаемый срок полезного использования изменился существенно, то срок следует пересмотреть (уровень существенности устанавливается организацией самостоятельно).

Начисление амортизации по нематериальным активам организация может производить в соответствии с учетной политикой одним из следующих способов:

- линейным способом;

- способом уменьшаемого остатка;

- способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Способ определения амортизации НМА должен ежегодно проверяться организацией на необходимость его уточнения.

Обязательным условием того, чтобы нематериальные активы амортизировались с отнесением сумм амортизации на себестоимость производства продукции, является их использование в данном процессе. Приостановление начисления амортизации не допускается.

Амортизационные отчисления по объекту нематериальных активов начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету.

Начисление амортизации нематериальных активов производится путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете (05 «Амортизация НМА»).

Начисленная амортизация нематериальных активов отражается по кредиту счета 05 "Амортизация нематериальных активов" в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат: 20 "Основное производство" - для объектов, используемых в основном производстве; 23 "Вспомогательные производства" - для объектов, используемых во вспомогательных и подсобных производствах; 26 "Общехозяйственные расходы" - для объектов, используемых в управленческих целях, и др.

Амортизационные отчисления прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости нематериального актива или списания его с баланса.

Стоимость нематериальных активов, которые выбывают или не способны приносить организации экономические выгоды в будущем, должна быть списана с бухгалтерского баланса. Дата списания определяется исходя из установленных нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету правил признания доходов либо расходов.

Учет выбытия нематериальных активов ведется с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы", по дебету которого отражается остаточная стоимость каждого выбывающего объекта нематериальных активов, а по кредиту - сумма дохода (убытка). Доходы и расходы от выбытия нематериальных активов отражаются в том отчетном периоде, в котором они выявлены, и определяется финансовый результат от их списания.

При продаже нематериальных активов доход (выручка) отражается в учете в сумме, установленной в договоре купли - продажи.

При продаже нематериальных активов их продажная стоимость может быть определена в договоре по соглашению сторон или с привлечением независимого эксперта (оценщика). Привлечение оценщика желательно при оценке объектов авторского права, НИОКР и т.п. Процесс оценки состоит в анализе основных и смежных областей применения актива, определении аналогов продукции, выпускаемой на базе этого актива, и др.

При этом делаются следующие записи:

Д-т сч. 04/1 К-т сч. 04 - списана учетная (первоначальная) стоимость актива;

Д-т сч. 05 К-т сч. 04/1 - списана сумма начисленной амортизации;

Д-т сч. 91 К-т сч. 04/1 - списана остаточная стоимость актива.

Примечание: на счете 04 (по аналогии со счетом 01) необходимо открыть специальный субсчет для учета результата от выбытия нематериальных активов;

Д-т сч. 62, 76 К-т сч. 91 - отражен доход (выручка) в размере продажной стоимости актива;

Д-т сч. 91 К-т сч. 68 - отражена задолженность бюджету по НДС

Д-т сч. 91 (99) К-т сч. 99 (91) - отражен финансовый результат от продажи актива;

Д-т сч. 51 и др. К-т сч. 76 - отражено погашение задолженности по мере получения денежных средств или обмена на другие активы.

При списании нематериальных активов делаются следующие записи:

Д-т сч. 04 К-т сч. 04 - списана учетная (первоначальная) стоимость актива;

Д-т сч. 05 К-т сч. 04 - списана сумма начисленной амортизации;

Д-т сч. 91 К-т сч. 04 - списана остаточная стоимость актива.

При передаче нематериальных активов в счет вклада в уставный (складочный) капитал другой организации делаются следующие записи:

Д-т сч. 04 К-т сч. 04 - списана учетная (первоначальная) стоимость актива;

Д-т сч. 05 К-т сч. 04 - списана сумма начисленной амортизации;

Д-т сч. 91 К-т сч. 04 - списана остаточная стоимость актива;

Д-т сч. 58 К-т сч. 91 - отражен вклад в размере, установленном договором;

Д-т сч. 91 (99) К-т сч. 99 (91) - отражен финансовый результат от передачи актива.

При безвозмездной передаче нематериального актива:

Д-т сч. 04 К-т сч. 04 - списана учетная (первоначальная) стоимость актива;

Д-т сч. 05 К-т сч. 04 - списана сумма начисленной амортизации;

Д-т сч. 91 К-т сч. 04 - списана остаточная стоимость актива;

Д-т сч. 91 К-т сч. 68 - отражена задолженность бюджету по НДС.


Тема 8. Учет материалов

Прочие затраты.

При организации бухгалтерского учета по элементам в систему рабочего плана счетов наряду со счетами 20 - 29 могут быть введены новые счета - с 30 по 39.

Следует иметь в виду, что учет по элементам в данном виде не дает возможности организации получить информацию, сопоставимую с затратами на продажу продукции (работ, услуг), так как полученная информация включает стоимость материалов и готовой продукции, оставшихся на складе, а также незаконченной продукции (работ), числящейся в составе незавершенного производства.

В составе элемента "Материальные затраты" отражается стоимость материальных ресурсов, формируемая исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость); наценок (надбавок); комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям; стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги; таможенных пошлин; платы за услуги по транспортировке, хранению и доставке, осуществляемые сторонними организациями; иных затрат, непосредственно связанных с приобретением запасов (в частности, начисленные или определенные до момента принятия запасов к учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения данных запасов, а также суммовые разницы).

Затраты, связанные с доставкой (включая погрузочно-разгрузочные работы) материальных ресурсов транспортом и персоналом организации, подлежат включению в соответствующие элементы затрат на производство (затраты на оплату труда, амортизация основных фондов, материальные затраты и др.).

Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными затратами или вовсе не используемые по прямому назначению.

В составе элемента "Затраты на оплату труда" отражаются затраты на оплату труда основного, вспомогательного и управленческого производственного персонала организации за фактически выполненную работу, исчисленные по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда.

В состав элемента "Отчисления на социальные нужды" входят обязательные отчисления по установленным законодательством нормам единого социального налога (органам государственного социального страхования, в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования). Отчисления производятся от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу "Затраты на оплату труда" (кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются).

В составе элемента "Амортизация" отражается начисленная сумма амортизационных отчислений основных средств, а также нематериальных активов, исчисленная в порядке, установленном учетной политикой организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.148 с.)