Тест смысложизненных ориентаций (сжо) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест смысложизненных ориентаций (сжо)



Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

1. Обычно мне очень скучно 32 1 0 1 2 3 Обычно я полон энергии
2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей 32 1 0 1 2 3 Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной
3. В жизни я не имею определенных целей и намерений 32 1 0 1 2 3 В жизни я имею очень ясные цели и намерения
4. Моя жизнь представля­ется мне крайне бессмыс­ленной и бесцельной 32 1 0 1 2 3 Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной
5. Каждый день кажется мне всегда новым и непо­хожим на другие. 32 1 0 1 2 3 Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие
6. Когда я уйду на пен­сию, я займусь интерес­ными вещами, которыми всегда мечтал заняться 32 1 0 1 2 3 Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять, себя никакими заботами
7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал 32 1 0 1 2 3 Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал
8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. 32 1 0 1 2 3 Я осуществил многое из того, что было мною запланировано
9. Моя жизнь пуста и неинтересна 32 1 0 1 2 3 Моя жизнь наполнена интересными делами
10. Если бы мне при­шлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной 32 1 0 1 2 3 Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жиз­ни, то я бы сказал, что она не имела смысла
11. Если бы я мог выби­рать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе 32 1 0 1 2 3 Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас
12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство 32 1 0 1 2 3 Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности
13. Я человек очень обязательный 32 1 0 1 2 3 Я человек совсем не обязательный
14. Я полагаю, что чело­век имеет возможность осуществить свой жиз­ненный выбор по своему желанию 32 1 0 1 2 3 Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств
15. Я определенно могу назвать себя целеус­тремленным человеком 32 1 0 1 2 3 Я не могу назвать себя целеустремленным человеком
1 6. В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей 32 1 0 1 2 3 В жизни я нашел свое призвание и цели
17. Мои жизненные взгля­ды еще не определились 32 1 0 1 2 3 Мои жизненные взгляды впол­не определились
18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни 32 1 0 1 2 3 Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни
19. Моя жизнь в моих руках и я сам управляю ею 32 1 0 1 2 3 Моя жизнь не подвластна мне, и она управляется внешними событиями
20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлет­ворение 32 1 0 1 2 3 Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания

 

Êëþ÷èøêàëòåñòàÑÆÎ

Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 32 1 0 1 2 3в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале по следующему правилу:

В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты

1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты

2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

 

Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов.

Субшкала 1 (цели) - 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс) - 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала З (результат) - 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (локус контроля - Я) - 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (локус контроля - жизнь) - 7, 10, 11, 14, 18, 19.

 

Интерпретация шкал

Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.

Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Психические состояния



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.005 с.)