Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отделения педагогика-психология
Цели, содержание и виды деятельности студентов В период психолого-педагогической практики Цели: – формирование практических умений и навыков по психологическому сопровождению и обоснованию учебно-воспитательного процесса в школе; – формирование умений изучать индивидуально-психологические особенности личности старшеклассников; – развитие умений отбирать, конструировать и реализовывать необходимую для учащихся систему психолого-педагогических методов, опирающихся на закономерности развития личности и коллектива, на возрастные и индивидуальные особенности школьников; – приобретение навыков профориентационной работы со старшеклассниками.
Содержание и виды деятельности студентов в период практики: 1. Психологический анализ собственного урока. 2. Изучение личностной, потребностно-мотивационной аффективной сферы подростков (по выбору) с целью составления совокупного психологического портрета современного старшеклассника. 3. Осуществление профориентационной работы в различных формах: профдиагностика, профконсультации, групповые активизирующие профориентационные занятия с использованием активных методов. Основные особенности психологического развития В старшем школьном возрасте
Возраст ранней юности обычно совпадает с обучением в 9–11 классах общеобразовательной школы. Переход от подросткового к раннему юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов и планов старшеклассников. Основным новообразованием в ранней юности является «готовность к личностному и жизненному самоопределению» (И.В. Дубровина, 1989), характеризующееся активным процессом понимания самого себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни. Формирование жизненных планов приводит к коренному изменению отношения учащихся к школе, к учению, к отметкам, оценкам себя и окружающим. Выбор будущей профессии составляет ядро процесса самоопределения. В раннем юношеском возрасте в развитии самосознания школьников происходят существенные изменения: повышается значимость системы собственных ценностей, усиливается личностный аспект самовосприятия. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. В старшем школьном возрасте усиливается критичность и самокритичность, проявляется самостоятельность в суждениях. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным.
Центральной особенностью самосознания старшеклассников является осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. В юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущая индивидуализация, с другой. Первая проявляется в постоянной готовности к контактам, вторая тенденция свидетельствует о высокой требовательности к общению и избирательности в дружеских привязанностях. Старший школьник обнаруживает самый высокий по сравнению с другими возрастами уровень тревожности во всех сферах общения, но особенно резко возрастает у него тревожность в общении с родителями и с теми взрослыми, от которых он в какой-то мере зависит. Необходимо отметить, что в переходный период от детства к взрослости интенсивно развивается восприятие себя как человека определенного пола, включающее специфические для юношей и девушек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и – соответственно этим образованиям – формы поведения. В исследованиях подчеркивается, что у девочек обнаруживаются более высокие показатели по эмоциональности, чувствительности, сентиментальности, интуитивности, мягкости, склонности к фантазиям, тогда как у мальчиков – по рассудочности, реалистичности, практичности. Отмечаются различия и в стиле общения. Общение девушек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Юноши больше ценят надежность друга, интеллектуальную общность, а девушки – сопереживание, эмпатию, уступчивость. Следует отметить еще один важный момент, связанный с самоопределением, – изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.
Юношеский возраст сензитивен для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, как основы жизненной позиции, способствующей становлению мировоззрения, формированию эмоционально-ценностного отношения к себе. В связи с этим полезно вспомнить положение Э. Эриксона о необходимости мировоззренческого выбора в юности. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует их психическому здоровью. Своеобразный фокус мировоззренческих поисков юности – проблема смысла жизни. Вопрос о смысле жизни ставится в ранней юности глобально, и на него ждут универсального, годного для всех ответа, кроме того, старшеклассника отличает стремление к максимализму («все или ничего»), что может привести к потере чувства реальности, к определенной неудовлетворенности настоящей жизнью. Таким образом, оказавшись на пороге истинной зрелости, старшеклассник весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным же новообразованием этого периода становится профессиональное и личностное самоопределение. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть. Итак, основные психологические особенности ранней юности следующие: · Самоопределение, профессиональное и личностное. · Стремление к самовоспитанию, самопознанию и самосовершенствованию. · Критическое отношение к взрослым. · Философско-романтический возраст. · Психосексуальные ориентации. · Наличие гражданских прав и обязанностей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.008 с.) |