Психологія як наука. Історія розвитку уявлень про предмет психології. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологія як наука. Історія розвитку уявлень про предмет психології.



Общая психология

 

Психологія як наука. Історія розвитку уявлень про предмет психології.

 

Психология – наука о психике и психических явлениях (Кременчуцкая).

Психика- свойство высоко развитой материи (мозга) отражать окружающую действительность субъективным способом (давала Лаврова).

Предмет психология – как науки о душе изучался сначала теологией (наука о Боге) и философией (Белоножко).

Позже понятие душа стало использоваться расширительно, обобщая класс явлений:

сознание, бессознательное, психика, личность, поведение, деятельность.

Специфика психологии как науки.

1. Совпадают объект и субъект исследования

2. Полипредметность. Множественность предмета психологических исследований.

3. Невозможность изучить душу эмпирически.

4. Конструирующий и преобразующий характер психологического познания.

 

Методи психологічного дослідження. Типи психологічних експериментів.

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение.

Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Эксперимент может быть:

  • лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией;
  • естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях;
  • констатирующим - когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим- в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

 

Проблема вродженого і набутого в сприйнятті.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

В восприятии всегда в разной степени играют роль особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, стремления и чувства человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Таким образом, восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Следовательно, чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые способны изменять содержание восприятия.

Мислення, мова і мовлення.

При описании мышления можно выделить такие его качества:

· глубина—поверхностность;

· широта—узость;

· быстрота—замедленность;

· гибкость—ригидность;

· оригинальность—тривиальность.

Мышление – психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных и закономерных связей и отношений между предметами и явлениями объективной реальности.

Речь и язык – важнейшие содержательные компоненты психики человека.

Язык — это строго нормализованная система средств общения.

Речь — применение языка в процессе общения для передачи мыслей, воли, чувств. Вместе с тем речь — это особая и наиболее совершенная система средств общения, свойственная только человеку.

Речь выполняет функции обобщения и общения.

Может быть внешней и внутренней.

Внутренняя речь связана:

  • с формированием мысли,
  • с нравственным самосознанием личности, ее совестью, установками и потребностями.

В форме внутренней речи протекает мышление, возникают намерения, планы.

 

 

Теории интеллекта.

  1. В рамках тестологии:
  • Двухфакторная(общий интеллект) – Спирмен, Кеттел, Вернон
  • Многофакторная(множественный интеллект) – Терстоун, Айзенк, Гилфорт, Кэррол, Мейли
  1. Гештальт теория(инсайт- внутреннее переструктурирование образов). Келлер, Вартгеймер.
  2. Операциональная теория. Пиаже. Развитие. Операции.
  3. Культурно-историческая. Выготский. Развитие, ментальность.
  4. Ментальная скорость как основа IQ различий. Айзенк
  5. Эмоциональный интеллект. Симонов, Саловей, Мэйер.

Диагностика. Тесты: Равенна, Векслера, Амтхауэра, модификация Терстоуна-тест структуры интеллекта.

По нормам комитета ВОЗ по психогигиене (1967), при легкой умственной отсталости JQ равен 50—70; при средней тяжести — 35—50; при резко выраженной — 20—35; при глубокой умственной отсталости он меньше 20. идиотия, имбицильность и дибильность.

Нормы по Векслеру.

IQ 130 и выше наблюдается весьма высокий интеллект;

120-129 - высокий интеллект;

110-119- "хорошая" норма;

90-109 - средний уровень;

80-89 - сниженная норма;

70-79 - пограничный уровень;

69 и ниже - умственный дефект.

 

 

20. Пам'ять: явища, функції і види. Основні підходи до вивчення пам'яті.

Восприятия, ощущения, мышление, при помощи которых человек познает окружающий мир, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем.

Память — совокупность процессов, обеспечивающих запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта.

К процессам памяти относится также забывание, то есть утрата информации, которая может быть безвозвратной, полной или частичной.

Существует много подходов к классификации видов памяти. Прежде всего можно выделить 2 формы памяти:

· генетическую (наследственную) и

· онтогенетическую (прижизненную).

Виды памяти(в зависимости от продолжительности):

Сенсорная (следовая), или непосредственная память - доли секунды.

Кратковременная память (первичная) - около 20 сек

Вторичная, долговременная память начиная от 20 сек и простираясь на часы, месяцы, годы (после многократного повторения и воспроизведения).

Различают также оперативную память — это мнемические процессы, обслуживающие деятельность человека (синтез долговременной и кратковременной памяти).

Выделяют еще так называемую «вечную»,или третичную память. Под ней понимают способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию на протяжении всей жизни.

Память характеризуют свойства: объем(7+-2), скорость, прочность, точность, готовность.

Кроме того, для памяти существенное значение имеет функциональное состояние организма. В состоянии утомления работа памяти ухудшается, затрудняется запоминание и воспроизведение. Память снижается также при астенических состояниях, тяжелых соматических заболеваниях, сопровождающихся интоксикацией организма.

Эффект Зейгарник – лучше запоминается незаконченное действие.

Кривая забывания Эббингауза – через час забывается 56% заученной информации, через 2 дня сохранилось всего 27,8%, а через месяц только 21%.

Реминисценция – восстановление забытого(после зубрежки) через 1-2 дня.

Хорошее запоминание при кодировании – стих про охотника для запоминания цветов радуги и т.д.

 

21. Теорії пам'яті. Розвиток пам'яті.

Распространение получили аcсоцианистская, гештапьтпсихологическая, бихевиористическая и деятельная теории памяти.

1. Ассоцианистская. Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом.

2. Гештальтпсихологическая. Исходным в новой теории было понятие "гештальт" - образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей. Важно: структурирование материала, доведение его до целостности, организация в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее объясняет избирательность мнемических процессов).

3. Бихевиористическая. Сделали большой вклад в развитие экспериментальной психологии памяти, в частности, создали много методик, которые позволяют получить ее количественные характеристики. Используя схему условного рефлекса, разработанную И. П. Павловым ("стимул-реакция"), стремились установить законы памяти как самостоятельной функции, абстрагируясь от конкретных видов деятельности человека и максимально регламентируя активность исследуемых. Важная роль уделяется упражнениям.

4. Деятельностная. Опирается на теорию актов, представители которой (Ж. Пиаже, А. Валлон, Т. Рибо и др.) рассматривают память как историческую форму деятельности, высшее проявление которой - произвольная память. Они считают мимовольную память биологической функцией, в связи с чем отрицают наличие памяти у животных, а также у детей до 3-4 лет.

Основные теории.

Фрейд (психодинамическая теория): (1890-1939)

Адлер (теория индивидуальной психологии): (1907-1937)

Юнг (теория аналитической психологии): (1913-1961)

Эриксон (психосоциальная теория): (1950-1975)

Фромм (гуманистическая психоаналитическая теория): (1941-1965)

Хорни (социокультурная психоаналитическая теория): (1937-1973)

Олпорт (теория черт личности): (1937-1961)

Кеттел (структурная теория черт личности): (1946-1990)

Айзенк (теория типов личности): (1947-1990)

Скиннер (бихевиорально-научающая теория): (1938-1985)

Бандура (социально-когнитивная теория научения): (1959-1990)

Роттер (теория социального научения): (1947-1982)

Келли (когнитивная теория): (1955-1965)

Маслоу (гуманистическая теория): (1950-1970)

Роджерс (феноменологическая теория): (1951-1975)

 

Мотив достижения

Мотив избегания неудач

Мотив власти. Власть рассматривают как способность человека проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей.

Мотив аффилиации. стремление к контактам с другими людьми, стремление к сотрудничеству и одобрению, стремление строить взаимоотношения с людьми на основе доверия, равенства партнеров по общению. Обратной стороной этого мотива является боязнь отвержения

Альтруистические мотивы проявляются в потребности помогать другим на бескорыстной основе. В основе — способность на безвозмездную жертву, потребность отдавать и чувство ответственности.

С мотивационной сферой личности тесно связан уровень притязаний.

Под уровнем притязаний понимают уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует человек, побуждаемый данным мотивом.

 

 

Общая психология

 

Психологія як наука. Історія розвитку уявлень про предмет психології.

 

Психология – наука о психике и психических явлениях (Кременчуцкая).

Психика- свойство высоко развитой материи (мозга) отражать окружающую действительность субъективным способом (давала Лаврова).

Предмет психология – как науки о душе изучался сначала теологией (наука о Боге) и философией (Белоножко).

Позже понятие душа стало использоваться расширительно, обобщая класс явлений:

сознание, бессознательное, психика, личность, поведение, деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.021 с.)