Профориентационная работа школьного психолога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профориентационная работа школьного психолога



Участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы школьного психолога. В содержание этой деятельности входит:

а) выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;

б) определение социальных установок и помощь в их формировании;

в) определение мотивации выбора и ее структуры;

г) формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

д) определение выраженности и структуры способностей;

е) определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений жизненного стиля (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к конфликтам, потенциальные возможности и их реализация и т.д.);

ж) определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение коррективов в профнамерения учащихся.

Для оценки профессионального личностного типа можно использовать методику Джона Голланда. Голланд, как представитель концепции индивидуальности, разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял 6 типов:

1. Реалистический тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.

Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

2. Интеллектуальный тип – несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.

Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.

3. Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями.

Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).

4. Конвенциальный тип – предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности). Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности.

Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

5. Предприимчивый тип – избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.

Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.

6. Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества.

Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т.п.

Тест прост в проведении и обработке данных. Испытуемым предлагается инструкция, согласно которой из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора.

Тест Д.Голланда по определению типа личности [6]

Инструкция: ниже попарно представлены различные профессии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий поэт или психолог вы предпочитаете вторую, тогда в листе ответов в графе 41(б) вы должны поставить знак «плюс».


Таблица 7

а) инженер-техник б) инженер-контролер а) вязальщик б) санитарный врач а) повар б) наборщик а) фотограф б) заведующий магазином
а) чертежник б) дизайнер а) философ б) психиатр а) ученый-химик б) бухгалтер а) редактор научного журнала б) адвокат
а) лингвист б) переводчик художественной литературы а) педиатр б) статистик а) организатор воспитательной работы б) председатель профсоюза а) спортивный врач б) фельетонист
а) нотариус б) снабженец а) перфоратор б) карикатурист а) политический деятель б) писатель а) садовник б) метеоролог
а) водитель троллейбуса б) медсестра а) инженер-электрик б) секретарь-машинистка а) маляр б) художник по металлу а) биолог б) главный врач
а) телеоператор б) режиссер а) гидролог б) ревизор а) зоолог б) зоотехник а) математик б) архитектор
а) работник ИДН б) счетовод а) учитель б) командир дружинников а) воспитатель б) художник по керамике а) экономист б) заведующий отделом
а) корректор б) критик а) завхоз б) директор а) радиоинженер б) специалист по ядерной физике а) наладчик б) механик
а) агроном б) председатель колхоза а) закройщик-модельер б) декоратор а) археолог б) эксперт а) работник музея б) консультант
а) ученый б) актер а) логопед б) стенографист а) врач б) дипломат а) главный бухгалтер б) директор
а) поэт б) психолог а) архивариус б) скульптор    

 

 

Таблица 8

Ключ к тесту Д.Голланда

(лист ответов учащихся)

Реалистический тип Интеллектуальный тип Социальный тип Конвенциальный тип Предприимчивый тип Артистический тип
10а 10б 11б 12б
11а 13а 13б 14б
12а 14а 15а 15б
16а 16а 17б 18б 23б 19б
17а 20а 20б 22б 26б 21б
18а 22а 25а 25б 28б 24б
19а 23а 26а 28а 30а 27б
21а 24а 27а 29а 33б 29б
31а 31б 36б 32б 35б 30б
32а 35а 38а 38б 37б 37а
33а 36а 39а 40а 39б 41а
34а 37а 41б 42а 40б 42б
Σ= Σ= Σ= Σ= Σ= Σ=

Методика «Мотивы выбора профессии» [6]

Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.

Шкала оценок: 5 – очень сильно повлияло, 4 – сильно, 3 – средне, 2 – слабо, 1 – никак не повлияло.

Условные обозначения: «И» – внутренние индивидуально значимые мотивы; «С» – внутренние социально значимые мотивы; «+» – внешние положительные мотивы; «–» – внешние отрицательные мотивы.

Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.

 

Таблица 9

№ п/п Утверждения Оценка Тип мотивации
  Требует общения с разными людьми   И
  Нравится родителям  
  Предполагает высокое чувство ответственности   С
  Требует переезда на новое место жительства   +
  Соответствует моим способностям   И
  Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием  
  Дает возможность приносить пользу людям   С
  Способствует умственному и физическому развитию   И
  Является высокооплачиваемой   +
  Позволяет работать близко от дома   +
  Является престижной  
  Дает возможности для роста профессионального мастерства   С
  Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах  
  Позволяет реализовать способности к руководящей работе   С
  Является привлекательной   И
  Близка к любимому школьному предмету   +
  Позволяет сразу получить хороший результат труда для других   С
  Избрана моими друзьями  
  Позволяет использовать профессиональные умения вне работы   +
  Дает большие возможности проявить творчество   И

С= И= += -=

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.011 с.)