Порядок признания, классификация и оценка основных средств (ПБУ 6/01). Учет амортизации и движения основных средств, затрат на их восстановление и техническое обслуживание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок признания, классификация и оценка основных средств (ПБУ 6/01). Учет амортизации и движения основных средств, затрат на их восстановление и техническое обслуживание



Бухгалтерский учет

1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.

Законодательство РФ устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.

Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются:

· Обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

· Составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработанная Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, состоит из документов четырех уровней.

 

 
 

 


Документы первого уровня закрепляют обязательность ведения бухгалтерского учета всеми хозяйствующими субъектами, его основные принципы и правила. Определяющим для бухгалтерского учета является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором устанавливаются единые правовые и методологические основы организации ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами.

Документы второго уровня представлены положениями по бухгалтерскому учету, устанавливающими правилами его ведения на отдельных участках. К документам этого уровня относят Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Документы третьего уровня носят рекомендательный характер, в них изложены методические указания, разъяснения по вопросам постановки бухгалтерского учета. К числу важнейших документов этого уровня относят План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению, а также другие указания и инструкции, дающие возможные варианты постановки учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой особенности.

К документам четвертого уровня относят указания, инструкции, положения, приказы и иные подобные документы по постановке и ведению бухгалтерского учета, непосредственно созданные в организации являющиеся внутрифирменными стндартами. Примера таких документов могут быть приказы о формировании учетной политики, должностными инструкциями, положения по оплате труда и т.п.

 

2. Принципы организации учетной системы хозяйствующего субъекта. Формы бухгалтерского учета. Первичная документация и регистры бухгалтерского учета.

 

Выделяют следующие принципы организации учетной системы хозяйствующего субъекта:

ДОПУЩЕНИЯ

· Двойная запись

· Имущественная обособленность (то, что вкладывают уставный капитал, становится собственностью компании)

· Непрерывность деятельности (должна работать хотя бы один год)

· Начислений (из нормативного акта выбирают способ ведения учетной политики)

ТРЕБОВАНИЯ

· Полнота (все документировано)

· Своевременность (своевременная регистрация)

· Существенность (влияет на управленческие решения)

· Экономичность и рациональность (доходы >затрат)

· Периодичность (квартал, год)

· Приоритет (приоритет экономического содержания над формами)

ПРАВИЛА

· Ведения учета (в национальной валюте)

· Имущественный (обособленная двойная запись)

· Раздельный учет (текущих и капитальных)

Строение учетных регистров, применяемых в бухгалтерском учете, их взаимосвязь, последовательность и способы записи в них хозяйственных операций определяются формой бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета – это совокупность учетных регистров для отражения хозяйственных операций в определенной последовательности и группировке соответствующими приемами записей.

В России наибольшее распространение получили мемориально – ордерная, журнально – ордерная, таблично – перфокарточная и автоматизированная формы бухгалтерского учета.

1. Мемориально-ордерная форма учета применяется на предприятиях в нескольких вариантах в зависимости от особенностей отрасли промышленности и типа предприятия. В ней сочетаются книжные и карточные разработочные и группировочные учетные регистры.

Синтетический учет ведется в книгах или многографных ведомостях. Для аналитического учета используются книги, ведомости, карточки.

На каждую хозяйственную операцию (или группу операций, объединенных в сводном документе) составляется мемориальный ордер. Главное содержание мемориального ордера – это бухгалтерская проводка (корреспонденция счетов), дата ее составления и сумма.

Составленные мемориальные ордера записываются в хронологическом порядке в регистрационный журнал, им присваиваются порядковые номера.

После отражения в регистрационном журнале сведений о хозяйственных операциях данные мемориальных ордеров записываются в Главную книгу или заменяющую ее многографную ведомость. Итоги по дебету и кредиту счетов Главной книги записываются в оборотную ведомость, построенную с использованием синтетических счетов.

При мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета бухгалтерский баланс предприятия составляется на основании оборотной ведомости по синтетическим счетам.

2. В основе журнально-ордерной формы бухгалтерского учета лежат принципы накапливания и систематизации данных первичных документов в учетных регистрах, позволяющие обеспечить синтетический и аналитический учет средств, источников и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Это исключает необходимость составления мемориальных ордеров.

Записи в накопительные регистры производятся в разрезе показателей, необходимых для управления финансово - хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятия, а также для составления месячной, квартальной и годовой отчетности.

Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, в единой системе записей, используя для этого два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости.

 

Основными регистрами этой формы учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда необходимые аналитические показатели сложно получить непосредственно в журналах-ордерах. Поэтому данные первичных документов предварительно группируются в ведомостях, а их итоги затем переносятся в журналы - ордера.

Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу.

По данным Главной книги составляется сальдовый бухгалтерский баланс.

3. Таблично - перфокарточная форма бухгалтерского учета. Данная форма бухгалтерского учета разработана применительно к использованию вычислительной техники – перфораторов и табуляторов. Она использовалась на первом этапе перехода процесса обработки информации на автоматизированный (компьютерный) учет.

Схема прохождения обработки информации при этой форме бухгалтерского учета такова:

первичный документ – перенесение на машинный носитель информации – создание массивов перфокарт – сортировка перфокарт по определенным признакам – получение табуляграмм – ведомостей.

Дальнейшим развитием таблично - перфокарточной формы бухгалтерского учета стала автоматизированная форма, ориентированная на широкое использование ЭВМ и другой вычислительной техники.

4. Автоматизированная форма бухгалтерского учета. Применение различных видов и модификаций электронно-вычислительных машин позволило в значительной степени усовершенствовать таблично -перфокарточную форму бухгалтерского учета, базирующуюся на использовании счетно – перфорационной техники. Была создана автоматизированная форма бухгалтерского учета, которая заимствовала некоторые принципы таблично – перфокарточной формы учета.

В условиях применения различных видов электронно-вычислительной техники, периферийных устройств, ориентации предприятий на совершенствование управления и развитие рыночной экономики все шире начинает внедряться автоматизированная форма бухгалтерского учета.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Первичные документы — это письменные подтверждения, где описываются и фиксируются хозяйственные операции, которые включают в себя разрешения владельцев компании.

Первичные документы могут храниться как на бумажном носителе, так и в электронном. Но обязательно должны иметь следующие реквизиты:

а) название документа;

б) дата и место составления;

в) название предприятия;

г) должности тех лиц, которые несут ответственность за выполнение хозяйственной операции, а также живая подпись тех действующих лиц, которые задействованы в осуществлении хозяйственной операции.

Первичные документы составляются на специальных бланках. Регистры бухгалтерского учета должны иметь название, период регистрации хозяйственных операций, фамилии и подписи или другие данные, дающие возможность установить лица, участвовавших в их составлении. Все хозяйственные операции должны отображаться именно в том периоде, в котором они были осуществлены. Законом предусмотрено, если информация о хозяйственной деятельности компании сохранена в электронном носителе, то должна быть сделана обязательно бумажная копия. И в случае необходимости, предоставлена в правоохранительные органы или подобные органы, которые предусмотрены законодательством. Предприятие должно принимать все необходимые меры предосторожности и безопасности, которые позволяют защитить первичные документы и всю бухгалтерскую и финансовую информацию от корректировок, зачеркиваний и исправлений. Все записи сделанные в первичных документах осуществляются при помощи черных чернил, шариковых ручек, печатных машин, принтеров, и они должны обеспечить сохранность этих документов на тот срок, который должен раниться документ.

Ответственность за недействительные данные, за исправление и за несвоевременную подачу и составление документов несут те лица, которые составили и подписали эти документы. Контроль за соблюдением исполнительными лицами графика документооборота на предприятии возлагается на главного бухгалтера.

Все первичные документы можно разделить на следующие группы:

К организационно-распорядительным документам относятся приказы, распоряжения, указания, доверенности и т. п. Эти документы разрешают проведение операции. Информация, содержащаяся в этих документах, не отражается в учетных регистрах.

К оправдательным документам относятся накладные, требования, приходные ордера, акты приемки и т. п. Эти документы отражают факт совершения операции, и, соответственно, информация, содержащаяся в них, заносится в учетные регистры.

Существует целый ряд документов, сочетающих в себе разрешительный и оправдательный характер, например расходный кассовый ордер, платежная ведомость и т.п.

Первичные документы бухгалтерского оформления заполняются бухгалтером.

Это различные расчеты, справки.

Информация данных документов также заносится в учетные регистры.

3. Учетная политика организации: принципы ее формирования и порядок раскрытия

(ПБУ 1/2008). Порядок отражение изменений учетной политики и оценочных значений (ПБУ 21/2008).

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

· формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

· способы оценки активов и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок контроля за хозяйственными операциями;

· другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики предполагается, что:

· активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

· организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

· принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

· факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Учетная политика организации должна обеспечивать:

· полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

· своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

· большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

· отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

· тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

· рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно — распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения. Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

· изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

· разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

· существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы. Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

причину изменения учетной политики;

содержание изменения учетной политики;

порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

В случае, если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации. В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Оценочным значением является величина резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов, сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.

Изменение способа оценки активов и обязательств не является изменением оценочного значения.

Если какое-то изменение в данных бухгалтерского учета не поддается однозначной классификации в качестве изменения учетной политики или изменения оценочного значения, то для целей бухгалтерской отчетности оно признается изменением оценочного значения.

Изменение оценочного значения подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно):

периода, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода;

периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов.

Изменение оценочного значения, непосредственно влияющее на величину капитала организации, подлежит признанию путем корректировки соответствующих статей капитала в бухгалтерской отчетности за период, в котором произошло изменение.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация должна раскрывать следующую информацию об изменении оценочного значения:

- содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;

- содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды невозможно. Факт невозможности такой оценки также подлежит раскрытию.

 

 

4. Сущность, порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации активов и обязательств.

Инвентаризация- сверка фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризация является одним наиболее доступных и действенных инструментов последующего контроля, т.е. контроля, реализуемого спустя определенное, зачастую значительное время после проведения бухгалтерских процедур над достоверностью данных бухгалтерского учета о наличии имущества и состоянии обязательств и средств в расчетах.

Основными целями инвентаризации является:

· Выявление фактического имущества;

· Сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

· Проверка полноты отражения в учете обязательств

Инвентаризация обязательно проводится:

1. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (31 декабря);

2. При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при образовании государственного или муниципального предприятия;

3. При смене материально- ответственного лица;

4. В случаях хищений;

5. При чрезвычайных обстоятельствах

Инвентаризация плановая - по учету

Инвентаризация кассовая - внезапная, каждый месяц.

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В ее состав входят не менее 3 человек. В нее входят:

1. Работник бухгалтерии

2. Работник администрации

3. Материально- ответственное лицо

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Документы инвентаризации:

1. Инвентаризационная опись

2. Сличительная ведомость (если есть расхождения)

3. Акт по результат недостачи или излишек

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам).

Материально- ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на имущество сдано в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Далее проводится натуральная и документальная проверка. Натуральная (вещественная) проверка состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера. Натуральной проверке подвергаются основные средства, материально- производственные запасы, наличные денежные средства и бланки документов отчетности.

При документальной проверке наличие в организации имущественных прав (НМА, расходов будущих периодов, дебиторской задолженности и другие) и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами.

Следующим этапом является сравнительно- аналитический. Проводится проверка по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости; в них отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным инвентаризационных описей.

Стоимость излишков ОС, НМА, ценных бумаг, оборотного имущества(кроме денежных средств)согласно действующему законодательству и учетным стандартам оценивается по рыночной стоимости.

По амортизируемому имуществу необходимо определить срок полезного использования с учетом действительного или предполагаемого начала эксплуатации указанных активов. Полученная стоимость излишков зачисляется в состав внереализационного (полученного не от производственной деятельности) дохода, что предусмотрено Законом о бухгалтерском учете. Излишек кассовой наличности также принимается к учету, их сумма добавляется к внереализационным доходам.

Что касается недостач имущества, то инвентаризационная комиссия должна сначала определить ущерб в пределах норм и сверх норм естественной убыли, а затем- сверхнормативные недостачи, по которым можно или нельзя установить виновников нанесенного ущерба; последнее относится и к фактам порчи и уничтожения имущества или иных злоупотреблений, в результате которых организации наносится материальный ущерб, стоимость которого должна быть возмещена в соответствии с действующим законодательством.

Стоимость недостач, а также испорченных и уничтоженных активов определяется по их учетной (балансовой) стоимости, а по амортизируемому имуществу- по остаточной стоимости.

Учетная стоимость сырья, материалов, животных на откорме, пищевых и подобных им товаров, а также других активов, по которым действуют в установленном порядке нормы естественной убыли относится на расходы по содержанию производства и управлению. При этом факт недостачи и другой убыли активов в пределах норм естественной убыли устанавливается только при условии обнаружения фактической недостачи.

Стоимость недостач активов, в т.ч. денежных средств, а также испорченного, похищенного и уничтоженного в результате преступления имущества относится на счет виновных лиц. В тех случаях, когда виновные лица не установлены или во взыскании стоимости ущерба по их вине отказано судом, учетная стоимость имущества относится на внереализационые расходы.

При проведении инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности необходимо обратить внимание на срок исковой давности. Если дебиторская и кредиторская задолженность на балансе организации числится более 3 лет, то на дату проведения инвентаризации она относится на внереализационные доходы и расходы.

Результаты инвентаризации д.б. оформлены бухгалтерскими проводками в том месяце, когда закончилась инвентаризация, а по годовой инвентаризации- в годовом бухгалтерском отчете.

ПРОВОДКИ:

Неучтенные объекты основных средств, выявленные при проведении инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости и отражаются в качестве внереализационных доходов проводкой:

Дебет 01 «Основные средства» Кредит 99 «Прибыли и убытки».

Излишки, выявленные при инвентаризации, принимаются к учету по рыночной стоимости по дебету соответствующего счета учета материальных ценностей (01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса») и кредиту счета 91-1 «Прочие доходы».

 

 

5. Учет денежных средств и денежных документов в кассе организации. Учет расчетов с подотчетными лицами.

Денежные средства хранятся на расчетных или специальных счетах в учреждениях банка, в форме наличных денег в кассе организации, а также в виде ценных бумаг. Расчеты между юридическими лицами производятся в безналичном порядке, а также наличными деньгами, если это установлено законом.

Все организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности обязаны хранить свободные денежные средства в банках, а для осуществления расчетов наличными деньгами иметь кассу и вести всю необходимую документацию по установленной форме.

Для ведения кассовых операций в штате предприятия должна быть предусмотрена должность кассира. Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность ценностей находящихся в кассе организации. С кассиром в обязательном порядке заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности. При отсутствии в штатном расписании должности кассира (в небольших организациях), обязанности последнего может выполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации при условии заключения с этим работником договора о материальной ответственности.

Наличные деньги, полученные кассой, расходуются строго по целевому назначению: на выдачу заработной платы, на командировочные, операционные, хозяйственные и другие расходы.

Максимальная сумма, которая может находиться в кассе, определяется лимитом. Лимит- предел, граница, ограничение, норма, превышение которой недопустимо. Лимит денежных средств в кассе предусматривает обеспечение их сохранности и выполнение государственных по выплате заработной платы, пенсий и других платежей наличными деньгами. Размер лимита денежных средств в кассе зависит от размеров организации, объема наличного денежного оборота и других факторов. Лимит ежегодно пересматривается банком и устанавливается в банковской справке, выдаваемой предприятию. Сверх лимита денежные средства могут храниться в кассе только на выплату заработной платы, пособий, премий в течении трех рабочих дней.

Для оформления кассовых операций используются унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»:

· Приходный кассовый ордер (форма № КО-1)

· Расходный кассовый ордер (форма № КО- 2)

· Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО- 3)

· Кассовая книга (форма № КО-4)

Поступление наличных денежных средств в кассу предприят



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.114 с.)