Теорія розвитку інтелекту Ж. Піаже. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теорія розвитку інтелекту Ж. Піаже.



 

Согласно Ж. Пиаже, интеллект - это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции и процесса аккомодации.

Таким образом, суть интеллекта заключается в возможности осуществлять гибкое и одновременно устойчивое приспособление к физической и социальной действительности, а его основное назначение - в структурировании (организации) взаимодействия человека со средой (Пиаже, 1969).

Ассимиляция - воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем.

Аккомодация - изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира.

Пять стадий:

1. Сенсо-моторного интеллекта - от 8-10м до 1.5 л

2. символический интеллект (допонятийный) – 1.5 -4л

3. интуитивный(наглядный) – 4-7(8)

4. стадия конкретных операций 7(8)-10(12)

5. рефлексивный интеллект(стадия формальных оераций) 11(12)-14(15)лет

Пиаже оборвал свои исследования на возрасте 14-17 лет.

 

Мислення, мова і мовлення.

При описании мышления можно выделить такие его качества:

· глубина—поверхностность;

· широта—узость;

· быстрота—замедленность;

· гибкость—ригидность;

· оригинальность—тривиальность.

Мышление – психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных и закономерных связей и отношений между предметами и явлениями объективной реальности.

Речь и язык – важнейшие содержательные компоненты психики человека.

Язык — это строго нормализованная система средств общения.

Речь — применение языка в процессе общения для передачи мыслей, воли, чувств. Вместе с тем речь — это особая и наиболее совершенная система средств общения, свойственная только человеку.

Речь выполняет функции обобщения и общения.

Может быть внешней и внутренней.

Внутренняя речь связана:

  • с формированием мысли,
  • с нравственным самосознанием личности, ее совестью, установками и потребностями.

В форме внутренней речи протекает мышление, возникают намерения, планы.

 

 

Теорії інтелекту і його діагностика. Проблема здібностей.

1905 год. Комиссия назначенная французским министром просвещения разработала тест для выявления детей не способных обучаться в обычных школах. Шкала Симона-Бине.

Умственный возраст

IQ = ----------------------------------------- 100

Хронологический возраст

Интеллект(в общем виде) – система психических механизмов, которые обуславливают возможность построения внутри индивидуума субъективно картины происходящего.

Теории интеллекта.

  1. В рамках тестологии:
  • Двухфакторная(общий интеллект) – Спирмен, Кеттел, Вернон
  • Многофакторная(множественный интеллект) – Терстоун, Айзенк, Гилфорт, Кэррол, Мейли
  1. Гештальт теория(инсайт- внутреннее переструктурирование образов). Келлер, Вартгеймер.
  2. Операциональная теория. Пиаже. Развитие. Операции.
  3. Культурно-историческая. Выготский. Развитие, ментальность.
  4. Ментальная скорость как основа IQ различий. Айзенк
  5. Эмоциональный интеллект. Симонов, Саловей, Мэйер.

Диагностика. Тесты: Равенна, Векслера, Амтхауэра, модификация Терстоуна-тест структуры интеллекта.

По нормам комитета ВОЗ по психогигиене (1967), при легкой умственной отсталости JQ равен 50—70; при средней тяжести — 35—50; при резко выраженной — 20—35; при глубокой умственной отсталости он меньше 20. идиотия, имбицильность и дибильность.

Нормы по Векслеру.

IQ 130 и выше наблюдается весьма высокий интеллект;

120-129 - высокий интеллект;

110-119- "хорошая" норма;

90-109 - средний уровень;

80-89 - сниженная норма;

70-79 - пограничный уровень;

69 и ниже - умственный дефект.

 

 

20. Пам'ять: явища, функції і види. Основні підходи до вивчення пам'яті.

Восприятия, ощущения, мышление, при помощи которых человек познает окружающий мир, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем.

Память — совокупность процессов, обеспечивающих запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта.

К процессам памяти относится также забывание, то есть утрата информации, которая может быть безвозвратной, полной или частичной.

Существует много подходов к классификации видов памяти. Прежде всего можно выделить 2 формы памяти:

· генетическую (наследственную) и

· онтогенетическую (прижизненную).

Виды памяти(в зависимости от продолжительности):

Сенсорная (следовая), или непосредственная память - доли секунды.

Кратковременная память (первичная) - около 20 сек

Вторичная, долговременная память начиная от 20 сек и простираясь на часы, месяцы, годы (после многократного повторения и воспроизведения).

Различают также оперативную память — это мнемические процессы, обслуживающие деятельность человека (синтез долговременной и кратковременной памяти).

Выделяют еще так называемую «вечную»,или третичную память. Под ней понимают способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию на протяжении всей жизни.

Память характеризуют свойства: объем(7+-2), скорость, прочность, точность, готовность.

Кроме того, для памяти существенное значение имеет функциональное состояние организма. В состоянии утомления работа памяти ухудшается, затрудняется запоминание и воспроизведение. Память снижается также при астенических состояниях, тяжелых соматических заболеваниях, сопровождающихся интоксикацией организма.

Эффект Зейгарник – лучше запоминается незаконченное действие.

Кривая забывания Эббингауза – через час забывается 56% заученной информации, через 2 дня сохранилось всего 27,8%, а через месяц только 21%.

Реминисценция – восстановление забытого(после зубрежки) через 1-2 дня.

Хорошее запоминание при кодировании – стих про охотника для запоминания цветов радуги и т.д.

 

21. Теорії пам'яті. Розвиток пам'яті.

Распространение получили аcсоцианистская, гештапьтпсихологическая, бихевиористическая и деятельная теории памяти.

1. Ассоцианистская. Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом.

2. Гештальтпсихологическая. Исходным в новой теории было понятие "гештальт" - образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей. Важно: структурирование материала, доведение его до целостности, организация в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее объясняет избирательность мнемических процессов).

3. Бихевиористическая. Сделали большой вклад в развитие экспериментальной психологии памяти, в частности, создали много методик, которые позволяют получить ее количественные характеристики. Используя схему условного рефлекса, разработанную И. П. Павловым ("стимул-реакция"), стремились установить законы памяти как самостоятельной функции, абстрагируясь от конкретных видов деятельности человека и максимально регламентируя активность исследуемых. Важная роль уделяется упражнениям.

4. Деятельностная. Опирается на теорию актов, представители которой (Ж. Пиаже, А. Валлон, Т. Рибо и др.) рассматривают память как историческую форму деятельности, высшее проявление которой - произвольная память. Они считают мимовольную память биологической функцией, в связи с чем отрицают наличие памяти у животных, а также у детей до 3-4 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.219.156 (0.012 с.)