Влияние бюджета на социально-экономические процессы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние бюджета на социально-экономические процессы.



ВОПРОСЫ

1.Содержание и значение государственного бюджета.

2.Влияние бюджета на социально-экономические процессы.

3.Бюджетная политика.

4.Организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ.

5.Бюджетное право.

6.Основы разграничения доходов и расходов между бюджетами.

7.Бюджетный процесс: составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджетов по звеньям бюджетной системы.

8.Формирование федерального, регионального и местных бюджетов.

9.Управление бюджетами разных уровней.

10.Бюджетная классификация.

11.Содержание и принципы формирования доходов бюджета; методология их планирования по звеньям бюджетной системы и видам налогов и неналоговых доходов.

12.Экономическая и контрольная работа финорганов по доходам и расходам бюджета.

13.Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов.

14.Методология планирования, порядок их финансирования.

15.Расходы бюджета на государственную поддержку отраслей материального производства и регулирование экономики.

16.Расходы бюджета на социальную сферу: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру, искусство.

17.Целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

18.Государственная поддержка науки.

19.Расходы бюджета на государственное управление, обеспечение безопасности граждан и государства.

20.Расходы бюджета на международную деятельность, обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга.

21.Финансовая поддержка субъектов Федерации.

Содержание и значение государственного бюджета.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

1) Федеральный бюджет

2) бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

3) бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Государственный бюджет— это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правитель­ство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.

Значение: обеспечивает единство бюджетной системы, обеспечивает сопоставимость показателей, является методической основой осуществления финансового контроля.

 

Бюджетная политика.

Бюджетная политика — это совокупность государственных мероприятий направленных на укрепление доходной части государственного бюджета, усиления социальной направленности расходов бюджета, создания условий макроэкономической стабилизации. Стратегической же целью бюджетной политики является создание государством необходимых экономических, правовых и организационных принципов относительно повышения роли бюджета как инструмента формирования и оптимального распределения финансовых ресурсов между разными звеньями бюджетной системы для эффективного ее развития, направленного и экономический рост и повышение жизненного уровня населения. При этих условиях активное влияние бюджетной системы на финансовые связки и потоки между разными секторами экономики выступает необходимым условием для обеспечения экономического роста.

3 функции: 1. аллокационная 2. распределительная 3. стабилизационная

К основным направлениям государственной бюджетной политики относятся:

- формирование доходной и расходной частей бюджетной системы, контроль за эффективностью, сохранностью и целевым использованием бюджетных средств;

- управление бюджетным дефицитом (профицитом);

- управление государственным долгом;

- регулирование монополий;

- укрепление системы межбюджетных отношений;

- обеспечение государственных приоритетов в развитии отдельных видов деятельности, в частности инновационной, предоставление государственных кредитов;

- регулирование социальных процессов;

- управление государственной собственностью;

- регулирование иностранных инвестиций и внешнеэкономической деятельности.

Бюджетное право.

Бюджетное право — основная подотрасль, структурный элемент финансового права, совокупность юридических норм, определяющих основы бюджетного устройства государства, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета и бюджетов субъектов федерации, входящих в бюджетную систему государства. Бюджетное право в РФ регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности публичных субъектов, связанные с бюджетом: это отношения по образованию бюджетных фондов, их распределению и использованию. Отношения по образованию, распределению и использованию государственных внебюджетных фондов — Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системы Российской Федерации.

Предмет бюджетного права составляют общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, а именно при:

- формировании доходов бюджетов;

- расходах бюджетов;

- осуществлении бюджетного процесса проведении бюджетного контроля;

Источник бюджетного права — это внешняя форма выражения нормы бюджетного права или, другими словами, нормативный правовой акт, содержащий нормы бюджетного права. Основным источником бюджетного права в РФ является Бюджетный кодекс Российской Федерации. Важнейшими источниками бюджетного права являются Налоговый кодекс Российской Федерации, а также правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, регламентирующие бюджетный процесс на своем уровне.

 

6. Основы разграничения доходов и расходов между бюджетами.

Основы межбюджетных отношений:

1. Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

2. Межбюджетные отношения основываются на принципах: распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.

Передача расходов и доходов бюджетов

1. Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ путем включения соответствующих норм (положений) в федеральный закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в настоящий Кодекс.

2. Отдельные виды расходов бюджетов субъектов РФ, предусмотренные статьей 86 настоящего Кодекса, могут передаваться из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам только путем включения соответствующих норм (положений) в закон субъекта РФ о бюджете на очередной год и внесения изменений в настоящий Кодекс.

3. Передача доходов из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации бюджету другого уровня может быть произведена в порядке, установленном статьями 52, 58 и 63 настоящего Кодекса.

4. Финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта РРФ, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в

соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.

Федеральный бюджет.

Федеральный бюджет - формируется для выполнения центральными органами власти их обязанностей и для финансового обеспечения общегос. Мероприятий. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Доходы федерального бюджета:

1. налоговый доход (76%) 2. неналоговый доход (12%) 3. безвозмездные поступления (11%).

Расходы федерального бюджета

1. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

• функционирование федеральной судебной системы; • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; • государственная поддержка атомной энергетики; • исследование и использование космического пространства; • проведение выборов и референдумов Российской Федерации; • федеральная инвестиционная программа;

Региональные бюджеты.

Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

Доходы региональных бюджетов формируются за счет:

I. Собственные доходы включают

1) региональные налоги и сборы:

2) неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

II. Регулирующие доходы включают

1) отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, 2) дотации, 3) субвенции, 4) субсидии 5) трансферты, полученных за счет средств федерального бюджета.

Расходы региональных бюджетов:

• обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; • обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации; • проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации; • обеспечение реализации региональных целевых программ; • формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации; • осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; • обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации; • оказание финансовой помощи местным бюджетам; • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

Местные бюджеты.

Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Доходы местных бюджетов

I. Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов;

1) Местные налоги и сборы:2) Неналоговые доходы

II. Регулирующие доходы

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

• от НДС; • от акцизов; • от налога на прибыль (доход) предприятий; • от подоходного налога с физических лиц.

Расходы местных бюджетов

• содержание органов местного самоуправления; • формирование муниципальной собственности и управление ею; • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; • обеспечение противопожарной безопасности; • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; • обслуживание и погашение муниципального долга; • содержание муниципальных архивов; • проведение муниципальных выборов и местных референ­думов.

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация – систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, определяемая природой государственного бюджета.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

БК РФ имеет следующую структуру:

ü Доходы

ü Расходы

ü Источники финансирования дефицита бюджетов

ü Государственный долг

БК 1991 г. объединяла в одном документе однородные группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и отражала изменения в планировании, исполнении и учете бюджетных доходов и расходов.

В основе классификации была заложена следующая схема:

- раздел (тип дохода, и направление расхода),

- глава (министерство, ведомство),

- параграф (отрасль промышленности, организация, мероприятие, вид расхода, вид дохода);

- статья (в расходах – конкретное направление средств).

БК 1997 г. была утверждена Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ» (от 15 августа 1996 г.). Согласно этому закону, БК включает:

1) классификацию доходов бюджетов РФ;

2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ - это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление средств на выполнений основных функций государства (1 уровень – разделы, 2 уровень – подразделы);

3) экономическую классификацию расходов РФ - это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию (4 уровня: 3-й – виды расходов, 4-й – статьи затрат);

4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ (3-ступенчатая схема);

5) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (2-ступенчатая схема);

6) классификацию видов госуд. внутренних долгов РФ и субъектов РФ (1-ступ.);

7) классификацию видов госуд. внешнего долга и внешних активов РФ (2-ступ.);

8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов бюджетов субъектов РФ, отражающую распределение бюджетных ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов субъектов РФ.

 

11. Содержание и принципы формирования доходов бюджета; методология их планирования по звеньям бюджетной системы и видам налогов и неналоговых доходов.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с принципами организации бюджетной системы, основная часть доходов (до 95%) имеет общий характер. Эти доходы являются источником финансирования любых видов расходов. Это позволяет наиболее гибко использовать бюджетные средства и не допускать кассовых разрывов в процессе исполнения бюджетов.

Состав доходов

1. Налоговые доходы

2. Неналоговые доходы

3. Безвозмездные перечисления

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Большая часть поступающих доходов (более 80%) – это налоги.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ: 1. налог на добавленную стоимость; 2. акцизы; 3. налог на доходы физических лиц; 4. единый социальный налог; 5. налог на прибыль организаций; 6. налог на добычу полезных ископаемых лиц; 7. водный налог; 8. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; 9. государственная пошлина.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ: 1) налог на имущество организаций; 2) транспортный налог; 3) налог на игорный бизнес.

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ: 1. земельный налог; 2. налог на имущество физических лиц.

К неналоговым доходам относятся: - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; - доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов; - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; - иные неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде: · финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; · субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций; · субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней; · иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; · безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов; · безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

 

ВОПРОСЫ

1.Содержание и значение государственного бюджета.

2.Влияние бюджета на социально-экономические процессы.

3.Бюджетная политика.

4.Организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ.

5.Бюджетное право.

6.Основы разграничения доходов и расходов между бюджетами.

7.Бюджетный процесс: составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджетов по звеньям бюджетной системы.

8.Формирование федерального, регионального и местных бюджетов.

9.Управление бюджетами разных уровней.

10.Бюджетная классификация.

11.Содержание и принципы формирования доходов бюджета; методология их планирования по звеньям бюджетной системы и видам налогов и неналоговых доходов.

12.Экономическая и контрольная работа финорганов по доходам и расходам бюджета.

13.Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов.

14.Методология планирования, порядок их финансирования.

15.Расходы бюджета на государственную поддержку отраслей материального производства и регулирование экономики.

16.Расходы бюджета на социальную сферу: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру, искусство.

17.Целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

18.Государственная поддержка науки.

19.Расходы бюджета на государственное управление, обеспечение безопасности граждан и государства.

20.Расходы бюджета на международную деятельность, обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга.

21.Финансовая поддержка субъектов Федерации.

Содержание и значение государственного бюджета.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

1) Федеральный бюджет

2) бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

3) бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Государственный бюджет— это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правитель­ство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.

Значение: обеспечивает единство бюджетной системы, обеспечивает сопоставимость показателей, является методической основой осуществления финансового контроля.

 

Влияние бюджета на социально-экономические процессы.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Роль бюджета в развитии национальной экономики сегодня весьма велика. Бюджет представляет собой регулятор макроэкономики, который влияет на уровень процентных ставок и занятость населения, темпы экономического роста, величину деловой активности, объем инвестиций, объем денежной массы и темпы инфляции. Путем изменения структуры и уровня государственных расходов и налогообложения правительство может воздействовать на объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов) и экономическую конъюнктуру. Бюджет используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, для подъема отстающих в экономическом развитии регионов и отраслей хозяйствования. Бюджет — это и социальная категория, определяющая социальные отношения в обществе и государстве. Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества.

 

 

Бюджетная политика.

Бюджетная политика — это совокупность государственных мероприятий направленных на укрепление доходной части государственного бюджета, усиления социальной направленности расходов бюджета, создания условий макроэкономической стабилизации. Стратегической же целью бюджетной политики является создание государством необходимых экономических, правовых и организационных принципов относительно повышения роли бюджета как инструмента формирования и оптимального распределения финансовых ресурсов между разными звеньями бюджетной системы для эффективного ее развития, направленного и экономический рост и повышение жизненного уровня населения. При этих условиях активное влияние бюджетной системы на финансовые связки и потоки между разными секторами экономики выступает необходимым условием для обеспечения экономического роста.

3 функции: 1. аллокационная 2. распределительная 3. стабилизационная

К основным направлениям государственной бюджетной политики относятся:

- формирование доходной и расходной частей бюджетной системы, контроль за эффективностью, сохранностью и целевым использованием бюджетных средств;

- управление бюджетным дефицитом (профицитом);

- управление государственным долгом;

- регулирование монополий;

- укрепление системы межбюджетных отношений;

- обеспечение государственных приоритетов в развитии отдельных видов деятельности, в частности инновационной, предоставление государственных кредитов;

- регулирование социальных процессов;

- управление государственной собственностью;

- регулирование иностранных инвестиций и внешнеэкономической деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.06 с.)