Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, виды и функции бюджетовСтр 1 из 22Следующая ⇒
ТЕМА 1 Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России
План лекции 1. Бюджетное устройство России 2. Понятие, виды и функции бюджетов 3. Понятие и виды внебюджетных фондов, целевых бюджетных и резервных фондов 4. Особенности бюджетной системы России
Бюджетное устройство России Бюджетное устройство государства — это его финансовый хребет, на котором строится вся система государственного управления. Бюджетное устройство любой страны определяется, как известно, ее государственным (административно-территориальным) устройством. Для России как федеративного государства свойственно трехуровневое строение ее бюджетной системы. Таким образом, бюджетное устройство России характеризуется наличием трех уровней бюджетного управления и бюджетной деятельности: • федеральный уровень бюджетного управления (на этом уровне расположены федеральный (государственный) бюджет, федеральные внебюджетные фонды); • региональный уровень бюджетного управления (представлен бюджетами субъектов Федерации и региональными внебюджетными фондами); • муниципальный уровень бюджетного управления (представлен местными бюджетами). Свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет. Например, консолидированный бюджет России представляет собой совокупность федерального бюджета, всех региональных и местных бюджетов. В свою очередь, под консолидированным бюджетом субъекта Федерации понимается совокупность регионального бюджета и бюджетов всех расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации муниципальных образований. (рисунки) Бюджетная система РФ строится на ряде принципов. В бюджетном Кодексе РФ этим принципам посвящен ряд статей. Ст. 28 БК устанавливает перечень принципов. Каждая статья (со ст. 29 по ст. 38) посвящена отдельному принципу: 1. Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней. 2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти всех трех уровней.
3. Принцип самостоятельности бюджетов означает: право представительных органов государственной власти на каждом уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; формировать доходы и расходы бюджета; устанавливать дефицит бюджета и источники его покрытия; принцип устанавливает право недопустимости изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, означает, что все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме. 5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита. 6. Принцип эффективности и результативности использования бюджетных средств означает максимальный эффект при минимальном использовании бюджетных средств. 7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Но последние не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов. 8. Принцип гласности (Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в открытой печати закона о бюджете и отчета об его исполнении. 9. Принцип достоверности бюджета означает, надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование.
11. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств введении которого они находятся. 12. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а так же операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.
ТЕМА 2 ТЕМА 3 Бюджетная классификация и бюджетное планирование в России План лекций 1. Понятие бюджетной классификации и ее значение для бюджетного планирования. 2. Содержание бюджетной классификации. 3. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации. 4. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации. 5. Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации. 6. Классификация источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации. 7. Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга. 8. Классификация видов государственных внешних долга Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации. 9. Ведомственная классификация расходов федеральной бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации местных бюджетов.
1. Понятие бюджетной классификации и ее значение для бюджетного планирования
Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация. Бюджетная классификация - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется для: • составления, утверждения и исполнения бюджета; • контроля за выделением и использованием бюджетных средств; • обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней; • составления консолидированных бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация утверждена Федеральным законом «О бюджетной классификации в Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ (в редакции от 5 августа 2000 г. № 115-ФЗ). В нее входят: классификация доходов бюджетов; классификация расходов бюджетов; классификация источников финансирования дефицитов бюджетов; классификация видов государственных долгов России, субъектов Федерации и местных органов власти. На основании Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 23 декабря 2004 г. № 174-ФЗ с 1 января 2005 г. введена новая бюджетная классификация. Внесение изменений в бюджетную классификацию вызвано необходимостью приведения ее структуры и содержания в соответствие с целями и задачами реформы бюджетного процесса Российской Федерации, а также приближения ее к требованиям международных стандартов финансовой отчетности. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2004 г. № 114н утвержден единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней. Коды бюджетной классификации включены в состав номеров счетов бюджетного учета учреждений и органов, занимающихся исполнением бюджетов.
Это позволит осуществлять сквозной анализ движения доходов и расходов бюджетов в бухгалтерском учете всех участников бюджетного процесса.
Содержание бюджетной классификации Бюджетная классификация предусматривает присвоение объектам классификации соответствующих группировочных кодов, обеспечивающих единство формы бюджетной документации, представление необходимой информации для составления консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также отчетов об их исполнении. Бюджетная классификация включает в себя следующие группировки: • классификацию доходов бюджетов РФ; • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета; • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга; • классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ. При этом необходимо отметить, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления при утверждении соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, но не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
ТЕМА 4 ТЕМА 5 ТЕМА 6 Доходы бюджетной системы Доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства, финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальным образованием возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций. При этом государственные доходы (то есть доходы федерального и регионального бюджетов) определяются как часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности государства10. В свою очередь, под муниципальными доходами понимается часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение муниципального образования с целью создания финансовой основы для финансирования деятельности органов местного самоуправления. Система государственных и муниципальных доходов образует доходы бюджетов. По материально-вещественному содержанию доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в бюджет соответствующего уровня на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с действующим законодательством. Доходы бюджета являются базой для осуществления государственных расходов.
Налоговые доходы Налоговые доходы включают в себя: * налоги на прибыль: * налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы: * налоги на совокупный доход: * налоги на имущество: * платежи за пользование природными ресурсами: * налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции: * прочие налоги, сборы и пошлины.
Неналоговые доходы В современной литературе к неналоговым доходам принято относить: • платежи штрафного характера и административные сборы (взимаемые штрафы; суммы полученные от реализации конфискованного имущества); • доходы от использования объектов федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности (например, доходы от сдачи в аренду зданий и сооружений); • доходы от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности; • доходы от экономической деятельности государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных предприятий; • финансовые средства, полученные в возмещение ущерба; • поступления в виде внешних заимствований; • доходы от внешнеэкономической деятельности, продажи государственных ценных бумаг и т.д.
Безвозмездные перечисления Согласно ст. 45 Бюджетного Кодекса РФ в доходы бюджетов всех уровней могут осуществляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Кроме того, эта статья неналоговых доходов может включать безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.
По источникам поступления безвозмездные перечисления могут быть от: • нерезидентов; • других бюджетов бюджетной системы; • государственных внебюджетных фондов; • государственных организаций; • наднациональных организаций; • прочее. Особо важную роль такой источник доходов, как безвозмездные перечисления играет для бюджетов субъектов РФ, так как по статье доходов «безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней» в региональные бюджеты поступает финансовая помощь из федерального бюджета. Необходимость финансовой помощи субъектам РФ обусловлена неоднородностью социально-экономического развития, которая вызвана различной обеспеченностью природными ресурсами, инфраструктурой, исторически сложившейся специализацией, климатическими и географическими особенностями регионов. Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы могут быть в форме дотаций, субвенций, субсидий, средств по взаиморасчетам, и др.
ТЕМА 7 Динамика бюджетных расходов Величина бюджетных расходов зависит от многих факторов. Она определяется объемом валового внутреннего продукта страны; величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов. Для государственных расходов в целом характерна тенденция к опережающему росту по отношению к ВВП. Рассмотрим более подробно факторы, определяющие динамику расходов: 1. Экономическое развитие страны. Если страна находится на этапе экономического подъема, доходы бюджета растут и, как следствие, расширяются возможности по осуществлению бюджетных расходов. Сокращать расходы на этапе экономического спада значительно сложнее, чем увеличивать при благоприятной ситуации в экономике. 2. Человеческое развитие. Вложения в развитие человека — важная задача государства. Эти вложения нацелены не столько на получение краткосрочного результата, сколько на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеют значимый удельный вес в бюджетах развитых стран. 3. Научно-технический прогресс. Развитие техники и технологии ведет к появлению новых видов общественных благ и провалов рынка, а значит и новых сфер государственного регулирования. За счет государственного бюджета финансируются такие проекты, которые не приносят коммерческого эффекта, но являются фактором национального престижа страны. Речь идет о фундаментальных научных разработках, технологиях военного назначения, исследовании космического пространства. 4. Институциональные и политические факторы. Государственные расходы закрепляются в законах, долгосрочных программах, соглашениях с международными организациями. Для их пересмотра в закон о бюджете необходимо вносить поправки, что ограничивает возможности по оперативному изменению расходов государства. Находящиеся у власти политические силы также могут отстаивать повышение государственных расходов. Наиболее ощутимо это проявляется в период предвыборной кампании, когда действующее руководство может использовать расширение расходов для привлечения избирателей в поддержку своих кандидатов. 5. Внешние обстоятельства. При возникновении чрезвычайных ситуаций, таких как войны или природные катаклизмы, роль государства в регулировании экономики существенно возрастает. Увеличиваются и государственные расходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению. Таким образом, под расходами бюджетов следует понимать сложную систему перераспределения включаемых в доходы бюджетов денежных средств, направленных на финансовое обеспечение деятельности государства и местного самоуправления. Расходы бюджета являются комплексом отношений, способов и приемов благодаря которым средства из бюджетов поступают m своему назначению.
Планирование бюджетных расходов Бюджетное планирование в целом позволяет определить объем, источники и направления использования бюджетных расходов на каждом уровне бюджетной системы РФ. Исходным пунктом бюджетного планирования является определение объема доходов, который поступит в бюджет в очередном году. Планирование бюджетных расходов осуществляется на этапе составления проекта бюджета органами исполнительной власти. При рассмотрении проекта закона о бюджете в Государственной Думе на первом этапе рассматривается общий объем доходов и расходов бюджета, а затем — распределение расходов по отдельным статьям. Важную роль в планировании бюджетных расходов играет перспективный финансовый план - это среднесрочный документ, содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Он составляется на три года, из которых первый год — это тот год, на который составляется бюджет; а два последующих года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты экономической политики правительства. Первым этапом планирования бюджетных расходов на очередной финансовый год является распределение расходов по статьям функциональной классификации. Затем происходит распределение расходов по получателям бюджетных средств (ведомственная классификация расходов). В свою очередь, так как ведомственная классификация является многоуровневой в ней происходит распределение бюджетных средств от прямых получателей бюджетных средств из федерального бюджета до направлений использования средств бюджета по целевым статьям в соответствии с функциональной классификацией расходов. Необходимость обеспечения сбалансированности и устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы в целом в условиях сокращения налоговой нагрузки на экономику требует дальнейшего сокращения расходов федерального бюджета по отношению к ВВП. Расходы федерального бюджета на 2005 год предусмотрены в объеме 3047,9 млрд. рублей, что на 388,5 млрд. рублей (14,6%) превышает плановый уровень текущего года.
Текущие расходы В зависимости от экономического содержания расходы делятся на: 1) текущие расходы; 2) капитальные расходы. Такая группировка расходов бюджета устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ. Текущие расходы бюджета (68 ст. БК РФ) — это часть расходов бюджета, обеспечивающая функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам, отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не отнесенные к капитальным в соответствии с бюджетной классификацией. К текущим относятся расходы на закупку товаров и оплату услуг, выплату процентов, предоставление субсидий и текущих трансфертов (в том числе пенсий и пособий, стипендий, бюджетам других уровней, неприбыльным организациям и др.). Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах на покрытие текущих расходов. Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования расходов. Рассмотрим более подробно наиболее значимые виды текущих расходов: государственные закупки и социальные трансферты.
Государственные закупки Государственные закупки являются важным элементом системы бюджетных расходов, так как рыночная система не может в необходимом объеме обеспечить производство таких товаров и услуг, которые обладают свойствами общественных благ. Они имеют важное социально-экономическое значение, однако, на их основе невозможно извлекать прибыль. По этой причине обеспечение производства общественных благ является функцией государства. В Бюджетном Кодексе РФ используется такое понятие, как государственный заказ. Под ним понимается совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета (статья 72 БК РФ). Государственный контракт — это договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации или субъекта РФ с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета. Российским законодательством регулируются общие условия и порядок заключения контрактов. Так, в соответствии со статьей 71 БК РФ все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда должны осуществляться исключительно на основе государственных контрактов. Контракты могут использоваться не только для заказа производства товаров и услуг в частном секторе. Одним из подходов к повышению эффективности государственного управления является применение так называемых внутренних контрактов, которые могут заключаться между различными государственными учреждениями или их подразделениями.
Социальные трансферты Социальные трансферты направляются на поддержку тех слоев населения, которые не могут самостоятельно обеспечить себе достойный образ жизни. Речь идет о полностью или частично нетрудоспособных гражданах (инвалидах, пенсионерах), а также иных социально-незащищенных категориях населения. Помимо этого, целью социальных трансфертов является поддержка тех, кто имеет особые заслуги перед обществом (ветераны войн, ликвидаторы последствий чрезвычайных ситуаций, люди, отмеченные за особые трудовые достижения), и поощрение общественно-желательного поведения (например, стимулирование рождаемости). Рассмотрим основные виды трансфертных платежей: 1. Денежные выплаты. К ним относятся пенсии и пособия, стипендии, субсидии на осуществление определенных целевых расходов (например, оплату жилищно-коммунальных услуг), компенсации (возмещение гражданам произведенных ими расходов) и т.д. В соответствии с законом "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" от 7 августа 2000 г. размеры обязательных социальных выплат, определенные в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении). Преимуществом денежных выплат является то, что они являются дополнительным доходом для нуждающихся граждан и получатель может распоряжаться ими по своему усмотрению. Недостатком является то, что они снижают стимулы к трудовой деятельности, а также сложность их планирования и осуществление контроля над их расходованием. Серьезной проблемой для России является низкий уровень социальных пособий, не соответствующий величине прожиточного минимума. 2. Натуральная помощь. Социальная помощь в натуральной форме может иметь вид бесплатных благ или услуг для всего населения или отдельных его категорий, предоставления льгот на определенные блага или услуги, т.е. частичную их оплату. Ее преимущество перед денежными выплатами заключается в том, что она в большей степени детерминирует целевое использование средств при решении частных социальных проблем. Натуральная помощь гораздо в меньшей степени дестимулирует трудовую активность. Недостатком натуральной помощи является то, что она не оставляет выбора ее получателям. Они не могут максимизировать свою полезность. Натурализация помощи — это по существу способ навязывания возможным получателям общественных предпочтений, которые они могут не разделять. Полезность натуральной помощи для ее получателей может быть повышена за счет предоставления им ограниченной свободы выбора, когда малообеспеченные люди получают право не на конкретное благо или услугу, а на категорию благ и услуг (продовольствие, услуги здравоохранения и прочее). Другим следствием натуральных трансфертов является изменение размеров располагаемых денежных доходов и структуры потребительских бюджетов их получателей. Это происходит в тех случаях, когда в составе натуральных благ и услуг имеются такие, которые ранее оплачивались или способны замещать некоторые платные блага и услуги. Натуральная помощь в этих случаях обеспечивает также эффект, получаемый от денежных трансфертов. 3. Финансирование производителей. Государство может предоставлять субсидии или льготы для коммерческих организаций, которые производят социально-значимые блага и услуги. Государство в данном случае не занимается закупками и распределением средств среди нуждающихся, оно за счет средств бюджета покрывает убытки или снижает затраты рыночных производителей. Выгоды общества заключаются в повышении доступности и снижении цен на такие блага. Причем этими выгодами, в отличие от других форм трансфертов, пользуется каждый потребитель независимо от уровня его благосостояния. Финансирование производителей является наименее эффективным типом трансфертов, так как действует не избирательно, то есть благами, производимыми субсидируемыми производителями могут пользоваться все, а не только реально нуждающиеся граждане. Выплаты производителям искажают условия рыночной конкуренции, побуждают их к лоббированию своих интересов во властных структурах (особенно это проявляется при составлении бюджета на очередной финансовый год).
Капитальные расходы Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность (ст. 67 БК РФ), включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта; расходы, направленные на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и др. К капитальным расходам относятся капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, капитальные трансферты, предоставление кредитов и ссуд. В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития. Особенностью капитальных расходов бюджета является то, что, они рассчитаны на более длительную перспективу, то есть выходят за рамки одного бюджетного года. Планирование таких расходов строится с учетом их долгосрочного характера. Основными формами капитальных расходов являются бюджетные инвестиции и бюджетные кредиты. Целью бюджетных инвестиций является создание мощностей по производству общественных благ (учреждений образования, здравоохранения, оборонных предприятий, предприятий, производящих социально-значимые товары и т.д.). В соответствии с БК РФ (ст. 79) расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии их включения в целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти или местного самоуправления. Если инвестиционный объект предусматривает расходы в сумме более 200 000 минимальных размеров оплаты труда, они подлежат рассмотрению и утверждению в том же порядке, что и федеральные целевые программы. Бюджетные кредиты могут быть использованы для финансирования не только государственных предприятий и учреждений, но и негосударственных субъектов экономики. Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным и муниципальным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных соответствующим бюджетом. Бюджетный кредит так же может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного на основании действующего законодательства и при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита. Способом обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита являются банковские гарантии, поручительства, залог имущества в различном виде. Обязательным условием предоставления кредита является предварительная проверка финансового состояния получателя. Уполномоченные государственные органы проводят проверку целевого использования выделенных средств. Они также имеют право проверять деятельность заемщика в любое время действия кредита. При утверждении бюджета на очередной год в нем указываются цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты выделяемых средств на год и более длительный срок, а также ограничения по субъектам их использования. Когда органами исполнительной власти составляется отчет об исполнении бюджета, к нему прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Для упорядочения процедуры кредитования государством ведутся реестры предоставленных кредитов по их получателям. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.
ТЕМА 8 Методы бюджетирования Обоснование проекта бюджетных расходов ведется органами исполнительной власти с использованием различных методов бюджетирования. Наиболее традиционным методом обоснования расходов служит метод постатейного бюджетирования. Основной смысл этого метода состоит в детальном обосновании (калькуляции) отдельных статей расходов в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетополучатели составляют сметы своих планируемых расходов, которые анализируются и корректируются распорядителями бюджетных средств, а затем передаются на согласование в правительство. В случае, если общая сумма сметных заявок превышает величину запланированных бюджетных доходов, то выявляются приоритетные затраты, а по остальным проводится сокращение расходов. Серьезный минус этого метода бюджетирования заключается в том, что не анализируется эффективность, а, следовательно, необходимость финансирования того или иного ведомства в целом. Идеи разработки исполнительского бюджета возникли в конце 30-х и были реализованы в послевоенный период. Суть этого метода заключается в том, что он обращает внимание не только на затраты, но прежде всего на то, что именно в результате этих затрат будет сделано той или иной организацией, эффективна ли ее внутренняя структура и технология работы. Исходя из функций бюджетных организаций и задач, которые они должны выполнить, проводится так называемый операционный анализ деятельности их подразделений. Метод исполнительского бюджета нацеливает бюджетные организации на повышение производительности (количественно измеримого результата на единицу денежных затрат) и изменение в этих целях своей организационной структуры и технологии работы. Однако этот метод, обращая внимание на внутреннюю структуру организаций и технологию их работы, не рассматривает вопрос о целесообразности финансирования этих организаций, необходимости их деятельности. Внедрение метода планово-программного бюджетирования (или ориентированного на результат бюджетирования) в 60-е годы прошлого века в США было связано с масштабным внедрением в бюджетный процесс элементов планирования и программирования. Использование метода ППБ означает, что исходным звеном для составления плана расходов становятся не государственные учреждения, а программы, разрабатываемые для достижения общественно значимых целей. Учреждения же рассматриваются лишь как институты, которые могут принять участие в реализации этих программ и тем самым претендовать на получение части бюджетных ассигнований. Таким образом, исходным пунктом при разработке бюджета методом ППБ становится определение общественно значимых целей. Метод ППБ делает акцент на экономическом анализе затрат-результатов, альтернативных программах, оценке общеэкономических последствий бюджетных расходов. Он также предполагает расширение временного горизонта, поскольку программы почти никогда не укладываются в один бюджетный год. Основной недостаток данного метода -сложность разработки системы показателей социальной и экономической эффективности государственных расходов. Суть метода нулевого бюджетирования заключается в периодическом и полном пересмотре функций и расходов государственных организаций. Давно работающие организации время от времени должны составлять и защищать свои бюджеты как вновь создаваемые учреждения. Нулевое бюджетирование предполагает, что ведомства составляют свои проекты бюджета с "чистого листа" без учета плановых и фактических показателей прошлых периодов, что влечет за собой устранение излишних затрат, переходящих из периода в период.
Бюджетная роспись Бюджетная роспись — документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ15. Она является основой для исполнения бюджетов всех уровней.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.67.16 (0.075 с.) |