Интегрированная модель учета на предприятии оптовой торговли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интегрированная модель учета на предприятии оптовой торговли.



Метод двойной записи позволяет установить корреспонденцию только двух счетов. Соответственно, в одномерных системах для формирования регистров управленческого учета, может быть необходимо в дополнение к основной проводке, справочно (чтобы не было двойного счета и не искажался баланс) дублировать эту же сумму, но в разрезе других объектов аналитики. Такая ситуация может возникнуть, например, если необходимо выделять затраты на конкретный проект или подразделение.

Система субсчетов и счетов аналитического учета, применяемая в одномерных системах, при наличии многоуровневой иерархии объектов или групп аналитического учета, становится громоздкой и неудобной для работы, в т.ч. анализа. Для составления управленческой отчетности необходимы дополнительные усилия для группировки объектов аналитического учета в соответствии с потребностями менеджмента. Однако для небольших организаций, в частности, для большинства торговых оптовых предприятий, она может быть вполне приемлема.

Рассмотрим, например, как может выглядеть аналитический учет счета 44 (Расходы на продажу):

44.1. Транспортные расходы 44.1.1 Доставка товара

44.1.2 Погрузо-разгрузочные работы

44.2 Проценты по банковскому кредиту

44.3 Арендная плата 44.3.1 Склады

44.3.2 Офис

44.4 Услуги связи 44.4.1 Телефон

44.4.1.1 Местный

44.4.1.2 Межгород

44.4.2 Интернет

44.5 Выплаты персоналу 44.5.1 Заработная плата

44.5.2 Прочие выплаты

44.6 Платежи в бюджет 44.6.1 Единый социальный налог

44.6.2 Прочие налоги

44.7 Оргтехника 44.7.1 Ремонт

44.7.2 Обслуживание

44.7.3 Расходные материалы

44.8 Прочие расходы 44.8.1 Услуги сторонних организаций

44.8.1.1 Маркетинг

44.8.1.2 Информационные услуги

44.8.1.3 Охрана

44.8.2 Представительские расходы

44.8.3 Командировочные расходы

44.8.4 Прочее.

Более широкие возможности для ведения управленческого учета и формирования управленческой отчетности, предоставляет механизм так называемых “направлений аналитики” (еще их можно называть “аналитическими признаками” или “аналитическими осями”). Эта система является многомерной, количество измерений равно числу направлений аналитики плюс один (за счет самого плана счетов). Количество направлений аналитики может быть ограничено только возможностями выбранного программного обеспечения и соображениями целесообразности ведения того или иного направления аналитики.

Важно подчеркнуть, что эта система является интегрированной, т.е. одни и те же счета используются как для бухгалтерского, так и для управленческого учета.

Направление аналитики - это совокупность однородных объектов аналитического учета, которыми могут быть, например, основные средства, номенклатура товаров, контрагенты, бизнес-процессы и подсистемы управления, сотрудники и т.д. При этом, одни направления аналитики используются как в бухгалтерском, так и в управленческом учете, как, например, основные средства, сотрудники, номенклатура товаров. Другие – бизнес-процессы и подсистемы управления, проекты, центры ответственности, нужны только для целей управленческого учета.

Чтобы обеспечить указанных подход к организации управленческого учета необходимо к каждому счету или субсчету плана счетов “привязать” свои направления аналитики. Пример такой привязки для предприятия оптовой торговли приведен в таблице 4. Данный пример демонстрирует не всю таблицу “привязки” (она состоит из более полутысячи строк), а лишь те счета и субсчета, к которым “привязано” наибольшее количество направлений аналитики.

Таблица 4. Фрагменты рабочего плана счетов предприятия торговли с указанием направлений аналитики.

Код счета Наименование Направления аналитики
         
  Вложения во внеоборотные активы          
8.3 Строительство объектов основных средств Объекты внеоборотных активов Бизнес-процессы и подсистемы управления Подразделения Затраты на строительство Проекты
8.4 Приобретение отдельных объектов основных средств Объекты внеоборотных активов Бизнес-процессы и подсистемы управления Подразделения Проекты  
8.5 Приобретение нематериальных активов Объекты внеоборотных активов Бизнес-процессы и подсистемы управления Подразделения Проекты  
  Материалы Материалы Склады/места хранения Подразделения Направления деятельности  
  Товары Номенклатура Склады/места хранения Сотрудники Проекты  
  Расходы на продажу Издержки обращения Бизнес-процессы и подсистемы управления Подразделения Проекты  
  Товары отгруженные Контрагенты Договоры Номенклатура    
  Расчеты с поставщиками и подрядчиками Контрагенты Договоры Форма оплаты Направления деятельности  
  Расчеты с покупателями и заказчиками Контрагенты Договоры Основания расчетов с покупателями    
  Расчеты по налогам и сборам Виды платежей в бюджет и фонды Бюджеты Налоги    
  Расчеты по социальному страхованию и обеспечению Виды платежей в бюджет и фонды Сотрудники Направления деятельности    
  Расчеты с персоналом по оплате труда Сотрудники Вид выплат сотрудникам Направления деятельности    
  Расчеты с разными дебиторами и кредиторами          
76.5 Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами (в рублях) Контрагенты Договоры Форма оплаты Направления деятельности  
  Продажи          
90.1 Выручка от продаж Виды номенклатуры Ставка НДС Ставка НсП Проекты  
90.2 Себестоимость продаж Виды номенклатуры        
90.3 Налог на добавленную стоимость Виды номенклатуры Ставка НДС      
90.4 Акцизы Виды номенклатуры        
90.5 Налог с продаж Виды номенклатуры Ставка НП      
90.6 Расходы на продажу Виды номенклатуры        
90.9 Прибыль/убыток от продаж Виды номенклатуры        
  Прочие доходы и расходы Прочие доходы и расходы Бизнес-процессы и подсистемы управления Подразделения Проекты  

Бизнес-процесс – совокупность различных операций, которые взятые вместе, создают результат (продукт, услугу), имеющую ценность для потребителя, клиента или заказчика.

Например, для предприятия оптовой торговли можно выделить такие бизнес-процессы, как развитие, продажи, производство (приемка, хранение и отгрузка товара), закупки, воспроизводство внеоборотных активов, воспроизводство персонала, денежные расчеты. Сумма затрат по всем бизнес-процессам не равна общей сумме затрат по предприятию, поскольку в первом случае не учитываются затраты на содержание систем управления: стратегического планирования, инвестиционного планирования, годового (квартального) планирования, оперативного учета, бухгалтерского учета, безопасности и т.д., которые в совокупности образуют систему управления торговым предприятием. Отметим, что группировка затрат по бизнес-процессам и системам управления не равносильна группировке затрат по функциональным подразделениям, поскольку, с одной стороны, отдельные функции, например планирование, могут исполняться в нескольких подразделениях, а, с другой стороны, несколько бизнес-процессов могут выполняться в рамках одной структурной единицы. Таким образом, сведения о распределении затрат в разрезе бизнес-процессов и систем управления позволяют вести анализ об эффективности достижения полученного результата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.006 с.)