Методы изучения структурных компонентов личности старшеклассника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы изучения структурных компонентов личности старшеклассника



Тест-опросник МУН [9]

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относительно и к ответу «нет»: он объединяет и явное «нет», и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая подолгу ответ. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является наиболее точным.

Текст опросника

1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.

2. В деятельности обычно активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины, чтобы от них отказаться.

5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограничения времени результативность моей деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то, скорее, продуманно.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, нежели стремиться к невозможному.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность для меня, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению

20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.

Ключ к опроснику

ДА: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

НЕТ: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

Обработка и критерии. За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 1 до 7, то диагностируется мотивация боязни неудачи.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 14 до 20, то диагностируется мотивация успеха.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что при количестве баллов 8–9 есть определенное тяготение к мотивации боязни неудачи, тогда как при количестве баллов 12–13 – к мотивации успеха.

Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций [5]

Методика предназначена для изучения особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в иерархию ЦО личности, от сочетания этих ценностей, степени большего или меньшего их предпочтения относительно других и т.п., определяют, на какие цели жизни направлена деятельность человека и какие средства для достижения этих целей, по его мнению, представляются предпочтительными. Анализ содержательной стороны и иерархической структуры ЦО показывает также, в какой степени выявленные ЦО учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны целям воспитания.

В соответствии с принятым пониманием природы и особенностей функционирования ЦО личности ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности- цели (терминальные ценности), вторую – ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности (Т-ценности) – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, к чему он стремится сейчас и в будущем. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Как известно, умение определить свои цели, т.е. найти самого себя и свое место в жизни, – очень важный показатель личностной зрелости. Инструментальные ценности (И-ценности) отражают средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности. Подобное деление ценностей достаточно условно, ибо на определенных, особенно ранних, этапах формирования личности, в период активного самовоспитания, инструментальные ценности, выражающие в основном качества личности, могут выступать и как цели жизни, играя роль терминальных. Однако выделение в структуре и содержании ЦО этих двух групп ценностей позволяет, с одной стороны, более глубоко подойти к интерпретации содержательной стороны понятия «направленность личности», а с другой – умение человека дифференцировать в своем сознании цели и средства деятельности свидетельствует об определенном уровне развития его личности.

В данной методике были учтены возрастные особенности психического развития учащихся, которые обусловливают, с одной стороны, функционирование механизма дифференциации ценностей, с другой – характер выбора тех или иных ценностей как актуальных для школьников 8–10-х классов.

Методика представляет собой два бланка, на которых приводятся списки 16 терминальных и 16 инструментальных ценностей (бланк 1 и бланк 2), каждую из которых испытуемый может оценить по 5-балльной системе. В инструкции перед началом работы экспериментатор должен указать, что оценивается каждая ценность отдельно, в соответствии с ее значимостью для данного испытуемого.

Приводим ниже образцы бланков этой методики. Указанные в них ценности расположены произвольно, и каждый исследователь может установить свой порядок их расположения.

Бланк 1 (Т-ценности)

Задание 1

Инструкция. Ниже приводится список основных целей, которых люди стремятся достичь в своей жизни. Какие из них являются лично для вас ценными (значимыми)?

Значимость для вас каждого пункта этого списка проставьте в баллах от 5 до 1, где «5» – самый высокий балл, а «1» – самый низкий (табл.30).

Задание 2

Инструкция. Ниже приводится список основных качеств личности человека. Какие из них являются для вас нужными, ценными (значимыми)?

Значимость для вас каждого пункта этого списка проставьте в баллах от 5 до 1, где «5» – самый высокий балл, а «1» – самый низкий (табл.31).

Процедура проведения исследования состоит в следующем. После инструкции, в которой испытуемым кратко формулируются цели работы и объясняются правила заполнения бланков, им раздаются бланки 1 с терминальными ценностями. Испытуемых нужно особо предупредить, что работа должна вестись ими индивидуально, без советов друг с другом, списывания и т.п. Экспериментатор в процессе работы все время должен следить за соблюдением этого правила. Не следует чрезмерно твердо настаивать на заполнении всех пунктов бланка методики, особенно в тех случаях, когда учащийся действительно не знает, какой балл ему поставить для той или иной ценности. При выполнении отдельными учащимися первого задания методики бланк 1 у них отбирается и дается бланк 2. После заполнения он также отбирается, и учащийся покидает помещение, где проводится эксперимент. Работу можно проводить как с целым школьным классом, так и с группами учащихся.

 

Таблица 30



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.008 с.)