Отчётная документация по учебно – воспитательной педагогической практике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отчётная документация по учебно – воспитательной педагогической практике.



Отчётная документация по учебно – воспитательной педагогической практике.

Выполнила: студентка – практикантка

4 курса 2 группы

факультета биологии и химии Рангулова И.И.

Групповой руководитель: Сивкова Г.А.

 

Бирск – 2014

 

Конспект урока по химии на тему:

Фосфор и его соединения

Урок: «Фосфор и его соединения»

Цели урока: Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, физические и химические свойства простого вещества и соединений фосфора.

Задачи:

обучающие: сформировать представление о положении фосфора в Периодической системе, строение атома, физические и химические свойства фосфора.

развивающие: сформировать умения у учащихся охарактеризовать химические свойства веществ исходя из положения элемента в Периодической системе и строения его атома; закрепить знания, умения и навыки учащихся по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций; развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, развивать коммуникативные способности.

воспитывающие: способствовать воспитанию культуры учащихся, формирование познавательной потребности, стремление к глубокому усвоению знаний, воспитание аккуратности в оформление и записи уравнений реакций.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, компьютер, проектор, экран.

Метод обучения: словесно-наглядный.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Вид урока: комбинированный.

Ход урока:

I) Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня урок по химии буду вести я, Ильсина Ибрагимовна.

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока: Фосфор и его соединения. Цель урока: Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока: Фосфор и его соединения.

II) Проверка полученных знаний на предыдущем уроке.

Учитель: Прежде чем приступить изучению новой темы, вспомним материал, который вы проходили на том уроке. 1. Охарактеризуйте физические свойства азота.

Ученик: …

Учитель: 2. Где применяется азот?

Ученик:

Учитель: 3. Как азот вступает в реакцию соединениями?

Ученик: Без нагревания только с литием, а остальными веществами при нагревании, под давлением, при электрических разрядах.

Учитель: 4. Почему?

Ученик: Простое вещество азот состоит из двух атомов, соединенных тройной связью.

III) Вводная часть.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо подготовили материал. Вы изучили элементы, которые входят в состав 5 группы главной подгруппы Периодической системы Д.И.Менделеева. Познакомились с родоначальником 5 группы главной подгруппы - азотом. А сегодня на уроке познакомимся со следующим не менее важным элементом – фосфором. В 1669 году гамбургский алхимик Х.Браун занимался поисками философского камня, способного превратить неблагородные металлы в золото. При перегонке сухого остатка от выпаривания мочи было получено вещество, которое в темноте испускало голубоватый свет. Так впервые был получен белый фосфор.«Фосфор» - от греческого «светоносный»

IV) Основная часть урока.

Учитель: Посмотрите на Периодическую систему Д.И.Менделеева. Охарактеризуем положение фосфора. Пишем в тетрадях строение фосфора. Обратите внимание на то, какой физический смысл имеет порядковый номер элемента, номер периода, в котором находится этот элемент, номер группы. Порядковый номер указывает заряд ядра – заряд ядра фосфора равен +15. Номер периода характеризует, сколько энергетических уровней имеет фосфор – число энергетических уровней равно 3. Номер группы указывает, сколько электронов имеется на внешнем энергетическом уровне - число электронов на внешнем энергетическом уровне у фосфора 5 (на доске строится схема строения атома, электронную формулу, распределение электронов по ячейкам в невозбужденном и возбужденном состоянии). Анализируя строение атома фосфора, можно предположить характерные для него степени окисления: -3 и +5.

Учитель: Элемент фосфор образует три аллотропных модификации: белый, красный и черный. Пишем в тетрадях определение: Аллотропная модификация – это существование одного и того же химического элемента в виде двух или нескольких простых веществ, различных по строению и свойствам. Белый фосфор - воскообразное, прозрачное вещество с характерным запахом, в присутствии примесей - следов красного фосфора, мышьяка, железа и т. п. - окрашен в желтый цвет. Температура плавления 44,1 °С. Медленно окисляется кислородом воздуха уже при комнатной температуре и светится (бледно-зелёное свечение). Белый фосфор активен химически и весьма ядовит. Красный фосфор - темно-малиновый порошок. Нерастворим в воде и сероуглероде. Химическая активность значительно ниже, чем у белого. На воздухе окисляется медленно, не светится в темноте. Самовоспламеняется при трении или ударе. При нагревании превращается в пар, при охлаждении которого образуется в основном белый фосфор. Ядовитость красного фосфора в тысячи раз меньше, чем у белого. Черный фосфор - чёрное вещество с металлическим блеском, жирное на ощупь и весьма похожее на графит. Не растворим в воде или органических растворителях. Поджечь чёрный фосфор можно, только предварительно сильно раскалив в атмосфере чистого кислорода до 400 °С. Удивительным свойством чёрного фосфора является его способность проводить электрический ток и свойства полупроводника. Температура плавления чёрного фосфора 1000 °С под давлением 18·105 Па.

Учитель: Физические свойства фосфора. Фосфор, так же, как и азот, может образовывать двухатомные молекулы P2. Однако своеобразие «светоносного» элемента в том и состоит, что такие молекулы становятся устойчивыми только при высокой температуре, около 1000 °С. А при обычных условиях атомы фосфора соединяются в молекулы другого состава.

Учитель: Химические свойства. Теперь рассмотрим с какими элементами Периодической системы взаимодействует фосфор. В тетрадях пишем: химические свойства фосфора и пишем уравнения реакции.

Учитель: Как вы думаете, а как фосфор вступает в реакцию?

Ученик: фосфор вступает в реакцию без нагревания, так как связи в молекуле Р4 между атомами – одинарные. Реакция с О2 идет без нагревания, с азот – при температуре 3000 °С

Взаимодействие с простыми веществами:

(с избытком кислорода)

(при медленном окислении или при недостатке кислорода)

Взаимодействует со многими простыми веществами — галогенами, серой, некоторыми металлами, проявляя окислительные и восстановительные свойства:

с металлами — окислитель, образует фосфиды:

фосфиды разлагаются водой и кислотами с образованием фосфина

с неметаллами — восстановитель:

Взаимодействие с водой:

Взаимодействует с водяным паром при температуре выше 500 °С, протекает реакция диспропорционирования с образованием фосфина и фосфорной кислоты:

Взаимодействие со щелочами:

В холодных концентрированных растворах щелочей также медленно протекает реакция диспропорционирования:

Реакция окисления фосфора происходит при поджигании спичек, в качестве окислителя выступает бертолетова соль:

(Учащиеся записывают уравнения реакций, составляют схемы электронного баланса)

Учитель: Фосфор в природе. В природе фосфор в свободном виде не встречается – только в виде соединений. Важнейшими природными соединениями фосфора являются минералы фосфориты и апатиты. Основную их массу составляет фосфат кальция Са3 (РО4)3, из которого и получают в промышленности фосфор.

Кислотный оксид Р2О5. Физические свойства: Белое гигроскопичное порошкообразное вещество, хорошо растворимое в воде, образует несколько кислот. Используется как осушитель газов и жидкостей, отнимает воду у химических соединений.

Химические свойства:

1) с водой

Р2О5 + 3 Н2О = 2Н3РО4 (ортофосфорная кислота)

Р2О5 + Н2О = 2НРО3 (метафосфорная кислота)

Р2О5 + 2 Н2О = Н4Р2О7 (пирофосфорная кислота)

2) с основными оксидами

Р2О5 + 3 СаО = Са3 (РО4)3

3) со щелочами

Р2О5 + 6 Nа ОН = 2 Nа3РО4 + 3 Н2О
Ортофосфорная кислота Н3РО4. Физические свойства: Белые прозрачные кристаллы, не ядовита

Кислота средней силы

С водой смешивается в любых соотношениях.

Тплав. = 42 0С, плавиться без разложения, при умеренном нагревании разлагается.

Является трехосновной кислотой и образует три ряда солей:

1 ) средние соли, или фосфаты - Са3 (РО4)3. Нерастворимы в воде, кроме фосфатов щелочных металлов

2) Кислые-дигидрофосфаты- Са(Н2РО4)2. Хорошо растворимы в воде

3) Кислые-гидрофосфаты- СаНРО4 . Малорастворимы в воде (кроме фосфатов натрия, калия и аммония), т.е. занимают промежуточное положение между фосфатами и дигидрофосфатами по растворимости.

Вывод: с увеличением содержания атомов водорода в молекуле соли, ее растворимость повышается.

Химические свойства3РО4 проявляет все свойства кислот

Реагирует:

1) со щелочами: NaOH, КОН

2) с основными оксидами: Li2O, Na2O

3) c солями: К2СО3

4) с металлами не реагирует! (см. таблицу растворимости)

5) некоторые реакции с металлами протекают в очень разбавленных растворах:

2 Н3РО4 (разб) + 3 Мg = Мg3(РО4 )2↓ + 3Н2↑

Учитель: Сегодня на уроке рассмотрели строение атома фосфора, его соединения, физические и химические свойства. Открываем дневники и пишем домашнее задание: §17, упражнение 1, 3.

 

Учитель химии_____________________/Илькаева Р.С./

Методист:______________________________/Сивкова Г.А./

Самоанализ пары по химии

на тему " Фосфор и его соединения ".

29.01.14г. в 9 «Б» классе МБОУ Березниковская СОШ им. М.Г.Имашева с. Березники я, Рангулова И.И., провела урок по химии на тему: «Фосфор и его соединения»

На уроке присутствовали:

- Студенты – практиканты: Акова Л.Р.

- Учитель химии: Илькаева Р.С.

- Методист по химии: Сивкова Г.А.

Цели урока: Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, физические и химические свойства простого вещества и соединений фосфора.

Задачи:

обучающие: сформировать представление о положении фосфора в Периодической системе, строение атома, физические и химические свойства фосфора.

развивающие: сформировать умения у учащихся охарактеризовать химические свойства веществ исходя из положения элемента в Периодической системе и строения его атома; закрепить знания, умения и навыки учащихся по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций; развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, развивать коммуникативные способности.

воспитывающие: способствовать воспитанию культуры учащихся, формирование познавательной потребности, стремление к глубокому усвоению знаний, воспитание аккуратности в оформление и записи уравнений реакций.

Урок содержал следующие основные этапы:

Ι.Вводная часть.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели пары, мотивация деятельности учащихся.

ΙΙ. Основная часть

1.Организация воспитания и сознания нового материала.

ΙΙΙ. Заключительная часть.

Для проведения урока была подготовлена доска и презентация, посуда и реактивы для демонстрационного опыта. Учащиеся подготовились к уроку.

Большая часть урока была посвящена изучению новой темы. Новый материал был научно и в то же время, доступно изложен в соответствии возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Считаю, что урок был последователен, систематичен и логичен. По возможности старалась применять различные методы и примеры: организация наблюдения, чередование беседы и рассказа учителя.

Различные методы и приемы работы учащихся позволили добиться успеха и сделать урок содержательным. Считаю их применение, эффективным для активации познавательной деятельности учащихся.

Старалась поддерживать обратную связь с учащимися: проверка готовности к уроку, контроль за вниманием учащихся, наблюдение за ведением записей в тетради. Урок способствовал развитию самостоятельности, познавательного интереса, творческих и познавательных способностей (речи, памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, формирования умений логически мыслить), наблюдать, обобщать материал и делать выводы.

В ходе урока был выполнен намеченный план, достигнуты цели урока.

На уроке было свободное владение учебным материалом, контакт с классом. Моя речь была в меру эмоциональной.

Учитель химии, студенты – практиканты, анализируя урок, указали положительные стороны, указали моменты, на которые следует обратить внимание, оценили урок на отлично.

 

Учитель химии: ___________________________/Илькаева Р.С./

Методист по химии:_______________________/ Сивкова Г.А./

 

Протокол анализ.

Урок по химии на тему: " Фосфор и его соединения" была проведена студенткой Рангуловой И.И. в 9Б классе в МБОУ «Березниковская СОШ им. М.Г. Имашева» с. Березники 29 января 2014г.

На уроке присутствовали: учитель химии Илькаева Р.С., методист по химии Сивкова Галина Александровна, студенты – практиканты 4 курса факультета биологии и химии: Акова Л.Р.

Высказывания:

Акова Л.Р.:

 

 

Сивкова Г.А.:

 

 

Илькаева Р.С.:

 

Учитель химии:___________________________/Илькаева Р.С./

Методист по химии:_______________________/Сивкова Г.А./

Студенты – практиканты__________________________/Рангулова И.И. /

_______________________ /Акова Л.Р./

 

Вопросы команде 1

Тип кристаллической решетки алмаза.

Растворы и расплавы, проводящие электрический ток.

Наиболее активный неметалл.

Вещество, поддерживающее горение.

Ученый, который сформулировал основные положения атомно-молекулярного учения.

Ответы

Атомная, электролиты, фтор, кислород, М. В. Ломоносов.

Вопросы команде 2

Вещества, ускоряющие химические реакции.

Самый легкий газ.

Реакция, при которой выделяется теплота.

Газ, который применили в качестве химического оружия во время первой мировой войны.

Ученый, который сформулировал периодический закон.

Ответы

Катализатор, водород,экзотермическая, хлор, Д.И. Менделеев

Вопросы команде 3

Единственный жидкий металл.

Положительно и отрицательно заряженные частицы.

Бесцветный газ с резким запахом, применяемый в производстве азотной кислоты и удобрений.

Вещества, которые замедляют химические реакции или отравляют их.

Какой русский ученый, сформулировал закон сохранения массы веществ.

Ответы

Ртуть, ионы, аммиак, ингибиторы, М. В. Ломоносов

КОНКУРС-3 «Эрудит»

Вам необходимо взять карточку с вопросами, прочитать и дать правильный ответ. Победит тот, у какой команды будет большее количество правильных ответов.

Тема 1. Металлы.

1.Самый твёрдый металл?

2.Химический элемент, входящий в состав гемоглобина?

3.Металл, обладающий бактериальными свойствами?

Ответы.

Хром, железо, серебро

Тема 2. Диссоциация

1.Положительно заряженный ион?

2.Положительно заряженный электрод?

3.Сложные вещества, которые диссоциируют на ионы металла и кислотного остатка?

Ответы

Катион, анод, соли

Тема 3. Неметаллы.

1. Элемент, который образует самые твёрдые и мягкие вещества?

2. Вещество, из которого изготовлены простые карандаши?

3. Самый распространенный элемент в земной коре?

Ответы

Углерод, графит, кислород

КОНКУРС-4 «Опыт»

Что будет, если нагревать дихромат аммония? Охарактеризуйте реакцию.

Ответ уравнение реакции

(NH4)2Cr2O7 = Cr2O3+4H2O+N2

Реакция экзотермическая, протекает с выделением теплоты, протекает бурно.

КОНКУРС-5 «Угадай-ка»

Вам дается таблица из разных букв. Найдите 10 названий химической посуды и оборудования. Буквы одного слова находятся в соседних клетках по горизонтали или вертикали. 1 балл за каждое слово.

 

П Р О В К О Л Б
С С Б О Р О Н А
Т П И Р К А К Ч
А И Р Т О В А А
К А Н К А К К Ш
Т Р У Б В А А А
Ш Т А Т И П Р К
Ф И Л Ь Т Р О Б

Ответы:

Пробирка, стакан, чашка, колба, штатив, спиртовка, пробка, трубка, воронка, фильтр.

КОНКУРС-6 «Литературный»

Вам необходимо перевести с химического языка на общепринятые фразы.

• Не все то аурум, что блестит.

Не все то золото что блестит.

• Белый как карбонат кальция.

Белый, как мел.

Феррумный характер.

Железный характер.

• Слово – аргентум, а молчание – аурум.

Слово – серебро, а молчание – золото.

• Уходит как аш-два-о в оксид кремния.

Уходит как вода в песок.

Аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о.

Алмаз чистой воды.

• За купрумный грош удавился.

За медный грош удавился.

• Прозрачен, как сплав оксидов свинца и кремния с карбонатом натрия.

Прозрачен, как хрусталь.

• Много оксида водорода утекло с тех пор.

Много воды утекло с тех пор.

«Кто быстрее?»

За правильный ответ 1балл

1. Вода в твердом состоянии.

Лед

2. Каким химическим элементом богата морская капуста.

Йод

3. Элементарная частица, не имеющая заряда.

Нейтрон

4. Оксид водорода.

Вода

5. Основное сырье для производства керамических изделий.

Глина

6. Металлы, бегающие по воде.

Щелочные металлы

7. Какой газ мы выдыхаем.

Углекислый газ

8. Какой газ невидим и очень опасен.

Угарный газ

9. Самое распространенное вещество на земле.

Вода

10. Самый тугоплавкий металл, применяемый для изготовления нитей накаливания в лампах.

Вольфрам

11. Процесс разрушения металлов под воздействием окружающей среды.

Коррозия

12. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.

Оксиды

13. Быстро протекающие, химическое превращение, сопровождающееся выделением теплоты и света.

Горение

14. Реакция, происходящая между кислотой и основанием.

Реакция нейтрализации

15. Реакция, при которых происходит изменение степени окисления атомов химических элементов.

Окислительно-восстановительные

Заключение: Наша игра подошла к концу. Сегодня мы с вами закрепили знания и умения по химии, а также увидели ваши творческие способности. Сейчас жюри провозгласит победителя. Награждение. Спасибо за активное участие командам. До новых встреч!!!.

 

Тема: «Армейские забавы»

Продолжительность: 50 минут.

Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким названием проводится для учащихся 9 класса. Сначала идет история возникновения праздника. Затем конкурсы. Число участников – десять человек с класса. Судит жюри. Мероприятие включает 11 конкурсов:

1 конкурс – «Бой кораблей»

2Конкурс механиков

3 Конкурс лоцманов и штурманов

4Конкурс юнг

5Конкурс радистов

6 Конкурс врачей

7Конкурс капитанов

8Конкурс боцманов

9Конкурс танцевальный

10Конкурс болельщиков

В перерыве между конкурсами проводится игра со зрителями.

Цель мероприятия:

- расширить кругозор учащихся;

- познакомить с историей праздника 23 февраля – День Защитника Отечества;

- развивать эмоционально-чувственную сферу личности;

- формировать доброжелательное отношение друг к другу;

- воспитать такие качества личности, как дружба, решительность, настойчивость, патриотизм

 

Задачи:

Познавательные:

- научить применять умения, навыки, знания в реальных ситуациях

- расширить кругозор детей

Воспитательные:

- воспитать такие качества личности, как дружба, решительность, настойчивость, патриотизм

Развивающие:

- развивать внимание, наблюдательность, воображение и фантазию.

Методы: словесно-наглядно-практический.

Оборудование: для конкурса мальчиков: два комплекта табличек с надписями— капитан, боцман, лоцман, врач, радист, кок, юнга, механик, штурман; по две ложки, тарелки и стакана; два шарфа, две кегли или шашки, два набора разрезанных листов с пословицей: «Где смелость, там и победа!», по две луковицы, доски и два ножа, две биты, две карточки с заданием, аудиозаписи армейских песен.

Конкурс «Бой кораблей»

Ведущий: Кто-то, возможно, будет нести службу на море. Чтобы проверить, готовы вы к этому или нет, мы и проведем игру «Бой кораблей». Но прежде чем начать игру, нам необходимо сформировать экипажи кораблей. Прошу всехребят выбрать себе корабль и придумать ему название.

Итак, начинаем! Свистать всех наверх! Это означает, что нужно построиться на палубе и распределить поручения.

(У каждого под ногами лежит перевернутая табличка.)

Переверните и посмотрите, кем каждый будет на корабле.

(На табличках значится: капитан, боцман, лоцман, врач, радист, кок, юнга, механик, штурман — два комплекта).

Ведущий: Теперь все готово, можно отчаливать. Но мы не можем отплыть. Почему? Правильно, у наших кораб­лей пустые баки. Нужно заправить горючее.

Конкурс механиков

Ведущий: Ваша задача - с помощью ложки перенести воду из одного сосуда в другой.

Кто быстрее и точнее сделает это? (две ложки, две тарелки, два стакана.)

Конкурс юнг

Ведущий: А теперь представьте, что надвигается шторм (разбрасывают шашки по залу).

Где наши юнги? Для вас — конкурс «Чистая палуба». Кто соберет больше мусора, выигрывает. Трудность в том что корабль качает из стороны в сторону. Мы нашим юнгам завяжем глаза. (два шарфа, шашки, другие предметы.)

Конкурс радистов

Ведущий: Посмотрите, к нашему борту прибило послание. Радисты, приступайте к делу.

Кто быстрее соберет разрезанную фразу и прочтет ее? (два разрезанных листа с пословицей: «Где смелость, там и победа!»)

два ножа.)

Конкурс врачей

Ведущий: Посмотрите, что сделал шторм с нашими бинтами. А ну-ка, врачи, приведите их в порядок. Зада­ча: скрутить бинт. Кто быстрее и аккуратнее? (Атрибуты: два бинта.)

Конкурс капитанов

Ведущий: Как правило, капитан — самый главный че­ловек на корабле. От его знаний, умений и правильных решений зависит иногда жизнь корабля и его экипажа.

Задача капитанов: кто больше, поочередно, не повто­ряясь, назовет слов, связанных с морской тематикой.

Конкурс боцманов

Ведущий: Своевременное выполнение задания или команды зависит от боцмана, от того, насколько быстро он сумеет организовать команду.

Задача боцманов: объяснить команду своему экипажу без слов, а только жестами и мимикой.

Две карточки с заданиями:

1).Всему экипажу встать в шеренгу, положив руки друг
другу на плечи. Ноги на ширине плеч. Покачиваться с од­
ной ноги на другую.

2).Всему экипажу встать в шеренгу и изобразить, что
они тянут канат.

Конкурс танцевальный

Ведущий: Ну вот, пришло время поучаствовать в кон­курсе всей команде.

Экипажи должны станцевать танец моряков «Яблоч­ко».

Конкурс болельщиков

Ведущий: Ну вот, пришло время для тех, кто ждал наши корабли на берегу. Нужно вспомнить (спеть) можно больше песен про море, капитана, моряков.

За каждую песню — очко.



Заключение:

Ведущий: Это был последний конкурс. Сейчас наше строгое, но справедливое жюри подведёт итоги.

(Подводятся итоги конкурсной программы и вручаются грамоты и подарки).Вот и подошел к концу наш праздник. Ребята, вы показали себя сильными, ловкими и смелыми. Быть защитником Отечества — это и значит быть смелым, сильным, ловким и честным. Готовьте себя сейчас к службе в армии. Занимайтесь спортом, вырабатывайте в себе мужество, стойкость и, конечно же, хорошо учитесь.

Ведущий.

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.

Спасибо всем!!!

Классный руководитель: /Илькаева Р.С./

Методист по педагогике: /Рахматуллин…/

 

Отчётная документация по учебно – воспитательной педагогической практике.

Выполнила: студентка – практикантка

4 курса 2 группы

факультета биологии и химии Рангулова И.И.

Групповой руководитель: Сивкова Г.А.

 

Бирск – 2014

 

Конспект урока по химии на тему:

Фосфор и его соединения

Урок: «Фосфор и его соединения»

Цели урока: Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, физические и химические свойства простого вещества и соединений фосфора.

Задачи:

обучающие: сформировать представление о положении фосфора в Периодической системе, строение атома, физические и химические свойства фосфора.

развивающие: сформировать умения у учащихся охарактеризовать химические свойства веществ исходя из положения элемента в Периодической системе и строения его атома; закрепить знания, умения и навыки учащихся по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций; развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, развивать коммуникативные способности.

воспитывающие: способствовать воспитанию культуры учащихся, формирование познавательной потребности, стремление к глубокому усвоению знаний, воспитание аккуратности в оформление и записи уравнений реакций.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, компьютер, проектор, экран.

Метод обучения: словесно-наглядный.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Вид урока: комбинированный.

Ход урока:

I) Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня урок по химии буду вести я, Ильсина Ибрагимовна.

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока: Фосфор и его соединения. Цель урока: Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока: Фосфор и его соединения.

II) Проверка полученных знаний на предыдущем уроке.

Учитель: Прежде чем приступить изучению новой темы, вспомним материал, который вы проходили на том уроке. 1. Охарактеризуйте физические свойства азота.

Ученик: …

Учитель: 2. Где применяется азот?

Ученик:

Учитель: 3. Как азот вступает в реакцию соединениями?

Ученик: Без нагревания только с литием, а остальными веществами при нагревании, под давлением, при электрических разрядах.

Учитель: 4. Почему?

Ученик: Простое вещество азот состоит из двух атомов, соединенных тройной связью.

III) Вводная часть.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо подготовили материал. Вы изучили элементы, которые входят в состав 5 группы главной подгруппы Периодической системы Д.И.Менделеева. Познакомились с родоначальником 5 группы главной подгруппы - азотом. А сегодня на уроке познакомимся со следующим не менее важным элементом – фосфором. В 1669 году гамбургский алхимик Х.Браун занимался поисками философского камня, способного превратить неблагородные металлы в золото. При перегонке сухого остатка от выпаривания мочи было получено вещество, которое в темноте испускало голубоватый свет. Так впервые был получен белый фосфор.«Фосфор» - от греческого «светоносный»

IV) Основная часть урока.

Учитель: Посмотрите на Периодическую систему Д.И.Менделеева. Охарактеризуем положение фосфора. Пишем в тетрадях строение фосфора. Обратите внимание на то, какой физический смысл имеет порядковый номер элемента, номер периода, в котором находится этот элемент, номер группы. Порядковый номер указывает заряд ядра – заряд ядра фосфора равен +15. Номер периода характеризует, сколько энергетических уровней имеет фосфор – число энергетических уровней равно 3. Номер группы указывает, сколько электронов имеется на внешнем энергетическом уровне - число электронов на внешнем энергетическом уровне у фосфора 5 (на доске строится схема строения атома, электронную формулу, распределение электронов по ячейкам в невозбужденном и возбужденном состоянии). Анализируя строение атома фосфора, можно предположить характерные для него степени окисления: -3 и +5.

Учитель: Элемент фосфор образует три аллотропных модификации: белый, красный и черный. Пишем в тетрадях определение: Аллотропная модификация – это существование одного и того же химического элемента в виде двух или нескольких простых веществ, различных по строению и свойствам. Белый фосфор - воскообразное, прозрачное вещество с характерным запахом, в присутствии примесей - следов красного фосфора, мышьяка, железа и т. п. - окрашен в желтый цвет. Температура плавления 44,1 °С. Медленно окисляется кислородом воздуха уже при комнатной температуре и светится (бледно-зелёное свечение). Белый фосфор активен химически и весьма ядовит. Красный фосфор - темно-малиновый порошок. Нерастворим в воде и сероуглероде. Химическая активность значительно ниже, чем у белого. На воздухе окисляется медленно, не светится в темноте. Самовоспламеняется при трении или ударе. При нагревании превращается в пар, при охлаждении которого образуется в основном белый фосфор. Ядовитость красного фосфора в тысячи раз меньше, чем у белого. Черный фосфор - чёрное вещество с металлическим блеском, жирное на ощупь и весьма похожее на графит. Не растворим в воде или органических растворителях. Поджечь чёрный фосфор можно, только предварительно сильно раскалив в атмосфере чистого кислорода до 400 °С. Удивительным свойством чёрного фосфора является его способность проводить электрический ток и свойства полупроводника. Температура плавления чёрного фосфора 1000 °С под давлением 18·105 Па.

Учитель: Физические свойства фосфора. Фосфор, так же, как и азот, может образовывать двухатомные молекулы P2. Однако своеобразие «светоносного» элемента в том и состоит, что такие молекулы становятся устойчивыми только при высокой температуре, около 1000 °С. А при обычных условиях атомы фосфора соединяются в молекулы другого состава.

Учитель: Химические свойства. Теперь рассмотрим с какими элементами Периодической системы взаимодействует фосфор. В тетрадях пишем: химические свойства фосфора и пишем уравнения реакции.

Учитель: Как вы думаете, а как фосфор вступает в реакцию?

Ученик: фосфор вступает в реакцию без нагревания, так как связи в молекуле Р4 между атомами – одинарные. Реакция с О2 идет без нагревания, с азот – при температуре 3000 °С

Взаимодействие с простыми веществами:

(с избытком кислорода)

(при медленном окислении или при недостатке кислорода)

Взаимодействует со многими простыми веществами — галогенами, серой, некоторыми металлами, проявляя окислительные и восстановительные свойства:

с металлами — окислитель, образует фосфиды:

фосфиды разлагаются водой и кислотами с образованием фосфина

с неметаллами — восстановитель:

Взаимодействие с водой:

Взаимодействует с водяным паром при температуре выше 500 °С, протекает реакция диспропорционирования с образованием фосфина и фосфорной кислоты:

Взаимодействие со щелочами:

В холодных концентрированных растворах щелочей также медленно протекает реакция диспропорционирования:

Реакция окисления фосфора происходит при поджигании спичек, в качестве окислителя выступает бертолетова соль:

(Учащиеся записывают уравнения реакций, составляют схемы электронного баланса)

Учитель: Фосфор в природе. В природе фосфор в свободном виде не встречается – только в виде соединений. Важнейшими природными соединениями фосфора являются минералы фосфориты и апатиты. Основную их массу составляет фосфат кальция Са3 (РО4)3, из которого и получают в промышленности фосфор.

Кислотный оксид Р2О5. Физические свойства: Белое гигроскопичное порошкообразное вещество, хорошо растворимое в воде, образует несколько кислот. Используется как осушитель газов и жидкостей, отнимает воду у химических соединений.

Химические свойства:

1) с водой

Р2О5 + 3 Н2О = 2Н3РО4 (ортофосфорная кислота)

Р2О5 + Н2О = 2НРО3 (метафосфорная кислота)

Р2О5 + 2 Н2О = Н4Р2О7 (пирофосфорная кислота)

2) с основными оксидами

Р2О5 + 3 СаО = Са3 (РО4)3

3) со щелочами

Р2О5 + 6 Nа ОН = 2 Nа3РО4 + 3 Н2О
Ортофосфорная кислота Н3РО4. Физические свойства: Белые прозрачные кристаллы, не ядовита

Кислота средней силы

С водой смешивается в любых соотношениях.

Тплав. = 42 0С, плавиться без разложения, при умеренном нагревании разлагается.

Является трехосновной кислотой и образует три ряда солей:

1 ) средние соли, или фосфаты - Са3 (РО4)3. Нерастворимы в воде, кроме фосфатов щелочных металлов

2) Кислые-дигидрофосфаты- Са(Н2РО4)2. Хорошо растворимы в воде

3) Кислые-гидрофосфаты- СаНРО4 . Малорастворимы в воде (кроме фос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.202.202 (0.257 с.)