Основные этапы реформирования бюджетной системы РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы реформирования бюджетной системы РФ.



В России порядок становления «государственной росписи», или «сметы доходов и расходов», ведёт начало с 1863 г. Реформы 60-ых годов 19 века способствовали развитию бюджетного законодательства. После Февральской революции при Временном правительстве расходы производились с использованием кредитов. До середины 1918 г. продолжали действовать кредиты, ассигнованные по сметам 1917 г. Буквально с первых дней 1918г. был издан первый нормативный акт советского бюджетного права - Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на январь -июль 1918 г., утверждённый СНК 11 июля 1918 г. Он положил начало формированию системы полугодовых бюджетов. В 1920 – 1921 гг. правительство вернулось к годовому бюджету. Основы бюджетного устройства государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918 г., в которой 5 раздел так и назывался «Бюджетное право». Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР, а именно единый госбюджет, включавший в себя государственные доходы и расходы. С образованием в 1922 годы СССР и принятием в 1924 году Конституции СССР были внесены изменения в БС с образованием государственного бюджета СССР. В его состав вошли государственные бюджет союзных республик. Принятие в 1936 г. Конституции СССР усилило централизацию управления народным хозяйством и окончательно сформировало бюджетную систему СССР. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 1938 г. в состав государственного бюджета СССР были включены местные бюджеты и бюджет государственного социального страхования. Бюджетная система СССР состояла из Союзного бюджета (государственного бюджета), государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. Важным этапом в реорганизации бюджетной системы страны стал принятый в 1991 г. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В Законе устанавливались принципы построения бюджетной системы, основы формирования доходов, расходов и отдельно регламентировался порядок организации бюджетного процесса на республиканском уровне. Конституция РФ, принятая в 1993 г., закрепила федеральное устройство государства, изменила структуру и распределение полномочий между законодательными и исполнительными органами государственной власти, что предполагало кардинальную переработку законодательства в области бюджетного устройства и бюджетного процесса, разграничение бюджетных полномочий по уровням государственного управления, определение межбюджетных взаимоотношений. Провозглашение в Конституции РФ принципов федеративного устройства страны потребовало коренного пересмотра построения бюджетной системы, положив в его основу принципы бюджетного федерализма. В 1996 г. принят Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации». Он устанавливает структуру и состав бюджетов всех уровней РФ. Примечательно, что в основу построения бюджетной классификации РФ положены международные стандарты, что обеспечивает кроме всего прочего международную сопоставимость бюджетных показателей. Однако отсутствие единого законодательного акта отрицательно сказывалось на стабильности бюджетной системы России, нарушало принцип ее единства, затрудняло общее руководство и управление государственными и муниципальными финансами. В Российской Федерации было принято решение создать единый законодательный акт, который стал бы методологической основой всей совокупности бюджетного законодательства, включая ежегодное, и регламентировал бы всю гамму бюджетных отношений. 31 июля 1998 г. был принят Бюджетный кодекс РФ, который служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в РФ, устанавливает основания и виды ответственности за бюджетные правонарушения. После введения в действие БК РФ 1 января 2000 г. многие ранее принятые бюджетные законы либо утратили силу, либо применяются в части, не противоречащей БК РФ. В БК РФ определен круг бюджетных правоотношений, т.е. отношений, возникающих между субъектами бюджетного права в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. В бюджетное законодательство включается не только сам БК РФ, но и два типа нормативных правовых актов: долгосрочного действия, регулирующих отдельные вопросы бюджетных правоотношений, и ежегодных – о бюджете на очередной финансовый год. В «Финансовой энциклопедии», изданной в Москве в 1924г., бюджет определяется как «утверждённое в законодательном порядке общее предположение исчисления в принятой денежной единице предстоящих в определённом периоде времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов с подведением баланса. Государственный бюджет -государственная роспись расходов и доходов». Современная финансовая наука не привнесла ничего нового в понимание бюджета. Содержание бюджета как экономической категории везде сводится к тому, что «государственный бюджет выражает финансовые отношения, связанные с образованием и использованием центрального фонда денежных ресурсов страны».

 

Бюджетное устройство простых и сложных государств.

Простое (унитарное) государство — это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц не имеющих в своем составе других государств или государственных образований. Сложные — это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. (Федерация, конфедерация). В унитарных государствах бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех территориально-административных единиц и состоит из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов мест ных органов самоуправления. Главную роль играет государственный бюджет, с помощью которого центральные власти аккумулируют основную часть национального дохода, перераспределяемую через финансовую систему. На него возложены основные расходы, связанные с осуществлением государством своих функций. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законодательном порядке. Местные бюджеты обособлены и функционируют автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с государственным бюджетом. Доходы местных бюджетов формируются за счет закрепления за ними второстепенных налогов (поимущественный, промысловый, поземельный, некоторые виды косвенных налогов, различные сборы, поступления от муниципальной собственности). Расходы местных бюджетов, помимо затрат, связанных с административной деятельностью местных властей и управлением местным хозяйством, включают расходы по просвещению и здравоохранению. В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: государственный (федеральный)

бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Ведущая роль принадлежит федеральному бюджету, который является финансовой основой центрально-

го правит Распределение и закрепление функций, а также доходов и расходов между отдельными властями и звеньями бюджетной системы осуществляется на основе законодательных актов. Главные внешние и внутренние государственные обязательства возлагаются на федеральное правительство (международные связи, оборону страны, макро-регулирование экономических и социальных процессов, развитие связи, финансирование науки, управление государственным долгом, эмиссию денег). За федеральным бюджетом закреплены основные налоги. На федеральный бюджет возложены важнейшие расходы (военные, экономические, часть социальных, выплата процентов по государственному долгу, административные). Функции местных органов власти, состав доходов и расходов их бюджетов остаются в условиях федерации такими же, как в унитарном государстве. Взаимоотношения отдельных звеньев бюджетной системы в федеративных государствах также имеют свои особенности и регламентируются действующим законодательством.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.24.81 (0.005 с.)