Задачи и функции бухгалтерского учета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи и функции бухгалтерского учета.



Задачи и функции бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учёт - упорядоченная система сплошного, непрерывного,документально-обоснованнового и взаимосвязного отражения фактов финансовой хозяйственной деятельности в денежном обращение.

Цель бухучета – формирование комплексной информации о ресурсах и результатах производственной и финансовой деятельности предприятия.

Основные задачи бухучета:

1. Формирование полной достоверной информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бух отчетности

2. Контроль за соблюдением законодательства при осуществлении организацией хозяйственной деятельности

3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости

Функции бухгалтерского учёта:

1.Информационная

2.Контрольная

3.Аналитическая

 

Организцаия бухгалтерского учёта.

1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
2. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
3. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
4. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года

Пользователи бухгалтерской информации.

Внутренние:

1. Настоящие владельцы фирмы (уровень прибыли)

2. Работники предприятия (ЗП)

Внешние:

1. Будущие владельцы (уровень прибыли)

2. Кредиторы (платежеспособность)

3. Клиенты и покупатели (цены)

4. Гос. службы (доходы и уровень % отчислений)

5. Общественность (экология...)

 

 

Внеоборотные активы.

1. Основные средства – совокупность материально-вещественных ценностей в установленной стоимости за единицу, эксплуатируемые в качестве средств труда при производстве продуктов труда, либо для оперативного управления, хозяйственного обслуживания в течение срока их полезного использования, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл продолжается более 12 мес.

Основные средства:

- здания, сооружения

- передаточные устройства (ЛЭП, трубопровод)

- рабочие и силовые машины, оборудование

- вычислительная техника

- транспортные средства

- производственный хозяйственный инвентарь

- внутрихозяйственные дороги

- многолетние насаждения …

2. Нематериальные активы – это хозяйственные средства, не имеющие материальной субстанции со сроком полезного использования не более 12 мес.

- исключительные авторские права (права патентообладателя)

- авторские права на программы для ЭВМ

- исключительные права владельца на товарный знак

- на наименование места производства товаров

- на результаты интеллектуальной деятельности

- деловая репутация организации

- организационные расходы

3. Долгосрочные финансовые вложения –

- инвестиции в ценные бумаги др предприятий

- процентные облигации

- вклады в уставной капитал др. предприятий

Основным критерием принадлежности к долгосрочным является период обращения более 1 года.

4. Капитальные вложения – совокупность экономических ресурсов (инвестиций) используемых для воспроизводства имущества с длительным сроком (> 1 года) полезного использования.

5. Доходные долгосрочные вложения в материальные средства – вложения в капитальную финансовую аренду, представляющую собой долгосрочную аренду, кот. арендодатель (лизингодатель) приобретает новые непотребляемые объекты ОС в аренду (лизинг) заранее известному арендатору (лизингополучателю) с рассрочкой в оплате.

 

Оборотные средства.

1. материально-производственные запасы (МПЗ):

- материально-вещественные ценности используемые в качестве предметов труда (сырье, материалы, комплектующие, запчасти, топливо);

- продукты труда (готовая к реализации продукция, товары, полуфабрикаты собственного производства, продукция незавершенного производства);

- средства труда, приносящие доход или эксплуатируемые в других целях менее 12 мес. (инвентарь и хоз. принадлежности, спецодежда и т.д.)

2. Денежные средства:

- деньги в кассе предприятия

- денежные средства на расчетном счете и др. банковских счетах, в т.ч. на валютных

3. Дебиторская задолженность (образуется в виде денежных долгов предприятию за отпущенные товары, оказанные услуги, по полученным векселям и т.д.) Представляет собой средства в расчетах.

4. Краткосрочные финансовые вложения – вложения предприятия в краткосрочные ликвидные ценные бумаги, а так же предоставление краткосрочных займов другим хозяйствующим субъектам.

Собственный и привлеченный

Капитал.

К источникам хозяйственных средств относятся: собственный и заемный капитал.

Собственный капитал:

- уставной капитал (УК)

- нераспределенная прибыль (+)

- непокрытый убыток (-)

- резервный капитал

- добавочный капитал

- средства целевого финансирования.

УК – размер средств (в денежном выражении), вложенных учредителями в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности, определенный учредительными документами.

Нераспределенная прибыль – капитал, оставшийся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, сборов, штрафов, пеней, неустоек и выплаты части прибыли акционерам в виде дивидендов, часть собственного капитала, накопленная с момента создания предприятия в ходе текущей деятельности.

Непокрытый убыток – убыток, полученный по результатам деятельности организации.

Резервный капитал – источник собственных средств предприятия образованный за счет нераспределенной прибыли, кот. используется для выплаты доходов учредителям при отсутствии или недостаточности прибыли, а также на погашение балансовых убытков и др. потерь.

Добавочный капитал – образуется за счет прироста стоимости имущества, в результате его переоценки, эмиссионного дохода акционерных обществ и т.д.

Эмиссионный доход – разность между продажной и номинальной стоимостью акций.

Целевое финансирование – средства, полученные для осуществления мероприятий целевого назначения от юридических и физических лиц, а так же в виде государственной помощи представленной в виде субвенций, субсидий и проч.

 

Привлеченный капитал:

1) Долгосрочные обязательства организации:

- задолженность банкам по долгосрочным кредитам

- задолженность другим организациям по ссудам и займам, предоставленным на длительный срок

2) Краткосрочные обязательства: __,,__ на срок не более 1 года

3) Кредиторская задолженность:

- долго предприятия другим организациям за поставленную продукцию, оказанную работу и услуги, работникам за выполненную, но не оплаченную работу, задолженность по налогам и сборам, задолженность учредителям по выплатам дивидендов.

Собственный и заемный капитал – пассивы организации.

 

Бухгалтерский баланс. Содержание актива и пассива баланса.

Баланс – способ экономической группировки в денежной оценке хоз средств по их составу и источникам образования на определенную дату.

Баланс дает представление об имущественном положении и финансовом состоянии организации на определенную дату.

В балансе показатели (статьи) классифицируются и группируются по каждому активу и пассиву.

Стандартно баланс – двухсторонняя таблица: активы (т.е. какими хоз средствами предприятие располагает) и пассивы (т.е. источники). Должно обязательно выполнятся равенство итогов активов и пассивов - балансовое уравнением (основное равенство БУ).

Бухгалтерская отчетность – это единая, комплексная система показателей имущественного и финансового положения предприятии, составляемого на основе данных бухучета по установленным формам.

В состав бухучета входит:

1. Бухгалтерский баланс (форма №1)

2. Отчет о прибылях и убытках (форма №2)

3. Отчет об изменениях капитала (форма №3)

4. Отчет о движении денежных средств (форма №4)

5. Приложение к бух балансу (форма №5)

6. Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6)

7. Пояснительная записка

8. Специализированные формы

9. Итоговая часть аудиторского заключения (подтверждается достоверность бухгалтерских данных)

Вся отчетность составляется в руб. Отчетным периодом является календарный год. Существует промежуточная (квартальная) отчетность – включает только первые 2 формы.

Основным элементом бухгалтерского баланса является статья – это показатель того или иного актива или пассива баланса, характеризующий стоимость отдельных видов имущества, источников его формирования и обязательств.

Итоги по активу и пассиву баланса называют валютой баланса.

Различают 2 вида баланса:

1) баланс брутто

2) баланс нетто

В балансе нетто данные об амортизированном имуществе приводятся не по первоначальной, а по остаточной стоимости, т.е. за вычетом накопленной амортизации.

Требования к балансу:

1. Актив = Пассив

2. Достоверность(+инвентаризация и проведение аудита)

3. Реальность – соответствие оценок статей баланса объективной действительности

4. Преемственность, заключающаяся в единстве методов оценки и правил составления баланса

5. Ясность

6. Нейтральность

7. Сопоставимость показателей – все данные об имущественном и финансовом положении приводятся в сопоставимых показателях.

Счета и двойная запись.

Полученные в бухучете данные о первичном наблюдении и стоимостной оценке группируются, систематизируются, т.е. классифицируются по признаку однородности, для чего используются системы бухгалтерских счетов.

Счет – накопитель информации об объекте бухучета.

Д(дебет) | К(кредит)

Для обозначения остатков на счетах бухучета используется термин сальдо (остаток).

Активные счета – счета бухучета, на которых отражаются виды имущества предприятия (хоз средства), их наличие (состояние) и движение.

Пассивные счета – счета бухучета, используемые для счета движения и состояния источников хоз средств предприятия и его обязательств.

Двойная запись – каждая хозяйственная операция, исходя из ее экономического содержания, затрагивает 2 объекта записи.

Пр.Проводка Касса(50) – Банк(51): Д50К51

Материалы(10) – Основное производство(20): Д20К10

Каждая хоз. операция одновременно учитывается в дебете одного и в кредите другого счета в одной и той же сумме.

Корреспонденция счетов.

- взаимосвязь между счетами БУ, которая выражается записью счета хозяйственного факта в дебет одного счета с кредита другого счета в одной и той же сумме.

Бухгалтерская проводка – это процедура определений счетов, обусловленных конкретным хозяйственным фактом и последующего отражения на них суммы изменений в составе средств и их источник.

Пример.

Счет 20 – основное производство

Счет 25 – общий производственный расход

Счет 26 – общехозяйственный расход

Счет 70 – расчеты с персоналом по з/п

20 млн руб (з/п рабочим)->15 млн основным рабочим

->2 млн обслуживающим рабочим

->3 млн дирекция

Д20 К70 15 млн

Д25 К70 2 млн

Д26 К70 3 млн

Реализована продукция на 100000 р. (18%)

Счет 90.

Счет 62 – расчеты с покупателями

Д62 К90.1 100000 р. Покупатели – дебиторы.

Отдаем 18% государству

Д90.3(налоги) К68.1(НДС) (100000*18)/118=15254

Д 90 К

15254 100000

84746(наше)

 

Субсчета.

Аналитический учет предоставляет детальную информацию по всем участкам хозяйственной деятельности в системе аналитических счетов.

Синтетический учет дает обобщенное отражение хозяйственной деятельности предприятия в системе синтетических счетов и в бух. балансе (счета первого порядка).

Субсчета – промежуточное звено между синтетическими и аналитическими счетами.

10 материалы (синтетический счет)

10.9 хоз инвентарь (субсчет)

Аналитический счет организует предприятие по своему, как ему хочется.

Аналитические счета открываются к определенному синтетическому счету. Если в синтетическом счете идет в денежном показателе, то в аналитическом можно применить натуральный показатель. Кол-во аналитических счетов их организация определяется конкретными потребностями к детализации на предприятии.

План счетов бухучета.

Планом счетов называется систематизированный перечень счетов, который отражает экономическую группировку информации о хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. В настоящее время на всех предприятиях применяется единый план счетов бух. учета фин.-хоз. деятельности предприятия, утвержденный приказом министерства финансов РФ № 56 от 1 ноября 1991 года с учетом изменений и дополнений. Для банков и бюджетных организаций имеется свой план счетов.

План счетов состоит из 9 разделов, где расположены балансовые счета и отдельный раздел забалансовых счетов.

Группировка балансовых счетов осуществляется в соответствии с классификацией счетов по экономическому содержанию.

1 раздел. Основные средства и другие долгосрочные вложения. В этот раздел включаются счета соответствующие группировке счетов по экономическому содержанию. Помимо счетов в плане счетов имеется шифр счетов, предназначенный для внедрения автоматизации БУ.

2 раздел. Производственныые запасы.

3 раздел. Запасы и затраты на пр-во.

4 раздел. Готовая продукция, товары к реализации.

5 раздел. Денежные средства.

6 раздел. Расчеты.

7 раздел. Фин. результаты и использование прибыли.

8 раздел. Капитал и резервы.

9 раздел. Кредиты и финансирование.

Забалансовые счета: шифр трехзначный.

001 Арендованные основные средства.

002 Товарно-материальные ценности принятые на ответственное хранение.

003 Материаы, принятые в переработку.

004 Товары, принятые на комиссию.

005 Оборудование, принятое для монтажа.

006 Бланки строгой отчетности.

007 Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов.

008 Обеспечения обязательств и платежей полученные

009 Обеспечения обязательств и платежей выданные. и т.д.

Инвентарные счета.

ОСНОВНЫЕ СЧЕТА – предназначены для учета хозяйственных средств и их источников.

1) Инвентарные – используются для учета имущества, подлежащего инвентаризации. Это хоз средства в виде материальных ценностей: основные средства, материалы, товары, другое имущество в т.ч. нематериальные активы. Все эти счета активные.

Поступление таких средств записывается в дебет, а расход в кредит. Сальдо возможно только дебетовое.

В дебет инвентарных счетов записывается фактическая себестоимость товаров. Для объектов основных средств первоначальная стоимость. Оценка при списании производится по правилам принятым в учетной политике. Аналитический учет ведется в денежных и в натуральных показателях.

Счета расчетов.

Счета расчетов: расчеты с покупателями и заказчиками (62), расчеты с разными дебиторами и кредиторами, расчеты с персоналом по прочим операциями и т.д. Кредиторские расчеты: расчеты с поставщиками, подрядчиками, персоналом по з/п, расчеты по налогам и сборам, расчеты с разными дебиторами и кредиторами и т.д. Счет активно-пассивный. Активные счета (для учета по дебетовой задолженности) имеют только дебетовое сальдо.

Активно-пассивные счета предназначены для учета взаимных расчетов. Они имеют признаки активных и пассивных счетов (пр счет 7). Сальдо активно-пассивного счета учитывается в развернутом виде.

Счета капитала.

Счета капитала – служат для группировки и обобщения информации о состоянии и движении собственного капитала предприятия: уставной капитал, добавочный резерв и др. Счета пассивные. Сальдо кредитовое. Пополнение капитала отражается по кредиту, уменьшение по дебету.

Регулирующие счета.

предназначены для бух корректировки первоначальной оценки хоз средств или источников, учитываемых на соответствующих бух счетах, в дополнение к которым ведутся регулирующие счета (пр счет 02).

Основное назначение: учет сумм амортизации, уценки, дооценки, регулирующих первоначальную стоимость активов. Учет сумм изменений балансовой стоимости котирующихся на фондовом рынке ценных бумаг, определение реальной цены дебиторской задолженности.

Бывают:

1) контрактивный;

2) контрпассивный.

Контрактивный счет: амортизация нематериальных активов, резерв на снижение стоимости материалов, резерв под обеспечение вложения в ценные бумаги, резерв по сомнительным долгам.

Контрпассивный счет: собственные акции.

В бух балансе сальдо, учитывающееся на регулирующих счетах, не отражается, по строке ОС указывается остаточная стоимость.

Сальдо будет кредитовым (контрактивное).

Сальдо будет дебетовым (контрпассивным).

Забалансовые счета.

на них формируется учетно-экономическая информация о наличии движения ценностей не принадлежащих предприятию. К ним относятся также счета учета, условных прав и обязательств.

Оборотные ведомости.

Перед составлением баланса следует проконтролировать правильность записи на счетах в течение отчетного периода, составив оборотную ведомость, представляющую собой таблицу, содержащую остатки по всем задействованным счетам на начало отчетного периода, суммарные обороты по месяцам и выводимые на их основе сальдо на начало следующего месяца и т. д. в течение отчетного периода. Оборотная ведомость - способ обобщения данных учетной регистрации на счетах бухгалтерского учета.

Оборотные ведомости составляются по всем счетам синтетического учета, используемым в учете предприятия. В этой ведомости имеется три пары колонок, в которых показываются сальдо и обороты по дебету и кредиту.

Формы бухучета.

Формы БУ – совокупность учетных книг, ведомостей, машинограмм и др регистров в их взаимосвязи; последовательность и способы записи в регистр хоз фактов с использованием определенных технических средств учета:

1) мемориально-ордерная форма

2) журнально-ордерная форма

Мемориально-ордерная форма – трудоемкая и мало эффективная. В основе лежит мемориальный ордер, в нем в хронологическом порядке регистрируется каждый документ без группировки по видам хоз фактов, т.е. нет зависимости от корреспонденции счетов; к нему прилагаются первичные документы; заполненные ордера записываются в регистрационный журнал; по данным главной книги составляется баланс.

Журнально-ордерная форма – в основе лежат журналы-ордера, в основу их построения положена кредитовая накопительная запись (записи на счетах синтетического счета регистрируются только по кредиту соответствующих счетов).

Пр. Д50 К51 – относительно к операция по банку.

Однородные хоз факты группируются в соответствующих им журналах-ордерах. Журналы-ордера составляются на основе обобщающих ведомостей, а не первичных документов.

 

37. Бухгалтерский учет материально…

К материально-производственным запасам относятся следующие активы:

- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

- предназначенные для продажи (в т.ч. готовая продукция; товары, приобретенные для перепродажи);

- используемые для управленческих нужд организации.

В бухгалтерском учете материально-производственные запасы отражаются на следующих счетах и субсчетах:

1) материалы (балансовый счет 10), в т.ч.:

- сырье и материалы (субсчет 10/1);

- покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали (субсчет 10/2);

- топливо (субсчет 10/3);

- тара и тарные материалы (субсчет 10/4);

- запасные части (субсчет 10/5);

- прочие материалы - отходы производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.), неисправимый брак, материальные ценности, полученные от выбытия основных средств и непригодные для дальнейшего использования (металлолом, утильсырье и т.д.), изношенные шины, утильная резина (субсчет 10/6);

- материалы, переданные в переработку на сторону (субсчет 10/7);

- строительные материалы заказчиков-застройщиков (субсчет 10/8);

- инвентарь и хозяйственные принадлежности (субсчет 10/9);

2) товары, приобретаемые для дальнейшей перепродажи (балансовый счет 41), в т.ч.:

- товары на складах (субсчет 41/1);

- товары в розничной торговле (субсчет 41/2);

- тара под товаром и порожняя (субсчет 41/3);

- покупные изделия (субсчет 41/4) - для неторговых организаций;

3) готовая продукция (балансовый счет 43).

Единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасов (по видам, группам, назначению) организация выбирает самостоятельно и закрепляет в бухгалтерской учетной политике. Это могут быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

 

Учёт труда и его оплаты.

Учет труда и заработной платы на любом предприятии по праву занимает одно из центральных мест в системе бухгалтерского учета. Труд является важнейшим элементом издержек производства и обращения.

Заработная плата - основной источник дохода рабочих и служащих, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления, она используется как важнейший экономический рычаг управления экономикой.

Главным законодательным документом, имеющим в своем составе статьи посвященные труду, является Конституция Российской Федерации.
Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ) является основным сборником законодательных актов и регулирует трудовые отношения всех работников..

Трудовые доходы каждого работника, независимо от вида предприятия, определяются его личным трудовым вкладом с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами законодательно не ограничиваются.

В условиях хозяйствования важнейшими задачами бухгалтерского учета труда и заработной платы являются:
• в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда; своевременно и правильно относить в себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и обязательных отчислений во внебюджетные фонды);
• собирать и группировать показатели по труду и заработной платы для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с государственными социальными внебюджетными фондами.

Метод директ-костинга.

 

Метод учета затрат и калькулирования сокращенной себестоимости продукции – ДИРЕКТ-КОСТИНГ.

Возник в 30е гг в Германии.

В начале данным методом производственная себестоимость исчислялась по прямым переменным затратам.

В процессе развития метода себестоимость стали исчислять не только по прямым, но и по косвенным затратам.

В отечественной практике сокращенная себестоимость продукции исчисляется только по переменным и условно-переменным затратам.

Прямые переменные затраты учитываются на счетах учета затрат на производство.

Условно-переменные расходы учитываются на счете 25. При этом в конце месяца они списываются на 20, 23, 29.

Постоянные расходы учитываются на 26 счете, откуда списываются на 90. Это означает, что общехозяйственные расходы в производственную себестоимость не включаются.

Данный метод не рекомендуется использовать для составления финансовой отчетности и налогообложения. Применяется в целях управленческого учета.

 

Задачи и функции бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учёт - упорядоченная система сплошного, непрерывного,документально-обоснованнового и взаимосвязного отражения фактов финансовой хозяйственной деятельности в денежном обращение.

Цель бухучета – формирование комплексной информации о ресурсах и результатах производственной и финансовой деятельности предприятия.

Основные задачи бухучета:

1. Формирование полной достоверной информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бух отчетности

2. Контроль за соблюдением законодательства при осуществлении организацией хозяйственной деятельности

3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости

Функции бухгалтерского учёта:

1.Информационная

2.Контрольная

3.Аналитическая

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 923; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.121 с.)