Правовой статус, компетенция и подотчетность ЦБ РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой статус, компетенция и подотчетность ЦБ РФ



1. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. В настоящее время ведущим из них является Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 29.07.2004). Этот нормативный правовой акт сменил в 2002 году действовавший ранее с многочисленными поправками Закон РФ от 02.12.90 № 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России):
• ЦБ РФ осуществляет свои функции и полномочия независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
• ЦБ РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. При этом наименования "Центральный банк Российской Федерации" и "Банк России" равнозначны;
• местонахождение центральных органов ЦБ РФ - город Москва;
• уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью;
• ЦБ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению вверенным ему имуществом, включая золотовалютные резервы, в соответствии с целями и в порядке, которые установлены законодательством. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия ЦБ РФ не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом;
• государство, как правило, не отвечает по обязательствам ЦБ РФ, а ЦБ РФ — по обязательствам государства;
• ЦБ РФ может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ.

Статья 5. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Государственная Дума:

 

назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

 

назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее - Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;

 

направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

 

рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

 

рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

 

принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

 

проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

 

заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

 

Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.

Компетенция Центрального банка Российской Федерации. Под компетенцией ЦБ РФ понимаются его полномочия (права, обязанности и предметы ведения), необходимые для эффективного выполнения Банком России возложенных на него функций. ЦБ РФ реализует пять направлений своей компетенции:

  • как важнейший орган разработки и реализации денежно-кредитной политики государства;
  • как организатор наличного денежного обращения;
  • как главный орган банковского регулирования и банковского надзора;
  • как кредитная организация особого вида;
  • как организатор безналичных расчетов.

Компетенция Банка России включает в себя тот объем полномочий, который необходим для реализации возложенных на него функций. Основными функциями Банка России являются следующие:

1. разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики;

2. осуществление банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. При реализации этой функции Банк России является органом контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ;

3. обеспечение и поддержание стабильности в банковской системе РФ. Банк России является центром банковской системы страны, взаимодействуя с органами государственной власти, органами местного самоуправления и кредитными организациями;

4. осуществление банковских операций. В этом случае Банк России имеет право совершать практически все банковские операции и сделки;

Компетенция банка России как органа денежно-кредитной политики РФ:

1. ежегодно не позднее 26 августа представляет в Госдуму проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год;

2. осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ;

3. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

4. участвует в разработке экономической политики Правительства РФ;

5. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

6. осуществляет кредитование Минфина РФ для покрытия разрывов между текущими бюджетными доходами и расходами, приобретение государственных ценных бумаг при их первичном размещении.

Компетенция Банка России как органа контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ:

1. принятие решения о государственной регистрации; выдача и отзыв лицензии кредитных организаций;

2. установление квалификационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации;

3. осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;

4. запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности;

5. регистрация эмиссии ценных бумаг организациями;

6. осуществление валютного регулирования;

7. организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ.

Компетенция Банка России как центра банковской системы России:

1. установление обязательных правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля;

2. публикация сводной статистической и аналитической информации о банковской системе РФ;

3. установление правил осуществления расчетов в РФ;

4. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций;

5. установление обязательных нормативов.

Статья 3. Целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля;

 

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

 

обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.

Статья 6. Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

 

Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

Статья 7. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

 

Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.

 

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

 

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

7.Правовой статус территориальных учреждений ЦБ

Территориальное учреждение Банка России - обособленное подразделение Банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций в соответствии с федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации", "О банках и банковской деятельности", положением ЦБР от 29 июля 1998 г. N 46-П "О территориальных учреждениях Банка России" и другими нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Полный перечень всех территориальные учреждений Банка России приведен в приложении № 1.

Территориальные учреждения, как правило, создаются на территории субъектов Российской Федерации. Образование территориального учреждения и его ликвидация производятся на основании решения Совета директоров Банка России. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации. Территориальными учреждениями Банка России являются его Главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах Москве и Санкт-Петербурге, Национальные банки республик в составе Российской Федерации, а также территориальное учреждение Банка России, созданное по экономическому району, объединяющему территории нескольких субъектов Российской Федерации.

В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют Расчетно-кассовые центры (в дальнейшем - РКЦ), иные подразделения, в том числе, обеспечивающие деятельность территориального учреждения (столовые, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения, учебные заведения, и т.д.), создание и ликвидация которых утверждается Банком России. Деятельность указанных структурных подразделений регулируется соответствующими положениями.

Территориальное учреждение не имеет права:

- принимать нормативные акты;

- выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства;

- предоставлять кредиты на финансирование дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- осуществлять банковские операции в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами без разрешения Банка России.

Основными задачами территориального учреждения на территории субъекта Российской Федерации или экономического района, объединяющего территории нескольких субъектов Российской Федерации являются:

- участие в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

- обеспечение развития и укрепления банковской системы Российской Федерации;

- эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов;

осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;

- организация и контроль над деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг;

- организация валютного контроля;

- проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.

Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица и обладает полномочиями, предоставленными ему положением ЦБР от 29 июля 1998 г. N 46-П "О территориальных учреждениях Банка России" и нормативными актами Банка России.

Территориальное учреждение в пределах предоставленных ему полномочий независимо в своей деятельности от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Банк России наделяет территориальное учреждение имуществом, стоимость которого отражается на балансе территориального учреждения, входящим составной частью в баланс Банка России. Территориальное учреждение осуществляет полномочия по пользованию и владению имуществом, находящимся на его балансе, а также по распоряжению им в пределах, определяемых Банком России. Отчуждение и иные операции с движимым или недвижимым имуществом, по отношению к которому Банк России осуществляет полномочия по пользованию, владению и распоряжению, осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Банком России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.44.223 (0.028 с.)