Тема 1 – Теоретические основы бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 – Теоретические основы бюджета



Тема 1 – Теоретические основы бюджета

Определение понятия «бюджет» и его сущность.

Признаки бюджета.

Функции бюджета.

Роль бюджета в регулировании социально-экономических отношений.

Виды бюджетного перераспределения.

 

Определение понятия «бюджет» и его сущность.

Системные требования к бюджету:

- главенство права,

- строгая финансовая ответственность,

- экономическая эффективность принятия решений,

безусловное исполнение финансовых обязательств.

4 варианта трактовки понятия «бюджет»:

1) законодательно утвержденная трактовка (по БК):

 

 

2) как экономическая категория:

 

 

3) как финансовый документ (организационная форма):

 

4) как фонд денежных средств (материально-вещественное воплощение):

 

 

Признаки бюджета.

1. Экономический:

 

 

2. Организационный:

 

 

3. Нормативный:

 

 

4. Материальный:

 

 

5. Регулирующий:

 

Функции бюджета.

3 функции и 2 подфункции:

1) перераспределительная функция:

1.1) образование бюджетного фонда,

1.2) использование бюджетного фонда;

2) контрольная;

3) информационная.

Перераспределительная функция

 

Порядок перераспределения финансовых ресурсов государственным бюджетом

Имущие субъекты - источники денежных средств Неимущие субъекты – потребители денежных средств
1. Производители жизненных ценностей: наемные работники предприниматели 2. Владельцы движимого и не­движимого имущества 3. Высокодоходные сферы эко­номики 4. Высокодоходные регионы и административно-территори­альные образования страны 5. Зарубежные состоятельные субъекты 1. Государственные органы: управления правопорядка вооруженных сил 2.Неимущие и нетрудоспособные граждане 3. Убыточные и малоприбыльные сферы экономики 4. Малодоходные и убыточные регионы и административно-территориальные образования 5. Зарубежные нуждающиеся субъекты

 

Контрольная функция

Информационная функция

 

4. Роль бюджета в регулировании социально-экономических отношений.

Роль и значение бюджета в экономике определяется объективными и субъективными факторами:

объективные факторы:

- уровень развития производительных сил:

 

 

- экономические особенности национального хозяйства:

 

 

- социальные предпосылки:

 

 

субъективные факторы:

- тип государства:

 

 

- политика правительства в конкретном периоде:

 

 

Виды бюджетного перераспределения.

1. Межотраслевое перераспределение:

- финансирование приоритетных отраслей народного хозяйства:

 

 

- финансирование общественно необходимых производств и отраслей хозяйства:

 

 

- финансирование социальной сферы:

 

 

- финансирование предприятий и институтов, обеспечивающих национальную безопасность государства:

 

2. Межтерриториальное перераспределение:

 

3. Между категориями населения:

 

Признаки бюджетного перераспределения:

- безвозмездность,

- безвозвратность,

- целевой характер.


Тема 2 – Бюджетная система РФ

Бюджетное устройство.

Понятие и структура бюджетной системы РФ.

Принципы бюджетной системы.

Консолидированный бюджет и его назначение.

Бюджетное право.

 

Бюджетное устройство.

Бюджетное устройство – это организационно-правовое построение бюджетной системы, включающее в себя структурные подразделения (виды бюджетов), принципы и формы взаимосвязей между ними.

Элементы бюджетного устройства:

1. бюджетная система и ее принципы;

2. бюджетное право;

3. бюджетные полномочия органов публичной власти.

 

 

 


Рис. – Бюджетные системы унитарных и федеративных государств

 

Рис. – Бюджетная система РФ

 

Федеральный бюджет – это бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств РФ.

Назначение:

• обеспечение финансирования общенациональных задач и функций;

• перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства;

• формирование основных направлений бюджетной политики;

• определение базовых принципов построения межбюджетных отношений;

• обеспечение взаимосвязи основных финансовых институтов (государственные финансы, налоги, государственные займы и кредит);

• регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы общества (государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан), а также кредитную и страховую сферы;

• осуществление внешнеэкономической и политической деятельности государства.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – это бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств субъекта РФ.

Назначение:

• обеспечение денежными ресурсами политических, административных, социальных и других функций субъектов РФ;

• экономическое воздействие на производственную деятельность организаций в рамках территорий субъектов РФ;

• решение социально-экономических и культурных вопросов.

Местный бюджет – это бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Назначение:

• обеспечение финансовыми ресурсами местного самоуправления;

• реализация местных социально-экономических задач;

• выполнение делегированных от вышестоящих органов власти ряда функций в области социально-культурных и политических мероприятий.

Государственные внебюджетные фонды – это централизованные фонды денежных средств, предназначенные для реализации прав граждан на социальную защиту.

Состав:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования;

Фонд обязательного медицинского страхования.

Назначение – финансирование конкретных социально-экономических целевых мероприятий.

 

Принципы бюджетной системы.

1. единства бюджетной системы РФ;

2. разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

3. самостоятельности бюджетов;

4. равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

5. полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

6. сбалансированности бюджета;

7. результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9. прозрачности (открытости);

10. достоверности бюджета;

11. адресности и целевого характера бюджетных средств;

12. подведомственности расходов бюджетов;

13. единства кассы.

1. Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность бюджетов предполагает прежде все­го право законодательных (представительных) органов влас­ти на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс (составлять, утверждать, исполнять бюджет и контролировать его исполнение).

6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

9. Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

 

Бюджетное право.

Бюджетное право — совокупность фи­нансово-правовых норм, которые устанавливают структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень бюд­жетных доходов и расходов, порядок распределениях их меж­ду различными видами бюджетов, регламентируют бюджет­ный процесс, а также регулируют формирование и исполь­зование государственных внебюджетных фондов

Система источников пра­вового регулирования бюджетных отношений:

1.Конституция Российской Федерации:

 

 

2.Бюджетное законодательство, которое, в свою очередь, включает следующие элемен­ты:

2.1) федеральное:

- Бюджетный кодекс Российской Федерации:

 

 

- ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете (на очередной финансовый год и плановый период и об исполнении за отчетный финансовый год);

2.2) региональ­ное (законы субъектов РФ, в том числе о бюджете);

2.3) местное (решения о мест­ных бюджетах и пр.).

3. Подзаконные нормативные правовые акты по бюджетно-правовым вопросам:

3.1) акты органов общей компетенции (указы Президента РФ, губернатора; постановления Правительства РФ, региона);

3.2) акты органов специальной компетенции — ведомственные подзаконные нормативные правовые акты.

 


Таблица – Бюджетные полномочия публично-правовых образований РФ

Полномочие РФ Субъект РФ МО
Установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений      
Определение основ бюджетного процесса      
Установление порядка реализации бюджетного процесса      
Реализация бюджетного процесса      
Установление порядка составления и представления в вышестоящие органы бюджетной отчетности      
Определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований      
Определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета (бюджета субъекта)      
Установление и исполнение расходных обязательств публично-правового образования      
Определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ      
Определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы РФ      
Установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов      
Определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов      
Определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ      
Осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ      
Установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов      
Предоставление межбюджетных трансфертов      
Определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга      
Осуществление заимствований, предоставление гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление долгом и активами      
Установление основ бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения      
Установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации      
Установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов      
Установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти РФ (органами государственной власти субъектов РФ) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления)      
Временное осуществление отдельных бюджетных полномочий нижестоящих органов власти      
Установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ      
Установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов соответствующего уровня по вопросам регулирования бюджетных правоотношений      
Установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ      
Иные бюджетные полномочия      

Бюджетная классификация.

Понятие доходов бюджета.

Понятие расходов бюджета.

Бюджетная классификация.

Бюджетная классификация РФ – группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Документы:

1) Бюджетный кодекс РФ

2) Приказ Минфина от 28.12.2010 г. N 190н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ»

Структура бюджетной классификации РФ:

• классификация доходов бюджетов;

• классификация расходов бюджетов;

• классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;

• классификация операций публично-правовых образований (операций сектора государственного управления).

 

Понятие доходов бюджета.

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджетообразующие показатели:

• величина валового внутреннего продукта;

• темп инфляции;

• величина мировой цены на нефть;

• валютный курс.

 

Понятие расходов бюджета.

Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК источниками финансирования дефицита бюджета.

Факторы, определяющие размеры и структуру расходов:

• характер внутреннего государственно-экономического устройства, его прочность;

• действующий правопорядок, способы его поддержки;

• стабильность международного государственного устройства, постоянства и характера обеспечения неприкосновенности границ.

 

Расходные обязательства –

 

 

 
 

 


Бюджетные ассигнования –

Тема 4 – Бюджетный дефицит

Управление дефицитом.

Методы сокращения дефицита.

Управление дефицитом.

Управление дефицитом – это комплекс мероприятий по определению предельного размера дефицита, поиску и привлечению источников его финансирования и разработке мероприятий по его ликвидации при наличии объективных предпосылок.

Концепции бюджетной сбалансированности:

1) Концепция сбалансированного бюджета

 

2) Концепция циклически сбалансированного бюджета

 

3) Концепция функциональных финансов

 

Методы сокращения дефицита.

Стадии бюджетного процесса.

1. Понятие бюджетного процесса, его назначение.

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

 

Основные принципы организации бюджетного процесса:

• единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета;

• реальность планируемых бюджетных доходов;

• гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов;

• соблюдение бюджетной классификации;

• периодичность бюджетов;

• отражение в бюджете социально-экономической политики.

 

Основные задачи бюджетного процесса:

1. выявление материальных и финансовых резервов государства;

2. максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;

3. максимально точный расчет расходов бюджетов;

4. обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

5. согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

6. осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами;

7. повышение эффективности контроля за финансовой деятельностью юридических и физических лиц.

 

Исполнение бюджета.

Исполнение бюджета — это совокупность действий органов ис­полнительной власти, направленных на обеспечение полного и свое­временного поступления денежных средств и т.д.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством.

Для кассового обслуживания Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ счет, через которые все кассовые операции по исполнению бюджета осуществляются Федеральным.

 

Тема 1 – Теоретические основы бюджета



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.081 с.)