Особенности дифференциации системы оценок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности дифференциации системы оценок



Особенности дифференциации Количество учащихся в классе
VIII IX X
Высокая      
Низкая      
Отсутствует      

 

Следующим показателем, характеризующим особенности формирования ЦО личности учащихся старших классов, является содержательная сторона иерархической структуры ЦО. Она определяется по величине ранга, полученного той или иной ценностью. Совершенно очевидно, что из анализа особенностей содержания ЦО учащихся нужно исключить тех, у кого отсутствует механизм дифференциации ценностей. ЦО у этих учащихся как устойчивое и действенное личностное образование еще не сформировались. У всех же остальных учащихся обнаруживается разная степень сформированности ЦО, которые могут иметь различия (типы) по всему содержанию (направленность ЦО).

Для определения содержания ЦО в исследованиях обычно принято использовать факторный или таксономический анализ. И хотя оба они (особенно таксономический) достаточно эффективны, однако сопряжены со сложной математической процедурой, предусматривающей применение достаточно мощной ЭВМ. В условиях практической работы школьного психолога содержательный анализ структуры ЦО учащихся можно несколько упростить. Используя основной принцип таксономии – группировку данных по сходным признакам, мы предлагаем следующую процедуру обработки полученных данных. Взяв результаты ранжирования учащимися предложенных ценностей по группам в зависимости от степени дифференциации (высокая и низкая), выделить в них тех учащихся, у которых совпали оценки одних и тех же ценностей. Минимальным числом считается совпадение по 9 ценностям при расхождении по одной из этих ценностей в 1 балл. Сгруппировав на этом принципе данные ранжирования, вычисляют средний балл по каждой из 16 ценностей (сначала по Т-ценностям, потом по И-ценностям). Средний балл определяется путем деления суммы всех оценок по данной ценности на число учащихся данной группы. Например, одинаковые оценки по 9 терминальным ценностям поставили 12 учеников. При этом ценность «интересная работа» у 11 учащихся получила высший балл «5», а у одного – 4 балла. Таким образом, в этой группе учащихся ценность «интересная работа» имеет средний балл 4,89. Подобным образом вычисляются баллы и для всех остальных 16 ценностей. В зависимости от «балльного веса» каждой ценности, она распределяется по шкале своей значимости для данной группы испытуемых. При этом возможно, что некоторые ценности получат одинаковое значение, свидетельствующее об их равнозначном месте в иерархической структуре ЦО учащихся. Как правило, при такой обработке определенные ценности получают близкие по величине средние оценки и образуют таким образом смысловые группы ценностей. Для выделения таких групп ценностей из основного их массива нужно вычислить достоверность различий между группами, используя в зависимости от характера распределения критерии Стьюдента или Вилкоксона. Ценности, расположенные в зависимости от полученных ими значений, образуют таким образом иерархическую содержательную структуру ЦО учащихся. Естественно, что ценности, попавшие в верхнюю часть этой структуры, определяют ведущую, основную ориентацию индивида на те или иные цели и средства его деятельности, что позволяет содержательно охарактеризовать направленность личности. Ценности, расположенные в нижней части иерархической структуры, также характеризуют направленность личности, так как показывают незначимость содержащихся в них целей и средств для данного человека. Ценности, сгруппировавшиеся в середине иерархической структуры, малоинформативны для определения общей направленности личности. Для них характерна тенденция к изменению своего рангового места в зависимости от условий жизни и деятельности индивида, т.е. они больше, чем другие, подвержены влиянию со стороны и как бы добавляют штрихи к общей оценке содержательной стороны ЦО личности.

На основе предложенной обработки и анализа данных можно получить типологию ценностных ориентаций личности учащихся старших классов, отличающихся по содержанию системы входящих в них ценностей. Следует при этом иметь в виду, что, как показывают наши исследования, для группы учащихся с низкой дифференциацией максимальное число типов ЦО равняется двум. Для учащихся же с высокой дифференциацией число таких типов может быть значительно больше.

Устойчивость полученных характеристик ЦО учащихся достигается повторным обследованием тех же школьников по этой же методике, которое нужно провести спустя 2–3 недели. При этом следует изменить порядок расположения ценностей в экспериментальном бланке.

В заключение нужно отметить, что предлагаемая здесь методика дает наибольший эффект при массовом обследовании учащихся. В случае же индивидуальной работы с учениками целесообразно использовать специальные карточки с выписанными на каждой из них отдельными ценностями.


Опросник Басса-Дарки [10]

Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:

· мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность;

· инструментальная агрессия как средство.

(При этом подразумевают, что оба вида агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями – гневом, враждебностью.)

Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Описание теста

При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «Да» или «Нет».

 

Текст опросника

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнуть по носу.

34. Я никогда не бываю мрачен от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только от злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

 

Обработка и интерпретация данных

Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

· Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

· Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена, – взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

· Склонность к раздражению (коротко – раздражение) – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

· Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

· Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

· Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

· Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

 

Кроме того, выделяется восьмой пункт – угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.

Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

 

 

1. Физическая агрессия: 5. Обида:

«Да» – № 1, 25, 3, 48, 55, 62, 68; «Да» – № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58;

«Нет» – № 9, 17, 41. «Нет» – № 44.

2. Косвенная агрессия: 6. Подозрительность:

«Да» – № 2, 18, 34, 42, 56, 63; «Да» – № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

«Нет» – № 10, 26, 49. «Нет» – № 65, 70.

3. Раздражение: 7. Вербальная агрессия:

«Да» – № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «Да» – №7,15,28,31,46,53,60,71, 73.

«Нет» – № 11, 35, 69. «Нет» – № 39, 66, 74, 75.

4. Негативизм: 8. Угрызение совести,чувство вины

«Да» – № 4, 12, 20, 23, 36. «Да» – №8,16,24,32,40,47,54,61,67.

 

Тест школьной тревожности Филипса [1]

1. (д) Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. (2) Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. (д.3) Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. (х.4) Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?

5. (с) Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударил тебя?

6. (д) Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. (х.2) Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. (3) Случается ли с тобой, что ты не решаешься высказаться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. (4) Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. (с) Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. (д) Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. (х.2) Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. (3) Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. (4) Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. (с) Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. (х.2) Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. (д.3) Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18. (4) Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. (д) Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. (с) Похож ли ты на своих одноклассников?

21. (х.2) Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. (3) Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. (х.4) Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопросы учителя?

24. (с) Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25. (д) Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. (х.2) Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. (1) Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. (х.4) Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. (д) Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. (с) Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым уважением?

31. (1.с) Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. (д) Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. (с) Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращает на тебя внимание?

34. (1) Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. (д) Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. (с) Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как мамы других твоих одноклассников?

37. (1) Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. (д) Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. (с) Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

40. (1) Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. (д) Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. (с) Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. (д) Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. (с) Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. (1) Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. (х) Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. (х) Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. (х) Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. (х) Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. (х) Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. (х) Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. (х) Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. (х) Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. (х) Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55. (х) Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. (х) Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. (х) Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. (х) Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Факторы Таблица 33

Название Номера вопросов Усл. обозн.
1. Общая тревожность в школе 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58. Е = 22 х
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44. Е = 11 с
3. Фрустрация потребности в достижении успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43. Е = 13 д
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45. Е = 6  
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26. Е = 6  
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22. Е = 5  
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9, 14, 18, 23, 28. Е = 5  
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47. Е = 8 у

Таблица 34

Ключ к вопросам

1– 2– 3– 4– 5– 6– 7– 8– 9– 10– 11+ 12– 13– 14– 15–
16– 17– 18– 19– 20+ 21– 22+ 23– 24+ 25+ 26– 27– 28– 29– 30+
31– 32– 33– 34– 35+ 36+ 37– 38+ 39+ 40– 41+ (-у) 42– 43+ 44+ 45–
46– 47– 48– 49– 50– 51– 52– 53– 54– 55– 56– 57– 58–    

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.083 с.)