Понятие и классификация материально- производственных запасов. Оценка, операции по поступлению мпз. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация материально- производственных запасов. Оценка, операции по поступлению мпз.



Материально-производственные запасы – это часть активов организации:

используемая в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи, выполнении работ, оказании услуг;

• предназначенная для продажи;

используемая для управленческих нужд организации.В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н) к материально-производственным запасам также относятся готовая продукция и товары.

Производственные запасы классифицируются:

по роли и назначению в процессе производства;

по техническим свойствам.

С точки зрения роли и назначения в процессе производства производственные запасы подразделяются на основные и вспомогательные.

Основные производственные запасы – это предметы труда, составляющие основу изготавливаемой продукции:

сырье – продукция добывающей промышленности и сельского хозяйства;

основные материалы – продукция обрабатывающей промышленности;

покупные полуфабрикаты – материалы, прошедшие определенную обработку, но еще не ставшие готовой продукцией;

комплектующие изделия – материальные ценности, предназначенные для комплектации изготавливаемого объекта.

Вспомогательные производственные запасы – это предметы труда, придающие объекту определенные свойства и качества (лаки, краски и т. п.) или используемые для содержания средств труда (смазочно-обтирочный материал).

Классификация по техническим свойствам используется в технологии производства и организации аналитического учета:

сырья и материалов;

покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, конструкций и деталей;

топлива;

тары и тарных материалов;

запасных частей;

прочих материалов;

строительных материалов;

материалов, переданных в переработку на сторону.

Каждая из этих групп делится на подгруппы, где приводится перечень наименований материалов с описанием их технических признаков. Данная классификация является основой при разработке номенклатуры, т. е. систематизированного перечня всех материалов, потребляемых в производстве. Каждому материалу присваивается номенклатурный номер (код).

В бухгалтерском учете оценка запасов производится по фактической себестоимости. В текущем учете организации могут производить оценку материалов по учетной цене и отдельно учитывать отклонения фактической себестоимости материалов от учетной цены. В бухгалтерской отчетности материалы оцениваются по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение. НДС и иные возмещаемые налоги (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) в фактическую себестоимость не включаются. К фактическим затратам относятся:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

расходы за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

таможенные пошлины;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены запасы;

затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Фактическая себестоимость запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. В фактическую себестоимость в данном случае включаются фактические затраты организации на доставку материально-производственных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Фактическая себестоимость запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Объект принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Некоммерческая организация принимает объект к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если он предназначен для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации (в т. ч. в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации), для управленческих нужд некоммерческой организации, а также если выполняются условия, установленные в пп. «б» и «в».

Основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности.

Активы, в отношении которых выполняются вышеуказанные условия и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

9. Документальное оформление поступления материально-производственных запасов. Характеристика счета10 «Материалы».

 

Как известно, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых и ведётся бухгалтерский учёт. Данные документы принимаются к учёту, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации (ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте»; далее — закон о бухучёте).

Формы первичной документации для учёта материалов и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а.

Упомянутый закон о бухучёте позволяет организациям использовать и самостоятельно разработанную форму первичного учётного документа, если в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации не окажется таковой для отражения определённой операции. При этом выпускается распорядительный документ о возможности использования разработанной формы документа. Сам же документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:

наименование документа;

дату составления документа;

наименование организации, от имени которой составлен документ;

содержание хозяйственной операции;

измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность её оформления;

личные подписи указанных лиц (п. 2 ст. 9 закона о бухучёте).

(кладовщика). Материально ответственное лицо проверяет соответствие МПЗ их данным, указанным в сопроводительных документах. При отсутствии каких-либо расхождений им выписывается приходный ордер (форма № М-4). Данный ордер подписывается заведующим складом и экспедитором. В части местных грузов возможно и проставление штампа, в оттиске которого указаны реквизиты приходного ордера, на квитанции транспортного документа или на документе поставщика (товарно-транспортной накладной или др.). В этом случае отпадает необходимость оформления приходного ордера.

Если запасы поступили с повреждённой упаковкой, недостачей по массе, несоответствующего качества или имеющих количественное расхождение либо расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов, то организация вправе предъявить претензии поставщику (ст. 518–521 ГК РФ). В этом случае приёмка производится комиссией, которая составляет акт о приёмке материалов (форма № М-7). Акт составляется в двух экземплярах. Оформляется он с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации, материально ответственного лица и представителя отдела снабжения. Данный акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику (отправителю).

После приёмки материальных ценностей акт с приложенными документами (транспортными накладными и т. д.) передаётся: один экземпляр — в бухгалтерию организации для учёта движения МПЗ, другой — в соответствующую службу для направления претензионного письма поставщику.

Этот же акт оформляется и при поступлении материалов без документов.

При наличии приёмного акта приходный ордер не оформляется. Приёмные акты и приходные ордера на оприходование материальных ценностей должны, как правило, составляться в день их поступления.

Требование-накладная применяется для учёта движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.

Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему основанием для списания ценностей, второй же (принимающему) — для их оприходования. Подписанная материально ответственными лицами (соответственно сдатчика и получателя) накладная передаётся в бухгалтерию для учёта движения МПЗ.

Запасы могут также поступать от подотчётных лиц, приобретающих их за наличный расчёт. Для подтверждения осуществлённых расходов подотчётные лица должны представить документы, фиксирующие факты:

оплаты полученных МПЗ с указанием стоимости покупки. Такими документами могут быть квитанции к приходно-кассовым ордерам, чеки контрольно-кассовых машин, документы, приравненные к бланкам строгой отчётности;

факт получения указанных запасов.

При выдаче денежных средств под отчёт для приобретения товарно-материальных ценностей у юридического лица, осуществляющего оптовую или мелкооптовую торговлю, необходимо выдать доверенность подотчётному лицу и зарегистрировать её в журнале учёта выданных доверенностей.

Способы оценки при отпуске материально-производственных запасов на производство и иным способом. Примеры

Отпуск материалов на нужды производства при системном потреблении осуществляется на основе предварительно установленных лимитов. Отдел снабжения устанавливает лимит отпуска материалов на производство, основываясь на утвержденных нормах расхода материалов. Лимитированный отпуск материалов со склада оформляется лимитно-заборными картами (типовая межотраслевая форма № М-8). Материалы, отпускаемые нерегулярно, оформляются требованием-накладной (типовая межотраслевая форма № М-11).

Перемещение материалов с одного склада на другой оформляется накладной на внутреннее перемещение материалов.

Отпуск материалов отражается в бухгалтерии на основе документов по отпуску материалов по кредиту счета 10 в корреспонденции с дебетом счетов 20, 23, 25 и др.

Оценка материально-производственных запасов при отпуске на нужды организации. В соответствии с ПБУ 5/01 организации имеют право при отпуске материалов в производство и ином выбытии осуществлять их оценку одним из следующих способов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретения материалов – способ ФИФО;

по себестоимости последних по времени приобретения материалов – способ ЛИФО.

Выбранный способ оценки должен быть закреплен в учетной политике организации.

Оценка по себестоимости каждой единицы может быть применена на предприятиях с незначительной номенклатурой, выполняющих специальные заказы, когда можно проследить за использованием материалов в производстве и организовать такой учет.

При оценке производственных запасов по средней себестоимости принято по каждому виду (группе) запасов определять среднюю себестоимость единицы путем деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество.

При способе ФИФО фактическая себестоимость списанных запасов определяется как стоимость материалов, купленных в первую очередь, с учетом стоимости запасов, числящихся на начало месяца, т. е. по себестоимости первых по времени закупок.

Способ ЛИФО основан на допущении, что материально-производственные запасы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости последних закупок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.024 с.)