Предмет бухгалтерского учета. Задачи БУ на предприятии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет бухгалтерского учета. Задачи БУ на предприятии.



Журнал-главная книга.


 

16. Учет движения валютных средств на предприятии. Наличные валютные расчеты (порядок ведения)

Под валютными операциями понимают:

1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

2) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.

4) ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

5) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

Счет 52 «Валютные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных 'средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории РФ и за ее пределами.

По Дебету счета 52 "Валютные счета» отражается поступление денежных средств на валютные счета организации. По Кредиту счета 52 «Валютные счета» отражается списание денежных средств с валютных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет валютных счетов организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет«Расчеты по претензиям»).

Обобщенная информация о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации формируется на счете 52 «Валютные счета», к которому рекомендуется открывать следующие субсчета:

1) «Валютные счета внутри страны»;2) «Валютные счета за рубежом».

Когда орг-ия производит операции с ин валютой, то к счёту 50 должны быть дополнительно открыты соответствующие субсчета для обособленного учёта движения каждой наличной ин валюты (например субсчёт 50-4).

Ведение операций на текущем валютном счёте (52-3) КЦБ на 31.03.2008-23,50 на 01.03.2008-23,55 СН=2000 дол. =47000 руб.

1.Переоценка остатка выявленной курсовой разницы 01.03.08 (100) 52-3\91-1 2.Поступила экспортная выручка 05.03.08 (ЦБ=23,57) (23570) 52-3\62(90-1) 3.Переоценка остатка валютного счета на 05.04.08 (40) 52-3\91.1 4.Произведён расчёт по импортному контракту 10.03.08 КЦБ=23,52 39984(1700дол) 60\52-3 5.Переоценка остатка счета на начало дня 10.03.08 (150) 91-2\52-3 6.Удержана комиссия за перевод иностранной валюты в дол. 20 дол(470,40) 91-2\52-3 7.Переоценка остатка КЦБ=23,54 (26) 52-3\91-1 СК=1280 дол. На 30.04. КЦБ=23,54=30131,20


 

17. Фондовые счета бухгалтерского учета

Фондовые счета предназначены для учета собственных источников образования хозяйственных средств — капитала предприятия и нераспределенной прибыли.

К основным фондовым относятся следующие пассивные счета: 80,82,83,84.

Уменьшение капитала и нераспределенной прибыли отражается на дебете этих счетов, а на кредите — их увеличение.

На счете 80 ведется учет уставного капитала предприятия, который формируется за счет взносов учредителей. Размер уставного капитала отражается в учредительных документах предприятия. На счете 82 отражается информация о состоянии и движении средств резервного капитала. Резервный капитал образуется за счет нераспределенной прибыли, это страховой капитал предприятия, он предназначен для покрытия убытков и прочих непредвиденных расходов. На счете 83 отражается информация об источниках образования этого вида капитала и использовании его средств. Добавочный капитал пополняется за счет прироста стоимости хозяйственных средств. Средства добавочного капитала могут быть использованы на увеличение уставного капитала или распределение его средств между учредителями. На счете 84 отражается информация о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли предприятия. Полученные в течение года прибыль или убытки отражаются на счете 99 а в конце года остаток прибыли (или убыток) по счету 99 переносится на счет 84 в качестве нераспределенной прибыли (или непокрытого убытка). Нераспределенная прибыль используется на выплату доходов учредителям, увеличение резервного капитала, покрытие убытков и другие цели.


 

18. Учет расчетов за банковские ссуды

Счет 66 предназначен для обобщения информации о состоянии краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией.

Суммы полученных организацией краткосрочных кредитов и займов отражаются по кредиту счета 66 и дебету счетов 50,51,52,55,60 и тд.

Причитающиеся по полученным кредитам и займам проценты к уплате отражаются по кредиту счета 66 в корреспонденции с дебетом счета 91. На суммы погашенных кредитов и займов дебетуется счет 66 в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Аналитический учет краткосрочных кредитов и займов ведется по видам кредитов и займов, кредитным организациям и другим заимодавцам, предоставившим их.

На отдельном субсчете к счету 66 учитываются расчеты с кредитными организациями по операции учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств со сроком погашения не более 12 месяцев. Операция учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств отражается организацией-векселедержателем по кредиту счета 66 (номинальная стоимость векселя) и дебету счетов 51 или 52 (фактически полученная сумма денежных средств) и 91 (учетный процент, уплаченный кредитной организации).

Операция учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств закрывается на основании извещения кредитной организации об оплате путем отражении суммы векселя по дебету счета 66 и кредиту соответствующих счетов учета дебиторской задолженности.

При возврате организацией-векселедержателем денежных средств, полученных от кредитной организации в результате учета (дисконта) векселей или иных долговых обязательств, из-за невыполнения в установленный срок векселедателем или другим плательщиком по векселю своих обязательств по платежу производится запись по дебету счета 66 в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При этом задолженность по расчетам с покупателями и тд просроченными векселями, продолжает учитываться на счетах учета дебиторской задолженности.

Аналитический учет дисконтированных векселей ведется по кредитным организациям, осуществившим учет (дисконт) векселей или иных долговых обязательств, векселедателям и отдельным векселям.

Счет 67 предназначен для обобщения информации о состоянии долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией.

Суммы полученных организацией долгосрочных кредитов и займов отражаются по кредиту счета 67 и дебету счетов 50,51,52,55,60 и тд.

Дисконтирование векселей проходит как и у краткосрочных кредитов, но вместо 66 счета ведется 67.


 

19. Порядок ведения наличных рублевых и валютных расчетов в российских организациях.

Виды наличных расчетов в денежной форме бывает: 1. рубли; 2. иностранная валюта (определенный вид операций между банком и юр.лицом, только целевое использование иностранной валюты по определенным контрактам и счетам; единственный способ наличного валютного оборота – это командировочные расходы).

Счёт 50 предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных ср-в в кассах орг-ии. Когда орг-ия производит операции с иност. валютой, то к счёту 50 открывается соответствующие дополнительные субсчета для обособленного учёта движения каждой наличной иностранной валюты (например субсчёт 50-4). Валютная касса может открываться на основании чека при получении этой валюты в банке, причём только на командировки при наличии корешка, подтверждающего покупку валюты в банке (при наличии валютного счёта).

При приобретении товарно-материальных ценностей и оплате работ (услуг) за наличный расчет должны присутствовать документы, подтверждающие факт приобретения (накладная и счёт с перечнем ценностей, ценой за 1 и общей суммой) и факт оплаты (товарный чек и чек контрольно-кассовой машины).Списание израсходованных наличных денежных ср-в может осуществляться только на основе первичных документов.

Счет 50: ДТ:1.Поступление выручки (90,91) 2.Поступление средств из банка (51,52) 3.Возврат подотчётных сумм (71) 4.Возмещение материального ущерба, погашение кредитов от предприятия, выкуп акций (73) 5.Взнос в уставный капитал (75.1) 6.Поступление временно-заёмных средств от сотрудников предприятия (66,67) КТ:1.Расчёты за покупки (60,76) 2.Расчёты с подотчетными лицами (71) а)выдача авансов б) возмещение экономически целесообразных расходов подотчётным лицам 3.Выплата з\п(70) 4.Выплата % по займам и погашение суммы займа (66,67) 5.Выплата доходов по акциям и вкладов в УК (75) 6.Взнос превышения наличных средств в банк (51)

Валютная касса: ДТ 1.Оборот дебетовых средств поступающих валют (51, 52.2) 2.Счета на командировочные расходы КТ Выдача под отчёт валютных средств (71) ЦБ=К1 СК=А=\0 КЦБ=К2Если К1>К2 – возникла отрицательная курсовая разница 91.2 Если К1<К2 возникла положит. Курсовая разница 91.1 Лимит остатка кассы – показатель, отражающий предельный размер наличных средств организации на конец операционного дня 60000 руб. – одним контрагентом по одному договору за каждый операуионный день

АНАЛИТИЧЕСКИИ

Кассовые операции – операции с налом. Организация имеет кассу для приема, хранения и расходования наличных денег. Размер сумм наличных денег в кассе ограничен лимитом; ежегодно устанавливается обслуживающим банком по согласованию с организацией. Можно иметь лимит в обычные дни, и сверх норм в дни выплаты з/п, пенсий, пособий. Для установления лимита остатка нала в кассе организ обращается в банк, где ее р/с. Банк имеет право проверить кассу раз в год. Лимит остатка опред исходя из объема наличного денеж оборота организ с учетом особенностей режима ее деятельности. За несоблюдение действ порядка хранения свободных денеж средств, а также накопление в кассах нала сверх установленного лимита налагается штраф в 3-х кратном размере выявленной сверх лимитной сумме.

ПКО и РКО – первичные документы.

Касса принимает нал по приходным кассовым орденам (ПКО-входящий денежный поток), подписанным главбухом или уполномоченным лицом. ПКО состоит из двух частей: одна – квитанция, отрывная часть, кот отдают тому кто принес деньги, должна быть подписана главбух, заверена печатью, дата; Вторая часть остается у организации.

Выдача денег производится по расходным кассовым ордерам (РКО-исходящий денежный поток), на кот ставится штамп, заменяющий реквизиты РКО. Подписи: 1 получатель, 2директор, кассир. Нумеруется с 1 по N арабскими цифрами, дата.

З/п выдается по платежным ведомостям без РПО. При завершении операции необходимо подписать РКО и ПКО т погасить штампом ПКО – получено, РКО – оплачено с указанием даты.

Все ПКО и РКО до передачи в кассу регистрируются в журнале регистраций, и док-ту присваивается №.

Журнал регистраций – по его данным контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денег, средств организ, присваиваются номера кассовым докум, проверяется полнота произв кассиром операций.

Кассовая книга ведется кассиром в обязательном порядке. На конкретную дату записывается остаток по кассе, входящий поток (указать номера ПКО, от кого, какая сумма и тд), исходящий поток (РКО и тд). Этот регистр повторяет структуру счета №50, только вместо Дт и КТ будет Приход и Расход. Остаток по кассе за каждый операционный день лимитируется. Организация может иметь только одну кассовую книгу. Листы нумеруются, прошнуровываются, количество страниц, подписи гл.бух и директора. В кассовой книге собран весь 50 счет.

Лимит устанавливает банк. Лимит кассы – максимальная сумма средств, которая должна остаться в кассе по каждому операционному дню. Организация у банка «просит» установить лимит за 55 дней. Лимит высокий, если организация имеет розничный оборот. Все оставшиеся деньги организация обязана сдавать в банк. Тогда появляется еще один документ исходного потока – объявление на взнос наличными, т.е. организация на свой счет в банке сама вносит деньги. Это по сути приходный ордер банка. Обязательно указываются цели взноса. Если орагнизация забыла запросить у банка лимит, то лимит у организации 0.

К документам по входному потоку также относятся чековые книжки (если деньги поступают из банка), нелимитированные чеки.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ведется на счете 50, активный, относится к денежным средствам и группе основных средств, остатки отражаются в балансе. Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в организации на начало месяца; оборот по дебету – поступление наличными в кассу, по К – суммы выданные наличными.

СЧЕТ 50. «Касса»:

Дебет (с кредита счетов): Сн - 1. поступление выручки (62, 90, 76). 2. временно заемные средства (66, 67). 3. от персонала: -возврат авансов подотчетными лицами (71); -возмещение материального ущерба, оплата кредитов сотрудником, выкуп акций предприятия (73). 4. поступление из банка (51). – Ск.

Кредит (в дебет счетов): 1. выплата з/п (70). 2. выплаты социального характера (69, 70). 3. выдача подотчетных сумм (71). 4. оплата услуг, товарно-материальных ценностей сторонним организациям (60, 76). 5. выдача кредитов сотрудникам (73). 6. погашение кредитных обязательств (66, 67). 7. взнос наличных на р/с (51).

В скобках указаны корреспондирующие счета.


 

20. Состав и назначение собирательно-распределительных счетов бухгалтерского учета

Собирательно-распределительные счета предназначены для сбора и последующего распределения затрат на отдельных стадиях производства и реализации готовой продукции. К собирательно-распределительным относятся следующие активные счета: 25 «Общепроизводственные расходы»;26 «Общехозяйственные расходы»; 44 «Расходы на продажу». Структура счетов 25 и 26 имеет некоторые особенности, которые отличают их от других активных счетов. Эти счета не имеют сальдо, так как в конце каждого месяца закрываются. В связи с этим счета 25 и 26 не отражаются в балансе. На счете 25 «Общепроизводственные расходы» ведется учет общепроизводственных затрат, которые связаны с обслуживанием основного производства, например, цеховые расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, зарплата наладчикам оборудования, амортизация и ремонт основных средств общепроизводственного назначения и т. д. На счете 26 «Общехозяйственные расходы» ведется учет общехозяйственных затрат, связанных с управлением предприятием, т.е. содержанием администрации, бухгалтерии, канцелярии, оплатой различных юридических, информационных, аудиторских услуг и т.д. Указанные расходы собираются в течение месяца на дебете счетов 25 и 26, а в конце месяца итогом списываются на счет 20, т. е. включаются в себестоимость продукции. Расходы на счетах 25 и 26 называются косвенными, так как они не связаны напрямую с производством конкретной продукции. На счете 44 «Расходы на продажу» отражаются затраты, связанные с реализацией продукции. К таким расходам относятся затраты на тару, упаковку, транспортировку, рекламу готовой продукции и т.д


 

21. Система бухгалтерских счетов и двойная запись. Схема записи на активных и пассивных счетах

В балансе показаны состав результатов хоз.деятельности предприятия. Отражение процесса деятельности ведется по счетам БУ. Счета БУ – это способ экономической группировки информации о движении стоимости хоз.средств организации и изменения хоз. процессов.

Двойной записью называется взаимосвязанные отражения изменений объектов бухучета по Дт и Кт счетов в одной и той же сумме. Двойная запись относится только к бух.счетам, кроме забалансовых.

Связь двух счетов, участвующих в отражении хоз.операции наз-ся корреспонденция счетов, а сами счета – корреспондирующие. Указанные наименования и номер дебетуемого и кредитуемого счета называются бухгалтерской проводкой.

Проводки, в которых один счет дебетуется, а другой кредитуется называются простыми (например, Д50 К51).

Сложными называются проводки, в которых один счет дебетуется, а два или несколько кредитуются или наоборот (например, получены материалы от поставщиков по договорной цене 300.000 р, в т.ч. 18% НДС).

Счета бухгалтерского учета представляют собой средства контроля и текущего отражения хозяйственных средств и их источников. Счета открываются на основании статей баланса: на основании статей актива – активные, на основании статей пассива – пассивные.

Схематически счет представляет собой двухстороннюю Т-образную таблицу. Левая часть счета называется «дебет» («он должен»), правая часть счета называется «кредит» («он верит»).

Каждый счет имеет свой номер и название. Запись на счетах начинается с выноса остатка на начало месяца – сальдо. Сальдо – это остаток.

Открыть счет – это значит вынести начальное сальдо.

Активные счета – это счета, предназначенные для учета состояний и движения хоз. средств. Пассивные счета – это счета для учета состояний и движения источников хоз.средств.

У активных счетов сальдо записывается по дебету, у пассивных – по кредиту!

В течение месяца на счетах отражается движение средств и источников, так как в бухгалтерском учете отчетным периодом является календарный месяц, за который подсчитываются итоги, то есть выводится сальдо конечное.

У активных счетов по дебету отражается увеличение, а по кредиту – уменьшение объекта учета. У пассивных – наоборот: по дебету – уменьшение объекта учета, по кредиту – увеличение!В конце месяца по каждому счету подсчитываются итоги. Итог движения средств или источников за месяц называется оборотом. В конце месяца после подсчета оборотов по дебету и кредиту подсчитывается сальдо конечное. Которое записывается в дебет и кредит счета (в зависимости от типа счета).


 

22. Выкуп ценных бумаг (акции, облигации) у держателей

Облигация - долгосрочная ЦБ. Право их выпуска дается только надежным предприятиям. Облигация выпускается эмитентом по номиналу. При этом рыночная стоимость облигаций может быть больше номинальной.

Акция – долевая ЦБ. Акции бывают обыкновенные, привилегированные и тд.

С передачей ЦБ все имущественные права переходят тому, кому педали.

Рыночная или курсовая стоимость – стоимость, по которой ЦБ продается на организованном рынке.

Приобретение собственных акций осущ-ся за счёт нераспределённой прибыли. В бух учёте приобретённые акции отражают по фактической стоимости их приобретения.

1)Выкуп ЦБ сторонних держателей N*Срын Д76 К51

2)оплата услуг посредника при выкупе Zпоср ЦБ Д76 К51

3)отнесение расходов к прочим (1- 0,18/1,18) Zпоср Д91.2 К76

4)Зачет НДС по расходам посредника (0,18/1,18) Zпоср Д19 К76

5)Отражение номинальной стоимости выкупленной акции у эмитента (N*S)Д09 К76

5.1)Потерпели убыток N* Срын>= N*S (Cрын-S)*N Д83 К76

5.2)Получили добавочный кап N* Срын=< N*S (S- Cрын)*N Д76 К83

6)Выкуп акций у сотрудников N*S либо (N*S *90%) Д73,4 К50

6) а- если по номиналу выкуп, то убыток в виде 10% скидки сотрудникам

Отражена номинальная ст-ть N*S д73-4к 50 или 73-4 к 09

7) отражение номинальной стоимости N*S Д09 К73,4

8)Отражение курсовой разницы на счёте добавочный кап 10%+N*S Д73,4 К83


 

23. Функции и принципы бухгалтерского учета на предприятии.

4 функции БУ (контрольная, организационная, информационная и аналитическая):1)Контрольная (реализуется в 3 этапа):

-предварительный контроль (законна ли данная хоз. операция, которую только планируется совершить, проверка соответствующих документов);

-контроль в ходе совершения операции (текущий контроль);

- контроль по результатам совершения хоз. операции.

2) Организационная функция состоит в сплошном непрерывном наблюдении за деятельностью предприятия, за своевременностью расчетов с различными контрагентами.

3) Информационная функция - сбор информации и ее представление различным пользователям.

4)Аналитическая функция состоит в том, что опираясь на результаты сплошного наблюдения, БУ позволяет рассчитать, определить систему эконом. показателей финансово-хозяйственной деятельности организации на конкретную дату и за определенный отрезок времени, т.е. БУ создает первичную систему показателей (выручка, затраты, себестоимость и тд), т.е. это общие показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Принципы в бухгалтерском учете должны обеспечивать:

1) полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

2) своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

3) большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

4) отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

5) тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечия);

6) рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности)

7) формирование достоверной инф-ии о деятельности орг-ии и её имущественном положении (требование достоверности)

8)планомерность.


 

Предмет бухгалтерского учета. Задачи БУ на предприятии.

ПРЕДМЕТ БУ является движение или изменение стоимости имущества предпр., выр. в ден. форме, отр. хоз. операции, происх. на предпр., путем сплошн. непрерывн. наблюдения. Предмет и методология бухучета появ. с формированием товарного произ-ва.

Бухбаланс – отр. состояние имущ-ва на опр. момент времени.

БУ предст. собой упоряд. систему сбора,регистрации и обобщения инф-ции в ден.обращении,об имуществе,обязательств в орг-ции и их движении путем сплошного,непрерывн. и документ.учета всех хоз. операций. Задачи: 1.Наблюдение за хоз.средствами и хоз.процессами на данном предприятии;2.Достоверное отображение результатов наблюдения за хоз.ср. и хоз.опер.в регистрах бу,отчетности; 3.Соблюдение фин.дисциплины,своевременное соблюдение обяз-ств и предоставление сведений о фин-экон.состоянии компании заинт. учреждениям, лицам(инвесторы,банки);4.Сохранение имущества орг-ции путем проведения спец.обследований для выявления его наличия и соответствия его стоим.оценок учетным данным. ЗАДАЧИ БУ – 1.Формирование полн. и достоверной инф-ции о деят-ти орг-ции и ее имущ. положении, необх.внутр. (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества орг-ции) и внешним (инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухг. отчетности) пользователям бухг. отчетности; 2.обеспечение информацией, необх. внутр. и внешн. пользователям бухг. отчетности для контроля за соблюдением закон-тва РФ при осущ-нии орг-ей хоз. операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием матер., трудовых и фин. ресурсов в соотв. с утверж. нормами, нормативами и сметами; 3.предотвращение отриц. результатов хоз.дея-ти орг-ии и выявление внутрихоз. резервов обеспечения ее фин. устойчивости.

Метод – совокупность различных способов и приемов, посредством которых решаются задачи ведения бухучета. Метод включает: документация, инвентаризация, оценка, калькуляция, бухгалтерские счета, двойная запись, бухгалтерский баланс, бух отчетность предприятия. Основные принципы БУ: достоверность, полнота охвата, своевременность и оперативность, планомерность. Функции БУ: контрольная, организационная, информационная, аналитическая. Объект БУ - имущество организации.

 

2. Учет кассовых операций (аналитический, синтетический) на предприятии

АНАЛИТИЧЕСКИИ

Кассовые операции – операции с налом. Организация имеет кассу для приема, хранения и расходования наличных денег. Размер сумм наличных денег в кассе ограничен лимитом; ежегодно устанавливается обслуживающим банком по согласованию с организацией. Можно иметь лимит в обычные дни, и сверх норм в дни выплаты з/п, пенсий, пособий. Для установления лимита остатка нала в кассе организ обращается в банк, где ее р/с. Банк имеет право проверить кассу раз в год. Лимит остатка опред исходя из объема наличного денеж оборота организ с учетом особенностей режима ее деятельности. За несоблюдение действ порядка хранения свободных денеж средств, а также накопление в кассах нала сверх установленного лимита налагается штраф в 3-х кратном размере выявленной сверх лимитной сумме.

ПКО и РКО – первичные документы.

Касса принимает нал по приходным кассовым орденам (ПКО-входящий денежный поток), подписанным главбухом или уполномоченным лицом. ПКО состоит из двух частей: одна – квитанция, отрывная часть, кот отдают тому кто принес деньги, должна быть подписана главбух, заверена печатью, дата; Вторая часть остается у организации.

Выдача денег производится по расходным кассовым ордерам (РКО-исходящий денежный поток), на кот ставится штамп, заменяющий реквизиты РКО. Подписи: 1 получатель, 2директор, кассир. Нумеруется с 1 по N арабскими цифрами, дата.

З/п выдается по платежным ведомостям без РПО. При завершении операции необходимо подписать РКО и ПКО т погасить штампом ПКО – получено, РКО – оплачено с указанием даты.

Все ПКО и РКО до передачи в кассу регистрируются в журнале регистраций, и док-ту присваивается №.

Журнал регистраций – по его данным контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денег, средств организ, присваиваются номера кассовым докум, проверяется полнота произв кассиром операций.

Кассовая книга ведется кассиром в обязательном порядке. На конкретную дату записывается остаток по кассе, входящий поток (указать номера ПКО, от кого, какая сумма и тд), исходящий поток (РКО и тд). Этот регистр повторяет структуру счета №50, только вместо Дт и КТ будет Приход и Расход. Остаток по кассе за каждый операционный день лимитируется. Организация может иметь только одну кассовую книгу. Листы нумеруются, прошнуровываются, количество страниц, подписи гл.бух и директора. В кассовой книге собран весь 50 счет.

Лимит устанавливает банк. Лимит кассы – максимальная сумма средств, которая должна остаться в кассе по каждому операционному дню. Организация у банка «просит» установить лимит за 55 дней. Лимит высокий, если организация имеет розничный оборот. Все оставшиеся деньги организация обязана сдавать в банк. Тогда появляется еще один документ исходного потока – объявление на взнос наличными, т.е. организация на свой счет в банке сама вносит деньги. Это по сути приходный ордер банка. Обязательно указываются цели взноса. Если орагнизация забыла запросить у банка лимит, то лимит у организации 0.

К документам по входному потоку также относятся чековые книжки (если деньги поступают из банка), нелимитированные чеки.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ведется на счете 50, активный, относится к денежным средствам и группе основных средств, остатки отражаются в балансе. Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в организации на начало месяца; оборот по дебету – поступление наличными в кассу, по К – суммы выданные наличными.

СЧЕТ 50. «Касса»:

Дебет (с кредита счетов): Сн - 1. поступление выручки (62, 90, 76). 2. временно заемные средства (66, 67). 3. от персонала: -возврат авансов подотчетными лицами (71); -возмещение материального ущерба, оплата кредитов сотрудником, выкуп акций предприятия (73). 4. поступление из банка (51). – Ск.

Кредит (в дебет счетов): 1. выплата з/п (70). 2. выплаты социального характера (69, 70). 3. выдача подотчетных сумм (71). 4. оплата услуг, товарно-материальных ценностей сторонним организациям (60, 76). 5. выдача кредитов сотрудникам (73). 6. погашение кредитных обязательств (66, 67). 7. взнос наличных на р/с (51).

В скобках указаны корреспондирующие счета.

 

3. Бухгалтерский баланс (ББ). Назначение. Особенности формирования. Структура

ББ – это система показателей, отражающая имущественные и финансовые положения предприятия по состоянию на определенную дату в денежном выражении, представляющая данные о хоз. средствах (активах) и их источниках (пассивах). Баланс – это способ экономической группировки информации о хоз. средствах и обязательствах предприятия по видам и характеру участия в производственном процессе и источником их формирования. Он делится на разделы и статьи и представляется в установленные адреса и сроки. По своему строению – таблица состоящая из 2-х частей: одна из которых актив, отражающий состав и размещение хоз средств, а др – пассив – отражающая источники образования хоз средств и их целевое назначение. В переводе с лат «баланс» означает «двухчашечный, весы», поэтому в нем должно присутствовать равенство итогов: сумма всех статей А должна быть равна сумме всех статей П баланса. Статья бухбаланса – наз показатель или строка актива или пассива баланса, хар-ая отдельные виды имущества, источников его формирования и обязательств орг-ии. Его данные необходимы для контроля за наличием и структурой хоз средств и их источников, для анализа финанс состояния и платежеспособности организ, размещение средств, степени изношенности ОС.

Баланс представляет общую оценку ст-ти имущества, т.е. его балансовую ст-ть. В статьях (строках) баланса происходит суммирование, обобщение фактов хоз деятельности. Роль и значение баланса: балансовая ст-ть имущества, классификация имущества по видам, по источникам. Главный док-т бух отчетности, средство эконом анализа, оценка финан резул, двойственное отражение имущества, обобщение хоз операций, соизмерение всех видов имущества, основной метод бух учета, оценка имущ состояния, обязательственно-правовая оценка.

Актив. 1. Внеоборотные активы – нематериальные активы (04, 05) – патенты, лицензии, товарные знаки, деловая репутация орган. Основные средства (01, 02, 03), незавершенное строительство (07, 08, 16, 61) Доходные вложения в материальные активы (03).

2.Оборотные активы. Запасы, в том числе – сырье, материалы (10, 12, 13, 16), животные на выращивание и откорме (11), затраты в незаверш пр-ве (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44), готовая продукция (40, 41); товары отгруженные (45); расходы будущих периодов (31) НДС(19); расчеты; краткосрочные финан вложения (56,58,82); денежные средства (50,51, 52, 55, 56, 57). Пассив. 3. капитал и резервы. Уставной капитал (80); добавочный капитал(83);резервный капитал(82); собственные акции(81); нераспред прибыль(непокрыт убыток)(84)4.долгосрочные обязательства; Отложенные налоговые обязательства; прочие долгосрочные обязательства..5.Краткосрочные обязательства. Займы и кредиты; кредит задолженность (поставщики и подрядчики; перед персоналом; перед гос-вом и внебюджет фондами; по налогам и сборам) доходы будущих периодов. Резервы предстоящих расходов.

Забалансовые счета. Арендован ОС (в том числе по лизингу и др)


4. Учет чековых расчетов на предприятии

Чек –ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодержатель явл лицо (ю или ф.л), имеющее денеж средства в банке, кот оно вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержатель – ю.л., в пользу которого выдан чек.

При получении денег по чеку с р/с выписывается ПКО, кот регистрируется в журнале регистрации, и на оборотной стороне корешка чека записываются номер дата ПКО. Чек действителен в теч 10 дней с момента его выписки. Бланки чеков явл бланками строгой отчетности. Ст-ть чека (бумажки) отражается на сч 50-3.

Существует 2 вида чековых расчетов:

1.Лимитированные – между юр.л.за товары, работы, услуги – чеком вместо наличных денег на конкретную сумму. Лим. чеки – замена наличных денежных средств в обращении. Это расчетные документы. Они называются лимитированные, потому что при выдаче такой чековой книжки организация должна иметь остаток в кассе, равный той сумме, на которую эта книжка выдана. Выдается чековая книжка на строго определенную сумму. Можно ее выдать в одном чеке., а остальные вернуть в банк.

2.Нелимитированные – обслуживают наличный оборот между организ и банком, клиентом, которых являются эти организации. Нелимитированные чеки используются только при расчете юр. Лица с банком (входящие потоки).

Нелимит чековые расчеты происходят от того, что сумма ограничена наличием денеж средств на сч организации в банке. По чеку организация снимает деньги с р/с в банке – нелимит чековые расчеты.

Книжки, как пример, бывают на 25 и 50 листов. Чековая книжка имеет номинальную (формальную) стоимость, которая записывается в балансе. Чековая книжка - товар. Стоимость чековой книжки стоит в дебете счета 50 субсчета 3. Когда чековая книжка исчерпана ее стоимость списывают на затраты. Все корешки остаются в организации.

Депонирование средств при выдаче чек книжек у плательщика учитывается на сч 55-2 с кредита сч 51, 66. По мере оплаты задолжен чеками их списывают с кредита сч 55 в дебит 76


 

5. Классификация хозяйственных операций по воздействию на статьи баланса (примеры).

Активные счета увеличиваются по дебиту счета, уменьшаются по кредиту, А Пассивные счета наоборот.

Все изменения, которые происходят в деятельности предприятия с составом хоз. средств, источниками их образорвания и расчетами, называется хоз. операциями. Существует 4 типа изменений, происходящих в балансе предприятия:

1. Изменения двух статей баланса, при котором одна увеличивается, а другая - уменьшается на одну и туже сумму, но валюта баланса при этом остается неизменной: А+х-х=П. Пример, согласно расходному кассовому ордеру под отчет на командировачные расходы выдано 2000 рублей (А: Дт-подотчетные лица – увеличивается; Кт-касса – уменьшается на 2000 рублей). Т.е.видоизменяются состав хоз средств их размещение. Итог баланса не изменяется.

2. Изменения баланса происходят по пассивным статьям А=П+х-х. Пример, удержан подоходный налог с з/п на сумму 15000рублей. (П:Дт-сч70; Кт-сч68.1 на 15000 рублей). Т.е.видоизменяются источники хоз средств. Итог баланса не изменяется. К операциям этого типа относятся хоз операции по удержаниям налога из з/пл, образованию резервного фонда(капитала) за счет нераспред прибыли, пополнению уставного капитала за счет добавочного, по начислению дивидендов за счет нераспред прибыли и др.

3. Увеличение статей Актива и Пассива баланса на одну и ту же сумму: А+х=П+х. Пример, на предприятие поступили материалы по договору дарения на сумму 25000 рублей. (Дт – сч10, Кт – сч98 на 25000 рублей). К данному типу операций относятся зачисление средств в счет задолженности по вкладам в устав кап, начисление амортизации по основ средствам, нематериал активам, начисления социального налога, з/п за счет себестоимости пр-ции, получение кредитов, авансовые поступления от заказчиков и др.

4. И Актив, и Пассив уменьшается на одну и ту же сумму: А-х=П-х. Пример, на основании платежных ведомостей и РКО выдана з/п рабочим в размере 20000 рублей. (Кр(А)-сч50, Дт(П) – сч70 на сумму 20000 рублей). К этому типу относятся операции по оплате всех видов кредиторской задолженности (бюджету, арендаторам, поставщикам, рабочим и служащим, зачету ранее полученных авансов и др).


 

 

6. Учет денежных документов, бланков строгой отчетности на предприятии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.169.48 (0.094 с.)