Классификация расходов государственного бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация расходов государственного бюджета



Государственные расходы распределяются в соответствии с бюджетной классификацией.

Выделяют следующие классификации расходов:

· ведомственная

Ведомственная классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, отражающей распределение средств по государственным органам и организациям, являющимся распорядителями средств, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, т.е. расходы распределяются в зависимости от министерства и ведомств. Ведомственная классификация расходов утверждается Министерством финансов Республики Беларусь.

· функциональная

Функциональная классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, отражающей направление средств на выполнение основных функций государства, т.е. распределение происходит в соответствии с функциональным назначением (государственное управление, международная деятельность, наука и др.). Функциональная классификация расходов состоит из четырех уровней.

Первым уровнем функциональной классификации расходов являются разделы, определяющие расходование средств на выполнение функций государства.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов являются подразделы, конкретизирующие в пределах разделов направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области.

Третьим уровнем функциональной классификации расходов являются виды расходов, детализирующие расходование средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов.

Четвертый уровень функциональной классификации расходов образует классификация по параграфам, которая применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности.

· экономическая (предметная)

Экономическая классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций по их экономическому содержанию, т.е. отражает расходы по целевому назначению (капиталовложения, оплата труда, кредиты и др.)

Экономическая классификация расходов утверждается Министерством финансов Республики Беларусь.

· программная

Программная классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям).

Программная классификация расходов утверждается Министерством финансов Республики Беларусь и применяется в случае составления бюджетов по программно-целевому методу.

· смешанная – расходы распределяются по министерствам, а внутри их - по предметам.

До недавнего времени расходы бюджета объединялись в четыре основные группы: народное хозяйство; социально-культурные мероприятия; оборона; управление. Внутри этих групп они различались по отраслевому, ведомственному и предметному признаку. Такой подход весьма удобен, однако не дает полного представления об экономической природе отдельных видов расходов, их социальной направленности и значимости.

Для более глубокого анализа эффективности использования бюджетных ресурсов, их влияния на общественные процессы целесообразно расходы бюджета классифицировать следующим образом:

1. Сфера расходования бюджетных ресурсов: материальная или непроизводственная. Расходы на материальную сферу объединяются по своей принадлежности к первому подразделению (производство средств производства) или второму (производство средств потребления), что позволяет определять их влияние на структуру обществен­ного производства и потребления. В их пределах более четкий адрес расходов дает отрасль, ведомство, группа однотипных предприятий или мероприятий, конкретный объект вложения.

Расходы бюджета на содержание и развитие непроизводственной сферы, прежде всего, различаются по их главному назначению, т. е. на социально-культурные мероприятия, бытовое обслуживание населения и общегосударственные расходы.

Каждая из этих групп включает множество видов расходов, которые в свою очередь объединяются также по отраслевому, ведомствен­ному признаку, затем более конкретно по своему содержанию и специфике деятельности отдельных учреждений и организаций. Например, расходы на социально-культурные мероприятия включа­ют расходы на просвещение, здравоохранение, на физическую культуру и социальное обеспечение. Бытовое обслуживание — это расходы на развитие коммунального, жилищного, дорожного хозяйствах, благоустройство административных единиц и т. п. Общегосударственные расходы включают ассигнования на управление, содержание правоохранительных органов, оборону, закладку государственных резервов, обслуживание государственного долга и др.

2. Субъекты финансирования, к которым в наиболее общем виде относятся юридические и физические лица. Для первых (звеньев хозяйства и культуры) классификация осуществляется по отраслевому ведомственному признаку, формам собственности (государственная, акционерная, частная), видам деятельности (производственная, на­учная, коммерческая и т. п.), типам предприятий (крупное, среднее малое, концерны и т. п.), а также методам хозяйствования (хозрасчетное, бюджетное).

Расходы бюджета на повышение (или поддержание) материального и культурного уровня населения бывают прямые или косвенные. Прямые - это бюджетные ассигнования, которые непосредственно передаются отдельным гражданам. Их можно группировать по слоям населения, их социальной принадлежности, а также формам передачи (пенсии, пособия, индексация доходов, субсидии частным пред­принимателям, фермерам и т. п.). Косвенное финансирование граждан происходит через дотирование отдельных товаров первой необходимости для сохранения определенного уровня фиксированных розничных цен, тарифов на коммунальные услуги. К ним можно отнести и расходы государства на обеспечение определенного уровня здравоохранения, образования, предоставления на этой основе бесплатных медицинских и образовательных услуг, содержание домов престарелых, инвалидов и т. д. Общая сумма бюджетных ресурсов, направляемая на удовлетворение материальных и социальных нужд населения, их доля во всех расходах бюджета позволяет судить о со­циальной направленности бюджета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.006 с.)