Обособленные уточняющие члены предложения, семантические и конструктивные особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обособленные уточняющие члены предложения, семантические и конструктивные особенности.



  1. Обособленные пояснительные члены предложения, семантические и конструктивные особенности.
  2. Общие и дифференцирующие признаки уточняющих и пояснительных членов предложения.
  3. Присоединительные конструкции, семантические и конструктивные особенности. Средства связи присоединительной конструкции с основным предложением. Парцелляция как разновидность присоединения.
  4. Вводные слова и словосочетания, семантические и конструктивные особенности. Способы морфологического выражения вводных слов.
  5. Вводные предложения. Средства связи вводного предложения с основным предложением.
  6. Вставные конструкции, семантические и конструктивные особенности.
  7. Общие и дифференцирующие признаки вводных и вставных конструкций.
  8. Обращение, его функция и способы морфологического выражения.

Практическое задание:

  1. Выполнить упражнения по соответствующей теме: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Выполнить указанные виды разборов:

Уже несколько минут стоял Плюшкин, не говоря ни слова, а Чичиков все еще не мог начать разговора2, развлеченный3 как видом самого1 хозяинал, так и всего того, что3 было в его комнате.

(Н.В. Гоголь)

Рекомендованная литература:

№№ 1-11 раздел «Синтаксис»; 184,185,198,212,219,220.


Задание к практическому занятию №13

по дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»

(4 курс, 8 семестр).

Тема: АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (2 часов).

План:

  1. Коммуникативный подход к изучению предложения. Понимание сущности предложения в структуре данной концепции.
  2. Принципы актуального членения предложения. Понятие темы и ремы
  3. Средства актуального членения предложения:

а. порядок слов

б. частицы

в. интонация

  1. Соотношение актуального и формально-грамматического членения предложения. Тема и рема в соотношении с членами предложения.
  2. Связь актуального членения со значением слова.
  3. Предложения с нулевой темой.

Практическое задание:

  1. Выполнить упражнения по соответствующей теме: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Выполнить указанные виды разборов:

В глубине 3 души он знал, что ему надо 3 ехать и что незачем теперь оставаться у теток, знал, что ничего из этого не могло выйти хорошего, но было так радостно 1 и приятно, что он не говорил этого себе и оста­вался.

(Л.Н.Толстой)

  1. Произвести актуальное членение каждой предикативной части предложения.

Рекомендованная литература:

№№ 1-11 раздел «Синтаксис»; 175,179,191,192,197,202,208,209,210,232.

 


Задание к практическому занятию №14

по дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»

(4 курс, 8 семестр).

Тема: ПОРЯДОК СЛОВ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (2 часа).

План:

  1. Понятие порядка слов. Жесткий и свободный порядок слов. Особенности порядка слов в русском языке и их языковые причины.
  2. Функции порядка слов:

а. синтаксическая

б. стилистическая

  1. Типичное расположение членов предложения по отношению друг к другу.
  2. Прямой и обратный порядок слов (инверсия), их семантические и конструктивные особенности.
  3. Нетипичное расположение главных членов предложения и его стилистические особенности.
  4. Нетипичное положение второстепенных членов предложения и его стилистические особенности.
  5. Порядок слов в поэтической и разговорной речи.
  6. Логическое ударения и его связь с особенностями порядка слов в предложении.

Практическое задание:

  1. Выполнить СРС №36.
  2. Выполнить упражнения по соответствующей теме: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Выполнить указанные виды разборов:

Адвокат выслушал и сказал, что посмотрит3де­ло, и если все так, как говорит Нехлюдов3, что весьма вероятно1,3 то он без всякого вознаграждениял возьмется за защиту2

(Л.Н.Толстой)

Рекомендованная литература:

№№ 1-11 раздел «Синтаксис»; 175,179,191,192,197,202,208,209,210,232.

 


Задание к практическому занятию №15

по дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»

(4 курс, 8 семестр).

Тема: СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (2 часа).

План:

  1. Понятие сложного предложения. Особенности сложного предложения как единицы синтаксиса.
  2. Классификация сложных предложений. Средства связи между предикативными частями сложного предложения.
  3. Сочинительная и подчинительная связь в сложном предложении, семантические особенности и морфологические средства выражения.
  4. Сложносочиненное предложение как разновидность сложного предложения. Характер связи и между предикативными частями сложносочиненного предложения. Сложносочиненные предложения открытой и закрытой структуры.
  5. Семантические отношения между частями сложносочиненного предложения и средства их выражения:

а. соединительные отношения

б. противительные отношения

в. разделительные отношения

г. пояснительные отношения

д. сопоставительные отношения

е. присоединительные отношения

Практическое задание:

  1. Выполнить упражнения по соответствующей теме: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Выполнить указанные виды разборов:

О, как он боялся1 взглянуть в ту сторону, в тот угол, откуда пристально2 смотрели на него два знакомые черные глаза, и в то же самое время как замирал он от счастия, что сидит здесь опять между3 ними, услышит знакомый3 голос – после того, что она ему написала3.

(Ф.М. Достоевский)

Рекомендованная литература:

№№ 1-11 раздел «Синтаксис»; 176,180,184,193,195,196,199,206,208,209,212,213,222,231.

 


Задание к практическому занятию №16

по дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»

(4 курс, 8 семестр).

Тема: СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕРАСЧЛЕНЕННОЙ СТРУКТУРЫ (2 часа).

План:

  1. Сложноподчиненное предложение как разновидности сложного предложения. Характер семантических и синтаксических отношений между предикативными частями в сложноподчиненном предложении.
  2. История взглядов на классификацию сложноподчиненных предложений в отечественной лингвистике.
  3. Главная и придаточная предикативные части, их семантические и синтаксические особенности.
  4. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры, семантические и синтаксические особенности.
  5. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры, семантические и синтаксические особенности.
  6. Критерии определения типа придаточной части.
  7. СПП с придаточными определительными.
  8. СПП с придаточными изъяснительными.
  9. СПП с придаточными образа действия, меры и степени.

Практическое задание:

  1. Выполнить упражнения по соответствующей теме: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Выполнить указанные виды разборов:

Ветхая просвирня бежала, подпрыгивая 3 и подскакивая1, как бегают дурно летающие 3 птицы, прежде чем им подняться на воздух, а Варнава шел тихо 3; но тем не менее все-таки трудно было решить, могла ли бы просвирня и при таком быстром аллюрел догнать своего сына, потому что он была уже в конце улицы, которую та только что начинала.

(Н.Лесков)

Рекомендованная литература:

№№ 1-11 раздел «Синтаксис»; 180,184,193,195,196,199,206,208,209,211,212,222,224,231.

 


Задание к практическому занятию №17-18

по дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»

(4 курс, 8 семестр).

Тема: СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАСЧЛЕНЕННОЙ СТРУКТУРЫ (4 часа).

План:

  1. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры, семантические и синтаксические особенности.
  2. СПП с придаточными времени.
  3. СПП с придаточными места.
  4. СПП с придаточными причины.
  5. СПП с придаточными цели.
  6. СПП с придаточными условия.
  7. СПП с придаточными уступительными.
  8. СПП с придаточными сравнительными.
  9. СПП с придаточными следствия.
  10. СПП с придаточными сопоставительными.
  11. СПП с придаточными присоединительными.

Практическое задание:

  1. Выполнить упражнения по соответствующей теме: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Выполнить указанные виды разборов:

Управительл бибиковской 3 тещи был человек горделивый 1, потому что, по

необразованности2 своей, считал, как и другие многие, будто государь Бибикову Киев подарил, и что потому все, кто тут живет, ему будтопринадлежат вроде крепостных 3 и должны все делать.

(Н.Лесков)

Рекомендованная литература:

№№ 1-11 раздел «Синтаксис»; 180,184,193,195,196,199,206,208,209,211,212,222,224,231.

 


Задание к практическому занятию №19-20

по дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»

(4 курс, 8 семестр).

Тема: БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (4 часа).

План:

  1. Сложносочиненное предложение как разновидность сложного предложения.
  2. Классификация бессоюзных сложных предложений по составу:

а. БСП однородного состава

б. БСП неоднородного состава

  1. Типы семантических отношений между частями бессоюзного сложного предложения.
  2. Принципы выбора знака препинания между частями сложного бессоюзного предложения.

Практическое задание:

  1. Выполнить упражнения по соответствующей теме: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Выполнить указанные виды разборов:

Снеж­ный ветер утих; неясная луна выявилась на дальнем небе, опорож­ненном от вихрей и туч, на небе, которое было так пустынно, что допускало вечную свободу, и так жутко, что для свободы нужна бы­ла дружба.

(А.Платонов)

Рекомендованная литература:

№№ 1-11 раздел «Синтаксис»; 180,184,193,196,199,206,208,209,211,212,214,222,226,229,231.


Задание к практическому занятию №21

по дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»

(4 курс, 8 семестр).

Тема: МНОГОКОМПОНЕНТНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (2 часа).

План:

  1. Понятие многочленного сложноподчиненного предложения.
  2. Типы многочленных сложноподчиненных предложений по характеру подчинения придаточных частей.
  3. Многочленные сложноподчиненные предложения с однородными соподчиненными и неоднородными придаточными.
  4. Многочленные сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением.
  5. Понятие сложной синтаксической конструкции. Типы сложных синтаксических конструкций.

Практическое задание:

  1. Выполнить СРС №37.
  2. Выполнить упражнения по соответствующей теме: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Выполнить указанные виды разборов:

Подали3 чай3; разговор сделался более общим3, но уже по одной внезапности2, с которой все замолкали, лишь только3 Рудин раскрывал рот, можно было судить о силе произведенного им впечатления1, что явно раздражалол Пигасова.

(И.С. Тургенев)

Рекомендованная литература:

№№ 1-11 раздел «Синтаксис»; 179,180,184,193,195,196,199,206,208,209,211,212,231.


Задание к практическому занятию №22

по дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»

(4 курс, 8 семестр).

Тема: СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ (2 часа).

План:

  1. Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи. Критерии разграничения.
  2. Принципы оформления прямой речи и слов автора.
  3. Особенности порядка слов в прямой речи.
  4. Косвенная речь и особенности ее оформления. Принципы перевода прямой речи в косвенную.
  5. Несобственно-прямая речь, семантические и синтаксические особенности.
  6. Семантические и синтаксические отличия несобственно-прямой речи от прямой и косвенной.

Практическое задание:

  1. Выполнить СРС №38.
  2. Выполнить упражнения по соответствующей теме: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Выполнить указанные виды разборов:

Неподвижно, с отверстым ртом стоял Чартков перед картиною, и наконец, когда3 мало-помалу посетители и знатоки начали рассуждать о достоинстве произведения3 и когда наконецм обратились к нему с просьбою1 объявить свои мысли, он пришел в себя; хотел принять равнодушный, обыкновенный вид, хотел сказать обыкновенное, пошлое3 суждение зачерствелых2 художников…, но речь умерлал на устах его…

(Н. В. Гоголь)

Рекомендованная литература:

№№ 1-11 раздел «Синтаксис»; 181,184,203,204,212,218,225,232.


Задание к практическому занятию №23

по дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»

(4 курс, 8 семестр).

Тема: ТЕКСТ КАК СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ (2 часа).

План:

1. Понятие текста как единицы синтаксиса. Отличие текста от других синтаксических единиц.

2. Основные признаки текста: членимость, смысловая целостность, связанность.

3. Принципы организации предложений в сложное синтаксическое целое.

4. Структурные средства организации предложений в составе сложного синтаксического целого и принципы их отбора.

5. Семантические средства организации предложений в составе сложного синтаксического целого и принципы их отбора.

6. Сложные синтаксические целые однородного и неоднородного состава, структурные и семантические особенности.

Практическое задание:

  1. Выполнить упражнения по соответствующей теме: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Выполнить указанные виды разборов:

Толстякл радостно осклабился, видя, что Маргарита не сердится, и восторженно сообщил, что оказался без брюк в данный момент лишь потому, что по3 рассеянности оставил их на реке Енисее3, где купался перед тем, но что он сейчас же летит туда, благо это рукой подать, и затем, поручив себя расположению1 и покровительству2, начал отступать задом и отступал до тех пор, пока не поскользнулся3 и навзничь не упал в воду.

(М.А.Булгаков)

Рекомендованная литература:

№№ 1-11 раздел «Синтаксис»; 181,184,189,191,192,194,200,201,205,207,210,216,217.

 


Задание к практическому занятию №24

по дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»

(4 курс, 8 семестр).

Тема: ЧЛЕНИМОСТЬ КАК СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЙ ПРИЗНАК ТЕКСТА

(2 часа).

План:

1. Текст как определенным образом организованная совокупность предложений.

  1. Композиционно-стилистическое членение текста. Понятие сверхфразового единства.
  2. Композиционно-стилистическое членение текста. Понятие абзаца. Принципы выделения абзацев в тексте.
  3. Структура абзаца. Связь структуры абзаца со стилистической принадлежностью текста.

5. Функциональные разновидности абзацев.

6. Разновидности абзацев по местоположению ключевой фразы.

7. Разновидности абзацев по количеству содержащихся тем.

8. Абзац в диалогической и монологической речи.

9. Период как формально-смысловая часть текста. Период и абзац в соотношении.

Практическое задание:

  1. Выполнить СРС №39.
  2. Выполнить упражнения по соответствующей теме: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Выполнить указанные виды разборов:

По тому3, как внизу два ряда редких огней слились3 в две3 непрерывные огненные черты, по тому, как быстро они пропали сзади, Маргарита догадалась, что она летит с чудовищнойл,2 скоростью1,3, и поразилась тому, что она не задыхается.

(М.А.Булгаков)

Рекомендованная литература:

№№ 1-11 раздел «Синтаксис»; 181,184,189,191,192,194,200,201,205,207,210,216,217.

 


Задание к практическому занятию №25

по дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»

(4 курс, 8 семестр).

Тема: СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ КАК СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЙ ПРИЗНАК ТЕКСТА (2 часа).

План:

1. Понятие смысловой цельности текста.

2. Тема как смыслообразующее ядро текста. Единство темы и идеи как основа цельности текста.

3. Авторская позиция как связующий элемент текста. Языковые способы выражения авторской позиции.

4. Структурное оформление цельности текста: заголовок текста, ключевые фразы, концовка текста.

Практическое задание:

  1. Выполнить СРС №40.
  2. Выполнить упражнения по соответствующей теме: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Выполнить указанные виды разборов:

Узелокл ваш все-таки3 имеет некоторое значение, /…/ и хотя3 можно побиться, что в нем не заключается золотых3, заграничных свертков с наполеондорами и фридрихсдорами, ниже с голландскими арабчиками, о чем можно еще заключить хотя бы только по штиблетам, облекающим3 иностранные башмаки ваши, но если к вашему узелку прибавить в придачу такую будто бы родственницу, как, примерно, генеральша2 Епанчина, то и узелок примет3 некоторое иное значение, разумеется, в том только случае, если генеральша Епанчина вам действительно родственница1, и вы не ошибаетесь, по рассеянности, что очень и очень свойственно человеку, ну хоть… от излишка воображения.

(Ф.М.Достоевский)

Рекомендованная литература:

№№ 1-11 раздел «Синтаксис»; 181,184,189,191,192,194,200,201,205,207,210,216,217.

 


Задание к практическому занятию №26

по дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»

(4 курс, 8 семестр).

Тема: СВЯЗНОСТЬ КАК СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЙ ПРИЗНАК ТЕКСТА (2 часа).

План:

1. Понятие связности текста.

2. Коммуникативные средства обеспечения связности текста.

3. Лексические средства обеспечения связности текста:

а. повторные номинации

б. синонимы

в. антонимы

г. родо-видовые слова

д. однокоренные слова

е. местоимения, местоименно-наречные слова

4. Синтаксические средства обеспечения связности текста:

а. союзы (обычно сочинительные)

б. частицы

в. вводно-модальные слова

г. развернутые связочные выражения

д. неполнота конструкций

е. синтаксический параллелизм

  1. Явление контактной и дистантной связи между компонентами текста.

Практическое задание:

1. Выполнить СРС №41.

2. Выполнить упражнения по соответствующей теме: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выполнить указанные виды разборов:

На нем был довольно широкий и толстый плащл без рукавов и с огромным3 капюшоном, точь-в-точь как употребляют3 дорожные, по зимам3, где-нибудь далеко за границей, в Швейцарии или, например, в Северной Италии, не рассчитывая1,2, конечно3, при этом и на такие концы по дороге, как от Эйдкунена до Петербурга.

(Ф.М.Достоевский)

Рекомендованная литература:

№№ 1-11 раздел «Синтаксис»; 181,184,189,191,192,194,200,201,205,207,210,216,217.

 


Задание к практическому занятию №27

по дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»

(4 курс, 8 семестр).

Тема: АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ТЕКСТА (2 часа).

План:

  1. Теория актуального членения. Тема-рематические членение текста как основное средство обеспечения коммуникативной связности текста.
  2. Разновидности моделей тема-рематической последовательности в тексте:

а. последовательная (цепная) связь

б. параллельная связь

  1. Нарушение коммуникативной преемственности между частями текста как стилистический прием.
  2. Функции темы и ремы текста.

Практическое задание:

  1. Выполнить СРС №42.
  2. Выполнить упражнения по соответствующей теме: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Выполнить указанные виды разборов:

Он был как-то рассеян3, что-то очень рассеян, чуть ли не встревоженл, даже3 становился3 как-то странен: иной раз слушал и не слушал, глядел и3 не глядел, смеялся и подчас сам не знал и не понимал, чему смеялся1.

(Ф.М.Достоевский)

Рекомендованная литература:

№№ 1-11 раздел «Синтаксис»; 181,184,189,191,192,194,200,201,205,207,210,216,217.

 


Задание к практическому занятию №28

по дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»

(4 курс, 8 семестр).

Тема: ТИПЫ РЕЧИ (2 часа).

План:

  1. Понятие типа речи. Разновидности типов речи.
  2. Коммуникативные цели повествования.
  3. Коммуникативные цели рассуждения.
  4. Коммуникативные цели описания.
  5. Языковые средства оформления текста-повествования.
  6. Языковые средства оформления текста-описания.
  7. Языковые средства оформления текста-рассуждения.

Практическое задание:

  1. Выполнить СРС №43.
  2. Выполнить упражнения по соответствующей теме: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Выполнить указанные виды разборов:

Поняв3, что она перекувырнулась3, Маргарита приняла нормальное2 положение и, обернувшись, увидела, что и озера уже нет, а что там, сзади3 за нею, осталось только3 розовое1 заревол на горизонте.

(М.А.Булгаков)

Рекомендованная литература:

№№ 1-11 раздел «Синтаксис»; 181,184,189,191,192,194,200,201,205,207,210,216,217.

 


Задание к практическому занятию №29-30

по дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»

(4 курс, 8 семестр).

Тема: ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ (4 часа).

План:

  1. Понятие пунктуации.
  2. Основные принципы русской пунктуации:

а. логический

б. синтаксический

в. интонационный

  1. Классификация знаков препинания:

а. знаки препинания выделяющие

б. знаки препинания отделяющие

  1. Основные синтаксические функции знаков препинания.
  2. Основные интонационные функции знаков препинания.
  3. Основные стилистические функции знаков препинания.

Практическое задание:

  1. Выполнить упражнения по соответствующей теме: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Выполнить указанные виды разборов:

Но если Настасья Филипповна захотела бы3 допустить в нем, в Тоцком, кроме эгоизма и желания устроить свою собственную участьл, хотя несколько желания добра3 и ей, то поняла бы, что ему давно странно и даже тяжело смотреть на ее одиночество: что тут один только неопределенный мрак, полное неверие в обновление жизни, которая так прекрасно могла бы воскреснуть в3 любви и в семействе и принять таким образом новую цель; что тут гибель способностей, может быть, блестящих, добровольное1 любование своей тоской, одним словом, даже некоторый романтизм, недостойный ни здравого ума, ни благородного2 сердца Настасьи Филипповны.

(Ф.М.Достоевский)

Рекомендованная литература:

№№ 1-11 раздел «Синтаксис»; 179,181-186,206,212,227

 

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Калужский государственный университет им.К.Э.Циолковского

 

Институт педагогики

Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальной школе

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.115 с.)